Главная страница

Поурочные разработки русский 6. Удк 372. 8 811. 161. 1 Ббк рус Б81


Скачать 1.92 Mb.
НазваниеУдк 372. 8 811. 161. 1 Ббк рус Б81
АнкорПоурочные разработки русский 6.pdf
Дата03.01.2018
Размер1.92 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаPourochnye_razrabotki_russkiy_6.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#57843
страница1 из 32
Каталогid59528072

С этим файлом связано 78 файл(ов). Среди них: 171030_Russkiy_yazyk_-_Probny_variant_4_s_resheniem.pdf, 171016_Russkiy_yazyk_-_Probny_variant_3_s_resheniem.pdf, Sbornik_pamyatok.doc, 248_1-_Literatura_6kl_Rab_tetrad_Chast_1_k_uchebniku_Merkina_G_S, svyazi_slov_russkiy_yazyk.pdf, odnosostavnye_predlozhenia_russkiy_yazyk.pdf, pravopisanie_predlogov.pdf, Tsybulko_Ustnoe_sobesedovanie_po_russkomu_yazyku.pdf, izobrazitelno-vyrazitelnye-sredstva.pdf, pravopisanie_mestoimeniy.pdf и ещё 68 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

УДК 372.8:811.161.1
ББК Рус Б81
Бондаренко М. А.
Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / МА.
Бондаренко. — М. : Просвещение, 2016. —
240 с. — ISBN Пособие для учителей включает в себя полноценно и качественно разработанную систему уроков (с указанием целей, результатов обучения, универсальных учебных действий) к учебнику для 6 класса УМК М. Т. Баранова, ТА. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. В книге много внимания уделено обобщению и совершенствованию орфографических навыков, становлению связной устной и письменной речи. Проблемные и игровые задания повышают уровень мотивации к обучению, тесты пособствуют эффективному контролю знаний.
16+
Б81
УДК 372.8:811.161.1
ББК Рус 978-5-09-042877-4
© Издательство Просвещение, 2015
© Художественное оформление Издательство Просвещение, 2015
Все права защищены

3
Предисловие
Предлагаемое пособие содержит методические разработки уроков русского языка в 6 классе по всем разделами темам курса и соответствует структуре учебника, входящего в переработанную в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования образовательную линию УМК ТА. Ладыжен- ской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.
Уроки разработаны в соответствии с современными требованиями оптимизации образования на основе личностно ориентированного, компетентностного, развивающего и си- стемно-деятельностного подходов.
В разработках уроков максимально используются материалы учебника, что позволяет сформировать устойчивый навык работы с книгой в разных формах чтение, анализ, переработка материала в форму плана, таблицы, алгоритма, поиск необходимой информации, расшифровка схем, перевод визуальной информации в текстовую и пр. При этом учителю предлагается обратить внимание на имеющиеся в учебнике неточности, которые по его усмотрению могут быть использованы в учебном процессе как материал для развития аналитических способностей учащихся.
При разработке уроков особое внимание уделялось групповыми индивидуальным формам организации занятий, использованию проблемных, поисковых, исследовательских заданий (разработка алгоритмов, различные виды обработки информации, лексические тренинги, грамматические игры, самонаблюдение, подготовка мини-сообщений и пр.).
Все разделы пособия начинаются с перечня результатов освоения учебной программы — личностных, метапред- метных и предметных. Каждый урок включает указание целей и применяемых на уроке универсальных учебных действий (далее — УУД): личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, после которых следует описание этапов урока.
В структуру урока входит лингвистическая (орфоэпическая, орфографическая и пр) разминка, вовремя которой предлагается решить лингвистическую задачу, как правило, связанную с изучаемым материалом. Предлагаются задания, которые носят развивающий и одновременно занимательный характер, способствуют повышению мотивации к изучению русского языка. В зависимости от степени сложности задания, а также возможностей класса выполнить его учитель выбирает вариант работы над ним, индивидуальную или коллективную форму деятельности, степень своего участия в решении задачи
Проверка домашнего задания представлена отдельным этапом либо логически входит в другие этапы работы. В процессе проверки домашнего задания предлагаются разнообразные виды деятельности выборочная проверка, взаимопроверка, перекрёстные опросы, проводимые в групповой форме, поисковая работа, отчёт по результатам индивидуального задания, контрольные упражнения. Как правило, при проверке домашнего задания предлагаются варианты актуализации темы текущего урока.
На этапах работы по теме урока (изучение нового материала, повторение, обобщение и систематизация изученного, закрепление и контроль за усвоением темы) используются разнообразные виды деятельности с опорой на задания, представленные в учебнике. Задания конкретизируются, дополняются либо видоизменяются, предлагаются для использования в различных интерактивных вариантах. Трудные вопросы, связанные с изучением нового материала, изложены более обстоятельно, даны с вариативными способами решения, содержат рекомендации для учителей, позволяющие найти способ преодоления проблемных ситуаций. Задания повышенной степени сложности обозначаются звёздочкой (*). В дидактических материалах знаки около слов обозначают — фонетический разрабор;
2
— морфемный разбор — морфологический разбор — синтаксический разбор — пунтуационный разбор.
Как правило, при отборе и представлении материала обращается внимание нате вопросы, которые традиционно плохо усваиваются учащимися, что проявляется на дальнейших этапах изучения русского языка ив ходе контрольных работ и экзаменационных испытаний. Особое внимание уделено словообразованию, а также этимологии как в процессе изучения соответствующего раздела, таки в дальнейшем, поскольку постоянное внимание к данным разделам науки о языке не только формирует устойчивое представление о них, но и способствует развитию интереса к языку, культуре и традициям народа, его межкультурным связям.
Часть уроков содержит таблицы, служащие для обобщения полученных в процессе работы сведений, добытых учащимися знаний. Их рекомендуется заносить в специальную справочную тетрадь, которую учащиеся будут вести в процессе изучения всего курса русского языка. Помимо этого, учащиеся ведут словарик, в который заносят новые слова, и словарь личных ошибок.
Чтобы приучить учащихся работать с различными лингвистическими источниками, рекомендуется не ограничиваться только материалами, представленными в учебнике. Стоит использовать на уроках словари и справочники, имеющиеся в кабинете русского языка, а при выполнении домашнего задания источники, которые есть в домашних библиотеках. Предлагается активно использовать как в самостоятельной работе, таки на уроках ресурсы Интернета, прежде всего те, которые содержат достоверную лингвистическую информацию. Для этого в планах уроков обозначены соответствующие задания по поиску информации, содержатся адреса интернет-ресурсов.
Пособие предлагает разнообразные задания, способствующие развитию творческого потенциала учащихся параллельно с достижением других учебных целей. Так, рекомендуется писать стихотворения на заданные либо самостоятельно подобранные рифмы (буриме. В пособии даны образцы стихотворений, составленные автором.
Рекомендуется активно пробуждать дух соревновательности среди учащихся при организации как групповой, таки индивидуальной работы. Это способствует повышению мотивации учащихся, а также развивает коммуникативные учебные действия умение анализировать работу товарищей, оценивать е, быть объективным, доказывать свою точку зрения.
Разработки уроков по развитию речи содержатся в методических рекомендациях, входящих в учебно-методиче- ский комплект для 6 класса, поэтому рекомендуем учителю воспользоваться этим изданием. Планы уроков по развитию речи, которые там не представлены, содержатся в данном пособии (отмечены значком Р Материалы поурочных разработок рассчитаны на творческое использование учителем с учётом подготовки конкретного класса, возможностей учащихся, оснащённости техническими средствами, опыта работы педагога
Язык. Речь. Общение (3 ч)
Результаты обучения. Личностные осознание эстетической ценности русского языка уважительное отношение к Отечеству, родному языку и культуре гордость за родной язык осознание роли речевого общения как важной части культуры человека
метапредметные:осознанное использование речевых средств адекватное понимание информации письменного сообщения умение высказать и обосновать свою точку зрения предметные:
знание особенностей устной и письменной речи, компонентов речевой ситуации, их роли в построении высказывания умение выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения.
Урок 1. Русский язык — один из развитых
языков мира (§ Цели урока расширить представление о русском языке развить осознание эстетической функции родного языка совершенствовать умение создавать письменное высказывание-рас- суждение развивать навык выразительного чтения.
Личностные УУД. Саморазвитие. Осознание значимости учебной деятельности. Регулятивные УУД
. Целеполагание. Познавательные УУД
. Извлечение, переработка информации. Построение письменного высказывания. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.
Х оду рока. Вступительное слово учителя о русском языке. Работа по теме урока. Чтение высказывания К. Паустовского. Повторение определения понятия эпиграф, формулировка замысла составителей учебника исходя из функции эпиграфа. Запись эпиграфа, который оформляется как предложение с прямой речью по одной из схем Па А П. Обсуждение вариантов слов автора. Анализ темы урока через определение значения прилагательного развитой, работа с толковым словарём, повторение понятия многозначные слова, сопоставление значений достигший значительного физического развития духовно зрелый достигший высокой стадии развития.
При работе над нормой произношения данного слова с опорой на слова в рамке учителю следует учесть, что в словосочетании с существительным ребёнок есть варианты произношения развитОй и рАзвитый ребёнок.
4. Работа с упр. 1. Анализ темы текста, основной мысли, выразительное чтение высказывания К. Паустовского; запись слов, с помощью которых автор расширяет понятие развитой язык. Опираясь на эти слова, учащиеся записывают ответ на сформулированный в задании вопрос. Ответы зачитываются, обсуждаются, дорабатываются. Закрепление изученного. Учитель предлагает познакомиться со стихотворными отрывками, принадлежащими поэтам разных эпох —
XVIII в. и начала XX в.
Язык наш сладок, чисти пышен, и богат...
(А. Сума рок о в)
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нём раздолье,
В нём клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звони ладан богомолья.
В нём воркованье голубя весной,
Взлёт жаворонка к солнцу — выше, выше.
Берёзовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
(К. Бал ь м он т Какие свойства русского языка, названные поэтами, можно добавить к нашим представлениям о его богатстве. Работа в парах с материалами (упр. Подведение итогов урока Какими примерами, встретившимися в высказываниях писателей, можно дополнить ответ на вопрос из упр. 1?
IV. Домашнее задание. Подобрать примеры из художественной литературы, подтверждающие высказывания пи- сателей.
Урок 2. Язык, речь, общение (§ Цели урока развить представление о роли речевого общения как важной части культуры человека, об основных особенностях устной и письменной речи совершенствовать умение оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.
Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Анализ и синтез явлений. Построение рассуждений. Коммуникативные УУД. Выступление перед аудиторией сверстников.
Х оду рока. Актуализация темы урока.
Чтение и анализ высказывания выдающегося русского учёного ХХ в. Д. Лихачёва: Самая большая ценность народа — это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает. Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. Проверка домашнего задания Учащиеся представляют примеры из художественных произведений, подобранные дома. Работа может происходить в форме викторины слушающие должны назвать автора высказывания Что помогает нам понять друг друга В какой форме происходит общение Что мы используем для общения. Изучение нового материала. Анализ мини-текстов.
1) Унылая пора очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса… (А . Пушкин. Осень) — Мы, эта, в лес не хочем…
— Клёво, ехайте на пляж. (Из разговора) Кароче, кто не увидет Фреда раз десять на этом видео, тому пора считать диоптрии. (Социальная сеть «ВКонтакте»)
4) — Ну как можно спать Даты посмотри, что за прелесть Ах, какая прелесть Да проснись же, Соня Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало (Л. Толстой. Война и мир Что объединяет все эти отрывки А чем они различаются Используйте в своём ответе слова выдающегося русского учёного Д. Лихачёва: есть язык народа, как показатель его культуры, и язык отдельного человека, как показатель его личных качеств, качеств человека, который пользуется языком народа. Работа с понятиями языки речь (определения вынесены на доску).
Язык — системасловесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковыми грамматическим строем и служащая средством общения людей Речь способность говорить, выражать словами мысль организованный в пространстве и времени процесс говорения, выраженный в звуковой форме — устная речь, при помощи буквенных знаков — письменная речь Сколько форм речи названо в последнем определении. — Распределите перечисленные ниже признаки речи на две группы — свойственные устной и письменной речи.
Восприятие органами зрения, громкость, неподготовленность, темп, буквенное изображение, чёткость произношения, книжные обороты речи, паузы, знаки препинания, жесты, мимика, восприятие органами слуха, длительное хранение информации, короткие предложения, длительное обдумывание, незаконченные высказывания, сложные конструкции, интонация, сохранение речи в пространстве и времени, непосредственное восприятие, тщательный отбор выражений, обращение к отсутствующим. Работа с диалогом нас, выразительное чтение разыгрывание) по ролям. Класс оценивает работу чтецов. Контроль за усвоением темы. Какие реплики прочитанного диалога больше соответствуют письменной форме речи, нежели устной. Упр. 4, 5 сопровождаются рассуждениями — ответами на вопросы

9
V. Подведение итогов урока в форме ответа на вопрос из упр. 6.
VI. Домашнее задание. Подготовиться к письму попа- мяти: стихотворение А. Маркова (упр. 5) или К. Бальмон- та (Урок 2), по выбору.
Урок 3. Ситуация общения (§ Цели урока познакомить с компонентами ситуации общения, научить анализу и реализации высказываний в соответствии с этими компонентами.
Личностные УУД. Саморазвитие. Регулятивные УУД
. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение информации из учебного текста. Вычитывание информации из схемы. Построение рассуждения. Коммуникативные УУД. Совместная работа.
Разработка урока представлена в методических рекомендациях, входящих в УМК по русскому языку для 6 класса с. Повторение изученного в 5 классе

(9 ч + 2 ч Р Результаты обучения. Личностные уважительное отношение к русскому языку, осознание его ценности и культурной значимости мотивация к обучению и познавательной деятельности способность применять полученные знания на практике саморазвитие метапредметные: умения осознанно использовать речевые средства для выражения мыслей и чувств, работать индивидуально ив группе, вести диалог со сверстниками и с преподавателем;
овладение устной и письменной речью, построением сообщения в устной и письменной форме, в том числе научного характера осуществление контроля за своей учебной деятельностью предметные обогащение словарного запаса актуализация знаний, полученных при обучении в 5 классе совершенствование навыков фонетического, морфемного, морфологического и синтаксического анализа и анализа текста наблюдение за использованием языковых единиц в художественных текстах.
Урок 4. Фонетика. Орфоэпия (§ Цели урока повторить известные учащимся фонетические понятия, порядок проведения фонетического разбора слова совершенствовать чтение поэтических текстов, произношение трудных слов закрепить и систематизировать правила употребления ь и ъ (орфограммы 6, 8, 9, 20, Личностные УУД. Саморазвитие и самоопределение. Осознание значимости учебной деятельности. Регулятивные УУД. Целеполагание. Самооценка. Познавательные УУД. Выбор критериев для сравнения и классификации объектов. Построение рассуждения. Коммуникативные УУД. Умение работать в группе
Ходу рока. Лингвистическая пятиминутка. По краткому толкованию (при помощи проектора характеристики последовательно выводятся на экран) учащиеся записывают слова, ставят в них ударение и готовятся их произнести
1) часть города, ограниченная несколькими пересекающимися улицами (квартАл); 2) труба для передачи газа на расстояние (газопровОд);
3) скульптурное изображение человека (стАтуя); 4) если ребёнку во всём потворствуют, значит, его … (балУют); 5) тысяча метров (кило- мЕтр); 6) деловая, официальная бумага (докумЕнт); 7) стол, стоящий на кухне (кУхонный); 8) наука о звуках речи (фо[нэ]тика).
II. Повторение основных сведений по фонетике и орфоэпии. Формулирование темы урока. Беседа с классом Какое из записанных слов относится к научной лексике (Фонетика.)
Это понятие вместе с понятием орфоэпия и определит тему нашего урока Как называется наука, разделами которой являются фонетика, орфоэпия (Наука о языке, языкознание, лингвистика Знакомы ли вы с фонетикой и орфоэпией Исходя из этого сформулируйте основную цель урока Вспомните, как можно объяснить значение слова фонетика через значение его корня, пришедшего в русский язык из греческого (pho¯ne¯ — звук В каких словах вы можете найти этот корень (Магнитофон, диктофон, микрофон.)
Беседа продолжается по вопросам учебника (§ 4, с. 12). Порядок фонетического разбора слова используется для подготовки развёрнутого сообщения Звуки нашей речи. Завершить работу можно, ответив на такие вопросы как выдумаете, зачем нужно изучать фонетику Может ли пригодиться знание о звуках речи, например, при создании стихотворений. Работа по группам со стихотворными произве- дениями.
Класс делится на четыре группы я группа работает со стихотворением из домашнего задания (упр. 13); я группа выполняет задания из упр. 14; я группа — задания из упр. 16; я группа получает карточки со стихотворением А. Барто Игра в слова»:
Скажи погромче слово гром — А скажешь слово листопад Грохочет слово, словно гром. И листья падают, летят.
Скажи потише Шесть мышат — И, словно наяву,
И сразу мыши зашуршат. Ты видишь осень:
Скажи: Кукушка на суку —
Жёлтый сад
Тебе послышится «ку-ку». И мокрую траву
При подготовке выразительного чтения учащимся предлагается сначала ответить на вопросы какие согласные они характеризуются по плану фонетического разбора) повторяются в стихотворении вашей группы Помогает ли поэтам знание фонетики нарисовать картину так, чтобы читатель смог лучшее представить?
Чтение стихотворений можно провести в форме конкурса название лучшего чтеца. При оценке чтения следует обратить внимание на правильность произношения (это станет переходом к следующей части урока. Выявление и характеристика основных орфоэпических трудностей) Беседа с классом Какой раздел в науке о языке следит затем, как мы произносим звуки в словах (Орфоэпия Что означает слово орфоэпия (Впер. с греч. orthos — правильный и epos — речь В чём состоит задача орфоэпии (Орфоэпия устанавливает единые правила литературного произношения и следит за их выполнением Где отражены эти правила (В орфоэпическом словаре Слова фонетика и орфоэпия — это термины (те. слова, обозначающие научные понятия. Обратите внимание на то, что слова фонетика и термин имеют орфоэпическую трудность — разное произношение согласного перед звуком э. Счем связана эта трудность (В словах иноязычного происхождения перед буквой е, которая в исконно русских словах указывает на мягкость согласного, может произноситься и твёрдый звук) Это первая орфоэпическая трудность. Вторая — постановка ударения повторяем слова из лингвистической пятиминутки) При выполнении упр. 18 выявляется третья трудность произношение сочетания букв чн. Имеющиеся в упражнении примеры учащиеся дополняют собственными. Повторение правила употребления ъ и ь. Определение значения слова орфография. Чем это слово отличается от слова орфоэпия Какие буквы в русском языке не обозначают звуков и зачем эти буквы нужны. Расшифровка записей на форзаце (орфограммы 6, 8, 9) и ответы на вопросы учебника (с. 15).
3. Упр. 20, 22. Выполняя упр. 20, из которого учитель предлагает выписать только слова с разделительным ъ, учащиеся работают попарно (две пары работают на противоположных крыльях доски, обязательно выделяя часть слова, после которой стоит ъ. Класс оценивает работу, выполненную у доски, осуществляет самокоррекцию и делает краткий вывод
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

перейти в каталог файлов
связь с админом