Главная страница

Локалова_-_Когнитивное_развитие_как_содержание_... Удк 159. 9 373 016 ббк88 л 73


Скачать 5.41 Mb.
НазваниеУдк 159. 9 373 016 ббк88 л 73
АнкорЛокалова_-_Когнитивное_развитие_как_содержание_.
Дата18.04.2018
Размер5.41 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛокалова_-_Когнитивное_развитие_как_содержание_...doc
ТипРеферат
#69007
страница4 из 5
Каталогid53458889

С этим файлом связано 63 файл(ов). Среди них: Памятка для родителей Если ваш ребёнок левша.doc, Propisi_dlya_levshey_Nika_Dubroskaya.pdf, Levsha_Osobennosti_razvitia_ili_kak_pomoch_levorukomu_rebenku.pd, mozgvosne_1.pdf, mirv2050_1.pdf, Речь и письмо тесты.doc, Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей.doc, Lokalova_Prichiny_shkolnoy_neuspevaemosti.pdf, Zanimatelnaya_letnyaya_shkola_1_-_2_klass.pdf и ещё 53 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5

Вводная часть

Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните доб­рые, хорошие слова на букву «А» (аккуратный, аппетит­ный, ароматный, ангельский, авторитетный, активный и др.).

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Перекрес­тные движения» для активизации работы обоих полушарий, для подготовки к усвоению знаний.
Основная часть
Задание 1. «Назови предметы»

Дети по очереди называют все предметы, которые их ок­ружают в данном помещении. Затем по заданию воспитателя называют слова на темы: «Овощи», «Одежда», «Посуда», «Обувь», «Растения», «Магазин».
Задание 2. «Послушай тишину»

Комната немного затемнена для обострения слуховых ощу­щений. В тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя др.
Задание 3. «Узнай по звуку»

Дети узнают различные предметы (карандаш, линейка, кни­га, ложка, монета) по звуку, который те издают при постуки­вании или при падении.

Более сложный вариант: дети, закрыв глаза, должны уз­нать человека по голосу, звуку шагов.

Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Занятие 12.

Задачи занятия: развитие зрительной памяти; развитие пространственных представлений (понимание терминов «внут­ри», «вне», «на»; развитие понятийного мышления.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнитесь!»; «Скажите добрые слова друг другу».

Составляем «Азбуку хороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «М» (мирный, мудрый, мечтатель­ный, мягкий, модный, милый и др.).

Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Сова» для улучшения зрительной памяти, внимания, снятия напряжения, которое развивается при длительном сидении и чтении.
Основная часть
Задание 1. «Нарисуй по памяти»

Материал к заданию: плакат с изображениями шести гео­метрических фигур.


Каждая фигура предъявляется детям в течение 3 секунд. Воспитатель показывает первую фигуру, затем убирает или закрывает ее. Дети зарисовывают показанную фигуру по па­мяти. Затем показывается вторая фигура и т.д. После воспро­изведения детьми всех шести фигур рисунки сравниваются с образцами. Точное воспроизведение оценивается 1 баллом. Победителями считаются дети, набравшие наибольшее коли­чество баллов.
Задание 2. «Выполни правильно»

Материал к заданию: индивидуальные бланки, цветные карандаши.



Задания:

а) Нарисовать синий кружок внутри каждой фигуры на ри­сунках А и Б, а красный кружок - вне их. Отметить зеленую точку на границе каждой фигуры. Продолжить линию так, что­бы закрашенный треугольник оказался внутри фигуры 3, зак­рашенный квадрат - вне фигуры 4, закрашенный кружок - на линии фигуры 5.

б) Продолжить синим карандашом линию так, чтобы круг оказался вне, а квадрат - внутри фигуры 6.

в) Отметить красным карандашом точку, расположенную внутри треугольника, но вне круга и квадрата.
Задание 3. «Вордбол»

Детям задается какая-либо тема, например, «Мебель - не мебель». Затем воспитатель называет вперемешку слова, либо относящиеся к данной категории, либо слова, по смыслу да­леко отстоящие от нее. Так, наряду со словами «стул», «кро­вать», «шкаф» называются слова «пальто», «книга», «чайник» и др. При этом, называя слово, воспитатель бросает ребенку мяч, а тот либо ловит его, если слово соответствует заданной теме, либо отбивает мяч, если слово не относится к заданной категории.

Задание усложняется за счет сокращения времени на раз­мышление.
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
***

Рассмотрим результаты использования данной программы для психологического развития старших дошкольников, по­лученные в ряде исследований, выполненных под нашим ру­ководством. Цель этих исследований - обеспечить у детей под­готовительной группы детского сада путем когнитивного раз­вития по программе «Уроки психологического развития - I класс» достаточный уровень психологической готовности к школьному обучению.

В исследовании Е.Н. Потаповой [38], посвященном фор­мированию психологической готовности к школьному обу­чению у старших дошкольников, для характеристики уровня психологического развития детей подготовительной группы детского сада был использован ряд показателей развития ког­нитивной сферы (наглядно-перцептивный анализ, вербаль­ный анализ, мыслительная операция установления законо­мерностей, кратковременная зрительная память, показатель полезависимости /поленезависимости, произвольное внима­ние) и личностных особенностей детей (уровень школьной мотивации, особенности самооценки). После проведения в течение трех месяцев занятий по развивающей программе «Уроки психологического развития - I класс» и сравнения результатов психодиагностического обследования детей в эк­спериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах было най­дено, что дети ЭГ существенно продвинулись в своем разви­тии: статистически значимые изменения были зафиксирова­ны по 6 показателям когнитивного развития из 12 в ЭГ и ни одного статистически значимого изменения у детей в КГ. У детей ЭГ существенно повысился уровень умственного раз­вития, определяемый по методике экспресс-диагностики ин­теллектуальных способностей (МЭДИС-6-7) [34]: при оди­наковом исходном уровне умственного развития в 7,6 балла в ЭГ и 7,4 балла в КГ (разница статистически незначима) в кон­це экспериментального периода дети ЭГ имели уровень ум­ственного развития, оцениваемый в 11,8 балла, а в КГ - 8,4 балла (разница статистически значима, р<0,05).

Традиционно используемый для определения уровня психологической готовности к школьному обучению Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека пока­зал, что в ЭГ после проведения развивающей работы к нача­лу школьного обучения не было ни одного ребенка с низким уровнем школьной зрелости, а высокий уровень продемон­стрировали 73% детей. В КГ низкий уровень школьной зре­лости в этот момент был выявлен у 27% детей, а высокий уро­вень был отмечен лишь у 36,5% старших дошкольников. Дети ЭГ демонстрировали и более высокую личностную зрелость: высокий уровень школьной мотивации и адекватную само­оценку показали 55% детей в ЭГ и 35% детей в КГ. По резуль­татам собеседования учителя школ отметили высокий уро­вень психологической готовности к школьному обучению детей из ЭГ.

Специальное изучение изменения уровня школьной мо­тивации и степени сформированности эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников под влиянием целе­направленного когнитивного развития было осуществлено Н.В. Никитиной [36]. В течение трех месяцев 2 раза в неделю (длительностью до 30 минут) с детьми ЭГ проводилась раз­вивающая работа по программе «Уроки психологического развития - I класс». Для выявления изменений в уровне ког­нитивного развития детей был использован Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека. Изменения в лич­ностной сфере детей изучались с помощью двух методик на школьную мотивацию (методика Д.В. Солдатова «9 картинок» и методика Н.Л. Белопольской «Кружки»), двух методик, вы­являющих сформированность внутренней позиции школьни­ка (беседа по Н.И. Гуткиной и беседа по ТА. Нежновой), двух рисуночных проективных методик, выявляющих сложивше­еся у детей эмоциональное отношение к школе, способность принимать поставленную задачу, наличие/отсутствие тревож­ности в связи с предстоящим поступлением в школу («Как я представляю себе школу», С. Панченко «Школа зверей»), а также одна методика на определение уровня волевого разви­тия детей «Нерешаемая задача». Полученные в результате развивающей работы изменения в когнитивной и личност­ной сферах у детей в ЭГ оказались весьма существенными (см. таблицу).

Так, судя по результатам теста Керна-Йирасека, уровень когнитивного развития у детей в ЭГ возрос в среднем на 2 бал­ла (р<0,01). При этом результаты улучшились у 10 из 12 детей (83,33%) (в среднем на 2,5 балла), без изменений остались у одного ребенка (8,33%), ухудшились у одного ребенка (8,33%). В результате высокого уровня когнитивного развития достиг­ли 75% детей экспериментальной группы.

В КГ средний балл увеличился всего на 0,4 единицы, что является статистически незначимым, а некоторое повышение уровня когнитивного развития (в среднем на 1,6 балла) имело место лишь у 5 человек (41,67%). Без изменения остались результаты у 4 детей (33,33%), а ухудшение результатов было от­мечено у 3 детей (25%).



Показатели когнитивного и личностного развития

Исходный уровень

Достигнутый уровень



ЭГ

КГ

ЭГ

1 КГ

Когнитивное развитие

(высокий уровень)

(тест школьной зрелости Керна - Йирасека)


8,33% (1)


33,33% (4)


75% (9)


33,33% (4)

Школьная мотивация (доминирование учебных мотивов)

(методика Д.В. Солдатова

«9 картинок»)
(методика Н. Л. Белопольской «Кружки»)



16,67% (2)

16,67% (2)



41,67% (5)

33,33% (4)



66,67% (8)

75,0% (9)



50,0% (6)

25,0% (3)

Внутренняя позиция школьника (положительное отношение

к школе, ориентация на учебную деятельность)

(беседа по Н. И. Гуткиной)
(беседа по Т. А. Нежновой)



25,0% (3)


8,33% (1)



25,0% (3)


16,67% (2)



50,0% (6)


33,33% (4)



25,0% (3)


25,0% (3)

Волевое развитие

(длительность интеллектуального усилия,

высокий уровень)

(методика «Нерешаемая задача»)


25,0% (3)


33,33% (4)


58,33% (7)


33,33% (4)


Как следствие когнитивных влияний были найдены весьма убедительные изменения в личностной сфере детей. Так, в группе детей, с которыми проводилась развивающая работа, стала заметно преобладать учебная мотивация, в то время как в контрольной группе количество детей с учебной мотиваци­ей увеличилось незначительно (по методике Д.В. Солдатова) или даже уменьшилось по сравнению с исходным уровнем (по методике Н.Л. Белопольской).

Внутренняя позиция школьника оказалась сформирован­ной на высоком уровне у большего количества детей в ЭГ по сравнению с детьми КГ, что отчетливо демонстрируют резуль­таты обеих методик.

Весьма заметны позитивные сдвиги в эмоциональном от­ношении детей к школе. Результаты проективной методики «Как я представляю себе школу» позволили выявить увеличе­ние количества детей в ЭГ с эмоционально благоприятным от­ношением к школе: 25% детей (3 человека) в начале экспери­ментальной работы и 58,33% детей (7 человек) в ее конце. Ин­тересно отметить, что в КГ при первом обследовании таких детей было 2 человека (16,67%), а второе обследование не вы­явило ни одного ребенка с эмоционально благоприятным от­ношением к школе и учению в целом. Более того, количество детей, по рисункам которых можно судить об имеющейся у них тревожности, даже страхе перед школой, изменяется вырази­тельно: в ЭГ количество таких детей уменьшилось с 9 человек (75%) в начале экспериментального периода до 5 человек (41,77%) в конце, а в КГ число детей, обеспокоенных своим школьным будущим, увеличилось с 10 (83,33%) до 12 человек (100%). В качестве иллюстрации приведем рисунки двух детей (по одному из экспериментальной и контрольной групп), на которых отчетливо видно появление учебных мотивов у Ната­ши Г. (6 лет 9 мес.) из экспериментальной группы после пери­ода развивающей работы (рис. 1 и рис. 2) и отсутствие сдвигов в этом отношении у Арины О. (6 лет 6 мес.) из контрольной группы (рис. 3 и рис. 4).

И наконец, данные психодиагностического обследования после завершения развивающей работы выявили существенное увеличение количества детей в экспериментальной группе, ха­рактеризующихся высоким уровнем интеллектуальных волевых усилий. Так, если на нерешаемую задачу затратили больше двух минут (высокий уровень) в начале экспериментального перио­да 3 ребенка в ЭГ (25%) и 4 ребенка в КГ (33,33%), то по оконча­нии процесса когнитивного развития в ЭГ уже 7 детей (58,33%) проявили интеллектуальную настойчивость, а в КГ количество таких детей не изменилось - осталось по-прежнему 4 человека (33,33%).

Обобщая полученные в этом исследовании данные, можем заключить, что существенное повышение уровня когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста в эксперимен­тальной группе вследствие проведения развивающих занятий по программе «Уроки психологического развития - I класс» закономерно обусловило выраженные позитивные изменения в их мотивационно-эмоциональной и волевой сферах, выяв­ленные всеми методиками (по 6 методикам на статистически значимом уровне). За этот же период у их сверстников из кон­трольной группы какие-либо сдвиги в уровне когнитивного развития отсутствовали, а имевшиеся позитивные сдвиги по 4 методикам из 7 были незначительны, по одной методике ре­зультаты не изменились, а по двум - даже ухудшились.

Как показало исследование, проведенное С.Б. Красиковой [24] с целью изучения влияния когнитивных воздействий на формирование готовности детей с общим недоразвитием речи к школьному обучению, целенаправленное когнитивное раз­витие оказалось необходимым и полезным и «особым» детям из логопедических групп детского сада с общим недоразвити­ем речи. Известно, что такие дети характеризуются затрудне­ниями в осуществлении звукового анализа и синтеза, приво­дящими к недостаткам в понимании речи, невнятной дикци­ей, бедными представлениями об окружающем мире. В лич­ностном плане для них характерны сильная эмоциональная возбудимость, раздражительность, агрессивность, импульсив­ность. Задержка речевого развития негативно сказывается на уровне сформированности их познавательной деятельности, особенно мышления (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей), что вызывает суще­ственные трудности у этих детей при обучении математике (зат­руднения при прямом и обратном счете, при составлении за­дач, ориентировке в пространстве и времени и др.) и русскому языку (трудности в установлении причинно-следственных от­ношений, в образовании новых слов, слов во множественном числе, в употреблении относительных и притяжательных при­лагательных, при пользовании предлогами).

Осуществление когнитивного развития детей с логопеди­ческими дефектами по программе «Уроки психологического развития - I класс» в течение 6 месяцев 2 раза в неделю позво­лило обеспечить более высокий уровень развития фонемати­ческого слуха и речи, внимания, памяти, мышления, простран­ственных представлений, произвольности, сформированнос­ти психологических предпосылок овладения учебной деятель­ностью (всего по 14 показателям из 15) у детей эксперимен­тальной группы по сравнению с детьми из контрольной группы. Средний прирост в уровне когнитивного развития у детей эк­спериментальной группы составил 41,73%, а у детей конт­рольной группы за тот же период - 27,38%.

Заметные изменения произошли и в личностной сфере де­тей. Анализ графических репрезентаций, выполненных в рам­ках методики «Школа зверей», учебный процесс не был отра­жен в рисунках детей в экспериментальной группе в начале раз­вивающего периода работы и представлен лишь у 3 детей (27,3%) в контрольной группе. В конце экспериментального периода уже 72,72% детей (8 человек) из экспериментальной группы отразили в своих рисунках учебный процесс, а в конт­рольной группе таких детей стало 6 человек (54,5%). Анализ рисунков детей на предмет наличия учителя как одного из по­казателей сформированности внутренней позиции школьни­ка показал, что до развивающей работы в графических репре­зентациях лишь у одного ребенка в каждой группе присутствует учитель. При втором психодиагностическом обследовании фигура учителя присутствовала на рисунках 8 детей (72,72%) в экспериментальной группе и 5 детей (45,45%) из контрольной группы. Кроме того, наблюдения за поведением детей экспе­риментальной группы на занятиях показали изменение их эмо­ционального состояния: если на первых занятиях у детей от­мечалась тревожность, то потом они пребывали в спокойном, порой даже радостном настроении, и эти занятия неизменно вызывали у них выраженные положительные эмоции.

Итак, положив в основу когнитивного развития старших дошкольников всестороннее целенаправленное формирование системы аналитико-интегративных процессов, мы не только воздействуем на механизм повышения интеллектуального по­тенциала детей, но и получаем, возможно, единственное наи­более эффективное средство влияния на мотивационно-эмоциональную сферу дошкольников, проявляющееся в форми­ровании учебной мотивации, появлении положительного от­ношения к учению, снижении уровня школьной тревожности.

Повышение уровня интеллектуального развития детей осу­ществляется вследствие совершенствования работы мозга как на психологическом уровне (в результате формирования системы аналитико-интегративных процессов), так и на уров­не нейропсихологических механизмов: согласно гипотезе Н.И. Чуприковой [59], целенаправленное развитие процессов анализа и синтеза, осуществляемое по нашей программе, по­степенно и эффективно приводит к возрастанию избиратель­ности вовлечения строго ограниченных мозговых зон в осу­ществление когнитивной деятельности, что само по себе яв­ляется одним из ведущих направлений развития в детском воз­расте и общемозговым механизмом повышения уровня интел­лектуального развития в целом.
1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом