Главная страница

Урок 23 Индийские касты. Урок 23. Индийские касты


НазваниеУрок 23. Индийские касты
АнкорУрок 23 Индийские касты.doc
Дата21.09.2017
Размер76 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаУрок 23 Индийские касты.doc
ТипУрок
#30898
Каталогid190882352

С этим файлом связано 36 файл(ов). Среди них: Олимпийские игры (урок истории).doc, Darvash_J_Pobeditel_turok.pdf и ещё 26 файл(а).
Показать все связанные файлы

Урок 23. Индийские касты

I. Вопросы для повторения:

  1. Покажите на карте страну Индию, горы на ее границе, глав­ные реки. Определите словами, где они расположены.

  2. Охарактеризуйте природные условия Индии. Что общего в природных условиях Египта, Южного Междуречья, Индии?

  3. Почему многие древневосточные государства возникли в доли­нах больших рек?

  4. Почему древнейшие города-государства Индии возникли по бе­регам Инда, а не Ганга?

  5. Когда и почему стало возможным освоение долины Ганга?

  6. Каких успехов в хозяйстве добились индийцы?

(Индия в значительной степени была обеспечена природными бо­гатствами, необходимыми для жизни человека. Исключительно богаты и разнообразны были флора и фауна страны. Кроме пшеницы и ячменя, здесь уже в древности стали выращивать рис, который именно из Индии впервые попал в Западную Азию, Африку и Европу. Из других культурных растений следует отметить сахарный тростник, хлопчатник, пряности).

7. Какие животные были впервые приручены в Индии, а какие - приведены туда издалека?

(Местные животные - зебу и слон. С запада переселенцы привели осла, коня, овцу, корову; с востока - буйвола. Буйвол в условиях жаркого влажного климата незаменим. Он обладает силой и выносливостью, поеда­ет болотные травы и водяные растения, которые не едят другие животные. Болота и леса в долине Ганга трудно было освоить без буйволов. Их применяли для вспашки топких участков земли, непроходимых для обычных быков. Еще большей' силой обладают слоны, которых использовали в хо­зяйстве, а также на войне. Грудь боевого слона была защищена панцирем, лоб - медным или железным щитом, бивни удлинены железными клинка­ми, кривыми, как сабля. На спине слона была укреплена башенка, где на­ходились стрелки из лука, на шее сидел воин с длинным копьем.)

8. Известно, что древнейшие города Индии достигли расцвета примерно за пятьсот лет до правления царя Хаммурапи. К какому времени относится расцвет древнейших индийских городов? Какой из них являет­ся главным центром страны? (Мохенджо-Даро).

9. Назовите правителя Индии, при котором почти вся страна была объединена в одно государство. Назовите время его правления. (Ашока, III в. до н.э.)

10. Одним из признаков государства является наличие правовых норм, обязательных для исполнения населением всей страны. В правление Ашоки повсеместно были воздвигнуты каменные колонны, на которых были высечены законы. Как назывался сборник этих законов? («Законы Ману»)

II. новая тема.

Из «Законов Ману» мы узнаем, что население Индии делилось на касты, или варны (т.е. судьбы, предопределенные богами).

Запись в тетрадь:

Касты - большие группы людей с определенными правами и обя­занностями, передаваемыми по наследству.

Задание: Прочитайте п. I §21.

Житель: Такое положение человека в индийском обществе име­ло религиозное объяснение. В священных книгах глубокой древности (ве­дах) деление людей на варны считалось изначальным и установленным свыше. Утверждалось, что первые брахманы вышли из уст верховного бога Брахмы и только они могут узнать его волю и воздействовать на него в нужную для людей сторону. Убийство брахмана считалось большим пре­ступлением, чем убийство любого другого человека.

Первые кшатрии (воины и администраторы), в свою очередь, возникли из рук бога Брахмы, поэтому им свойственна сила и крепость. К этой касте принадлежали цари индийских государств, кшатрии же стояли во главе государственного управления, они контролировали армию, им принадлежала большая часть военной добычи.

Люди третьей варны (вайшии) образовались из бедер Брахмы, следовательно, им достались выгоды и богатства. Это была наиболее мно­гочисленная каста. Положение индийцев-вайшиев было весьма различным: разбогатевшие купцы и ремесленники, вся городская верхушка, несомнен­но, относились к господствующим слоям общества. Некоторые вайшии даже занимали место на государственной службе. Но основная масса вай­шиев была оттеснена от государственных дел и занималась земледелием и ремеслом, обратилась в основных плательщиков налогов. Собственно го­воря, духовная и светская знать смотрела на людей этой касты свысока.

Четвертая варна, шудры, пополнялась из числа покоренных чуже­земцев, а также из переселенцев, оторвавшихся от своего рода и племени. Они считались людьми низшего порядка, вышедшими из ступней ног Брах­мы и поэтому обреченными пресмыкаться в пыли. Поэтому они предназна­чены к услужению и к повиновению. Их не допускали в общины, отстраняли от занятия каких-либо должностей. Даже некоторые религиозные обряды для них не устраивались. Им также запрещалось изучение Вед. Наказание за преступления против шудр были, как правило, ниже, чем за те же деяния, совершенные против брахманов, кшатриев и вайшиев. Вместе с тем шудры все-таки сохраняли положение свободных людей и не были рабами.

На самой низшей ступени древнеиндийского общества располага­лись неприкасаемые (парии)и рабы. Париям отводились занятия ры­боловством, охотой, торговля мясом и убийство животных, обработка кож и т.д. Неприкасаемых не подпускали даже к колодцам, ибо они могли яко­бы осквернить чистую воду. Рассказывают, будто когда две знатные женщины вышли на улицу и случайно увидели неприкасаемых, то они немед­ленно вернулись обратно, чтобы, промыв свои глаза, очиститься от сквер­ны. Однако неприкасаемые все же формально оставались свободными, тогда как рабы не обладали даже правом на свою личность. Юридические нормы низводили рабов(даса) до положения животных: «Корова, коза, человек, овца, лошадь, мул, осел - эти семь считаются домашними живот­ными». («Махабхарата»)

Вопрос: Только ли в древней Индии положение рабов и скота было сходным?

Хозяин свободно распоряжался своими рабами, как любым дру­гим имуществом, - продавал, проигрывал в кости, закладывал, дарил и прочее. Причем, например, в случае залога рабыни ее потомство принима­лось как проценты на долг. Однако, как и всюду на Древнем Востоке, пра­во Индии знало послабления для отдельных категорий рабов. Очевидно, они могли владеть некоторым имуществом и даже, как свидетельствует одна из статей «Законов Ману», сами имели рабов.

На доске: Касты е Индии

На доске: Касты е Индии

Две высшие касты занимали господствую­щее положение

I. Брахманы (из уст Брахмы) (святость и истина) - жрецы

Белый цвет

II. Кшатрии (из рук Брахмы) (сила и крепость) - военная знать

Красный цвет




III. Вайшьи (из бедер Брахмы) (выгоды и богатства) - земледельцы, купцы, ремесленники

Желтый цвет




IV. Шудры (из ступней ног Брахмы) (услужение и повиновение) - слуги

Черный цвет

Не входили в кастовый строй:




I. Неприкасаемые (парии)







II. Рабы (даса)





Ш. Групповая работа

(Класс делится на группы; каждой группе дается текст из «За­конов Маму», Учащиеся должны проанализировать содержание статей, сделать выводы об общественной жизни древних индийцев, о положении различных категорий населения)

1. группе:

VIII, 267. Кшатрий, обругавший брахмана, подлежит штрафу в сотню (пан), вайший - в две с половиной (сотни), но шудра подлежит телесному наказанию.

VIII, 417. Брахман может уверенно присваивать имущество шудры, ибо у того нет никакой собственности; ведь он тот, имущество которого забирается хозяином.

I, 96. Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными — разумные, между разумными - люди, между людьми-брахманы.

II. группе:

IX, 317. Брахман - ученый или неученый - великое божество, равно как великое божество и огонь - и использованный (при жертвопри­ношениях) и неиспользованный.

IX, 322. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман; брахман и кшатрий, объединившись, процветают и в этом мире, и в ином.

IX, 328. У вайшия никогда не должно быть желания: «Я не желаю пасти (скот)»; а раз вайший желает, разведение скота ни в коем случае не должно производиться другими.

III. группе:

I, 91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры - слу­жение первым двум варнам со смирением.

VIII, 414. Шудра, даже отпущенный хозяином, не освобождает­ся от обязанностей услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?

X,51. Местожительство неприкасаемых (должно быть) вне се­ления, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть только) собаки и ослы.

VIII, 415. Захваченный под знаменем, раб за содержание, рож­денный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания - таковы семь разрядов рабов.

Учитель: Творцами этих правовых норм были брахманы - жрецы. Они находились на особом положении. Ни в одной стране Древнего Востока жречество не достигало такого привилегированного положения, как в Ин­дии. Они являлись служителями культа богов во главе с верховным божест­вом Брахмой, а государственная религия называлась браманизмом.

Религиозные верования Древней Индии изменялись на протяже­нии веков. В Ведах упоминаются бесчисленные боги природы (Варуна - бог неба, Лани - бог-огня, Сурья - бог солнца и др.) В камен­ные храмах Индии сохранилось много статуй богов: Вишну и Шива (твор­цы и разрушители Мира), Индра (бог грозы и войны), Яма и Кали (боги подземного царства мертвых), Ганеша (бог мудрости; его изображали с головой слона). Любимым героем индийских преданий был темнокожий богатырь Кришна, похожий на Гильгамеша и Геракла.

Около 500 г. до н.э. на северо-востоке Индии в долине Ганга возникло царство Шагадха. Там жил мудрец Сиддхарта Гаутама по про­звищу Будда (Пробужденный).

Задание (при наличии времени на уроке): Прочитайте текст «Легенда о Будде» на стр. 97 (внизу) учебника. Чему учил Будда?

Он учил, что человек в родстве со всеми живыми существами, по­этому нельзя никому из них вредить: «Если не будешь убивать даже мух, то после смерти станешь более совершенным человеком, а кто поступает иначе, тот после смерти становится животным. Поступки человека влияют на обстоятельства, при которых он возродится в следующей жизни». (Вспомните содержание п. 5 §20.) Достойный человек, проходя через ряд перевоплощений, достигает совершенства. (Будда рассказывал, что в пре­дыдущих жизнях он был лягушкой, крысой, гусем, слоном, львом, торгов­цем, жрецом, мудрецом, духом дерева и Индрой).

Вопрос: Обратите внимание на последовательность. Какие выводы из этого можно сделать?

Многие индийцы считают, что, умерев, Будда стал главным из бо­гов. Его учение (буддизм) широко распространилось в Индии. Эта религия не признает нерушимых границ между кастами и считает, что все люди братья, даже если они верят в разных богов.

Вопрос: Какое учение - брахманизм или буддизм - в отношении положения людей в обществе, взаимоотношений их между собой вам ка­жется более справедливым с современной точки зрения.

Во «Всеобщей декларации прав человека» сказано:

Статья 1. Все люди рождены свободными и равными в своих пра­вах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.

Статья 2. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от:

  • национальности, языка, расы, пола, религии;

  • социального происхождения, политических убеждений, богат­ства или бедности;

-величины и мирового значения его страны.
Домашнее задание.

  1. Прочитайте §21, ответьте на вопросы к параграфу.

  2. Выпишите и выучите новые понятия и даты.

  3. Составьте рассказ:

I. вариант - «Индийские касты»;

II. вариант - « Учение Будды»;

III. вариант - «Достижения индийской культуры».

1. группе:

VIII, 267. Кшатрий, обругавший брахмана, подлежит штрафу в сотню (пан), вайший - в две с половиной (сотни), но шудра подлежит телесному наказанию.

VIII, 417. Брахман может уверенно присваивать имущество шудры, ибо у того нет никакой собственности; ведь он тот, имущество которого забирается хозяином.

I, 96. Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными — разумные, между разумными - люди, между людьми-брахманы.
II. группе:

IX, 317. Брахман - ученый или неученый - великое божество, равно как великое божество и огонь - и использованный (при жертвопри­ношениях) и неиспользованный.

IX, 322. Без брахмана не преуспевает кшатрий, без кшатрия не процветает брахман; брахман и кшатрий, объединившись, процветают и в этом мире, и в ином.

IX, 328. У вайшия никогда не должно быть желания: «Я не желаю пасти (скот)»; а раз вайший желает, разведение скота ни в коем случае не должно производиться другими.
III. группе:

I, 91. Но только одно занятие Владыка указал для шудры - слу­жение первым двум варнам со смирением.

VIII, 414. Шудра, даже отпущенный хозяином, не освобождает­ся от обязанностей услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?

X,51. Местожительство неприкасаемых (должно быть) вне се­ления, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть только) собаки и ослы.

VIII, 415. Захваченный под знаменем, раб за содержание, рож­денный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и раб в силу наказания - таковы семь разрядов рабов.






перейти в каталог файлов
связь с админом