Главная страница

Урок Малые фольклорные жанры. На ярмарке


Скачать 1.28 Mb.
НазваниеУрок Малые фольклорные жанры. На ярмарке
Анкорvneklassnoe_chtenie_goretskiy.doc
Дата21.05.2018
Размер1.28 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаvneklassnoe_chtenie_goretskiy.doc
ТипУрок
#71393
страница1 из 21
Каталогid154702745

С этим файлом связано 72 файл(ов). Среди них: Obitateli_presnogo_vodoyoma.ppt.ppt, Диктанты.docx, vneklassnoe_chtenie_goretskiy.doc, Geydman_Schitaem_do_100_RT_1_kl.pdf, reki_Chuvashii_-_1.ppt.ppt, Золотинка моя Текст.doc, vodoyom_i_ego_obitateli.pptx.pptx, Zolotinka_moya_Noty.pdf, kremneva_s_yu_slovarnye_diktanty_1_2_klass.pdf, 1480456030.docx и ещё 62 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Урок 1. Малые фольклорные жанры. «На ярмарке»

Цели урока: ознакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами: пословицами, поговорками, песнями, потешками, считалками, загадками и т д.; развивать память, речь, артисти­ческие способности, навыки коллективной работы; воспитывать интерес к устному народному творчеству, истории русско­го народа.

Оборудование, класс разделить на секторы. В каждом секторе — на прилавке работает вожатый или подготовленный учителем ученик из класса. У каждого прилавка вывеска — плакат. Для игр приготовить карточки с заданиями, для поощрения — жетоны. Организовать ярмарку поделок.

Ход урока

I. Организационный момент

К началу урока класс поделен на 5 команд по 4—5 человек. В класс приглашены вожатые. Они будут встречать ребят у «при­лавков» на ярмарке.

Вожатые одеты в народные костюмы. Дети получили к уро­ку задания выучить скороговорки, песенки-потешки, считал­ки, пословицы. Задания распределили между собой в груп­пах.

П. Актуализация знаний

1. Выход коробейников (вожатые).

1-й: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

2-й: Песнями да считалками побалуйте!

3-й: Давно мы вас ждем-поджидаем!

4-й: Аи да загадочки вам загадаем!

5-й: «Делу время, а потехе час!» — объявляем

И веселую нашу ярмарку начинаем.

(Уходят.)

2. Беседа.

— О каких жанрах устного народного творчества вы услышали в песне коробейников? (Песни, считалки, загадки, скорого­ворки, пословицы.)

— Что же такое устное народное творчество? Почему оно так называется? («Устное» — передавалось «из уст в уста», рань­ше не записывалось. «Народное» — создано каким-то народом: русским, татарским, и т.п. «Творчество» —это когда что-то придумывают, творят).

III. Изучение нового материала

Устное народное творчество еще называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость». Устное народное творчество еще с глубокой древности было «неписаной историей» народа. По содержанию песе­нок, потешек, считалок можно было узнать об обычаях, быте народа. Фольклор был для народа «учебником жизни», благодаря которому в детях воспитывались такие качества, как смелость, доброта, честность, патриотизм (то есть любовь к родине). Кроме того, фольклор—это настоящая кладовая языка народа.

Одна сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмо­ром осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка-потешка разве­ять грусть, помирить поссорившихся. Сегодня вы убедитесь в этом, побывав на нашей ярмарке. Коробейники ждут вас у прилавков с пословицами, поговорками, считалками. За активное участие вы будете получать жетончик»— это ваши деньги. На них вы можете в конце представления что-нибудь «купить». Каждая группа полу­чает свою «путевку», то есть порядок движения по ярмарке.

IV. Закрепление. «Ярмарка»

Прилавок «Пословицы»

Коробейник. Заходите, не стесняйтесь, умным словом угощайтесь! Запаситесь в прок учением, шуткой доброй и весельем.

— Вы уже знаете, ребята, что пословица это какое-то изречение, мысль, в которой содержится народная мудрость. Давайте поигра­ем, узнаем, какие пословицы вы знаете.

Игра «Закончи пословицу»

Без труда не вытащишь.... Глаза боятся, а....

Гора с горой не сходятся, а.... По одежде встречают,.... Дальше в лес —.... За двумя зайцами погонишься —... . Семь раз отмерь —.... Длинная нитка —....

Поспешишь—..... Волков бояться —... Как аукнется, так ... Мороз не велик, а... Старый друг лучше. Век живи —.... Волки сыты и ....

Игра «Собери пословицу»

Здоровье, деньги, купить.

Лезть за, слово, карман.

Пословица, глаз, добрая, бровь.

Дрожит, осина, лист.

Дело, бояться, мастер.

Сани, зима, лето, телега.

Чье, знает, мясо, кошка.

Игрушки, мышки, кошки, слезки.

Работает, ест, кто.

Кулаки, драка, машут, после.

Голова, ноги, покой, дурная, дает.

Жить, кошка, собака.

Игра «Угадай пословицу» (см. приложение.)

(Читать по порядку русские буквы: люди, а не стены создают города.) (Читать сначала буквы без фигур, потом в кругах, потом в квад­ратах, потом в треугольниках: без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)j

{За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.)

Прилавок «Песни. Потешки»

Коробейник. Сорока, сорока где была?

Сорока. Далеко: В лесу на опушке, на попрядушке.

Кашу варила, на порог становила, деток кормила,

Гостей собирала, всех угощала.

(Раздает задания на тарелочках из картона детям.)

Этому — дала,

Этому -дала.

Тебе — ложку,

Тебе — ложечку,

А тебе — поварешечку.

Ребята, вы получили задания вспомнить песенки, потешки, частушки, прибаутки. На карточке написано, на какую тему надо спеть песенку.

Карточка «Убаюкай младенца»

Вариант IАи, баю, баю, баю, Тебе песенку спою Я про серого кота. Как у серого кота Колыбелька золота, Позолоченная, Периночка пухова, Подушечка в голове.

Вариант 2

Аи, люли, люленьки, Прилетели гуленьки. Сели гули на кровать, Стали гули гулевать. Стали гули ворковать, Стал ребенок засыпать.

Баю-баюшки, баю, А я песенку спою.

Карточка «Малыш плачет, развесели его»

Вариант 1

- Ладушки, ладушки, где были?

- У бабушки.

- Что ели?

- Кашку.

- Что пили?

- Бражку.

- Кашка-то сладёнька. Бабушка добренька. Попили, поели, на головку сели, Ладушки запели.

Вариант 2 Идёт коза рогатая За малыми ребятами. Кто кашу не ест? Кто молока не пьёт? Того забодает, забодает!

Карточка «Долго не было дождя»

Цветы, овощи вянут. Спой закличку, приговорку. Позови дождь.

Вариант 1 Вариант 2

Дождик-дождик, пуще! Мочи, мочи дождь

Дам тебе гущи! На нашу рожь,

Хлеба каравай ! На бабушкину пшеницу,

Хоть весь день поливай! На дедушкин ячмень.

Поливай весь день.

Карточка «Дразнилки»

Ребята ссорятся, плохо играют. Пожури их. Подразни ябед, дра­чунов, жадин.

Вариант 1 Вариант 2

Ябеда, корябеда, соленый огурец. Жадина, жадина,

По полу валяется, никто его не ест. Жадина, говядина.

Вариант 3

Задира кролик сел на столик

И поехал на войну.

Дрался, дрался, напугался и кричит:

— Домой хочу!

Карточка «Шутки-прибаутки»

— Пошутите друг над другом. Вспомните эти прибаутки. Разыграйте их.

Вариант 1 . Вариант 2

— Тит! А Тит! — Федул, что губы надул?

— Чево? — Кафтан прожег...

— Иди молотить. — Зачинить можно?

— Брюхо болит... — Да иглы нет...

— Хошь кашу ись? — А велика ли дыра?

— А где моя большая ложка — Один ворот остался...

Вариант 3

Сбил-сколотил — вот колесо, Сел да поехал — ах, хорошо! Оглянулся назад, Одни щепки лежат.

Прилавок «Скороговорки»

Коробейник.

Всех скороговорок

Не перескороговоришь,

Не перевыскороговоришь!

— Ребята, скороговорки появились давно, в глубокой древности. Сначала в них играли и взрослые, и дети. Но постепенно! взрослые передали этот жанр устного народного творчества! детям. Как вы думаете, для чего детям знать скороговорки? (Интересно. Можно соревноваться. Их полезно говорить, что­бы речь была четкая, красивая.) - Давайте и мы поиграем.

Игра «Глухой телефон»

Ведущий получает записку со скороговоркой, передает шепо­том второму игроку, второй — третьему и т.д. Если последний игрок правильно произносит начальный вариант, получает жетончик. Затем игроки меняются местами.

Игра «Отгадай скороговорку» (см. приложение.) (На дворе трава, на траве дрова. Повтори без запинки: на осинке росинки засверкали утром перламутром).

Прилавок «Загадки»

Коробейник. Ой-люли, та-ра-ра-ра!

Заходи-ка, детвора!

Да подумай, посмекай,

Все загадки отгадай.

Загадки были на Руси в глубокой древности. Загадки — это и игра, и состязание, развлечение и учение. Загадки любят взрослые и дети. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт на­рода. Поэтому загадки — это и история родины.

Конкурс «Кто быстрее»

На столе разбросаны карточки с загадками. Вам нужно как можно быстрее разложить их в коробочки по темам: загадки о животных, об овощах, о домашней утвари, об инструментах, о неживой природе.

Коробочка «О неживой природе»

— Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)

— Летит птица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)

— Шел долговяз, в землю увяз. (Дождь)

— Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)

— Мостится мост без досок, без топора, без клина. (Лед)

Коробочка «О животных»

— Кто на себе свой дом носит? (Улитка)

— Не воин, а со шпорами. (Петух)

— Плавала, купалася, сухою осталася. (Утка)

— Летит — воет, сидит — землю роет. (Жук)

— Не говорит, не поет, а кто к хозяину идет, знать дает. (Собака)

Коробочка «Об овощах»

— Не бьет, не ругает, а плакать заставляет. (Лук)

— Красная девица сидит в теплице, а коса на улице. (Морковь)

— Желта, а не масло, кругла, а не луна, с хвостиком, а не мышь (Репа)

Коробочка «О домашней утвари»

— Четыре брата под одной крышей сидят. (Стол)

— Не крапива, а жжется, не солнце, а печет. (Печка)

Коробочка «Об инструментах»

— Кланяется, кланяется, придет домой - растянется. (Топор)

—Железный нос в землю в рос, роет, копает, землю разрыхляет.(Плуг)

— Кто ест сено без рта тремя зубами? (Вилы)

— Между двумя дубами застряла свинья зубами. (Пила)

Прилавок «Игры, считалки»

Коробейник. Трататушки, тра-ра-ра. И

гре очередь пришла.

В круг вставай, не сиди,

Опоздаешь - ты води.

Любимый жанр устного народного творчества у детей - игры. Поиграем в народные игры. Перед каждой игрой вспомните счи­талку, выберите водящего.

Игра «Гуси-Лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные - гу­си-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хо­зяин и гуси, на другой - живет волк под горой. Хозяин вы пускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями.

— Гуси-гуси!

— Га-га-га.

— Есть хотите?

— Да-да-да.

— Гуси-лебеди! Домой!

— Серый волк под горой!

— Что он там делает?

— Рябчиков щиплет.

— Ну, бегите же домой!

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры, Игра кончается, когда почти все гуси поймами Последний, оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, cстановится волком.

Правила игры: гуси должны «лететь» по всей площадке, волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

V. Итог урока

Дети возвращаются в класс. Подсчитывается количество жетонов в команде. Команда-победитель награждает! На перемене жетоны дети могут «купить» поделки, сделанные на уроках труда, или, если есть возможность, школьные принадлежности: ручки, карандаши, тетради и т.д.

VI, Домашнее задание

Г Сегодня на уроке мы ознакомились с малыми жанрами устного народного творчества. На следующем уроке мы побываем в гостях у скачки. Возьмите в библиотеке сборник русских народных ска­чок 11рочитайте неизвестные вам сказки, вспомните те сказки, которые знаете давно.

Урок 2. Русские народные сказки

Цели урока: ознакомить детей с жанром русской народной сказ­ки , признаками этого жанра; развивать мышление, речь, формиро­вать умение передавать содержание произведения; воспитывать интеpec к народному творчеству, русской словесности.

Оборудование: выставка книг со сборниками русских народ­ных сказок, иллюстрации к сказкам, карточки с пословицами, ви­деокассета или диафильм с русской народной сказкой; на доске — названия русских народных сказок.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Постановка целей

На доске:

внекоторомцарствевнекоторомгосударстве

жилибылидеддабаба

жилибылистариксостарухой

— Разделите строчки на слова.

— Что вы заметили? Какие предложения получились? (Это слова из сказок. Это начало, зачин, разных сказок.)

— Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир рус­ских народных сказок.

III. Актуализация знаний

1. Рассказ учителя.

Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказ­ки взрослые.

Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал ее слушате­лям. Другой, пересказывая, добавлял что-то свое. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя ее автора не запоминалось. 2. Беседа.

— Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба», и др.)

— Верно. И даже вот в такую маленькую сказку народ вклады­вал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не да­ром об этом говорится в пословице: «Сказка — ложь, да в ней...» Продолжите пословицу. (Намек, добрым молодцам урок.)

IV. Изучение нового материала

— Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы? (Перо Жар-птицы, печь, яблоко; Иван Царевич, Баба Яга, Колобок, Лиса, Волк, Петух и т.д.)

— Есть ли на обложке книги фамилия автора? (Нет.)

— Почему? (Это народные сказки, их автор неизвестен.)

— Откройте первую страницу. Что написано под названием сказки? (В обработке А.Я. Толстого. В обработке А.Н, Афа­насьева. В пересказе А.Н. Толстого. В пересказе К.Д. Ушинского ит.д.)

— Что это значит? (Эту народную сказку пересказал для нас этот писатель.)

— Перелистайте страницы книги. (Дети рассматриваю книги.)

— В вашей книге одна сказка или несколько?

— Книга, в которой собраны несколько сказок, называете: сборником сказок.

— Как нам найти сказку, которую мы будем читать вместе (Надо открыть содержание.)

— Найдите в содержании книги сказку «Волк и Коза».

— Кто обработал сказку? (А.Н. Афанасьев.)

— Давайте прочитаем сказку вместе. Я буду читать слова автора. Девочки хором — слова козы, а мальчики — слова волка.

Волк и коза

Жила-была коза, сделала себе в лесу избушку и нарожала деток. Часто уходила коза в бор искать корму. Как только уйдет, козлятки запрут за ней избушку, а сами никуда не выходят. Воротится коза, постучится в дверь и запоет:

Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю!

Козлятки тотчас отопрут двери и впустят мать. Она покормит их и опять уйдет в бор, а козлятки запрутся крепко-накрепко. Волк все это и подслу­шал . Выждал время, и только коза в бор, он подошел к избушке и закричал своим толстым голосом:

Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла...

А козлятки отвечают:

— Слышим, слышим — не матушкин голосок! Наша матушка поет гонким голоском.

Волк ушел и спрятался.

Вот приходит коза и стучится:

Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю.

Козлятки впустили мать и рассказали ей, как приходил к ним бирюк и хотел их поесть. Коза накормила их и, уходя в бор, строго-настрого нака­чала: коли придет кто к избушке и станет просить толстым голосом, того ни за что не впускать в двери.

Только что ушла коза, волк прибежал к избе, постучался и начал причи­тывать тоненьким голоском:

Козлятушки, детушки,

Отопритеся, отомкнитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка на копытечко,

С копытечка на сыру землю.

Козлятки не признали волчьего голоса и отперли двери. Волк вбежал в избy, разинул свою широкую пасть и бросился на бедняжек; что ни схватит, то проглотит, — всех поел. Уцелел только один козленочек, и тот в печь забился.

Приходит коза. Сколько ни причитывала — никто ей не отзывается. Подошла поближе к дверям и видит, что они отворены; в избу – а там все пусто. Заглянула в печь и нашли одного козлёночка. Как узнала коза о своей беде, села она на лавку, начала горько плакать и причитывать:

— Ох вы детушки мои, козлягушки! На что отпиралися , злому волку доставалися?

Услышал это волк, входит в избушку и говорит козе :

— Эх, кума-кума! Что ты на меня грешишь! Неужели-таки я сделаю это! Пойдем-ка в лес погуляем.

— Нет, кум, не до гулянья!

— Пойдем! - уговаривал волк.

Пошли они в лес, нашли яму, а в той яме разбойники кашицу недавно варили, и оставалось в ней еще довольно горячих угольев.

Коза говорит волку:

- Кум! Давай попробуем, кто перепрыгнет через эту яму.

Стали прыгать. Волк прыгнул и ввалился в горячую яму; брюхо у него от огня лопнуло, и козлята выбежали оттуда, да прыг к матери. И стали жить-поживать, ума наживать, а лиха избывать.

— Чему учит эта сказка? Какова ее главная мысль? Подберите

одну из пословиц на доске:

Волков бояться — в лес не ходить. Как аукнется, так и откликнется. Худо тому, кто добра не делает никому.

— Чем закончилась сказка? Как волк был наказан за свое коварство? Прочитайте.

— Прочитайте начало сказки.

— Часто начало сказки начинается словами «жили-были». Это одна из примет народных сказок — сказочный зачин.

— Прочитайте сказочную концовку — еще одну примету рус­ских народных сказок.

— Какие еще приметы народных сказок вы заметили в тексте?! (Старинные слова.)

— Приведите примеры. (Воротится, запрут, отопрут, бирюк —I волк, причитывать, брюхо, доставалися.)

— В сказках встречаются устойчивые сочетания слов. Напри­мер: давным-давно, видано-невидано. Найдите и вы в сказке «Волки Коза» такие слова. («Крепко-накрепко», «строго-на­строго», «жить-поживать».)

Сегодня на уроке мы послушаем, какие еще сказки вы читали дома. Будем учиться искать признаки народных сказок, подбирать пословицы, определять главную мысль сказки. У. Проверка домашнего задания

— На доске записаны названия русских народных сказок. Какие вы читали?

Сегодня вы приготовили пересказ наиболее понравившегося отрывка из народных сказок. Давайте договоримся не называть сказ­ку. Пусть ваши одноклассники сами догадаются, как она называ­ется. На столах у вас лежат карточки с пословицами. Прочитайте их. После ответа вашего товарища выберите ту пословицу, которая, на наш взгляд, наиболее точно подтверждает главную мысль сказ­ки

Работа по карточкам (см. приложение,).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

перейти в каталог файлов
связь с админом