|
Урок Наша речь Цель познакомить со значением речи и языка в жизни лю дей, с новым предметом и новым учебником. С этим файлом связано 44 файл(ов). Среди них: Bukvar_1_klass_Voskresenskaya_A_I__1959.pdf, Chto_delat_chtoby_vash_rebenok_zapomnil_slovarnye_slova_-_Pligin, Vse_vidy_zadach_po_matematike_1-4_klass.pdf, UDARENIYa.docx, udarenia_1.docx, Vse_komplexnye_testy_1_-_4_klass.pdf, vneklassnoe_cht_2_klass.doc, fgos_tehnologiya_origami_1-4_kl_vygonov_v_v.pdf, Do_pervogo_dozhdya_64_slova.pptx.pptx, Kak_medved_sam_sebya_napugal_71_slovo.pptx.pptx и ещё 34 файл(а). Показать все связанные файлы НАША РЕЧЬ
Урок 1. Наша речь
Цель: познакомить со значением речи и языка в жизни людей, с новым предметом и новым учебником.'
Планируемые результаты: учащиеся научатся высказываться о значении языка и речи в жизни людей; оценивать свои результаты.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
1. Знакомство с новым предметом и с новым учебником
— Сегодня начинаем изучение нового предмета. Чтобы узнать, как он называется, разгадайте кроссворд. А для этого вспомните, что можно найти в рюкзаке первоклассника. Разгадайте загадки.

1. Кто альбом раскрасил наш? Ну, конечно... (карандаш).
2. Отгадай, что за вещица- .-;• /' Острый клювик, а не птица, .; / -.: Этим клювиком она .. У - . Сеет, сеет семена Не на поле, не на грядке -На листах твоей тетрадки. (Ручка.}
3. Чтоб на праздник сделать маски. Нам потребуются... (краски).
4. Мы холим ночью, ходим днем, . Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас! (Часы.)
5. Аз + буки. (Азбука.)
6: Страну чудес откроем мы И встретимся с героями В строчках
На листочках, ': Где станции наточках. (Книга?)
7. Я люГшо прямоту,
Я сама прямая. ? • Сделать новую черту • ; • Всем я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить суме и-ка. . =•- • . Угадайте-ка, друзья, Кто же я? (Линейка.)
— Какое слово у вас получилось? (Русский.) (На доске записаны слова.) Пенал, тетрадь, язык, портфель.
— Найдите лишнее слово. (Язык, так как остальные слооа обозначают учебные принадлежности.)
Соединим два слова и получим русский язык. Вы попрощались со своей первой книгой — «Азбукой» и сегодня можете сказать; «Здравствуй, русский язык». Это новый предмет, который мы начинаем изучать.
— Рассмотрите внимательно обложку учебника. Кто написал книгу? (Канакина Валентина Павловна и Горецкий Всеслав Гаврилович.)
— Как называют людей, которые пишут, создают книги? (Авторы.)
— Прочитайте, что написано под названием книги.
— Почему эта книга называется учебником? (Эта книга для обучения.)
— Полистайте учебник.
— Что вы видите на с. 3? (Обращение авторов к первоклассникам.)
— Какие тайны хранит эта книга? Что мы сможем узнать на уроках русского языка? (Как правильно говорить и писать на русском языке.)
На уроках вы будете открывать тайны русского языка, узнаете много интересного: какие слова есть в русском языке, как правильно нужно говорить и писать, чтобы другие понимали вас.
— А что вы видите на с. 4? (Условные обозначения.)
— Откройте с. 134. Что находится там? (Справочные материалы.)
2. Работа по учебнику
— Рассмотрите рисунки на с. 5.
— Прочитайте тему. Выскажите свои предположения о том, что такое речь.
— Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая эту тему. Сегодня на уроке нам предстоит узнать, для чего нужна речь. Упр. 1 (с. 6).
— Рассмотрите рисунок. Прочитайте. О чём сообщает автор? (Только человек обладает даром речи.)
— А как общаются животные? (Ответы детей.)
— А человек может понять, что они хотят сказать? (Ответы детей.)
— Так можно ли отнести звуковые сигналы животных к речи?
III. Физкультминутка
Мы немножко отдохнём, Встанем, глубоко вдохнём, Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали, Вверх на солнце посмотрели, И их всех лучи согрели. • Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали — ' -' - • -" Великанами мы стали. • Дружно хлопаем, ногами топаем! Хорошо мы погуляли
И немножечко устали. . ..
IV. Продолжение работы по теме урока . Работа по учебнику Упр. 2 (с. 6).
— Рассмотрите схему и рисунки на с. 5.
— Что делает мальчик вверху слева? (Слушает.}
— Какой это вид речи? (Слушание.}
— А что делает девочка вверху справа? (Говорит.)
— Какой это вид речи? (Говорение.}
— А что делает девочка внизу слева? (Читает.}
— Какой это вид речи? (Чтение.} . ,
— Что делает мальчик внизу справа? (Пишет.)
— Какой это вид речи? (Письмо.}
— Сделайте вывод: для чего нужна речь?
— Прочитайте сведения о языке.
— Что такое речь?
— Приведите пример такого вида речи, как письмо. (Ученики записывают предложение.)
V. Рефлексия
— Кто ответил на все вопросы?
— Оцените свою работу на уроке.
(Учитель может выбрать любой способ самооценки (см. раздел «От автора»).)
VI. Подведение итогов урока
— Для чего нужна речь?
— Что относится к речи?
Урок 2. Устная и письменная речь
Цель: познакомить с понятиями устная речь и письменная речь.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать устную и письменную речь; оценивать свои результаты.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа по вопросам
— Для чего нужна речь?
— Приведите примеры разных видов речи.
2. Игра «Определи вид речи»
(Учитель показывает картинки с изображением детей, которые пишут, слушают, читают, говорят. Учащиеся называют мид речи.)
III. Самоопределение к деятельности
(Н а доске записаны слова. Можно также оставить картинки от игры «Определи вид речи».)
Чтение, письмо, говорение, слушание.
— Подумайте, на какие две группы можно разделить слова. Разберите это задание в парах. Аргументируйте свои ответы. (1 — чтение, письмо; 2 — говорение, слушание.)
— По какому признаку вы распределили слова на эти группы?
— Проверьте свои предположения, посмотрите, что предлагают авторы учебника.
IV. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 3 (с. 7).
— Прочитайте.
— Какая бывает речь? (Устная и письменная.}
— Почему речь назвали устной? (От слова уста.)
— А какую речь называют письменной?
— К какой речи отнесём слова чтение, письмо! (Кписьменной.)
— А слова говорение, слушание? (Кустной.) Упр. 4 (с. 7).
— Рассмотрите рисунок.
— Из какой сказки эти герои? («Колобок».}
— Кто автор этой сказки? (Это народная сказка, у неё нет автора.}
— Что вам помогло узнать название сказки?
— Расскажите сказку.
(Можно организовать пересказ сказки по цепочке.)
— Какой речью вы воспользовались, когда рассказывали сказку? (Устной.)
— Прочитайте, что говорят сказочные персонажи.
— А какая речь использована для записи разговора героев сказки? (Письменная.) V. Физкультминутка •-.
Руки подняли и покачали — .-,•
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем —
Крылья сложили назад.
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 5 (с. 8), '
— Рассмотрите рисунки. Прочитайте.
— Все ли записи вы смогли прочитать и понять? Почему?
— Прочитайте ту запись, которая написана на русском языке. Объясните, что значит «родной язык». (Родной язык — это язык, на котором говорят с раннего детства, па котором произносят первые слова, которые слышат от своих родителей.)
— Выполните задание.
— Прочитайте сведения о языке.
— Какой язык является государственным языком в Российской Федерации?
— Что такое государственный язык? (Обязательный в данной стране. На этом языке идёт преподавание в школах, вузах, издаются законы. Это основной язык государства.)
2. Словарная работа
(Можно использовать школьный орфографический словарик*.)
— Прочитайте слова на с. 8. (Русский язык.)
— Найдите эти слова в орфографическом словаре.
— Написание этих слов нужно запомнить. Какая орфограмма выделена в слове русский? (Удвоенная буква С.) '• — Прочитайте второе слово с ударением. На какой слог падает ударение?
— Какая гласная записана в безударном слоге?
— Произнесите это слово. Какой звук слышится в безударном слоге?
— Составьте предложения с этими словами.
— Запомните написание этих слов.
VII. Рефлексия
(••Проверь себя» (е. 8). Самостоятельное выполнение.) Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
Какой бывает речь?
— Что такое родной язык?
— Какой язык в нашей стране является государственным?
— С какими словами из словаря вы познакомились?
— Что нового вы узнали на уроке?
ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ДИАЛОГ
Урок 3. Текст и предложение
Цели: дать представление о тексте и предложении; позна-комшъ с функцией предложения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из текст; оформлять предложения на письме.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Самоопределение к деятельности
(Па доске запись.)
Кошка спит на крыльце. Светит весеннее солнышко. •
Наступила весна. Бегут ручьи.
В пенале лежат ручки. На деревьях набухли почки.
— П рочитайте. Сравните записи справа и слева. Что общего? Чем они отличаются? Обсудите эти вопросы в парах. Аргументируйте свои ответы.
— Что можно сказать о предложениях справа? (Связаны по смыслу.)
— Откройте учебник на с. 9. Прочитайте тему. Чему мы будем учиться?
— Как вы думаете, запись справа — это группа предложений
ил и текст? Почему? И этом нам предстоит разобраться сегодня на уроке.
— Назовите тему урока.
III. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику Упр. 1 (с. 10).
— Прочитайте.
— О каком времени года идёт речь? Докажите.
— Что можно сказать об этих предложениях? (Все предложения связаны по смыслу.)
— Что это значит? (Это текст.}
— Выберите заголовок к тексту.
— Как оформлен текст? (Первое предложение записано с красной строки.)
— Что такое красная строка?
Материал для учителя
Красная строка
Книги на Руси начали печатать немногим более четырёх веков назад, а до этого их переписывали от руки.
Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения. Начало повествования летописец обозначал большой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы и сейчас иногда можно увидеть в книгах. Красная буква (а слово красный раньше означало «красивый») и дала жизнь выражению писать с красной строки. Обозначать цвет словом красный стали позднее.
— А какой ещё заголовок подойдёт к этому тексту? Придумайте сами.
— Назовите весенние месяцы.
2. Словарная работа
— Вспомните стихи про весенние месяцы. Угадайте, о каком месяце идёт речь.
Рыхлый снег темнеет в..., Тают льдинки на окне. Зайчик бегает по парте И по карте На стене. (Март.)
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи. (Апрель.) '
Распустился ландыш в...,
В самый праздник — в первый день.
... цветами провожая. Распускается сирень. (Май.)
— Л кто тает, кому принадлежат эти замечательные стихи? (С. Маршаку.)
— Ч; 1 1 1 1 1 1 II ите названия весе нних месяцев. П остарайтесь за-иоммить, как они пишутся.
3. 1'аГюта по учебнику
— 1 1рочит;ште сведения о языке на с. 10,
— И (чего состоит речь?
— Что можно сказать о предложениях в тексте?
— Чем ещё отличается текст от группы предложений?
( Текст можно озаглавить.) Упр. 2 (с. П).
— \ 1рочитайте задание. Подумайте, как определить количество предложений в тексте. Выскажите своё мнение.
— К;ж мы отделяем одно предложение от другого при чтении?
— Л па письме?
— Рассмотрите рисунок ещё раз, Выберите из текста предложение, которым можно подписать этот рисунок. За-1 1 и шите его в тетрадь.
IV. Физкультминутка
Чтоб все выполнить заданья, Чуть-чуть нам надо отдохнуть. Ну, ребята, дружно встанем — Надо косточки встряхнуть. Руки вверх, назад прогнулись. Сейчас сделаем наклоны. Все к упражнению готовы? Раз, два, три, четыре, пять. Теперь спинки держим ровно — На месте будем мы шагать. Тихо все на место сядем И закроем глазки. Вспомните, что изучали, Без моей подсказки.
V. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику Упр. 3 (с. 11).
— Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова.
— Составляют ли эти слова предложение? Почему? — Составьте из этих слов предложение.
— Какими словами можно дополнить это предложение (Ответы детей.)
— Запишите предложение.
— Прочитайте сведения о языке.
— Что можно сказать о словах в предложении?
— Чем отличается предложение от группы слов? \П. Рефлексия
— Какие задания сегодня вызвали у вас затруднения?
— Оцените свою работу на уроке.
VII, Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали на уроке?
— Чем отличается текст от группы предложений?
— Из чего состоит предложение? А текст?
— Чем отличаются отдельные слова от предложения?
Урок 4. Предложение
Цель: дать первичное представление о видах предложенш по цели высказывания.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определят] границы предложения; писать слова в предложении раздельно употреблять заглавную букву в начале предложения и точю в конце предложения; выбирать знак препинания в конце предложения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Игра «Составь слово»
(На доске запись.) : ЛОЕПРЕДНИЖЕ »
— Из данных слогов составьте слово.
- Что такое предложение?
- Из чего состоит предложение?
2. Конструирование предложений
(На доске записи.)
Кот, у, Тишка, жил, Миши. • • у
Душистая, лугу, на, трава. . . . , •
Игры, карандаши, у, новые. .
-Книги, малыши, читали, интересные.
'•)то предложения? Почему?
— Составьте предложения из данных слов.
— Как мы оформляем предложения?
(Учитель стирает слова и записывает предложения.)
— Составьте схемы к данным предложениям. (Схемы иыполняются на доске.)
III» Самоопределение к деятельности
— Л как вы думаете, в конце предложения ставят только точку? А какие знаки вы ещё знаете?
— Отгадайте, о каких знаках идет речь в загадках. Вечно думая Над смыслом, Изогнулся Коромыслом. (?)
Загораживает путь, Предлагает отдохнуть. (.)
Бурным чувствам Нет конца: Пылкий нрав У молодца! (!)
А. Шибаев
— Кто уже догадался, чем сегодня будем заниматься на уроке? Назовите тему урока.
IV. Работа по теме урока I. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 12).
— Прочитайте. Поднимите руки, кто смог разобраться I! этих записях.
— Почему трудно было читать?
— Что нужно сделать, чтобы всё стало понятно? (Разделить на отдельные слова.)
— Найдите скороговорку. Прочитайте сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп.
— Запишите скороговорку так, как сказано в учебнике. Выполните это задание в парах.
— Прочитайте поговорку.
— Запишите поговорку так, как сказано в учебнике. — Как вы обозначили начало и конец предложения?
2. Словарная работа
(Можно использовать школьный орфографический словарик.)
— Отгадайте загадки.
В серой шубке перовой . -
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица. (Воробей.)
— Кто такой воробей? Что вы знаете об этих птицах? (Учитель выставляет картинку с изображением воробья.)
Материал для учителя
Воробьи — это мелкие певчие птицы с преимущественно коричневатым оперением. Всего на Земле около 30 видов воробьев. Единственный распространённый по всему миру вид — это домовый воробей. Домовый воробей всегда держится вблизи человеческого жилья и очень неплохо чувствует себя в больших городах.
В народе говорят: стреляный воробей — опытный, бывалый человек; с воробьиный нос — маленький, крохотный.
— Как вы понимаете пословицу «Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь»?
— А это что за птица?
Носит серенький жилет, Но у крыльев — чёрный цвет. .. Видишь — кружат двадцать пар И кричат: — Карр! Карр! Карр! (Борона.)
— Объясните, как вы понимаете следующие выражения.
— Белая ворона. (Тот, кто резко отличается от других, не похож на окружающих.)
— Ворон считать. (Ротозейничать.)
— Ворона в павлиньих перьях. (Тот, кто хочет казаться важнее и значительнее, чем есть на самом деле.)
— Запишите слова воробей, ворона в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните буквы, обозначающие безударные гласные. Запомните в этих словах сочетание -ОРО-.
— Придумайте предложения с этими словами.
перейти в каталог файлов
|
|
|