Главная страница

Удк 373 376 ввк 74. 3 а 52 а 52


Скачать 11.25 Mb.
НазваниеУдк 373 376 ввк 74. 3 а 52 а 52
АнкорZanimatelnye_igry_i_uprazhnenia_-_3.pdf
Дата15.09.2018
Размер11.25 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаZanimatelnye_igry_i_uprazhnenia_-_3.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#2153
Каталогid337355287

С этим файлом связано 62 файл(ов). Среди них: 50_urokov_dlya_podgotovki_ruki_k_pismu.pdf, kombez.pdf, 0367579_0AEFE_olhovskaya_v_p_tehnika_kroya_dlya.pdf, matematicheskie_raskraski.pdf, Chernetskaya_Psikhologicheskie_igry_i_treningi_v_det.zip, Razvitie_rechi_Podgotovka_k_shkole.pdf, Avtomatizatsia_shipyaschikh_zvukov_Sh_Zh_Ch_Sch.doc, Pishem_bez_oshibok.pdf, Klimentyeva_Podgotovka_detey_k_obucheniyu_gramote.pdf, pervye_shagi_k_intellektu_4-5let.djvu и ещё 52 файл(а).
Показать все связанные файлы

УДК 373
+
376
ВВК
74.3
А 52
А 52
Алтухова Т.А., Егорова Н.А.
Занимательные игры и упражнения для речевого и интеллектуального развития детей 5-6 лет
С общим недоразвитием речи. Тетрадь
3. - М.:
АРКТИ,
2005.
48 С.: ил. (Биб-ко практилсиющего логопеда)
ISBN
5-89415-425-1
Пособие содержит занимательные игровые упражнения и зада- ния, способствующие речевому и интеллектуальному развитию детей
5-6 лет с общим недоразвитием речи и соответствующие лексиче- ским темам, изучение которых в старшей логопедической группе предусмотрено Программой коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи. В соответствии с лексическими темами подобраны также загадки и стихотворения для заучивания.
Цель пособия - обеспечить тесное сотрудничество учителя-лого- педа и родителей в реализации коррекционно-развиввющей поддер- жки детей с общим недоразвитием речи, поэтому структура и со- держание пособия позволяют родителям использовать дидактичес- кий и речевой материал для закрепления знаний, умений и навыков, полученных детьми на фронтальных и индивидуальных логопеди- ческих занятиях.
Пособие адресовано логопедам и педагогам дошкольных образо- вательных учреждений, родителям.
УДК 373
+
376
ББК
74.3
ISBN 5-89415-425-1
©
Алтухова Т .А.,
Егорова Н.А.,
2005
©
АРКТИ,
2005

От авторов
В организации коррекционной работы в логопедической группе важным средством взаимосвязи логопеда с родителями является индивидуальная тетрадь ребенка. Выполняя вместе с ребенком в тетради задания, предлагаемые логопедом, родители закрепляют знания, умения и навыки, полу- ченные на логопедических занятиях, и тем самым способствуют более успешному и быстрому про- движению ребенка в его развитии. Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родигели детей к выполнению домашних заданий логопе- да. Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка с диагнозом общее недоразви- тие речи может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит, и дальнейшему полноценному школьному обучению.
Пособие может стать важным подспорьем к индивидуальной тетради, оно будет полезно как учи- телю-логопеду, так и родителям.
Задачи пособия:

способствовать речевому и интеллектуальному развитию старших дошкольников с общим недо- развитием речи;

обеспечить тесное сотрудничество учителя-логопеда и родителей в реализации коррекционной логопедической помощи детям с общим недоразвитием речи.
Содержание и структура пособия ориентированы на учет специфики речевого и интеллектуально- го развития ребенка с общим недоразвитием речи (ОНР), поэтому целесообразно остановиться на характеристике ОНР, что важно в первую очередь для родителей такого ребенка.
Итак, Ваш ребенок обучается в логопедической группе. В большинстве случаев его речевые про- блемы характеризуются как общее недоразвитие речи. Что это значит? Многие родители считают, что основные трудности их детей - неправильное звукопроизношение. Это не совсем так. Ваш ребе- нон: испытывает трудности в понимании законов родного языка. Ему трудно усвоить, почему надо говорить два стула, пять стульев, а не стулов, стулы
И т.д. Почему медвежий хвост, а не медведин.
Почему жел тая бабочка, но желтое колечко. Ребенку сложно построить красивое, правильное пред- ложение, составить последовательный, полный рассказ по картинке, рассказать о событиях своей жизни, о своей любимой игрушке, о своей семье. Рассказы его бедны - состоят из одного-двух пред- ложений или заменяются перечислением предметов, изображенных на картинке: «Лыбки. Мальчи- ки и акулы. И лачка. И лыбка. И удочка. И долога. И ведло е .
Такие явления можно наблюдать у многих детей, но в младшем возрасте, когда речь только начи- нает формироваться. Со временем эти трудности, ошибки, неточиости уходят сами собой, правда, при условии, что окружающие ребенка взрослые своевременно направляют его речь. Но Ваш ребенок - особенный. Эти проблемы сохраняются у него в 5-6 лет и самостоятельно не преодолеваются. Вашему ребенку нужна поддержка и помощь логопеда и, конечно, Ваша.
Речевые трудности в устной речи дошкольника могут впоследствии сказаться на овладении чте- нием и письмом. Ребенок может писать так, как говорит. А если он не умеет различать такие предло- жения, как Саша нарисовал и Саша нарисовала, то, прочитав их, не поймет их истинного смысла.
Речь тесно связана с мышлением, вниманием, памятью, поэтому не исключено, что Ваш ребенок не всегда внимателен. Он испытывает трудности с запоминанием стихов, слов, не всегда может найти сходства и различия предметов, ответить на вопрос « почему?» .
Таким образом, общее недоразвитие речи - это системное нарушение, при котором страдают все подсистемы языка - фонетическая, фонематическая, лексическая, морфологическая, синтаксичес- кая, - а также отмечаются нарушения в развитии внимания, памяти, мышления.
Пособие включает эадания по лексическим темам, предусмотренным Программой коррекцион- ного обучения и воспитания детей с ОНР (авторы Т .Б. Филичева, Г .В. Чиркина). Все лексические темы распределены по периодам обучения и представлены в трех тетрадях: l-я тетрадь - первый период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь): «Игрушки», «Овощи», «Фрук-
ТЫ», «Осень», «Посуда», «Одежда
И головные уборы», «Обувь».
2-я тетрадь - второй период обучения (декабрь, январь, февраль, март): «Домашние животные»,
« Дикие животные », « Черты лица и части тела », « Продукты питания », « Пере летные и зимующие птицы», «Зима», «Новый ГОД», «День защитника Отечества», «8 Марта», «Весна».
1",2328 3

3-
я
тетрадь - третий период обучения (апрель, май, июнь): «Инструменты», «Мебель», «Насеко- мые », « Транспорт », « Сад -огород », « Профессии людей », « Лето » .
Вашему вниманию предлагается
3-
я
тетрадь. В рамках каждой лексической темы в занимательной форме пред ставлены разнообразные задания и упражнения, направленные на развитие у ребенка:
• лексики;






грамматического строя речи; связной речи; зрительного восприятия; зрительно- моторных координаций; внимания; памяти;

логического мышления.
Задания и упражнения для развития устной речи ребенка предусматривают: а) расширение и уточнение предметного словаря ребенка

Что забыл нарисовать художник?»,
«Какие предметы "спрятались" на рисунке» ): б) расширение и уточнение словаря признаков (игра «Подбери признак »}; в) расширение и уточнение глагольного словаря (игра «Кто что делает?» - «Подбери действия» ): г) уточнение значений обобщающих слов «<Назови, какие предметы спрятались на рисунке.
Назови их одним СЛОВОМ», игра « Четвертый лишний»): д) образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с различными мате- риалами, растениями, продуктами питания «<Если мебель изготовлена из пластмассы, то она ка- кая?»; «Если лист упал с березы, то он какой?»); е) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «<Назови изобра- женные на рисунке предметы ласково» ): ж) образование множественного числа существительных (игра «Один - много
»: один --
кц знечи.к,
а много -
киэнечилсил;
а) согласование прилагательных с существительными в роде и числе (игра «Подбери признак»:
Бабочка какаяг КузнечиlC какой?);
и) согласование числительных с существительными «<Посчитай каждый предмет до десяти:
один
стул, два стула, три стула, четыре стула, пять стульев ... ,»);
к) согласование существительных с глаголами настоящего времени в числе (игра «Кто что дела- ет?» - «Подбери действия.
Швея что делает? Швеи что белаютгь ):
л) образование приставочных глаголов «<Помоги машинке доехать до дома. Придумай предложе- ния со словами-действиями:
поехала, подьехала, отоехала
и т.п.» ): м) составление простых предложений по вопросам и схемам (эСоставь предложение по схеме для каждого рисунка:
Кто это? Что делает? Что?,»);
н) употребление предлогов
на, под,
обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных (игра «Где сидит насе- комое?» ); о) составление короткого рассказа по вопросам и серии картин, пересказов «<Внимательно рас- смотри картинки и расположи их по порядку, проведя стрелки от одной картинки к другой. Приду- май рассказ по этим картинкам », « Внимательно послушай историю « "Как строили дом'). Расскажи по картинкам эту историюэ ),
Для развития других психических функций и процессов предлагаются следующие игры и зада- ния: а) для развития зрительного восприятия - «Какие предметы "спрятались" на рисунке»; б) для развития внимания - «Что забыл нарисовать художник?»; «Найди ошибку художника»,
« Что перепутал художник?», « Рассмотри внимательно хоккеистов. Найди различия в их снаряжении»: в) для развития памяти - заучивание загадок и стихотворений; г) для развития логического мышления - « Определи по плану, в какой дом направляется почталь- он?»; « Под каждой схемой в ряду нарисуй соответствующий предмет. О размере предмета догадайся по количеству клеток в каждой схеме», игра «Четвертый лишний», отгадывание загадок.
Такие задания, как «Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги», «Рас- крась картинки»,
«Выполни штриховку по образцу'), ориентированы на формирование у ребенка зрительно-моторных координаций, Их наличие являет необходимым условием успешного становле- ния графического навыка в процессе овладения письмом.
4

Задания и упражнения учитывают возможности детей старшего дошкольного возраста с
ОНР,
поэтому предлагаются в игровой и наглядной формах.
Не все задания могут быть доступны каждому ребенку, поэтому логопед, ориентируясь на индиви- дуальные возможности детей, должен порекомендовать родителям выполнение определенных упраж- нений и заданий.
Все упражнения и задания должны выполняться ребенком с помощью взрослого, который читает задания, а в случае необходимости поясняет их и наблюдает за тем, как ребенок справляется с ними, в случае затруднений ребенка предлагает совместное выполнение.
К каждой лексической теме подобраны загадки, стихотворения. В соответствии с рекомендациями логопеда родители могут использовать в работе с этим материалом следующие приемы: отгадывание и заучивание загадок, рисование отгадок, заучивание стихотворений.
В пособии использованы специальные графические схемы для предложений:
- слова-предметы (подлежащее или дополнение, выраженное существительным);
- слова-действия (сказуемое, выраженное глаголом);
- слова-признаки (определение, выраженное прилагательным); п - предлоги (на,
ПОД, с).

перейти в каталог файлов
связь с админом