Главная страница

Локалова_-_Когнитивное_развитие_как_содержание_... Удк 159. 9 373 016 ббк88 л 73


Скачать 5.41 Mb.
НазваниеУдк 159. 9 373 016 ббк88 л 73
АнкорЛокалова_-_Когнитивное_развитие_как_содержание_.
Дата18.04.2018
Размер5.41 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛокалова_-_Когнитивное_развитие_как_содержание_...doc
ТипРеферат
#69007
страница1 из 5
Каталогid53458889

С этим файлом связано 57 файл(ов). Среди них: Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей.doc, Lokalova_Prichiny_shkolnoy_neuspevaemosti.pdf, Zanimatelnaya_letnyaya_shkola_1_-_2_klass.pdf, Картинный материал 2 Как научить ребёнка говорить, читать и дума, Картинный материал 1 Как научить ребёнка говорить, читать и дума, Sergeeva_M_V_-_Upryamye_Zhi-Shi_Veselye_podskazki_-_2004.pdf, Условия формирования орфографического навыка.pptx.pptx, Podgotovka_k_VPR_Matematika_4_klass_Tetrad_dlya_obuchayuschikhsy, Локалова_-_Когнитивное_развитие_как_содержание_...doc и ещё 47 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5




УДК 159.9:373.3.016

ББК88

Л 73
Локалова Н.П.

Л 73 Когнитивное развитие как содержание предшкольной подготовки. — М.: Генезис; Психологический институт РАО, 2008. - 64 с.

ISBN 978-5-98563-125-8


Работа посвящена актуальному вопросу современной педаго­гической практики — предшкольной подготовке детей старшего дошкольного возраста. Автор предлагает и обосновывает содержа­ние предшкольной подготовки, которое заключается в осуществ­лении всестороннего когнитивного развития детей. Приводятся экспериментальные данные, свидетельствующие об эффективно­сти применения разработанной программы когнитивного разви­тия для формирования психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

Для работников системы образования, дошкольных учрежде­ний, детских психологов, студентов психологических и педагоги­ческих учебных заведений.


ISBN 978-5-98563-125-8 УДК 159.9:373.3.016

ББК88


© ПИ РАО, 2008

© Локалова Н.П., 2008

© Издательство «Генезис», оформление, 2008
СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................................................3

Задачи и содержание предшкольной подготовки..............................................................5

Зачем нужно когнитивное развитие?..................................................................................7

Почему когнитивное развитие необходимо детям?...........................................................9

Нейрофизиологические, психофизиологические и психологические эффекты когнитивных воздействий.........................................................................................................11

Влияние когнитивного развития на изменения

в эмоциональной и мотивационной сферах детей........................................................13

О развивающей программе «Уроки психологического развития». Когнитивные и некогнитивные результаты ее использования в работе со старшими дошкольниками.......................................................................................................................................15

Заключение............................................................................................................................25

Список использованной литературы..................................................................................28

Не отягощайте детей мертвым грузом

фактов, обучите их приемам и способам,

которые помогут им постигать.

Антуан де Сент-Экзюпери


ВВЕДЕНИЕ
Идея так называемой предшколы, сформулированная в про­екте Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» и в настоящее время обсуждаемая в психолого-педагогических кругах, получила свое освещение в ряде пуб­ликаций [40, 41, 48]. Интерес к ней обусловлен тем, что, как показывает практика, в последние годы увеличилось число де­тей, приходящих в 1-й класс общеобразовательной школы, психологически неготовых к обучению, в связи с чем они с самого начала испытывают различные трудности, приводящие их порой к стойкому отставанию в учении и к академической неуспеваемости. Поэтому психологическая проблема подго­товки детей старшего дошкольного возраста к школьному обу­чению вновь требует к себе пристального внимания и своего осмысления как с теоретических позиций, базирующихся на достижениях современной психологической науки, так и с точ­ки зрения ее практического решения.

Обсуждение данного вопроса следует начать с выяснения и уточнения употребляемой при его обсуждении терминологии. Многообразие и схожесть, неопределенность, расплывчатость используемых терминов, таких как «предшкольное образова­ние», «предшкольная подготовка», «предшкольное обучение», «дошкольное образование», «дошкольное воспитание», «предшкола», «предшкольная ступень», затрудняют понимание воп­роса, по сути состоящего в обеспечении подготовки детей к школьному обучению. В то же время такая терминология пре­имущественно однозначно направляет мысль в толковании их содержания, состоящего в проведении занятий по выработке у дошкольников школьно-учебных умений и навыков пись­ма, чтения и счета. На наш взгляд, наиболее точно выражаю­щим суть этого вопроса является термин «предшкольная подго­товка», поскольку речь идет о небольшом отрезке дошколь­ной жизни ребенка (максимально 1 год), непосредственно при­мыкающем к следующему, школьному периоду, который по своему содержанию и предназначению является заключитель­ным этапом в формировании необходимого для обучения в на­чальной школе уровня психологического развития ребенка.

Прежде всего следует ответить на вопрос: а нужна ли вооб­ще какая-либо подготовка ребенка к школе? Еще Я.А. Коменский отвечал на это утвердительно [20]. Следует признать, что такая подготовка нужна и в настоящее время, поскольку про­цесс психического развития детей, о чем свидетельствуют мно­гочисленные высказывания педагогов, психологов, физиоло­гов, в дошкольном периоде не обеспечивает закономерного формирования необходимого для обучения в школе уровня зре­лости как естественного следствия полноценно прожитой дош­кольной жизни. Тогда следующим является весьма проблем­ный вопрос о содержании такой предшкольной подготовки: чем заниматься с ребенком, чему его учить в преддверии пери­ода обучения в школе?

Несмотря на то, что важность психологической готовнос­ти к школьному обучению психологами обоснована уже бо­лее 50 лет назад, трудно назвать еще какую-то область психо­лого-педагогической практики, в отношении которой так расходились бы до сих пор взгляды педагогов и психологов. Пе­дагогическая практика, руководствуясь собственным пред­ставлением о сути данного понятия, настойчиво формулиру­ет пожелания, адресованные родителям и дошкольным вос­питателям, научить детей до начала школьного обучения пи­сать, читать и считать, полагая, что формирование этих уме­ний и составляет главным образом содержание предшкольной подготовки. Такая трудно изживаемая в практике позиция школьных учителей имеет ряд последствий, негативно отра­жающихся в дальнейшем, как на самом процессе обучения, так и на формировании у детей некоторых нежелательных личностных качеств.

В то же время психологи стремятся убедить педагогов, что психологическая готовность к обучению определяется не на­личием этих учебных умений, а сформированностью у ребен­ка психологической базы, лежащей в основе овладения этими умениями и определяющей степень легкости и качество овла­дения ими, а следовательно, в значительной мере предопреде­ляющих успешность школьного обучения в целом.

Казалось бы, проблема предшкольной подготовки, на пер­вый взгляд узко конкретная, должна интересовать только школьных педагогов, воспитателей дошкольных учреждений и психологов-специалистов по дошкольному детству. Однако ее обсуждение в связи со значимыми психолого-педагогичес­кими последствиями для детей даже более старшего возраста не может пройти мимо и тех, в сферу научно-практических ин­тересов которых входят психологические проблемы, возника­ющие у детей в более поздние годы, уже в период школьного обучения.

В связи с приглашением к обсуждению данного вопроса всех заинтересованных лиц [40, 41] нам хотелось бы предложить свое видение целей, содержания и пути формирования психо­логической готовности детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

В итоге почти 15-летнего изучения психологических при­чин школьной неуспеваемости у учащихся разных ступеней обучения, в первую очередь у младших школьников, и разра­ботки научно-методических основ ее психопрофилактики у нас сформировалось убеждение, что к такому сложному вопросу, как школьная неуспеваемость, нужно подходить системно, рас­сматривая каждый конкретный случай не как изолированный, отдельно взятый сам по себе, а как совокупный результат воз­действия определенной системы причинно-следственных свя­зей. Одним из таких факторов, существенным образом влия­ющим на успешность овладения учащимися школьными зна­ниями и обусловливающим легкость адаптации ребенка к ре­альным условиям учебного процесса, а также успешность или неуспешность овладения учебным материалом не только на на­чальном этапе школьного обучения, выступает то, что назы­вают психологической готовностью ребенка к усвоению зна­ний, подразумевая под этим прежде всего необходимый уро­вень развития его познавательных возможностей.

Влияние этого фактора на учебную деятельность многосто­роннее и более глубокое, чем может показаться с первого взгля­да, а школьная незрелость ребенка в начале обучения нередко имеет отдаленные негативные последствия, проявляющиеся в более поздние периоды.

Рассматривать вопрос о содержании предшкольной подго­товки следует не только с точки зрения актуального развития ребенка, диагностируя сформированное у него на данный момент необходимых психологических образований. Нужно обязательно заглядывать в будущее, тесно увязывать содержа­ние предшкольной подготовки с психологическими причина­ми тех трудностей, прежде всего когнитивного характера, ко­торые возникают у младших школьников при усвоении мате­риала по разным учебным дисциплинам и которые приводят к школьной неуспеваемости, с целью максимально возможного предотвращения их действия.

В данной работе представлен подход к проблеме психоло­гической готовности к школьному обучению с точки зрения когнитивного психолога. Наше понимание этой проблемы сформировалось под влиянием многолетнего изучения труд­ностей, возникающих у младших школьников при обучении письму, чтению и счету. Раскрывая вопрос об их психологи­ческих причинах, носящих не только конкретный характер применительно к данной трудности, но и оказывающих более широкое влияние на успешность усвоения знаний в целом, по­степенно во всей своей значимости (наряду с нейропсихологическими, психолого-педагогическими, другими психологи­ческими факторами) выступил фактор психологической готов­ности ребенка к школьному обучению. Это заставило рассмот­реть его цели, задачи, содержание с новых позиций, взглянуть из будущего, через призму тех трудностей, которые ожидают ребенка после начала школьного обучения. В связи с тем, что проблема психологической готовности к школьному обучению уже давно существует в психологии, она как бы «замылилась», ее содержание «затерлось», стало шаблонно-привычным, по­чти не развиваются новые, основанные на современных пси­хологических теориях, представления о содержании данной проблемы, и в практическом плане обычно дальше диагнос­тики наличного уровня психического развития до сих пор дело не идет. Становится все яснее, что она ожидает своего пере­смотра, нового подхода с позиций современной психологичес­кой науки и, что главное, пристального рассмотрения конк­ретных путей и способов целенаправленного формирования готовности детей к обучению, повышения уровня их школь­ной зрелости.

Наш взгляд на проблему психологической готовности к школьному обучению, базирующийся на современных нейро­физиологических, психофизиологических и психологических данных, состоит в том, что готовность к обучению понимается нами как интегрированный результат осуществления систематизированных и целенаправленных когнитивных влияний. При разработке психологической программы, направленной на развитие когнитивной сферы детей и, следовательно, по­вышение уровня их школьной зрелости, мы опирались на фун­даментальные представления о ходе и движущих силах ум­ственного развития (С.Л. Рубинштейн) [42], на сформули­рованную в последние годы дифференционно-интеграционную теорию психического развития (Н.И. Чуприкова [58], М.А. Холодная [55], Н.Н. Поддьяков [37]).

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДШКОЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В связи с рассмотрением вопроса о задачах и содержании предшкольной подготовки вновь актуальной становится про­блема преемственности между дошкольным периодом разви­тия и начальным звеном системы школьного образования. Ее суть - обеспечить по возможности безболезненный, бесстрес­совый переход ребенка на новый уровень развития уже в усло­виях школьного обучения. Но, как бы то ни было, следует при­знать, что шаг между дошкольным и школьным периодами, шаг между детским садом и 1-м классом школы велик, и пол­ностью уберечь ребенка от трудностей этого переходного мо­мента вряд ли удастся. Тем не менее вопрос о преемственнос­ти снова требует своего принципиального решения, которое невозможно, если не заглянуть в завтрашний день ребенка, и определять его содержание следует с учетом его требований в будущем.

А завтра ребенок станет школьником. В связи с этим кажущаяся разумной преемственность, рассматриваемая до сих пор как более раннее обучение дошкольников по учебным про­граммам для 1-го класса и формирование у них школьных уме­ний и навыков, как показывает практика, не только не обес­печивает психологически плавный переход детей к школьно­му обучению, но даже, наоборот, нередко формирует у них от­рицательное отношение к школе и учению [1]. Однако все четче и шире в педагогических кругах формируется мнение о необ­ходимости решать проблему преемственности дошкольного и начального школьного периодов, отойдя от конъюнктурного понимания процесса подготовки к школе, ограничивающего его умениями писать, читать, считать, и решать ее, рассматри­вая преемственность с точки зрения ее психологического со­держания (формирования предпосылок учебных умений, ум­ственных операций, познавательных интересов и др.) [6].

Как же обеспечить преемственность? Не говоря здесь о том значении, какое в плане формирования психологической го­товности к школьному обучению имеет весь дошкольный пе­риод развития, ответим, что ее можно обеспечить в рамках предшкольной подготовки. Определяя ее задачи и содержание, нельзя не учитывать того, что предстоит ребенку, с чем, с ка­кими трудностями он столкнется на следующем этапе своего жизненного пути. А предстоящая сложная и многообразная учебная деятельность диктует свои требования к различным сторонам психического развития ребенка. Учет этих требова­ний и целенаправленное формирование в дошкольном пери­оде таких психологических образований, которые будут спо­собствовать школьному обучению, и есть главная задача этого переходного периода.

Следует заметить, что такое понимание преемственности ни в коей мере не умаляет самоценности данного возрастного периода развития, и нам представляется необоснованной тре­вога, высказываемая некоторыми психологами и педагогами по этому поводу. Напротив, заботясь о будущем психологи­ческом благополучии ребенка, мы, учитывая его сегодняшние возможности и потребности, создаем условия для полноцен­ного психического развития ребенка в настоящем.

Что же ждет ребенка завтра? А завтра его ждет быстро ме­няющийся мир, от него будут требоваться умения анализиро­вать и качественно преобразовывать возникающие ситуации (предметные, социальные), разрабатывать и овладевать новы­ми техническими средствами и компьютерными технология­ми, анализировать, обогащать и перестраивать свой индивидуальный опыт и себя самого, а это требует постоянного роста уровня его психического и, в частности, интеллектуального развития. Другими словами, у сегодняшнего дошкольника нужно заложить психологическую основу не только готовнос­ти к усвоению знаний в будущем, как в ближайшем, так и от­даленном, но и к дальнейшему развитию вообще, под которой А.А. Леонтьев понимал «...систему свойств и качеств личнос­ти школьника, обеспечивающих потребность и возможность самостоятельного развития, прежде всего в рамках определен­ного возрастного периода и при переходе от одного возраст­ного периода к следующему» [25, с. 16].

В целенаправленном и систематическом продолжении фор­мирования такой психологической основы готовности к обу­чению и дальнейшему развитию уже в школьном периоде - суть преемственности дошкольного и младшего школьного возрастов.

Готовность к развитию - это готовность к переработке ин­формации, поскольку успех в обществе в настоящем, а тем бо­лее в будущем все более будет зависеть от того, насколько ус­пешно человек справляется с огромной информацией, на­сколько эффективно он в ней ориентируется, насколько быс­тро и адекватно к ней подстраивается. Вполне возможно, что в будущем интеллектуальная развитость будет в социальном пла­не более привлекательным качеством, чем физическая красо­та [9].

Таким образом, задача предшкольной подготовки в широком плане должна состоять в обеспечении начального этапа фор­мирования психологических основ готовности к развитию и саморазвитию, а в более узком - в формировании психологи­ческой готовности к усвоению знаний, то есть в совершенство­вании познавательных возможностей детей, формированию положительного отношения к школе и учению в целом, готов­ности к соблюдению и выполнению требований и норм школь­ной жизни.

Возникновение же такой готовности возможно как след­ствие широкого и целенаправленного формирования ее ког­нитивной основы, в качестве которой, согласно теоретичес­ким представлениям, сформулированным в современной ког­нитивной психологии, выступают сложные многоуровневые иерархически организованные психологические образования, являющиеся инструментом анализа и обработки воспринима­емой информации [55, 59].

В соответствии с этим содержанием предшкольной подготовки должно явиться формирование и всестороннее развитие этих образований, являющихся психологическим субстратом интел­лектуальных способностей и имплицитно содержащих в себе потенциал саморазвития, на основе системного развития аналитико-синтетических процессов. Решение этой задачи воз­можно только на пути широкого и всестороннего когнитивно­го развития детей, под которым мы понимаем непосредствен­ное воздействие на познавательную сферу с учетом объектив­ных законов психического развития с помощью системы пси­хологических упражнений.

В связи с возрождением в настоящее время самого понятия «когнитивное развитие» следует заметить, что мы рассматри­ваем его не как способ ускорения развития или стимулирова­ния познавательной сферы детей. Неправильной и даже опас­ной по своим последствиям является сама мысль о возможно­сти влияния на возрастные особенности ребенка, в частности, на его интеллектуальное развитие с целью ускорения. Это не менее опасно, чем распространенное в США и Западной Ев­ропе стимулирование когнитивной сферы с помощью меди­каментозных средств, дающее кратковременный интеллекту­альный рост, но приводящее к перенапряжению, чреватому катастрофическими последствиями [52].

Наш подход к когнитивному развитию базируется на пред­ставлении не об интенсификации, а на амплификации (обога­щении) (А.В. Запорожец) развития ребенка. Осуществление когнитивного развития детей в нашем понимании не предпо­лагает ни ускорения их развития в целом, ни проскакивания отдельных ступеней, детям не предлагается психологическое содержание, неактуальное для данного микровозрастного пе­риода. Когнитивное развитие осуществляется не с целью ис­кусственной стимуляции психической деятельности, а для рас­крытия внутренних психологических ресурсов каждого ребен­ка; это не предопределение верхних границ его интеллектуаль­ного развития, а создание для всех детей равных условий для развития в обогащенной развивающей среде. А вот то, как пой­дет развитие дальше, определяется уже внутренними возмож­ностями и резервами самого ребенка.
  1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом