Главная страница

Локалова_-_Когнитивное_развитие_как_содержание_... Удк 159. 9 373 016 ббк88 л 73


Скачать 5.41 Mb.
НазваниеУдк 159. 9 373 016 ббк88 л 73
АнкорЛокалова_-_Когнитивное_развитие_как_содержание_.
Дата18.04.2018
Размер5.41 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛокалова_-_Когнитивное_развитие_как_содержание_...doc
ТипРеферат
#69007
страница5 из 5
Каталогid53458889

С этим файлом связано 57 файл(ов). Среди них: Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей.doc, Lokalova_Prichiny_shkolnoy_neuspevaemosti.pdf, Zanimatelnaya_letnyaya_shkola_1_-_2_klass.pdf, Картинный материал 2 Как научить ребёнка говорить, читать и дума, Картинный материал 1 Как научить ребёнка говорить, читать и дума, Sergeeva_M_V_-_Upryamye_Zhi-Shi_Veselye_podskazki_-_2004.pdf, Условия формирования орфографического навыка.pptx.pptx, Podgotovka_k_VPR_Matematika_4_klass_Tetrad_dlya_obuchayuschikhsy, Локалова_-_Когнитивное_развитие_как_содержание_...doc и ещё 47 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дискуссия по проблеме предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста высветила ряд актуальных воп­росов, которые требуют своего незамедлительного решения: «Как обеспечить максимально безболезненный переход детей с дошкольной ступени развития на начальную ступень школь­ного обучения? Возможно ли выравнивание стартовых возмож­ностей детей? Нужен ли дополнительный промежуточный год между дошкольным периодом и начальным периодом школь­ного обучения?»

В данной работе мы постарались дать обоснованный ответ на главный вопрос о необходимости и содержании предшколь­ной подготовки. По нашему мнению, центральным содержа­нием должно явиться всестороннее развитие их познаватель­ной деятельности, так как недостаточность ее развития явля­ется главной причиной многих учебных трудностей, в особен­ности в начальных классах.

Но важность и необходимость когнитивного развития не ог­раничивается только этим, чисто практическим значением. Оно имеет важное значение для общего развития детей. Изу­чение психологических эффектов когнитивных воздействий позволяет рассматривать их как внутренний фактор, «запус­кающий» механизм самоорганизации и саморазвития психо­логических систем. Управлять же процессом развития можно в той лишь мере, в какой удается активизировать всю психо­логическую систему, перестроить ее структурно-функциональ­ные связи. Для этого необходимо подействовать на некоторый ключевой элемент, в качестве которого в целостной системе человеческой личности выступает сложившийся уровень ког­нитивного развития. В свою очередь, элементом, дающим тол­чок к развитию когнитивно-личностной системы в целом, яв­ляются текущие процессы анализа и синтеза. Вот почему на всестороннее развитие именно этих основных мыслительных процессов и направлена разработанная нами программа ког­нитивного развития.

Еще один аргумент в пользу необходимости когнитивного развития состоит во все более ясном осознавании того, что обу­чение только тогда может эффективно внести вклад в разви­тие, когда обучаемый характеризуется определенным исход­ным уровнем зрелости мозговых структур и психологических систем [64]. Инструментом же обеспечения такой зрелости яв­ляются, как было показано выше, систематизированные ког­нитивные воздействия.

Недостаточность когнитивного развития, несоответствие уровня психологического развития ребенка в целом тем тре­бованиям, которые к нему предъявляет учебный процесс, яв­ляются главной причиной возникновения у него стрессовых состояний при переходе из детского сада в школу. Но не шко­ла должна подстраиваться под ребенка, а ребенок по своим интеллектуальным возможностям в этот период должен соот­ветствовать объективным требованиям, задаваемым учебным процессом. Вот почему так важно осуществлять когнитивное развитие детей, опережающее начало школьного обучения и поднимающее познавательную деятельность в целом на более высокий уровень, а также вызывающее позитивные измене­ния в личностной сфере детей, благоприятствующие школь­ному обучению. Тем самым и прокладывается тот самый «мо­стик», который более или менее плавно обеспечит переход к школьному обучению и который в целях преемственности сле­дует «строить» и дальше, уже в процессе обучения в начальных классах.

Ошибочно думать, что когнитивное развитие, как и любая другая предшкольная подготовка, сможет обеспечить детям равные стартовые возможности. Речь идет о создании равных условий в том смысле, что для всех детей создается одинако­вая среда, обогащенная когнитивными воздействиями, обес­печивающая развитие психологических качеств, приводящая к формированию необходимых интеллектуальных умений. Уровень же, которого ребенок сможет достичь в этих услови­ях, в какой мере «раскроются» его собственные внутренние возможности, определяется его собственным потенциалом, который, как известно, у всех разный.

И наконец, еще один вопрос состоит в том, требует ли ра­бота по когнитивному развитию, направленная в конечном счете на формирование психологической готовности ребенка к школьному обучению, добавления специального «предшкольного» года. Есть мнение, что для того, чтобы преодолеть недостатки собственного психического развития, достичь не­обходимого уровня школьной зрелости, необходим некоторый переходный период. Так, Барбара Харрис [66] обсуждает воп­рос о необходимости «переходных» классов (transitional classroom), а Давид Элкинд [63] описывает классы готовности (readiness classes), в которые определяют детей, закончивших детский сад, но еще не готовых для 1-го класса, с целью при­обретения психологической зрелости, совершенствования тонких умений, развития внимания, что так важно для успеха на начальном этапе школьного обучения. «Мне нужно время, чтобы вырасти» - таково, с их точки зрения, требование ре­бенка.

Но, на наш взгляд, такой специальный переходный период не требуется. Более того, задержка ребенка в дошкольном пе­риоде развития может принести ему больше вреда, чем пользы. Удлиняя дошкольный период за счет добавления предшкольного года, мы искусственно сдвигаем начало школьного онто­генеза на более поздние сроки возрастного развития - с 7 лет на 8 лет - и соответственно, срок его окончания, что может иметь негативные последствия для психического развития ре­бенка в будущем.

Не вызывает сомнений, что в сложившейся системе дош­кольного воспитания в нашей стране, судя по количеству пер­воклассников (45%) в г. Москве, неготовых к восприятию школьной программы, резервы и возможности предшкольного года (от 6 до 7 лет) используются не в полной мере. Поэтому ясно выступает необходимость пересмотреть программу заня­тий, реализуемую в детских дошкольных учреждениях, на пред­мет ее соответствия целям, задачам и содержанию предшкольной подготовки.

В данной работе мы сосредоточили свое внимание лишь на одной, хотя и весьма важной стороне психического развития ребенка в периоде, непосредственно предшествующем школь­ному обучению, - его когнитивном, в первую очередь, непос­редственно-чувственном и интеллектуальном развитии. Одна­ко предшкольная подготовка, имеющая целью формирование психологической готовности ребенка к школьному обучению, должна включать направленность на развитие и других качеств, важных не только для предстоящего школьного обучения, но и для развития личности ребенка в целом как в настоящем, так и в будущем. Таковыми являются эмоционально-эстетическое отражение действительности, рассматриваемое как основа ху­дожественного освоения мира, основа понимания искусства и потребности в общении с ним [33]; овладение ребенком базо­выми формами прахудожественной деятельности (спонтанная звукопись, абстрактная цветопись, стихо-ритмические компо­зиции) для развития в дальнейшем музыкально-образного от­ношения к окружающему миру, другим людям, себе [39]. Спе­циальное внимание в плане предшкольной подготовки долж­но уделяться и вопросу нравственного воспитания детей дош­кольного возраста с целью формирования у них грамотных представлений о путях преодоления трудностей межличностного общения со взрослыми и сверстниками, о разрешении нравственно-этических проблем, знакомство с богатством внутренних состояний и переживаний человека (программа «Positive Action» - «Воспитание личности ребенка положитель­ным поступком») [57]. И конечно, важное место в предшколь­ной подготовке должно занимать всестороннее психомоторное развитие дошкольников, состоящее в формировании произ­вольности в управлении движениями, умений самоконтроля и саморегуляции двигательных действий, координации дви­жений, двигательной памяти, воображения и др. [23].

Отдельные задания, развивающие эти важные для будущих школьников качества, включены в нашу программу как обо­гащающие ее когнитивное содержание.

Как уже отмечалось, наша программа изначально разрабо­тана для детей, уже ставших школьниками, поэтому некото­рые задания требуют адаптации к детям старшего дошкольно­го возраста. Однако главную цель мы достигли - эксперимен­тально показали, что целенаправленные воздействия на ког­нитивную сферу на основе дифференционно-интеграционного закона психического развития обеспечивают формирование достаточно высокого уровня познавательно-личностной готов­ности детей старшего дошкольного возраста к школьному обу­чению. Занятия по когнитивному развитию не мешают игро­вой деятельности детей, поскольку сами облечены в игровую форму, материал заданий доступен пониманию детей этого воз­раста, интересен им, отвечает их актуальным потребностям, а ряд заданий проводится в виде подвижных игр.

Следующий шаг в этом направлении мы видим в разработ­ке программы когнитивного развития, специально адресован­ной детям этого возраста, и с учетом специфики их возраст­ных возможностей и образа жизни определены продолжитель­ность и частота занятий.

С точки зрения эффективности формирования психологи­ческой готовности к школьному обучению было бы целесообразно рассмотреть уже имеющиеся психологические програм­мы, предназначенные для дошкольников:

«Развитие» (О.М. Дьяченко), направленная на совершен­ствование умственных способностей детей в процессе детских видов деятельности,

«Радуга» (С.Г. Якобсон), развивающая продуктивное целеполагание, произвольность и рефлексию,

«Истоки» (С.Л. Новоселова, Л.Ф. Обухова, Л.А. Парамоно­ва, К.В. Тарасова), с помощью которой осуществляется разви­тие у детей универсальных, в том числе творческих, способно­стей,

«Азбука воображения» (Е.Е. Сапогова), способствующая раз­витию знаково-символической деятельности и вообра­жения.

Подводя итог, следует заключить, что в общей психологии, психофизиологии, детской и педагогической психологии на­коплен большой материал, позволяющий не только теорети­чески обосновать саму необходимость, принципы и содержа­ние предшкольной подготовки детей, но и практически под­нять уровень психологического развития детей-дошкольников и обеспечить тем самым необходимые условия для успешной адаптации к новому и сложному этапу их жизни - школьному обучению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруких ММ. Трудности обучения в школе: комплексный подход //

Школьный психолог. № 3. 2006. С. 5—8.

2. Безруких М.М., Крещенко О.Ю. Психофизиологические критерии

трудностей обучения письму и чтению у школьников младших клас­сов // Физиология человека. № 5. 2004. Т. 3. С. 24—29.

3. Брайтфельд В.Н. Мотивация учебной деятельности младших под-

ростков с задержкой психического развития: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1999.

4. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного

воспитания / Под ред. Л. А. Венгер. М.: Педагогика, 1986.

5. Венгер Л.А., Ибатуллина А.А. Соотношение обучения, психического

развития и функциональных особенностей созревающего мозга // Вопросы психологии. № 2. 1989. С. 20—27.

6. Виноградова Н.Ф. Современные подходы к реализации преемствен-

ности между дошкольным и начальным звеном системы образова­ния // Начальная школа. № 7. 2006. С. 41—43.

7. ГарбузовВ.И. Нервные дети: Советы врача. Л.: Медицина, 1990.

8. Гладыш А.В., Горев А.С., ФарберД.А. Отражение индивидуальных осо-

бенностей переработки информации в ЭЭГ параметрах детей школьного возраста // Физиология человека. № 1. 1995. Т. 21. С. 99-110.

9. Голдберг Э. Управляющий мозг: Лобные доли, лидерство и цивили-

зация / Пер. с англ. Д. Бугакова. М.: Смысл, 2003.

10. Гусева С.В. Коррекционно-развивающая работа как средство фор­мирования учебной мотивации младших школьников: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1997.

11. Давыдов В.В. Многознание уму не научает // Вопросы психологии. № 4. 2005. С. 22-30.

12. Дембеле Б. Интеллектуальные причины неуспеваемости младших школьников: Автореф. дис.... канд. психол. наук. СПб., 1994.

13. Запорожец А.В. Значение последовательных возрастных периодов детства для общего хода формирования человеческой личности / Избр. психологические труды: в 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка / Под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко. М: Педагогика, 1986. С. 248-257.

14. Запорожец А.В. Развитие эмоциональной регуляции действий у ре­бенка // Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1. Психи­ческое развитие ребенка / Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. С. 258-259.

15. Запорожец Л.В. Роль Л.С. Выготского в разработке проблемы эмо­ций. //Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1. Психичес­кое развитие ребенка /Под ред. В.В.Давыдова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1986. С. 276—284.

16. Защиринская О.В. Динамика психологического развития детей млад­шего школьного возраста с трудностями в обучении: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1995.

17. ЗборовскаяИ.И. Изменения нейродинамическихпроцессов//Раз­витие учащихся в процессе обучения (I—И классы) / Под ред. Л.В. Занкова. М.: АПН РСФСР, 1963. С. 212-279.

18. Калита И. И. Коррекционно-развивающее обучение младших школь­ников//Журнал практического психолога. № 1. 1997. С. 73—76.

19. Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / Отв. ред. Т. Галкина, Э. Лоарер. М.: изд-ние ИП РАН, 1997.

20. Коменский Я.А. Материнская школа, или о заботливом воспита­нии юношества в первые шесть лет // Коменский Я.А. Антология гуманной педагогики. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. С. 16-41.

21. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методи­ческое пособие. СПб., 1997,

22. Корсакова Н. К, Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении млад­ших школьников. М.: Роспедагентство, 1997.

23. Психологические проблемы физического воспитания школьни­ков/ Отв. ред. Б.Б. Косов М.: АПН СССР, 1989.

24. Красикова СБ. Влияние психологической развивающей програм­мы на подготовку детей с общим недоразвитием речи к школьному обучению: Дипломная работа. МГОПУ им. М. А. Шолохова. М., 2002. Научный руководитель — Н.П. Локалова.

25. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...» — концепция и программы непрерывных курсов для общеобразова­тельной школы. М.: Баллас, 1997. С. 9—23.

26. Леонтьев А.Н. Опроблеме способностей (К замечаниям Б.М. Теп-лова по поводу рецензии на главу для учебника) // Вопросы психо­логии. № 2. 2003. С. 20-30.

27. Леонтьев А.Н, Гальперин П.Я., ЭлъконинД.Б. Реформа школы и за­дачи психологии // Вопросы психологии. № 1. 1959. С. 3—22.

28. Локалова Н.П. Виды анализа учебного материала и психологичес­кие трудности при их несформированности // Начальная школа. № 5. 1994. С. 54-59.

29. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. Материалы к урокам. М., 1995.

30. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. Материалы к урокам. 3-е изд. М., 2006.

31. Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психо­диагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и мате­матике. 3-е изд. М.: Ось—89, 2003.

32. Макеева Е.А. Особенности мотивации учения младших школьни­ков с задержкой психического развития: Автореф. дис.... канд. пси­хол. наук. Н.Новгород, 2004.

33. Мелик-ПашаевАА. Психологические основы способностей кхудоже-ственному творчеству: Автореф. дис. ...доктора психол. наук. М., 1994.

34. Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС— 6—7). Методическое руководство /Аверина И.С, Щеб-ланова Е.И., Задорина Е.Н.). Обнинск, 1994.

35. Молчанова Г.В. Динамика возрастных и индивидуальных особен­ностей умственного развития тревожных и импульсивных детей 6— 8 лет: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 2000.

36. Никитина Н.£. Диагностика и коррекция мотивационной и эмо­ционально-волевой сфер старших дошкольников как способ про­филактики трудностей в школьном обучении: Дипломная работа. МГОПУ им. М. А. Шолохова. М., 2003. Научный руководитель — Н.П. Локалова.

37. Поддъяков Н.Н. Закономерности психического развития ребенка. Краснодар» Ун-т «МЭГУ—Краснодар», 1997.

38. Потапова Е.Н. Формирование психологической готовности к обу­чению в школе у старших дошкольников с помощью развивающей программы «Уроки психологического развития»: Дипломная рабо та. МГОПУ им. М. А. Шолохова. М., 2001. Научный руководи­тель — Н.П. Локалова.

39. Ражников В.Г. Динамика художественного сознания в музыкаль­ном обучении: Дис.... доктора психол. наук в виде научного докла­да. М., 1993.

40. Решетникова О.В. Продолжаем обсуждать предшкольное образо­вание // Вестник практической психологии образования No 4(5) 2005. С. 4-5.

41. Решетникова О.В. Предшкольное или дошкольное? // Школьный психолог. № 21. 2005. С. 31—32.

42. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер 2002 С. 324-328.

43. Рудкевич Л А. Эпохальные изменения человека на современном этапе и педагогические инновации // Вестник практической пси­хологии образования. № 4(5). 2005. С. 28—38.

44. Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта. Смо­ленск: Универсум, 2003.

45. Семенович А.В. Эти необычные обыкновенные дети // Школьный психолог. № 24. 2005. С. 20—22.

46. Сибгатуллина И.Ф. Системная характеристика интеллектуальной деятельности в условиях специально организованного обучения: Автореф. дис.... канд. психол. наук. Пермь, 1993.

47. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современ­ных дошкольников// Вопросы психологии. № 1. 2004. С. 91—103.

48. Собрание Дискуссионного клуба Федерации психологов образова­ния / Е.Г. Юдина// Вопросы психологии. № 4. 2005. С. 148—150.

49. Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. Связь феномена диф­фузной тендерной идентичности с когнитивным стилем лично­сти // Вопросы психологии. № 3. 2002. С. 41—51.

50. Соколова Л.В. Системная организация интегративной деятельно­сти мозга учащихся в процессе формирования навыка чтения: Ав­тореф. дис.... канд. биол. наук. М., 1991.

51. Степанов С.С. Эколог детства. Ури Бронфенбреннер // Школьный психолог. № 22. 2005. С. 2-4.

52. Степанов С.С. Пища для ума. Съел — и порядок? // Школьный пси­холог. №22. 2005. С. 4—5.

53. Ушинский К. Д. Время начала систематического обучения // Воспи­тание человека: Избранное / Сост. С.Ф. Егоров. М.: Изд. Дом «Ка­рапуз», 2000. С. 59-63.

54. Фарбер Д.А., Кирпичев В.И. Электроэнцефалографические корре­ляты работоспособности у подростков //Журнал высшей нервной деятельности. Вып. 4. 1985. Т. 35. С. 649-657.

55. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб., Питер, 2002.

56. Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоску това Т.Д., Стеценко С. А. Нейро-психологическое исследование эмоциональных процессов у де­тей // Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования / Под ред. А.В. Запорожца, ЯЗ. Неверович. М., 1986.

57. Царев В.Е., Кузьмичева И. А. Психолого-педагогические принципы воспитания поступком в концепции К. Оллред // Вопросы психо­логии, 1988, №6.С. 134-141

58. Чуприкова Я.Я. Психология умственного развития: Принцип диф­ференциации. М.: Столетие, 1997.

59. Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (к обоснованию системно-структурного подхода). М.; Воронеж: изд-во МПСИ— НПО «МОДЭК», 2003.

60. Шмидт В.Р. Взаимосвязь самоотношения и умственного развития учащихся 1—2 класса: Автореф. дис.... канд. психол. наук. М., 1998.

61. Ягловская Е.К. Взаимоотношения умственно одаренных дошколь­ников в группе // Вопросы психологии. № 3. 1998. С. 61—69.

62. Ятнек Л.А., Суздалева В. А. Развитие некоторых качеств нервной си­стемы под влиянием обучения стенографии // Вопросы психоло­гии. № 5. 1981. С. 85-95.

63. ElkindD. All Grown Up and No Place to Go. New York: Addison Wesley, 1996/

64. Gagne Robert M. Contributions of Learning to Human Development // Psychological Review. № 3. 1968. V. 75. P. 177-191/

65. Hamm RJ. et al. Exposure to environmental complexity promotes recovery of cognitive function after traumatic brain injury//Journal Neurotrauma № 1. 1996. V. 13. P. 41-47.

66. Harris B. «I Need Time to Grow»: The Transitional Year // Phi Delta Kappan. 2003. № 8. V. 84. P. 624-627.

67. Kempermann G., Kuhn E.G., Gage F.H. More hippocampal neurons in adult mice living in an enriched environment // Nature. № 6624. 1997. V. 386. P. 493-495.

68. Kolb B. Plasticity and Behavior. Mahwah (NJ): Erlbaum, 1995.

Локалова Наталья Петровна
КОГНИТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

КАК СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДШКОЛЬНОИ ПОДГОТОВКИ


Корректор Т.Ю. Барышникова

Дизайн обложки А. В. Гущина

Оригинал-макет СВ. Иванова
Подписано в печать 10.04.2008. Формат 60x84/16

Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл.-печ. л. 3,72

Тираж 300. Заказ №


Отпечатано в полном соответствии

с качеством предоставленных диапозитивов
1   2   3   4   5

перейти в каталог файлов
связь с админом