Главная страница

Удк 372. 8 811. 161. 1 Ббк рус С79 Серия Школа России основана в 2001 году


НазваниеУдк 372. 8 811. 161. 1 Ббк рус С79 Серия Школа России основана в 2001 году
Анкорliteratura_metodichka.pdf
Дата04.01.2018
Размер1,5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаliteratura_metodichka.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипУчебное пособие
#58210
страница1 из 9
Каталогid46958018

С этим файлом связано 21 файл(ов). Среди них: Акустическая дисграфия новая.doc, Языковой анализ.doc, Drobinskaya_A_O_Skoro_v_shkolu_Chto_nuzhno_znat_r.pdf, подвижные игры для детей с ОВЗ.doc, Osnovy_integrirovannogo_obuchenia_E_A_Ezhanova_E_V_Reznikova.pdf, Misarenko_G_G_Russkiy_yazyk_Zakreplyaem_trudnye_temy_3.pdf, Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработ, Komplexnoe_soprovozhdenie_detey_s_OVZ_v_DOU_Pod_redaktsiey_L_M_S, integrirovannoe_obuchenie_detey_s_osobennostyami_psikhofizichesk и ещё 11 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

УДК 372.8:811.161.1
ББК Рус С79
Серия Школа России основана в 2001 году
Стефаненко НАС Литературное чтение. Методические рекомендации класс учеб. пособие для общеобразоват. организаций НА. Стефаненко. — е изд, доп. — М. : Просвещение, 2017. — 96 с. — (Школа России. —
ISBN В пособии изложены теоретические подходы к реализации
ФГОС НОО на уроках литературного чтения в 3 классе и представлены практические разработки разнообразных по типам уроков на деятельностной основе.
УДК 372.8:811.161.1
ББК Рус 978-5-09-052543-5 Учебное издание Серия Школа России»
Стефаненко Наталия Алексеевна
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Методические рекомендации класс
Учебное пособие для общеобразовательных организаций
Центр начального образования Редакция русского языка и литературного чтения Руководитель центра Ю. Е. Акимова. Редакторы МВ. Лео-
нова, А. Е. Бойцова. Ответственный за выпуск А. Е. Бойцова. Оператор Е. С. Максимова. Художественный редактор ЕЮ. Новикова. Технический редактор А. В. Красников. Корректор Г. Н. Смирнова
Налоговая льгота
— Общероссийский классификатор продукции
ОК 005-93—953000. Изд. лиц. Серия ИД № 05824 от 12.09.01. Подписано в печать . Формат 60 90 1
/
16
. Бумага офсетная. Гарнитура
SchoolBookCSanPin. Печать офсетная. Уч.-изд. л. 6,00. Тираж экз. Заказ № . Акционерное общество Издательство Просвещение. 127521, Москва, й проезд Марьиной рощи, 41. Отпечатано в полном соответствии с качеством предоставленных материалов в ОАО Тверской ордена Трудового Красного Знамени по- лиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР. 170040, г. Тверь, проспект 50 лет Октября, 46.
© Издательство Просвещение, 2012, 2017
© Художественное оформление Издательство Просвещение, 2012, 2017
Все права защищены

3
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В УМК 3 КЛАССА
Основная концептуальная идея курса,
его особенности и соответствие ФГОС НОО,
целям и задачам современного образования
Последние десятилетия жизни российского народа отмечены снижением общего уровня культуры современного человека, а вместе стем и утратой духовно-нравствен- ных и эстетических идеалов, являющихся неотъемлемой частью общей культуры личности. Наблюдается всё меньшее стремление молодого поколения к истинному высокому искусству, которое обогащает человека духовно, формирует человеческие ценности. Сегодняшние школьники всё чаще стремятся к упрощённым формам искусства, а иногда и к далеко отстоящим от искусства суррогатным формам. Фильмы, демонстрирующие жестокость и насилие, компьютерные игры, направленные на преодоление препятствий путём убийства или пропагандирующие насильственные способы обогащения и наживы, прослушивание примитивных музыкальных записей — всё это приобщает детей и молодёжь к низкопробному искусству, не только не способствующему духовному развитию, но, наоборот, приземляющему потребности, желания и интересы личности. Анализ учебников по литературному чтению, изданных в России за последние годы, выявил негативные тенденции отказа от классической литературы, всё более частого включения в современные учебники развлекательной литературы. Однако лишение ребёнка общения с миром классики тормозит развитие его интеллектуальных способностей и эмоционально-чувственной сферы. Вместе стем происходящее в последние десятилетия изменение целей образовательной системы, переход от зна- ниево-центрической модели обучения, определяющей ведущими целями и результатами обучения знания, умения и навыки ученика, к гуманистической личностно-центриро- ванной ориентации, к развитию и самореализации сущностных сил, способностей, дарований человека как главной цели образования привело к обновлению содержания современного образования. Содержательной основой образования стала вся отечественная и мировая культура, те. все достижения человечества, способствующие его прогрессивному развитию. Сегодняшний школьник — непросто человек образованный, а человек культуры. Можно
заключить, что одним из приоритетных направлений в обучении должно стать культурно-гуманистическое, в рамках которого делается акцент на приобщение личности к системе культурных и эстетических ценностей, выработке своего отношения к ним. Курс Литературное чтение автора Л. Ф. Климановой и др. полностью отражает вышеназванные концептуальные идеи. В учебниках собраны лучшие образцы мировой художественной детской классики, благодаря изучению которых ученик уже в младшем школьном возрасте погружается в мир художественной литературы, мир художественных образов, созданных с помощью искусства слова. Произведение раскрывается передним во всей его полноте и многогранности, под влиянием литературы происходит нравственно-эстетическое преображение и развитие школьника-читателя. Идеям культурно-гуманистического подхода в образовании созвучны задачи изучения курса Литературное чтение авт. Л. Ф. Климановой и др развивать у учащихся способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное учить школьников чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства языка, развивать образное мышление формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус формировать нравственные представления, суждения и оценки через анализ произведения, осмысление мотивов поступков героев, идентификацию себя с героями литературных произведений обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы обеспечивать глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к творчеству писателей, самостоятельному литературному творчеству создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность

5
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
обеспечивать развитие речи школьников, формировать навык чтения и речевые умения работать с различными типами текстов, в том числе научно-познавательными.
Эффективное решение названных задач возможно при условии, что современный учитель осознаёт всю ответственность за развитие и формирование личности своих воспитанников, понимает роль и значение художественной литературы для общекультурного, духовно-нравствен- ного и эстетического развития школьников.
Среди личностных результатов в Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС
НОО) не последнее место отводится такому результату, как развитие эстетических потребностей. Необходимо понимать, что эстетические потребности формируются в русле решения общепедагогической задачи формирования эстетического (художественного) и языкового вкуса школьников, умений воспринимать и создавать яркие образы, выразительный художественный текст. Воспитание вкуса является не только частной задачей при обучении какому-то предмету, но и составной частью формирования общей культуры любой развивающейся личности (АИ. Буров, Л. Г. Жабицкая, Е. В. Квятков- ский, Л. Н. Коган, В. И. Лейбсон, А. А. Мелик-Пашаев, В. В. Скатерщиков). Вкус эстетический — существенная особенность любой личности. Именно своеобразие вкуса определяете уникальность. Вкусовые предпочтения зависят от воспитания, привычек, характера, жизненного опыта, общения человека. Будучи социально обусловленным, эстетический вкус личности формируется подвоз- действием окружающей среды, образа жизни большое влияние на него оказывает искусство. Составной частью процесса формирования эстетического вкуса является развитие и формирование эстетических потребностей, которые входят в структуру эстетического вкуса. Эстетическая потребность, являясь основной движущей силой, основным мотивирующим началом эстетической деятельности человека, становится наиболее глубокой характеристикой эстетического развития личности, которая проявляет себя не только в факте восприятия прекрасного, но ив форме его созидания в реальной жизни. Следовательно, эстетическое развитие личности
1
Джидарьян И. А Эстетическая потребность. — МС напрямую зависит от развития эстетических потребностей, без которых, в свою очередь, немыслимо существование и протекание эстетической деятельности.
Если рассматривать процесс удовлетворения человеческих потребностей как акт потребления, то, по-видимому, необходимо согласиться с мыслью И. А. Джидарьян, что в результате потребления как удовлетворения потребностей человеческого индивида тоже создаётся продукт. И этот продукт есть сам потребитель. Другими словами, осваивая (потребляя) эстетические ценности, человек созидает самого себя. Это замечание важно в том смысле, что главной задачей педагога становится нахождение способов, механизмов, которые позволили бы учителю пробудить в ребёнке интерес и желание осваивать произведения искусства, сохранить в нём на всю жизнь непреодолимую тягу к прекрасному, высокому, светлому, те. выработать потребность в строгом значении этого слова как нечто устойчивое, постоянное в структуре личности. И осуществить это, по-видимому, можно только одним путём — через приобщение ребёнка к миру искусства, через погружение его в мир литературы, так как сущность искусства как формы общественного сознания — эстетическая, и лик его музы обращён к самому человеку, чтобы он претворялся по её образцу и подобию»
2
Таким образом, прекрасное творится прекрасными это является первыми необходимым условием формирования эстетических потребностей. Но тут необходимо обговорить ещё одно непреложное требование. В современном мире весьма низок художественный уровень произведений массовой культуры. Оказывается, — пишет И. А. Джида- рьян, — всё дело в расширении круга потребителей искусства, обнаруживающих в своей массе весьма низкие запросы и примитивные потребности. И современному массовому человеку просто-напросто предлагается то, что он сам ищет в своём обращении к искусству. Поэтому искусство всегда должно идти намного впереди своих читателей, зрителей, слушателей, открывая им новые горизонты и перспективы, новые духовные ценности. Только в этом случае потребление художественных ценностей приводит к воспроизводству эстетической потребности ин-
1
Джидарьян И. А Эстетическая потребность. — МС Сысоева Л. С Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание Под ред. д-ра фил. наук В. А. Дмитриенко. — Томск,
1989. — С. 141.
3
Джидарьян И. А Эстетическая потребность. — МС
7
дивида на более высоком уровне, то есть в силу вступает закон возвышения потребностей. По нашему мнению, этот же закон должен срабатывать и при формировании эстетических потребностей у маленького читателя. Произведения художественной литературы для изучения их школьниками должны подбираться только высокохудожественные, обогащающие личность ребёнка эстетически и нравственно, определённого уровня трудности, работа над которыми будет способствовать психическому и личностному развитию ученика. Таким образом, важным условием формирования эстетических потребностей у детей является приобщение их к высокохудожественным, ценным в эстетическом и нравственном плане произведениям литературы. К третьему году обучения у учащихся уже есть опыт общения с произведениями искусства, в частности с высокохудожественными произведениями литературы. А значит, уже сформированы предпосылки для формирования эстетических потребностей, потребностей в общении с литературой как искусством. Соответствие содержания курса

«Литературное чтение (третий год обучения)
задачам духовно-нравственного развития
и воспитания личности гражданина России
Достижение личностных результатов
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования нацеливает современного учителя на формирование у школьников личностных универсальных учебных действий, среди которых приоритетным в контексте Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является развитие у учащихся этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Этические чувства, доброжелательность и эмоциональ- но-нравственная отзывчивость на уроках литературного чтения должны формироваться через специфическую способность человека — эстетическую восприимчивость. Эстетическая восприимчивость — это способность человека остро, чутко и эмоционально реагировать на художественные явления, способность мгновенно откликаться на мельчайшие оттенки поэтического слова, образа, способ Джидарьян И. А Эстетическая потребность. — МС
8
ность чувствовать стилевое и ритмическое богатство художественного произведения (Б. М. Теплов, Л. Г. Жабиц- кая). В. А. Кан-Калик называет эстетическую восприимчивость внутренней эмоциональностью, которая позволяет человеку испытывать чувство сопричастности к красоте звучащего слова, чувство наслаждения прекрасным, которое, разрастаясь, охватывает всё человеческое существо и сохраняется надолго в нм, вплоть до возникновения новой потребности соприкоснуться с чем-то подобным.
Развитие эстетической восприимчивости неотделимо от процесса формирования личности и её культуры в целом. Благодаря развитию восприимчивости развивается эстетическое восприятие, эстетические чувства, интеллект, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление, формируется эстетический идеал и умение оценивать предметы окружающей действительности и искусства с позиции красоты, вырабатывается эстетическое отношение к жизни, к людям, самому себе. Формирование общечеловеческих и духовно-нрав-

ственных ценностей, этических чувств проходит более успешно, если школьник уже с первых лет обучения в начальной школе включён в эстетическую деятельность. Познавая прекрасное в литературе, ученик способен будет творить прекрасное в разнообразных видах деятельности ив жизни в целом. Основой формирования эстетических потребностей школьников могут служить произведения лучших русских поэтов, включённые в Поэтические тетради учебника, которые как нельзя лучше настраивают школьников на волну эстетического восприятия. Статья Якова Смоленского Как научиться читать стихи (Ч. 1, с. 60) раскрывает детям секреты поэзии, знание которых необходимо для чтения стихотворения. Каждое стихотворение — это небольшое открытие, которое не может не взволновать чувства маленького читателя, если это произведение правильно преподнести ребёнку. Так, например, при изучении стихотворения Ф. Тютчева Весенняя гроза учитель должен помочь школьникам услышать раскаты грома (объяснить приём звукописи, когда в словах повторяются или чередуются звуки г/р/з/с, передающие грохот грома и сверкание молнии, увидеть, как искрятся и переливаются на солнце перлы дождевые, помочь ощутить радость и восторг поэта, чувства, переполняющие его в момент первого дождя. Все эти маленькие открытия призваны пробудить воображение школьника и его эстетические чувства. Если к такой работе обращаться систематически, то у школьников появится стремление (мотив) читать поэтические тексты вновь и вновь, открывая в них самые разнообразные поэтические секреты.
Период младшего школьного возраста психологи отмечают как сензитивный для формирования эмоциональной и интеллектуальной сферы личности. Поэтому развитие эстетической восприимчивости к красоте художественного словак форме литературного произведения даёт возможность формировать эстетическое отношение к действительности. Жизнь показывает, что раннее приобщение ребёнка к красоте, поощрение в нём стремления проникаться красотой так или иначе влияет на его дальнейшее отношение к окружающему миру. Причём эстетическое и этическое неразрывно связаны между собой поступать красиво — это значит поступать нравственно. В данном смысле этические и эстетические категории пересекаются.
В учебнике представлен разнообразный материал, раскрывающий содержание этического и эстетического в единстве. Например, в разделе Самое великое чудо на свете объясняется нравственное содержание ценности книг, воспитывается уважительное отношение к книге как к источнику знаний, развития личности человека. Иллюстрации демонстрируют школьникам строгую красоту старинной книги сложную вязь заголовков, изысканные заставки с растительным орнаментом, затейливые инициалы, украшения из драгоценных камней. Всё это свидетельствует о том, что люди в Древней Руси ив эпоху книгопечатания относились к книге как к сокровищу. Теперь же старинные книги являются музейными экспонатами — произведениями искусства, соприкосновение с которыми вызывает чувство гордости за Россию, её культурное наследие. Диалоги и дискуссии о ценности книг (их нравственном и эстетическом значении) пробуждают как этические, таки эстетические чувства детей. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народи историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности осуществляется на материале изучения тематики, представленной в учебнике в разделах Самое великое чудо на свете, Устное народное творчество, Великие русские писатели, Литературные сказки, Люби живое, По страницам детских журналов, Зарубежная литература, Поэтическая тетрадь. Практически каждое литературное произведение, включённое в данные разделы, содержит огромный воспитательный потенциал. Организуя работу на уроке, учитель должен правильно расставить акценты на важнейших проблемах, поднимаемых авторами в произведениях, разрешение которых поможет учащимся осознать свою этническую и национальную принадлежность, испытать чувство гордости за
свою Родину и свой народ. Например, автор стихотворения Детство (Ч. 1, с. 72) Иван Захарович Суриков непросто рассказывает школьникам о зимних забавах детей, но делится своими детскими впечатлениями, связанными с воспоминаниями о малой родине, о суровой красоте русской зимы (Но меж тем уж село // Солнышко давно //
Поднялася вьюга, // На небе темно, о русской национальной традиции — катании с ледяной горки, о крестьянском быте (В уголке, согнувшись, // Лапти дед плетёт; // Матушка за прялкой // Молчал н прядёт»), об убранстве русской избы (Избу освещает // Огонёк светца; // Зимний вечер длится, // Длится без конца, с воспоминаниями о русских народных сказках, рассказанных бабушкой на печи И начну у бабки // Сказки я просить // И начнёт мне бабка // Сказку говорить. Соприкасаясь с сокровенными чувствами лирического героя, школьники вспоминают свои детские впечатления, начинают осознавать под руководством учителя, что чувство Родины, эмоциональные переживания, связанные с детством, прошедшим среди бескрайних просторов России, не исчезают бесследно они остаются в памяти на всю жизнь. Благодаря этим чувствам человек и во взрослом состоянии помнит необычайную красоту и прелесть родного края, ощущает себя частицей своей Родины. Через беседу, построенную на осознании важных человеческих ощущений, формируется чёткое понимание принадлежности к российскому народу, своей великой Родине.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов
связь с админом