Главная страница

Упражнения и развивающие игры для ребенка 3-5 лет


Скачать 109.21 Kb.
НазваниеУпражнения и развивающие игры для ребенка 3-5 лет
АнкорUprazhnenia_i_razvivayuschie_igry_dlya_rebenka_3-5_l.docx
Дата07.02.2018
Размер109.21 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаUprazhnenia_i_razvivayuschie_igry_dlya_rebenka_3-5_l.docx
ТипДокументы
#63358
Каталогid55628587

С этим файлом связано 62 файл(ов). Среди них: Slovarnye_slova_1_klassa.docx, Tretiy_lishniy_tsvet_vkus_velichina_ves_forma_material.docx, Картотека игр с агрессивными детьми.doc, Test_na_opredelenie_stepeni_trevozhnosti_u_podro.doc, po_sostavleniyu_predstavlenia_na_rebenka.docx, Berlibo_E_P_Petrenko_V_Kh_Didakticheskiy_material_Period_3.pdf, Free-Printable-Dragon-Coloring-Pages.pdf, звук Х 1 тип ссс.docx, Ruslanova_N_S_-_Posuda_Produkty_pitania.doc и ещё 52 файл(а).
Показать все связанные файлы

Упражнения и развивающие игры для ребенка 3-5 лет 

matveeva, россия, ижевск

Matveeva эвелина, 3 года 2 месяцатаисия, 5 лет 3 месяца

17:16, 2 марта 2010 г.

Упражнения на цветовое различение

Если ребенок трех-четырех лет все еще слабо ориентируется в цветах, следует продолжать занятия.

- "Шарики - ниточки"

Подготовьте разноцветные шарики (можно использовать круги из картона) и подберите к ним нитки соответствующего цвета. Попросите ребенка подобрать к каждому шарику подходящую по цвету нитку (к красному шарику - красную нитку, к зеленому - зеленую и т. д.). Далее сделайте подбор ниток намеренно неправильный, и пусть ребенок найдет эти ошибки и исправит их. Спрашивайте у ребенка: "Где желтый шарик?", "Где желтая нитка?", "А этот шарик какого цвета?" "Какого цвета нитка подойдет к этому шарику?" и т. д.

- "Что какого цвета?"

Научите ребенка правильно соотносить цвета различных предметов. Предложите ему выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые картинки (морковку закрасить оранжевым карандашом, огурец - зеленым и т. д.).

- "Радуга"

Познакомьте ребенка с последовательным расположением цветов в спектре.

Прочитайте стихотворение:

Вышла радуга-краса,
Разноцветная коса.
Ленты пестрые в косе -
А всего их ровно семь.
Дарит их красавица -
Бери, какая нравится.

Красная
Если красный помидор,
То поспел он, ясно,
Если красный светофор,
То идти опасно,
Ну, а если красный нос -
Значит, на дворе мороз.

Оранжевая
Что за мяч оранжевый,
Весело наряженный?
Мячик не резиновый.
Мячик апельсиновый.

Желтая
Желтый лимон
на цыпленка похож,
Только вот ног у него
не найдешь.
Желтый цыпленок похож
на лимон,
Только растет не
на дереве он.

Зеленая
Вот кузнечик Кузька -
Зеленое пузико.
Спинка, лапки, голова -
Весь зеленый, как трава.

Голубая
Нравятся Насте
Голубые краски:
Голубые платья,
Голубые глазки,
Голубика в лесах
Дали голубые.
Голубые чудеса -
Выбирай любые.

Лиловая (фиолетовая)
Цвет лиловый - цвет
сирени.
Цвет фиалок, Цвет весенний,
Цветет он и колышится,
И в нем приятно дышится.

Синяя
Слышал я, будто стащила
синица
В небе лоскутик синего
ситца.
Сшила синица из ситца
косынку,
Синими стали крылья
и спинка.

(Е. Измайлов)

Попросите ребенка раскрасить цветными карандашами (последовательно) радугу. Верхняя полоса красная, затем оранжевая, и далее как в стихотворении.

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни


Если ребенку трудно выполнить это задание, то сначала вы закрашиваете первую половину радуги до центральной вертикальной линии, а затем ребенок закрашивает всю правую часть.

Через некоторое время предложите ребенку вновь это задание, чтобы он выполнил его целиком, при этом напоминайте ему цвет, повторяя стихотворение.

- Дайте ребенку задание - нарядить елочку разноцветными игрушками (шары закрасить красным цветом, фонарики - синим и т. д.).

Спросите у ребенка потом, каким цветом закрашена та или иная игрушка.

Познакомьте ребенка с оттенками цветов (светло-красный, темно-синий и т. д.).

Упражнения на количественные различия

- "Раскрась длинные и короткие поезда в разные цвета"

А) Предложите ребенку раскрасить длинные поезда в зеленый цвет, а короткие - в синий. Ребенок выбирает из двух поездов - длинный и короткий.

Б) Даете ребенку такое задание:, "Раскрась поезд в оранжевый цвет, если у него меньше трех вагонов, и в красный цвет, если у него больше трех вагонов".

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

- "Большие и маленькие круги"

Попросите ребенка определить самый большой и самый маленький кружочки.

- "Длинные - короткие, высокие - низкие"

Готовите набор из пяти палочек, равномерно уменьшающихся по длине от 20 см до 12 см.
Предложите ребенку сравнить палочки: "Это длинная палочка. Это короткая".
Смешайте все палочки и попросите ребенка разложить их в ряд по убывающей длине, а затем - по возрастающей длине.

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

В следующий раз познакомьте ребенка с понятиями - высокий, низкий. Подберите пять брусков, основанием 20x5 см, высотой от 10 см до 6 см, убывающей на 1 см. Предложите ребенку построить лестницу из брусков, раскладывая их в порядке убывающей высоты.

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

- "Развиваем глазомер"

Требуются два набора одинаковых пирамидок, матрешек, брусков, палочек.
На столе раскладываются две одинаковых пирамидки. Вы выбираете самое большое кольцо и говорите ребенку: "Найди такое же большое кольцо". Продолжаете игру с кольцами разных размеров.
То же самое - с другими фигурами.

- "Тяжелые - легкие. Большие - маленькие"

Спросите у ребенка, какие предметы он считает тяжелыми, а какие - легкими: "На рисунке есть предметы очень тяжелые - раскрась их синим цветом, есть легкие предметы - раскрась их розовым цветом".
"Назови легкие и тяжелые предметы из тех, что ты видишь в своей комнате".

- На рисунке изображены разные предметы. Среди них есть очень тяжелые и очень легкие, очень большие и очень маленькие.

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни
психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни
психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

Попросите ребенка сначала найти самый тяжелый предмет, затем - самый легкий. После этого - отыскать самый большой предмет и самый маленький.


Упражнения на определение времени по часам

- "Часы"

Покажите ребенку часы на рисунке. Объясните, что маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка - минуты. Когда большая стрелка доходит до 12, начинается новый час. Если она делает полный оборот, маленькая стрелка передвигается на 1 час.

- "Какое время показывают часы?"

- Попросите ребенка внимательно посмотреть на часы и найти те из них, которые показывают время, когда

люди чаще всего встают по утрам;

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

когда люди обедают;

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

когда ты ложишься спать.

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни


- Сделайте из картона часы с передвигающимися стрелками.

Спросите у ребенка: "Во сколько ты встаешь, обедаешь, ложишься спать? Заставь эти часы показать время важных дел в твоей жизни".

В это время я встаю.
В это время я обедаю.
В это время я ужинаю.
В это время я ложусь спать.


Упражнения на развитие внимания и восприятия

- "Что не так?"

Ребенку нужно найти одну из пяти картинок, которая чем-то отличается от остальных..

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

- "Найди пуговки"

В шкатулке много всяких пуговиц, но нужно выбрать те из них, которые подойдут к рубашке (пуговка с двумя дырочками, круглая) и к штанишкам (пуговка с четырьмя дырочками, квадратной формы).

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

- "Геометрические фигуры"

На рисунке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

Ребенок выполняет по вашей просьбе задания:

1) покажи мне все круги, квадраты, и т. д.;
2) я тебе покажу фигуру, а ты должен назвать ее;
3) обведи указательным пальцем контуры фигур, называя их;
4) закрась фигуры разными цветами и назови, какую фигуру каким цветом ты закрасил;
5) покажи большой круг, маленький круг, и т. д.

Упражнения на развитие тактильной чувствительности

- "Угадай на ощупь"

Подготовьте плоскостные геометрические фигуры, вырезанные из дерева, пластмассы, картона.
Предложите ребенку поиграть в такую игру: "Давай с тобой вместе ощупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю квадратика. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз, опять уголок..."

Спрашивайте каждый раз ребенка, какая это фигура. Когда ребенок потренируется на каждой фигуре (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), предложите ему сделать то же самое, но с закрытыми глазами (глаза лучше завязать). Скажите ему: "А теперь погладь пальчиком эту фигуру, назови ее, скажи, какая она - гладкая или шероховатая, твердая или мягкая, из какого материала она сделана" и т. д.

После этого предложите ребенку с закрытыми глазами отыскать все кружочки, все квадратики и т. д. (отбор фигур определенной формы производится из множества фигур разной формы).

- "Что лежит в мешочке?"

Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т. д.).

Предложите ребенку поиграть: "Смотри, Катенька, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь". Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложить все обратно, предложить сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по вашей просьбе (на ощупь).

Упражнения для развития восприятия, мышления, тонкой моторики

- Разрезные картинки

Приобретаете в магазине комплект разрезных картинок или готовите их сами. На картинках могут быть изображения любых, хорошо известных ребенку, объектов.

На трех картинках изображены яблоко, стакан, пирамидка: каждая картинка разрезана пополам.
Три картинки с изображенными на них рисунками чайника, цыпленка, елки разрезаны на три части.
Три картинки с рисунками мяча, морковки, гриба (мухомора) состоят из четырех частей каждая.
Три картинки с рисунками капусты, медвежонка, лягушки разрезаны на пять частей.
Можно использовать и другие комплекты разрезных картинок.

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

Сначала покажите ребенку, как из двух частей сложить целую картинку. Обращая внимание на цвет и форму предметов, просите ребенка назвать эти предметы и их форму. Далее ребенок самостоятельно выполняет задания на сложение фигур, а вы подсказываете ему, чтобы он обращал внимание на общий вид предмета, а не пытался хаотично подставить то одну, то другую часть картинки.

- "Склеим чайник"

Предложите ребенку "склеить" разбитый чайник из осколков.
Показываете ребенку картинку с целым чайником - образец: "Вот такой чайник должен получиться у тебя". (Этот образец остается перед глазами ребенка.) Далее последовательно предлагаете ребенку картинки с разными вариантами разбитого чайника.

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

- "Сложи геометрические фигуры из частей"

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разрезаны на 4 части каждая.
Даете ребенку поочередно карточки с частями геометрических фигур, просите сложить целую фигуру и назвать ее.

После того, как ребенок научится правильно складывать из маленьких карточек каждую отдельную фигуру, смешайте все маленькие карточки на столе и предложите ему найти те, из которых можно сложить круг, квадрат и т. д. Естественно, все фигуры должны быть одного цвета.

- "Матрешки"

Используется деревянная трехместная разборная матрешка.

Загадайте ребенку загадку: "Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка". Затем разберите матрешку, обратите внимание ребенка на верхнюю и нижнюю части, составляющие игрушку, на их соотношения, на порядок следования матрешек друг за другом от самой большой к самой маленькой. Сначала соберите матрешку. Затем ребенок собирает сам. Вкладывая одну матрешку в другую, ребенок определяет, какая из них меньше, а какая - больше, называет их (большая, меньшая, самая маленькая).

Далее используются матрешки с большим количеством вкладышей и пирамидки с различным количеством колец.

- "Назови лишнее"

Теперь на одном из пяти рисунков появляется что-то лишнее, чего нет в остальных четырех. Ребенок рассматривает внимательно рисунок и показывает картинку, на которой есть лишняя деталь.

психическое развитие ребенка четвертого и пятого года жизни

Рисование красками

Приготовьте бумагу (серую, голубую, синюю), краску белую, кисти.
Прочитайте стихи о зиме, например, из стихотворения И. Сурикова "Зима":

Белый снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело...


Вспомните с ребенком, как красиво зимой - снег укрывает дома, деревья, кусты. Скажите ребенку, что нарисовать зиму, снег можно белой краской и что она лучше всего сочетается с голубым, серым, синим фоном бумаги.

Аппликация "Полосатый коврик"

Используются бумага, клей, кисточка, тряпочка и цветные полоски бумаги.

Предварительно показываете ребенку, как нужно наложить полоски бумаги на лист. Спросите: "Тебе нравится такая раскраска коврика? Если нет, то можно полоски поменять местами, и тогда коврик будет выглядеть иначе". Затем приступайте к намазыванию каждой полоски клеем и наклеиванию ее на лист бумаги. Предложите ребенку сделать это самостоятельно.

Вместе полюбуйтесь этим ковриком и подумайте, где его можно использовать. Например, это может быть коврик для куклы или для машинки.

А можно предложить новый сюжет. На этот коврик наклеить вырезанные силуэты фигурок собачки, киски и т. д. Спросите ребенка: "Что делает на коврике собачка, а что - киска?"

Работа над аппликацией прекрасно развивает ручную умелость, фантазию, творчество ребенка. Если ему нравятся эти занятия, помогайте придумывать новые сюжеты и осуществлять их.

Лепка и аппликация

Покажите ребенку, что можно одну и ту же фигуру сделать из пластилина и из бумаги, т. е. пластическим и силуэтным способом.

Для аппликации необходимо заранее сделать заготовки, которые будут наклеиваться на бумагу, а для фигуры из пластилина нужно приготовить какие-то дополнительные предметы. Например, вы решили, что такой фигурой будет снеговик.

Загадайте ребенку загадку:

Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко
Вставили морковку,
Глазки - угольки,
Губы - сучки,
Холодный, большой.
Кто я такой?


После того, как ребенок угадает загадку, покажите ему на картинке снеговика, обсудите с ним, из каких частей состоит снеговик (из каких форм). Когда снеговик будет склеен и слеплен, спросите у ребенка, чего не хватает снеговику и какой нравится больше - из пластилина или из бумаги.

Сюжетные игры

Конечно, вы играете с ребенком в такие игры, как "Магазин", "Школа", "Больница" и т. д. В процессе этих игр старайтесь еще раз закрепить у ребенка знания по самым разным аспектам: определение формы, размера, цвета предмета; соотношение предметов по длине, высоте, ширине; определение материала, из которого изготовлен предмет; понимание значения предлогов в речи (в, под, над), расположения предметов в пространстве (снизу, справа, слева и т. д.); умение вежливо разговаривать, обращаться с просьбой, благодарить, терпеливо выслушивать собеседника и т. д.

Такие игры имеют огромное значение для воспитания ребенка, особенно в том случае, если они проводятся в группе детей. Они являются своего рода тренингом социального развития ребенка (умения контактировать со сверстниками, подчиняться определенным правилам, уступать, принимать роль, лидировать и т. д.).
И, конечно, неоценима роль таких игр для развития творческого мышления.

Развивающие игры для детей 5-7 лет

В детском саду у воспитателей всегда есть в запасе пара-тройка хороших подвижных игр, в которые дети с большим удовольствем играют. А вот родителям сложнее сориентироваться, когда они выезжают с детьми на пикник, либо организуют активный отдых на свежем воздухе.

Поэтому предлагаем воспользоваться нашими советами. Некоторые из игр подойдут и для взрослых, которым все чаще лень встать, пойти активно повеселиться вместе с детьми, уж не говоря о том, чтобы побегать и попрыгать, вспомнить детство.

Подвижные игры

"Стоп самолет"

Для игры приглашаются все желающие. Выбирается ведущий, который становится спиной к группе. Остальные становятся в шеренгу за его спиной при этом как можно подальше. Как только ведущий дает команду: "полетели", дети начинают движение по направлению к нему, их задача - задеть ведущего. Но в любой момент он может сказать: "стоп самолет!". И все замирают. Ведущий поворачивается и внимательно смотрит: если заметит, что кто-то пошевелился - тому штраф: 3 шага назад. Дальше игра снова продолжается. В итоге, кто окажется ближе всех к ведущему - тот победил.

"Белочки-собачки" 

Из группы выбираются 2-3 желающих - это "собачки". Остальные "белочки". Задача "собачек" по команде "вперед" - догнать и задеть как можно больше "белочек", последние при этом могут взбираться на окружающие предметы, например, на скамейки, или доски, в общем на все, что находится в поле зрения. Если "белка" на "дереве", значит, достать ее нельзя. Затем они спрыгивают и перемещаются до следующего "дерева". Задача "собачек" переловить всех "белочек". Кто больше наловил - тот и победил.

"Два Мороза"

Выбираются 2 человека (это 2 "деда Мороза" один - "красный нос", другой- "синий нос"). Дети стновятся в шеренгу, а "Морозы" чуть подальше - лицом к детям. Задача детей пробежать через середину, а в это время "деды Морозы" будут их ляпать, кого заляпали - тот выбыл из игры. Затем движение в обратную сторону. При этом "деды Морозы" проговаривают такие слова:

"Мы Морозы молодые, мы два брата удалые,
(один из них) Я Мороз - красный нос,
(второй) Я Мороз - синий нос,
(вместе) Ну-ка кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?

После этих слов дети начинают бежать к противоположному краю, а их в это время ляпают "Морозы".

"Гуси-лебеди"

Игра похожа на предыдущую, тем,что детям надо пробежать через преграду - не попасть в лапы к "волку". Выбирается один желающий, кто будет "волком". Все остальные - "гуси".

Ведущий обращается к "гусям", а они ему отвечают:

- Гуси-гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите же домой!
- Нам нельзя лететь домой, серый волк под горой,
Зубы точит, съесть нас хочет!
- Так летите как хотите, только крылья берегите.

После этого дети бегут, а "волк" их ляпает.

Развивающие игры

"Съедобное-несъедобное"

Ведущий берет мяч, дети садяться на стулья, или на скамью (на улице). Ведущий идет по порядку, бросая мяч каждому ребенку и называет при этом какое-то слово, если слово относится к группе съедобных - ребенку нужно поймать мяч, если означает предмет, который нельзя съесть - то мяч ловить не нужно. Развивается быстрота реакции.

"Глухие телефончики"

Дети садятся в шеренгу, ведущий шепчет какое-то слово на ухо первому сидящему, а он в свою очередь передает это слово (или то, что услышал) другому, и так дальше, пока не дойдет до последнего. Затем ведущий спрашивает у каждого по порядку, какое слово ему передали и в конце называет то слово, которое он передавал на самом деле.

"Угадай число"

Выходят двое ведущих (дети), они совещаются между собой и загадывают какое-то число в конкретном числовом промежутке, например от 0 до 10. Затем выходят к детям и у каждого по порядку спрашивают версию этого числа. Ребенок называет например 7, а загаданная цифра - 9. Дети говорят: - "нет, это число больше, чем 7". И переходят к следующему участнику. Он выдает свою версию. В конце концов кто-то угадывает это число. Тогда ему делается символический подарок: эти двое ведущих идут совещаться и придумывают 2 варианта каких-либо вещей, например, 2 машины - одна из них, скажем, грузовая, другая - легковая. Приходят и говорят: "Что угодно для души, все подарки хороши", и называют варинты машин. Победитель выбирает из двух вариантов какой-нибудь один.

Дальше игра повторяется - загадывается новое число. Победитель тот, кто больше раз угадал число и соответственно получил больше призов.

"Угадай овощ "

Положите в тканевый мешочек разные овощи и фрукты в количестве 4-5 штук. Ребенок должен наощупь угадать, какие овощи и фрукты лежат в этом мешочке. Для следующего участника можно поменять комбинацию.


Детские развлечения




 

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifИгрушки для разных возрастов

до 1 года

1 - 4 лет

5 - 7 лет

от 7 лет

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifКак выбрать игрушку

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifИгры для разных возрастов

от 0 до 1 года

от 1 до 3 лет

от 3 до 5 лет

от 5 до 7 лет

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifИгры для детского праздника

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifКомандные игры

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifКомпьютерные игры

Детские забавы

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifСценарий детского праздника

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifЗагадки для детей

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifПотешки

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifСказки

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifОригами-поделки

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifПоделки из природного материала

Детский мир

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifФен-шуй для детской комнаты

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifДетский гороскоп

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifЗначение имени ребенка

Реклама



Панели под камень цокольный сайдинг - лучший выбор для обшивки фасадов.




Развивающие игры для детского мышления

Детское мышление - процесс сложный, кардинально отличающийся от взрослого. Первоначальное, родное мышление у ребенка - образное. Т.е он мыслит не словами, а образами, выделяя сходство и различие. Но по мере взросления, мыслительный процесс задействует и внимание, и память и основной показатель - речь. Развитие не может быть полностью самостоятельным, огромная роль принадлежит взрослым. Именно от них ребенок узнает, какими словами обозначаются те или иные предметы. Взрослый, объясняя признаки конкретного предмета, дает ребенку потрогать или посмотреть на этот предмет и запомнить полученные ощущения.

На основе практического опыта и, глядя на взрослых, ребенок учится делать суждения, сопоставлять разные отличительные особенности предметов или явлений. Очень важен начальный этап, азы формирования мышления, поскольку самому ребенку просто не научиться выделять отдельные категории, а затем делать обобщения. Малыш даже не сразу запоминает, какой предмет как называется, не говоря уже о словах, значение которых не привязано к видимому объекту. Например, трудно уловить смысл слова "время" и других, подобных ему. Даже такие элементарные слова, как "каша", "стул" и пр. могут вызвать трудности в понимании. Дело в том, что маленький ребенок мыслит сиюминутно и пока не умеет относить то же самое слово к аналогичному предмету, но уже в другой обстановке, т.е. не может обобщать. Например, ребенку может быть непонятно, почему стульчиком называется тот, на котором он сидит, а взрослый тоже сидит на стуле, но он не такой, а название одинаковое. В речи детей тоже часто прослеживается сходство, но не точность произношения, напирмер, "типчка" вместо "птичка" или "юфолка" вместо "свеколка" - в этом тоже выражается детское мышление, т.е применение созвучности, вместо точности.

Дети постарше уже пытаются сами понять смысл слов и для этого им нужен дополнительный опыт. Вот поэтому маленькие "почемучки" достают родителей. С другой стороны все так просто: через понимание вещей дети лучше мыслят, так им проще выстраивать свои суждения. Главное, чтобы взрослые не ленились.

Упражнения на развитие мышления.

"Опиши картинку" ребенку 4-5 лет предложите рассмотреть картинку с изображением определенного времени года. Просите рассказать, что нарисовано, по каким признакам ребенок определил, что это лето или зима, день или ночь, пасмурно или солнечно. Каких предметов больше, каких цветов больше использовано для передачи явлений природы.

"Сравни предметы " Предложите ребенку рассмотреть шарики (воздушные), например, группу шариков одного цвета и спросите, что у них похожего, какими свойствами они обладают: на ощупь как воспринимаются, на цвет, на вес. Вместо шариков можете взять любые другие предметы: кубики, мячики. Можете вообще сделать подборку игрушек на одну тему, скажем, машины (танк, легковой автомобиль, вертолет) и одну игрушку не вписывающуюся в общий ряд, например, животное. Пусть определит, какая игрушка лишняя, почему.


Детские развлечения




 

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifИгрушки для разных возрастов

до 1 года

1 - 4 лет

5 - 7 лет

от 7 лет

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifКак выбрать игрушку

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifИгры для разных возрастов

от 0 до 1 года

от 1 до 3 лет

от 3 до 5 лет

от 5 до 7 лет

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifИгры для детского праздника

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifКомандные игры

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifКомпьютерные игры

Детские забавы

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifСценарий детского праздника

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifЗагадки для детей

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifПотешки

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifОригами-поделки

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifПоделки из природного материала

Детский мир

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifФен-шуй для детской комнаты

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifДетский гороскоп

http://www.planeta-baby.ru/images/tochka.gifЗначение имени ребенка

 




http://counter.yadro.ru/hit?t57.3;rhttp%3a//www.planeta-baby.ru/detskie-igry5-7let.htm;s1920*1080*32;uhttp%3a//www.planeta-baby.ru/razvitie-myshleniya.htm;0.4261281163778904(c) planeta-baby.ru
Детские развивающие игры, методики, развлечения
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна
e-mail: planeta-baby@mail.ru





Развивающие игры для детской речи

Для развития речи, выработки четкого произношения согласных звуков существует доcтаточно способов, которые родители могут вполне применять в домашних условиях. Здесь ценное качество для мам - уметь разговаривать с ребенком даже во время домашней уборки.

3-4-летнего малыша родители уже понимают (в смысле произношения ребенком слов и предложений, какая же мама не поймет, о чем ей толкует чадо.) Однако в этом возрасте ребенок еще не может четко выговаривать отдельные звуки. Дикцию (это как раз четкое произношение слов и отдельных их частей) можно отработать с помощью чистоговорок - таких потешек, акцентированных на конкретные звуки и слоги. Даже если с ребенком занимается логопед, вы не утомите малыша, лишний раз вспоминая дома забавные фразы, которые, кстати, помогут и в формировании чувства ритма.

Мамы и сами могут придумывать шутливые фразы, типа:
"да-да-да - в огороде лебеда",
"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша - принесли домой ерша"
"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
"жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу - я на солнышке лежу"...ну и так далее.

В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.

Хороши в плане тренировки звуков и скороговорки. Вот тут может пригодиться память, уж самые известные знют все:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,
на траве дрова.

На дворе трава,
на траве дрова.

Кукушка кукушонку купила капюшон ,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.

Опиши картинку

Глядя на картинку, спрашивайте у ребенка, что он может сказать про изображенное животное, например (можно рассмотреть картинки из знакомых сказок). Вот лисичка, какая она: рыжая, пушистая, хитрая. Пусть ребенок сам охарактеризует животное. Если ему трудно - помогайте. Так расширится словарный запас. А детям постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть расскажут не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот лиса. Она живет в лесу. У нее рыжая шубка..и так далее. Это способствует и развитию мышления.

См. также "полезные советы" - информация по развитию речи

Развивающие игры для детской памяти

Память - процесс сложный, главным образом состоящий из восприятия, хранения и, когда необходимо, вспоминания информации. Для ребенка обучающегося, конечно же, важно, насколько полно он может запоминать преподносимый материал. Проблемы с учебой временами могут быть связаны со слабым восприятием, но это не всегда значит, что у ребенка плохая память. Причин может быть много, одним из важных факторов является эмоциональный фон: ребенок, постоянно испытывающий стрессы, не может сосредоточиться на уроке, энергия уходит в другое направление. Поэтому старайтесь, чтобы психологический климат в доме был комфортным. Хотя расстройства могут быть связаны и с ссорами с детьми. Тут уже наблюдайте за ситуацией (если видите, что с обучением не ладится).

В общем и целом памяти существует несколько видов (и даже эти виды делятся на подвиды). Но основные: зрительная, слуховая и двигательная память. Тут уже у кого какой орган чувств лучше развит, тот вид памяти и преобладает. Надо сказать, что у детей до 5 лет преобладает память механическая: т.е. запоминание идет без осмысления информации, чисто механически (вот поэтому многие развивающие методики эффективны именно до пяти-шестилетнего возраста).

Также давно доказано, что запоминание протекает гораздо эффективнее, если сопровождается зрительными образами, или подключается ассоциативный ряд. Например, если ребенку предложить запоминание объекта (скажем, часов), на которые повешена табличка с названием предмета, то ребенок гораздо быстрее запомнит образ, а заодно и слово, которое называет этот образ. Грубо говоря, идет привязка наименования к зрительному восприятию.http://www.planeta-baby.ru/images/10otlichiy.jpg

Упражнения для тренировки зрительной памяти.

1. Для тренировки зрительной памяти можно проводить такое упражнение. Выложить перед ребенком полосу из 3-4 картинок с геометрическими фигурами. Пусть посмотрит, как следует запомнит. Затем картинки закрываются и ребенок должен вспомнить, в какой последовательности какие фигуры были выложены. Усложненный вариант (для детей постарше): предложить рассмотреть фигуру с некоторыми добавленными элементами. К примеру, квадрат, внутри которого круг, а в круге - треугольник. Затем предложите ребенку воспроизвести (нарисовать) показанную картинку на листе бумаги, не подглядывая.

2. Похожую игру можно проделать и с игрушками. На столе разложить несколько игрушек. Дать ребенку запомнить их расположение. Затем пусть он отвернется, а вы в это время уберете одну из них, или поменяете местами какие-нибудь две. Повернувшись, ребенок должен воспроизвести первоначальное положение, или сказать, какого предмета не хватает.

3. Также отличным тренажером для зрительной памяти является игра "Пехесо". Это набор картинок (напоминающий игральные карты), каждая из которых имеет абсолютно похожую пару. Картинки тусуются, и выкладываются верхней стороной (с которой они имеют одинаковое оформление) в несколько рядов. Затем открываются любые две, ребенок запоминает их и их расположение. Карты снова переворачиваются. Открываются другие две, и так далее. Задача ребенка: если он увидел карту и помнит, где лежит ее пара, он открывает ту карту, по предположению являющуюся парой. Если пара совпадает - она изымается из общего количества карточек. Хорошо играть в эту игру 2-3 детям, или взрослому с детьми. Выигрывает тот, кому удалось открыть большее количество одинаковых карт. (т.е вспомнить, где лежит вторая пара открытой карты). Ходы делаются попеременно.

Упражнение для тренировки ассоциативного мышления.

Выложите на столе картинки с разными фруктами, животными, насекомыми, в общем с какими-то объектами. Далее проговаривате ребенку слова, а его задача выбрать ту картинку, которая соотвествует слову. Задачу можно усложнить, называя не само слово, а то что к нему может относиться, т.е. косвенные признаки. Например, вместо слова лошадь, вы можете имитировать ее ржание, а ребенок должен будет определить, какое животное издает этот звук и найти это животное среди картинок.

Упражнение для тренировки логической памяти.

Предложите ребенку удалить из ряда картинок ту, которая не соотвествует логическому ряду. Например, среди изображений животных вы положили картинку с изображением насекомого. Ребенок должен понять, что объединяет все картинки и какая не вписывается в логический ряд - ее убрать.

Хороши для тренировки и логические задачки (для младших школьников):

С какой птицы надо ощипывать перья, чтобы получить утро, день, вечер и ночь? (с утки)

Какой остров жалуется на свой маленький размер? (Ямал)

Из какой чашки нельзя есть? (из пустой)

Что делал слон, когда пришел на-поле-он (щипал траву)

А и Б сидели на трубе, А - упала,
Б - пропала, кто остался на трубе? (на трубе осталась И)

Черви, буби, по-лбу-бей ехали на лодке,
черви, буби - утонули, кто остался в лодке?
(по лбу бей: получи законный щелчок в лоб)

Когда руки бывают местоимением? (когда они - вы-мы-ты)

Что находится между столом и холодильником? (союз И)

По небу летели 2 крокодила в клеточку и один в полосочку. Сколько всего их было? (нисколько: крокодилы не летают и в полоску не бывают)

Упражнение на запоминание стихов.

Лучший способ запомнить стихотворение, это визуализация образов, возникающих при чтении стиха. Возьмите кусок стиха, строки которого легко перевести в мысленные образы. Когда ребенок будет представлять действие или описываемую картину, он легко запомнит и само стихотворение.
Игры для сенсорного развития связаны с определением свойств разных предметов. Для усвоения величины хороший тренажер - конусная пирамидка. Покажите ребенку как она разбирается, сделайте акцент на том, что кольца нанизываются в зависимости от их величины. Затем дайте ребенку самому проделать эти действия. И в случае ошибки, объясните, почему именно это кольцо не на своем месте.

"Разложи кубики по цветам" - тоже полезная игра. Предложите ребенку (1,5 - 2 лет) выбрать из большого количества одинаковых по размеру кубиков те, которые одного цвета, и сложить их в отдельную коробку. Игру можно усложнить, предложив ребенку разделить все кубики на кучки по цветам.

"Дразнилки" - игра на подражание. Показывайте ребенку разные гримаски: вот нахмуренные брови, вот улыбка, вот оскаленные зубки, вот округленные глазки, вот надутые щечки. Пусть повторяет. Можно разнообразить задание движениями: рубим топором (двумя сложенными ладошками - движение вниз), плывем брассом, изображаем мельницу и прочее. Как правило, такая игра очень нравится детям.

"Вспомни ощущение". Проводите по руке ребенка разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано.

"Угадай овощ". В тряпичный мешок положите разные овощи: картофель, лук, огурец, морковь, помидор (можно также добавить фрукты: яблоко, грушу, апельсин). Задача ребенка опустив руку в мешок, нащупать там один из плодов и на основании тактильных ощущений определить, что за овощь или фрукт ему попался. Можно усложнить задание добавлением описания овоща, т.е. ребенок должен перечислить особенности данного корнеплода или фрукта: гладкий (или шероховатый), круглый (или овальный), похож на что.. и т.д.

"Угадай, чья рука" - игра сложная, требующая очень тонкого восприятия. Для начала ребенку нужно потрогать руку (или руки) мамы, бабушки, папы, дедушки и запомнить, какие их руки наощупь. Затем с закрытыми глазами ребенок повторяет весь процесс и при этом пытается определить, чьи это руки. Сложнее проводить данную игру среди детей, потому что детские руки по тактильным ощущениям схожи.

Игры для развития внимания.

"Нос-пол-потолок". Ведущий предлагает детям поиграть, при этом не поддаваясь на провокацию. Он будет произносить слова: "нос", "пол", "потолок", а показывать либо на верный, либо на неверный объект. Например, называет нос, а показывает на потолок. Дети же должны тоже показывать пальцем, но только на тот обект, который проговаривается. Их задача - быть сосредоточенными на называемом слове и показать в верном направлении.

"Найди правильную дорогу ". Это игра по картинкам, где обычно с одной стороны нарисован, например, заяц, а с другой - белка. Помоги зайчику добежать до белочки, при этом дорога сильно путается, нужно постоянно удерживать внимание на том, куда изогнулась верная линия.

"Верно-неверно". Ведущий говорит фразу, если логически она верна, дети хлопают в ладоши, если противоречит действительности - топают. Игра на внимание. Например, ведущий говорит: "Груши растут на березе" (эта фраза неверна, поэтому дети должны топать). А на фразу: "Зимой идет снег" - должны хлопать, потому что высказывание верное.

"Повтори движение ". Ведущий оговаривает условие игры: он будет показывать движения, которые дети должны за ним повторять, кроме одного, например, поднимать руку - нельзя. Дети должны внимательно следить за тем, какое сейчас будет движение, чтобы вовремя среагировать.

"Обведи картинку ". Картинку, состоящую из точек нужно нарисовать, соединяя линией точки, каждая из которых имеет порядковый номер. Т.е. двигаться нужно от точки под номером 1 к следующим. В итоге должно получиться изображение, например, кораблика.

"Кто стоял в очередь ". Поставьте в одну линию несколько игрушек. Пусть ребенок внимательно запомнит каждую игрушку и ее размещение (кто за кем). Попросите ребенка отвернуться, а в это время поменяйте 2 игрушки местами. Ребенок должен определить, что изменилось. Похожий вариант можно применить к куклам. Взять двух кукол, одетых в разную одежду, и заменить некоторые предметы одежды, скажем, поменять местами чепчики или фартуки. Что же изменилось в облике - об этом спросите у ребенка.

Игры на внимание имеют много схожего с играми, направленными на развитие памяти.





Игры для развития воображения.

"Придумай фигуру". Ребенку дается набор геометрических фигур: треугольников, кругов, квадратов, из которых предлагается составить например образ животного, или человека.

"Придумай историю". Ребенку предлагается придумать историю, глядя на картинки с изображением одних и тех же персонажей, взаимодействующих между собой. Грубо говоря, по комиксам сделать рассказ.

"Раскрась шаблон ". Дайте ребенку шаблон (контур) животного, или человека, пусть пофантазирует над его раскраской.

"Заверши картинку ". Задача ребенка домыслить начатый образ. Т.е. ему дается картинка с изображением отдельных деталей, нужно довести образ до логического завершения.

"Что там спрятано ". Ведущий берет картину и закрывает основную чаcть, оставив для обзора лишь маленький фрагмент. Задача детей понять, что там за скрытой частью или дорисовать образ мысленно. Когда варианты озвучены, можно и посмотреть, что же там было на самом деле.
перейти в каталог файлов
связь с админом