Главная страница

Уоррен Бергер_Красивый вопрос. Уоррен БергерКрасивый вопрос


Скачать 355,77 Kb.
НазваниеУоррен БергерКрасивый вопрос
АнкорУоррен Бергер_Красивый вопрос.fb2
Дата28.05.2018
Размер355,77 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла?art=10415880&format=a4.pdf&lfrom=241867179
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#67356
страница1 из 3
Каталогolesya_lait

С этим файлом связано 80 файл(ов). Среди них: Образец претензии по качеству товара.doc, Образец соглашения о расторжении договора.doc, Акт передачи материалов подрядчику.doc, Исковое заявление об уменьшении размера алиментов.docx, Иск о протечке крыши.doc, Бланк Договора купли продажи автомобиля.doc, Иск о признании недействительным брака, заключенного без доброво, Договор подряда на строительство фундамента.docx, Образец соглашения о продлении сроков по договору.doc, Иск о взыскании долга по договору займа.doc и ещё 70 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3

Уоррен Бергер
Красивый вопрос
Текст предоставлен издательством
http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=10415880
Красивый вопрос: Попурри; Минск; 2014
ISBN 978-985-15-2527-6
Аннотация
Сегодня мы все изголодались по толковым ответам. Но чтобы получать их, нам нужно научиться задавать толковые вопросы! В этой сенсационной книге журналист и эксперт по инновациям Уоррен Бергер показывает, что одной из самых мощных движущих сил в бизнесе и повседневной жизни является самый простой инструмент – который имеется в нашем распоряжении с детства. Умение задавать вопросы – глубокие, неординарные,
«красивые» – помогает нам решать проблемы, выдвигать свежие идеи, находить и использовать новые возможности, оно является движущей силой инноваций. В книгу включены десятки историй о художниках, учителях, предпринимателях, экспериментаторах и общественных деятелях, которые сумели изменить собственную жизнь и мир вокруг себя –
начав с «красивого вопроса».

У. Бергер. «Красивый вопрос»
3
Содержание
Отзывы о книге
5
Предисловие. Почему я решил написать книгу о вопросах?
7
Глава 1. Сила вопросов
13
Если человек побывал на Луне, то почему нельзя изготовить приличный протез?
14
Что способен сделать вопрос?
17
Каким бизнесом мы теперь занимаемся и что буду делать лично я?
20
Становятся ли вопросы более ценными, чем ответы?
23
Конец ознакомительного фрагмента.
25

У. Бергер. «Красивый вопрос»
4
Уоррен Бергер
Красивый вопрос
A MORE BEAUTIFUL QUESTION
© 2014 by Warren Berger
© Перевод. Оформление. Издание на русском языке. ООО «Попурри», 2014

У. Бергер. «Красивый вопрос»
5
Отзывы о книге
Многие великие стартапы начинаются с простого вопроса: «Как было бы, если бы?..» Уоррен Бергер помогает вам осознать силу вопросов, чтобы вы смогли изменить мир. Крутые парни задают вопросы, а не извергают ответы.
Гай Кавасаки,
бывший ответственный за маркетинг в компании Apple и автор книги
«Автор, издатель, предприниматель»
Умение задавать вопросы абсолютно необходимо для креативности и инноваций. Данная книга должна войти в список обязательной литературы для всех приверженцев дизайн-мышления и стать источником вдохновения для тех, кто стремится сделать жизнь увлекательной и осмысленной.
Тим Браун,
исполнительный директор компании IDEO и автор книги «Дизайн-
мышление в бизнесе»
В век мгновенной передачи информации находить ответы легче,
чем когда-либо, но так же легко забыть, насколько важно задавать правильные вопросы. В этой наводящей на глубокие размышления книге
Уоррен Бергер показывает, как обучение искусству постановки хороших вопросов становится путем к более плодотворному и творческому способу взаимодействия с миром как на работе, так и во всей жизни в целом.
Оливер Беркман,
обозреватель Guardian и автор книги «Антидот: счастье для людей,
которые не выносят позитивного мышления»
Данная книга предлагает программу, призванную помочь лидерам задавать самые важные вопросы – что является одной из самых главных отличительных черт выдающегося лидера – и одновременно рассказывать вдохновляющие истории, чтобы продемонстрировать невероятную силу этой концепции.
Джим Стенджел,
бывший вице-президент компании Procter & Gamble по глобальному
маркетингу и автор книги «Растите: как идеалы стимулируют рост и
прибыль мировых гигантов»
Почему такую книгу не написали раньше? Она убедительно доказывает простую и в то же время исключительную силу вопроса. Увлекательные, вдохновляющие истории порож- дают бурные споры о том, как много можно достичь в любой области нашей жизни, «про- сто» задавая вопросы. Инноваторы, предприниматели, родители, учителя, идеалисты и реа- листы – все мы получим огромную пользу от чтения этой книги.
Дэн Ротстейн и Луз Сантана,
соучредители некоммерческой организации Институт правильных вопросов
и соавторы книги «Измените только одно: научите студентов задавать
собственные вопросы»

У. Бергер. «Красивый вопрос»
6
Красивый ответ всегда получает тот, кто задает красивый
вопрос.
Эдвард Эстлин Каммингс

У. Бергер. «Красивый вопрос»
7
Предисловие. Почему я решил
написать книгу о вопросах?
Профессия журналиста обязывает меня постоянно задавать вопросы. Но до недавних пор я не осознавал, что умение спрашивать следует рассматривать как искусство или науку поиска истины посредством вопросов, и никогда особо не задумывался о том, в какой сте- пени оно определяет способность человека заниматься инновациями, решать проблемы и продвигаться вперед в карьере и жизни вообще.
Это отношение изменилось в ходе работы над серией статей, а затем и над книгой о том, как дизайнеры, изобретатели и инженеры выдвигают идеи и решают проблемы. В про- цессе сбора материала я знакомился с выдающимися инноваторами нашего времени. Наблю- дая за тем, как они подходили к преодолению трудностей, я не смог найти никакой волшеб- ной формулы, никакого объяснения их успеху. Вместе с тем, пытаясь привести жизнь этих блестящих творцов перемен к общему знаменателю, я неизменно обнаруживал, что все они были выдающимися мастерами задавать вопросы.
Некоторые из них своими самыми большими успехами – прорывными изобретениями,
горячими стартапами в бизнесе, радикальными решениями закоренелых проблем – были обязаны одному или нескольким вытекающим друг из друга вопросам, которые они сфор- мулировали, а затем нашли на них ответы.
Эта тенденция показалась мне чрезвычайно привлекательной, но в книге, над которой я работал, места для нее предусмотрено не было, поэтому я оставил ее без внимания. Впослед- ствии я начал замечать – как это часто случается, когда в поле вашего зрения появляется что- то интригующее, – что тема спрашивания возникала повсюду, куда бы я ни направил свой взгляд. Когда я брал интервью у руководителей корпораций для своих статей в журналах
Harvard Business Review и Fast Company, все они неизменно демонстрировали повышенный интерес к теме использования вопросов. Казалось, что многие бизнесмены в той или иной степени осознавали связь между навыками спрашивания и инновациями. Они понимали, что феноменальные продукты, компании и даже отрасли часто начинаются с одного-единствен- ного вопроса. Всем известно, что компания Google, по словам ее председателя, «живет за счет вопросов» и что такие люди, как покойный Стив Джобс из Apple и Джефф Безос из
Amazon, стали звездами бизнеса благодаря своей склонности ставить все под вопрос.
Однако, когда впоследствии я вплотную занялся исследованием этой темы в сфере биз- неса, мне удалось обнаружить совсем немного компаний, которые реально поощряют стрем- ление людей задавать вопросы. Я нигде не нашел ни специализированных подразделений,
ни программ обучения персонала технике задавания вопросов, ни корпоративных стратегий,
ни практических руководств, ни школ обмена передовым опытом. Наоборот, многие компа- нии – сознательно или нет – устанавливают правила, отбивающие у людей желание задавать вопросы типа «Почему мы решаем эту задачу именно таким способом?».
Похожая ситуация наблюдается в системе образования. Беседы с преподавателями убе- дили меня в наличии искреннего интереса к данной теме: многие учителя признают, что учащимся крайне необходимо развивать способность формулировать и задавать хорошие вопросы. Кроме того, некоторые из них осознают, что данное умение, скорее всего, будет приобретать еще большее значение в будущем, по мере повышения сложности и ускорения изменений в жизни. Тем не менее по какой-то причине в большинстве школ и колледжей не только не учат задавать вопросы, но и не поощряют само желание спрашивать (ценятся лишь заученные ответы).

У. Бергер. «Красивый вопрос»
8
В ходе бесед с социальными предпринимателями, которые работают над острыми гло- бальными проблемами бедности, голода и снабжения водой, я обнаружил, что лишь немно- гие инноваторы понимают, какую важную роль в решении этих задач играет умение задавать вопросы. В данной сфере доминируют привычные, закоснелые подходы. Некоммерческий сектор, подобно большинству отраслей бизнеса, склонен действовать по старинке, поэтому преисполненные благих намерений люди часто пытаются решать проблемы с помощью ответов на неправильные вопросы.
В какой-то степени эта тенденция свойственна всем нам. Мы привыкли двигаться по наезженной колее, действовать как всегда и как можно реже делать шаг назад, чтобы спро- сить, правильным ли путем мы идем. Мы не склонны ломать голову над главными вопро- сами о смысле жизни, призвании и счастье, поскольку бесчисленные эксперты и гуру зава- лили нас готовыми ответами в форме универсальных советов, подсказок и стратегий. Вряд ли следует удивляться тому, что эти стандартные решения не всегда подходят к нашим кон- кретным случаям – чтобы получить нужные нам ответы, мы должны сами сформулировать вопросы и тщательно их проработать. Но у кого есть на это время и терпение?
Каждый из нас обязан знать – как знают руководители бизнеса и педагоги, – что вопросы чрезвычайно важны и что мы должны уделять им больше внимания, особенно самым существенным. Этому нас учат все великие мыслители со времен Сократа. Эту тему блестяще раскрывают талантливые поэты. Эдвард Эстлин Каммингс, у которого я заимство- вал название данной книги, писал: «Красивый ответ всегда получает тот, кто задает краси- вый вопрос». О вдохновляющей силе вопросов говорили многие великие художники – от
Пикассо до Чака Клоуза
1
. (На сайте BrainPickings недавно появилось великолепное выска- зывание Клоуза: «Задайте себе достаточно интересный вопрос, и ваша попытка найти самый лучший для себя ответ на него приведет вас к тому месту, которое я считаю самым интерес- ным и где очень скоро вы окажетесь совсем одни».)
Горячими приверженцами использования вопросов всегда были ученые, особенно такие выдающиеся, как Эйнштейн. Он начал задавать умные вопросы с четырех лет (когда захотел узнать, почему компас всегда указывает на север) и в течение всей жизни считал любознательность чем-то священным. Несмотря на то что его интересовало многое, Эйн- штейн тщательно выбирал, какими вопросами следует заниматься. Говорят, однажды он ска- зал, что если бы его собирались убить и у него оставался бы всего один час, чтобы приду- мать план спасения, то первые пятьдесят пять минут он посвятил бы правильной постановке вопроса. Но даже если эти слова принадлежат не ему, мы знаем, что Эйнштейн был твердо убежден в полезности вопросов. «Очень важно не перестать задавать вопросы, – говорил он. – Любопытство дано человеку не случайно. Умные люди всегда задают вопросы. Чтобы найти решение, задавайте вопросы себе и другим. Это позволит вам узнавать новое и ана- лизировать собственный рост».
При таком изобилии доказательств и таком количестве приверженцев – от Эйнштейна до Джобса – остается лишь недоумевать, почему искусство задавать вопросы недостаточно ценится в бизнесе, недостаточно изучается в школах и недостаточно используется нами в повседневной жизни.
Отчасти это можно объяснить тем, что желание спрашивать является для нас чем-то настолько естественным и безотчетным, что мы не считаем нужным о нем задумываться.
«Мы выходим из утробы, переполненные вопросами», – отметила основательница движения малых школ Дебора Мейер. И это правда: любой ребенок детсадовского возраста способен
1
Чак Клоуз (род. 1940) – современный американский художник, один из крупнейших представителей фотореализма. –
Прим. перев.

У. Бергер. «Красивый вопрос»
9
задавать вопросы легко и бесконечно долго. Недавнее исследование показало, что четырех- летняя британская девочка задает своей бедной маме в среднем 390 вопросов в день. Маль- чики того же возраста отстают совсем не намного. Вот почему умение спрашивать подобно умению дышать: это данность, необходимая и неотъемлемая часть жизни, нечто такое, что способен делать даже ребенок.
Проблема в том, что в течение всей последующей жизни эта четырехлетняя девочка,
скорее всего, больше не сможет задавать вопросы так же естественно, творчески и свободно.
Если только она не окажется исключением из правила, этот возраст останется пиком ее спо- собности спрашивать.
Данный любопытный факт сам по себе порождает массу разнообразных вопросов:
Почему эта четырехлетняя девочка начинает спрашивать все меньше
и меньше, когда ей исполняется пять или шесть лет?
Какими последствиями это чревато для нее и для окружающего мира?
Если умение задавать вопросы действительно так важно, как говорил
Эйнштейн, то почему мы не пытаемся замедлить или обратить вспять эту
тенденцию, отыскивая способы сохранить умение спрашивать?
Однако эта четырехлетняя девочка может оказаться исключением и стать похожей на тех редких людей, которые, как Безос и Джобс, не перестают задавать вопросы, или на одного из мастеров в этой области, о которых здесь пойдет речь. Такой вариант тоже порож- дает ряд вопросов.
Почему одни люди продолжают задавать вопросы, в то время
как другие перестают? (Может быть, дело в генах, в образовании или
воспитании.)
Если сравнить тех, кто задает вопросы, с теми, кто этого не делает,
для кого это сравнение окажется выигрышным?
В мире бизнеса сформировалось амбивалентное отношение к спрашиванию. Автор теории прорывных инноваций Клейтон Кристенсен – большой мастер задавать вопросы –
отмечает, что многие бизнес-лидеры считают вопросы «неэффективным» инструментом,
поскольку испытывают настолько сильное стремление действовать, что часто у них просто нет времени ставить под вопрос то, чем они занимаются.
Те же, кто не занимает руководящих постов, часто считают (причем совершенно обос- нованно), что склонность задавать вопросы может повредить их карьере, что человек, кото- рый на совещании поднимает руку и спрашивает: «Почему?», рискует прослыть некомпе- тентным, не признающим авторитетов или даже тем и другим вместе.
И все же – как показали результаты недавнего увлекательного научного исследования тысяч руководителей высшего звена – самые креативные и успешные бизнес-лидеры явля- ются большими мастерами задавать вопросы. Их отличает способность сомневаться в тра- диционных подходах, в проверенных методах работы и даже в обоснованности собственных предположений. Это отнюдь не замедляет их продвижения в бизнесе, а, скорее, форсирует его. Так считает Хэл Грегерсен, бизнес-консультант и преподаватель курса лидерства в меж- дународной бизнес-школе INSEAD. Вместе с Кристенсеном и Джеффом Дайером они про- вели шестилетнее исследование с участием трех тысяч бизнес-лидеров и пришли к выводу,
что спрашивание является ключевым фактором успеха многих руководителей-инноваторов.
Способность задавать правильные вопросы позволяет бизнес-лидерам адаптироваться к стремительно меняющимся условиям рынка, отмечает Грегерсен. Пытливые умы замечают

У. Бергер. «Красивый вопрос»
10
новые возможности и перспективы раньше, чем на них обращают внимание конкуренты. Все это означает, что если в прошлом для продвижения по корпоративной лестнице нужно было производить впечатление человека, у которого есть «все ответы», то сегодня, по крайней мере в некоторых передовых сферах бизнеса, пресловутые «угловые офисы» получают те,
кто не стесняется спрашивать.
Учитывая все вышесказанное, почти невозможно удержаться от следующих вопросов:
Если мы знаем (или имеем серьезные основания полагать), что
вопросы становятся отправной точкой процесса инноваций, то почему они
не приветствуются в мире бизнеса?
Почему компании не учат людей спрашивать и не создают системы
и условия, побуждающие их делать это постоянно? И если бы компаниям
пришлось этим заняться, как бы они это организовали?
Один из возможных ответов на два этих вопроса вполне подходит для аналогичных вопросов о том, почему спрашивание не практикуется в некоммерческих организациях и почему эту науку не преподают и не поощряют в образовательных учреждениях. Дело в том, что вопросы подрывают авторитет и разрушают устоявшиеся структуры, процессы и системы, заставляя людей, по меньшей мере, задуматься о том, чтобы сделать что-то иначе.
Поощрять или хотя бы позволять людям задавать вопросы – значит уступать власть, что не так легко сделать в иерархических компаниях, в государственных организациях и даже в учебных аудиториях, где преподаватель, позволяющий учащимся задавать больше вопросов,
должен быть готов отказаться от стремления контролировать ситуацию.
Заставить людей думать очень нелегко, и это объясняет, почему нам так трудно зада- вать вопросы и почему мы не делаем этого так часто, как можем или должны. Разумеется,
намного легче («и более эффективно», как сказали бы не склонные задавать вопросы управ- ленцы) заниматься обыденными делами, не пытаясь ничего подвергать сомнению. Такое поведение вполне естественно и разумно. Невролог Джон Куниос отмечает, что мозг находит способы «уменьшить нашу ментальную нагрузку» и один из этих способов заключается в том, чтобы без вопросов принимать (или просто игнорировать) многое из того, что происхо- дит вокруг нас в каждый конкретный момент. Мы движемся на автопилоте – и это помогает нам экономить ментальную энергию, заниматься несколькими делами сразу и справляться с повседневными трудностями.
Но, если мы хотим вызвать перемены, следует освободиться от привычных моделей мышления, сойти с проторенного пути. А для этого нужно научиться задавать вопросы.
В условиях постоянных изменений, с которыми мы сталкиваемся сегодня, нам при- дется проводить меньше времени на автопилоте, и больше – задавая вопросы (с целью адап- тации, восстановления карьеры, изменения представлений о жизни или приоритетов, разви- тия креативности и т. п.). Как говорит автор и бывший директор исследовательского центра
Xerox Джон Сили Браун, «мы перешли в эпоху постоянных переходов». В такие времена способность задавать главные, значимые, красивые вопросы – и при этом знать, что делать после того, как они будут подняты, – помогает сделать первые шаги к избавлению от старых привычек и моделей поведения, что является обязательным условием перехода к чему-то новому.
Как же восстановить и развить способность задавать вопросы? Можем ли мы снова пробудить в себе любознательность, которую демонстрировали в четырехлетнем возрасте?
Огромное количество прогрессивных бизнес-лидеров, ученых, художников, инженеров,

У. Бергер. «Красивый вопрос»
11
кинорежиссеров, преподавателей, дизайнеров и социальных предпринимателей делилось со мной своими методами постановки вопросов и решения проблем. Одни рассказывали исто- рии о том, как умение спрашивать способствовало успеху их карьеры или бизнеса. Другие вспоминали о том, как какой-то конкретный вопрос помог им изменить свою жизнь. Многие из этих людей, овладевших искусством доходить до истины посредством вопросов, предла- гали использовать их открытия, технические приемы и практические советы.
На основе их опыта, а также существующих теорий креативности, проектного мыш- ления и решения проблем, я создал трехкомпонентную модель формулирования главных,
красивых вопросов и их решения. Она состоит из трех стадий: «Почему?», «Что, если?..» и
«Как?» – и не является строгой формулой. Никакой формулы в данном случае не существует.
Скорее, это общая схема, помогающая человеку пройти через все стадии работы с вопро- сами, поскольку процесс амбициозного, побуждающего к действию спрашивания, как пра- вило, проходит в логической последовательности и часто начинается с того, чтобы отступить на шаг назад и иначе взглянуть на вещи, а заканчивается совершением действий, иницииро- ванных конкретным вопросом.
Путь спрашивания, который приведет к изменениям, может оказаться долгим. Там встречаются опасности, объезды, а вокруг часто не видно никаких ответов. Вот почему есть смысл использовать системный подход к работе с вопросами и продвигаться вперед постепенно. Самые лучшие инноваторы способны спокойно жить, не получая немедленного ответа, поскольку сосредоточены на том, чтобы просто добраться до следующего вопроса.
Структура данной книги построена на вопросах, каждый из которых приводит к следу- ющему. Сорок четыре вопроса разделяют главы книги на разделы, а каждый раздел содержит множество дополнительных вопросов. Кроме того, по всей книге разбросаны более трид- цати врезок, в которых приведены истории о революционных идеях, инновациях или новых способах мышления, начинавшихся с сильного (иногда с необычного) вопроса.
Когда я впервые запустил идею этой книги в форме блога A More Beautiful Question,
то сформулировал следующее, чисто субъективное, определение концепции красивого вопроса:
Красивый вопрос – это амбициозный и побуждающий к действию вопрос, который может изменить наше восприятие или отношение к чему- либо и послужить катализатором изменений.
Такое определение позволяет понять, что в данной книге не рассматриваются вопросы общефилософского или духовного плана, такие как «Почему мы здесь?», «Что такое
“хорошо”?» или «Есть ли жизнь после смерти?», то есть фундаментальные вопросы, кото- рые разжигают бесконечные жаркие дебаты. С одной стороны, у меня нет специального образования для обсуждения подобных тем, а с другой – они не входят в категорию вопро- сов, которые я называю побуждающими к действию.
Другими словами, здесь рассматриваются вопросы, которые могут послужить стиму- лом к совершению практических действий и привести к осязаемым результатам и измене- ниям. Выдающийся физик Эдвард Виттен рассказал, что в своей работе он всегда ищет
«вопрос, достаточно трудный (и интересный), чтобы попытаться на него ответить, и в то же время достаточно легкий, чтобы на него действительно можно было ответить».
Подобные вопросы мы задаем нечасто. Они мало похожи на запросы, которые обычно набирают в поисковике Google. Наше время можно было бы назвать золотым веком вопро- сов – принимая во внимание количество доступных онлайновых ресурсов, позволяю- щих моментально получать ответы, вполне логично предположить, что люди спрашивают больше, чем когда-либо, – но такое название было бы основано только на количестве, а не

У. Бергер. «Красивый вопрос»
12
на качестве и содержательности задаваемых вопросов. Об этом красноречиво свидетель- ствует тот факт, что в списке самых популярных запросов в Google прочно обосновались вопросы о сексуальной ориентации знаменитостей. Во многих случаях наши запросы в
Google настолько лишены воображения и предсказуемы, что поисковик угадывает, что мы хотим спросить, прежде, чем мы успеваем набрать первые три слова.
В данной книге основное внимание уделяется вопросам, которые Google не способен легко предугадать и на которые он не может правильно ответить, вопросам, которым нужна совершенно иная система поиска. «Какая свежая идея поможет моему бизнесу встать на
ноги?», «Что, если я использую в своей работе или творчестве совершенно другой подход?»,
«Как я смогу решить проблему, которая портит жизнь моей семье?» – это индивидуали- зированные, трудные вопросы, потенциально способные изменить правила игры.
Исследуя ценность вопросов, я убедился в том, что сегодня умение задавать их необ- ходимо нам больше, чем вчера (а завтра будет необходимо еще больше), поскольку помогает определить, что для нас важнее всего, где нас ждет возможность и как ее использовать. Мы все изголодались по хорошим ответам. Но сначала нужно научиться задавать правильные вопросы.

У. Бергер. «Красивый вопрос»
13
  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом