Главная страница

Урок Наша речь Цель познакомить со значением речи и языка в жизни лю дей, с новым предметом и новым учебником.


Скачать 0.75 Mb.
НазваниеУрок Наша речь Цель познакомить со значением речи и языка в жизни лю дей, с новым предметом и новым учебником.
Анкорpourochka_russkiy_yazyk1_kl._kanakina.doc
Дата03.02.2018
Размер0.75 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаpourochka_russkiy_yazyk1_kl._kanakina.doc
ТипУрок
#62884
страница1 из 14
Каталогid213991544

С этим файлом связано 32 файл(ов). Среди них: Kak_obrazuyutsya_slova.pdf, Multiplication-Flash-Cards.pdf, Sekrety_prilagatelnykh_i_tayny_glagolov.pdf, 1reznichenko_t_s_dmitrova_e_d_uchimsya_chitat_pravil_no_za_20.pd, yatsel_optika.docx, Burina_E_D_-_Takie_pokhozhie_raznye_bukvy_Popu.pdf и ещё 22 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

НАША РЕЧЬ

Урок 1. Наша речь

Цель: познакомить со значением речи и языка в жизни лю­дей, с новым предметом и новым учебником.'

Планируемые результаты: учащиеся научатся высказывать­ся о значении языка и речи в жизни людей; оценивать свои результаты.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Работа по теме урока

1. Знакомство с новым предметом и с новым учебником

— Сегодня начинаем изучение нового предмета. Чтобы узнать, как он называется, разгадайте кроссворд. А для этого вспомните, что можно найти в рюкзаке перво­классника. Разгадайте загадки.




1. Кто альбом раскрасил наш? Ну, конечно... (карандаш).

2. Отгадай, что за вещица- .-;• /' Острый клювик, а не птица, .; / -.: Этим клювиком она .. У - . Сеет, сеет семена Не на поле, не на грядке -На листах твоей тетрадки. (Ручка.}

3. Чтоб на праздник сделать маски. Нам потребуются... (краски).

4. Мы холим ночью, ходим днем, . Но никуда мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час, А вы, друзья, не бейте нас! (Часы.)

5. Аз + буки. (Азбука.)

6: Страну чудес откроем мы И встретимся с героями В строчках

На листочках, ': Где станции наточках. (Книга?)

7. Я люГшо прямоту,

Я сама прямая. ? • Сделать новую черту • ;Всем я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить суме и-ка. . =•- • . Угадайте-ка, друзья, Кто же я? (Линейка.)

— Какое слово у вас получилось? (Русский.) (На доске записаны слова.) Пенал, тетрадь, язык, портфель.

— Найдите лишнее слово. (Язык, так как остальные слооа обозначают учебные принадлежности.)

Соединим два слова и получим русский язык. Вы попроща­лись со своей первой книгой — «Азбукой» и сегодня можете сказать; «Здравствуй, русский язык». Это новый предмет, ко­торый мы начинаем изучать.

— Рассмотрите внимательно обложку учебника. Кто на­писал книгу? (Канакина Валентина Павловна и Горецкий Всеслав Гаврилович.)

— Как называют людей, которые пишут, создают книги? (Авторы.)

Прочитайте, что написано под названием книги.

— Почему эта книга называется учебником? (Эта книга для обучения.)

— Полистайте учебник.

— Что вы видите на с. 3? (Обращение авторов к первокласс­никам.)

— Какие тайны хранит эта книга? Что мы сможем узнать на уроках русского языка? (Как правильно говорить и пи­сать на русском языке.)

На уроках вы будете открывать тайны русского языка, узнаете много интересного: какие слова есть в русском языке, как правильно нужно говорить и писать, чтобы другие пони­мали вас.

— А что вы видите на с. 4? (Условные обозначения.)

— Откройте с. 134. Что находится там? (Справочные мате­риалы.)

2. Работа по учебнику

— Рассмотрите рисунки на с. 5.

— Прочитайте тему. Выскажите свои предположения о том, что такое речь.

— Прочитайте, что мы узнаем и чему научимся, изучая эту тему. Сегодня на уроке нам предстоит узнать, для чего нужна речь. Упр. 1 (с. 6).

— Рассмотрите рисунок. Прочитайте. О чём сообщает ав­тор? (Только человек обладает даром речи.)

— А как общаются животные? (Ответы детей.)

— А человек может понять, что они хотят сказать? (Ответы детей.)

— Так можно ли отнести звуковые сигналы животных к речи?

III. Физкультминутка

Мы немножко отдохнём, Встанем, глубоко вдохнём, Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали, Вверх на солнце посмотрели, И их всех лучи согрели. • Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали — ' -' - • -" Великанами мы стали. • Дружно хлопаем, ногами топаем! Хорошо мы погуляли

И немножечко устали. . ..

IV. Продолжение работы по теме урока . Работа по учебнику Упр. 2 (с. 6).

— Рассмотрите схему и рисунки на с. 5.

— Что делает мальчик вверху слева? (Слушает.}

— Какой это вид речи? (Слушание.}

— А что делает девочка вверху справа? (Говорит.)

— Какой это вид речи? (Говорение.}

— А что делает девочка внизу слева? (Читает.}

— Какой это вид речи? (Чтение.} . ,

— Что делает мальчик внизу справа? (Пишет.)

— Какой это вид речи? (Письмо.}

— Сделайте вывод: для чего нужна речь?

— Прочитайте сведения о языке.

— Что такое речь?

Приведите пример такого вида речи, как письмо. (Ученики записывают предложение.)

V. Рефлексия

— Кто ответил на все вопросы?

— Оцените свою работу на уроке.

(Учитель может выбрать любой способ самооценки (см. раздел «От автора»).)

VI. Подведение итогов урока

— Для чего нужна речь?

— Что относится к речи?

Урок 2. Устная и письменная речь

Цель: познакомить с понятиями устная речь и письменная речь.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать устную и письменную речь; оценивать свои результаты.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Беседа по вопросам

— Для чего нужна речь?

— Приведите примеры разных видов речи.

2. Игра «Определи вид речи»

(Учитель показывает картинки с изображением детей, ко­торые пишут, слушают, читают, говорят. Учащиеся называют мид речи.)

III. Самоопределение к деятельности

(Н а доске записаны слова. Можно также оставить картинки от игры «Определи вид речи».)

Чтение, письмо, говорение, слушание.

— Подумайте, на какие две группы можно разделить сло­ва. Разберите это задание в парах. Аргументируйте свои ответы. (1 — чтение, письмо; 2 — говорение, слушание.)

— По какому признаку вы распределили слова на эти группы?

— Проверьте свои предположения, посмотрите, что пред­лагают авторы учебника.

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику Упр. 3 (с. 7).

— Прочитайте.

— Какая бывает речь? (Устная и письменная.}

— Почему речь назвали устной? (От слова уста.)

— А какую речь называют письменной?

— К какой речи отнесём слова чтение, письмо! (Кписьмен­ной.)

А слова говорение, слушание? (Кустной.) Упр. 4 (с. 7).

— Рассмотрите рисунок.

— Из какой сказки эти герои? («Колобок».}

— Кто автор этой сказки? (Это народная сказка, у неё нет автора.}

— Что вам помогло узнать название сказки?

— Расскажите сказку.

(Можно организовать пересказ сказки по цепочке.)

Какой речью вы воспользовались, когда рассказывали сказку? (Устной.)

— Прочитайте, что говорят сказочные персонажи.

— А какая речь использована для записи разговора героев сказки? (Письменная.)
V. Физкультминутка •-.

Руки подняли и покачали .-,•

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем —

Крылья сложили назад.

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

Упр. 5 (с. 8), '

— Рассмотрите рисунки. Прочитайте.

— Все ли записи вы смогли прочитать и понять? Почему?

— Прочитайте ту запись, которая написана на русском языке. Объясните, что значит «родной язык». (Родной язык — это язык, на котором говорят с раннего детства, па котором произносят первые слова, которые слышат от своих родителей.)

— Выполните задание.

— Прочитайте сведения о языке.

— Какой язык является государственным языком в Россий­ской Федерации?

— Что такое государственный язык? (Обязательный в данной стране. На этом языке идёт преподавание в школах, вузах, издаются законы. Это основной язык государства.)

2. Словарная работа

(Можно использовать школьный орфографический сло­варик*.)

— Прочитайте слова на с. 8. (Русский язык.)

— Найдите эти слова в орфографическом словаре.

— Написание этих слов нужно запомнить. Какая орфограм­ма выделена в слове русский? (Удвоенная буква С.) '• — Прочитайте второе слово с ударением. На какой слог падает ударение?

— Какая гласная записана в безударном слоге?

— Произнесите это слово. Какой звук слышится в безудар­ном слоге?

— Составьте предложения с этими словами.

— Запомните написание этих слов.

VII. Рефлексия

(••Проверь себя» (е. 8). Самостоятельное выполнение.) Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

Какой бывает речь?

— Что такое родной язык?

— Какой язык в нашей стране является государственным?

— С какими словами из словаря вы познакомились?

— Что нового вы узнали на уроке?

ТЕКСТ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ДИАЛОГ

Урок 3. Текст и предложение

Цели: дать представление о тексте и предложении; позна-комшъ с функцией предложения.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать текст, отдельные предложения; выделять предложения из тек­ст; оформлять предложения на письме.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

(Па доске запись.)

Кошка спит на крыльце. Светит весеннее солнышко. •

Наступила весна. Бегут ручьи.

В пенале лежат ручки. На деревьях набухли почки.

— П рочитайте. Сравните записи справа и слева. Что обще­го? Чем они отличаются? Обсудите эти вопросы в парах. Аргументируйте свои ответы.

— Что можно сказать о предложениях справа? (Связаны по смыслу.)

— Откройте учебник на с. 9. Прочитайте тему. Чему мы бу­дем учиться?

— Как вы думаете, запись справа — это группа предложений

ил и текст? Почему? И этом нам предстоит разобраться сегодня на уроке.

— Назовите тему урока.

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику Упр. 1 (с. 10).

— Прочитайте.

— О каком времени года идёт речь? Докажите.

— Что можно сказать об этих предложениях? (Все предло­жения связаны по смыслу.)

— Что это значит? (Это текст.}

— Выберите заголовок к тексту.

— Как оформлен текст? (Первое предложение записано с красной строки.)

— Что такое красная строка?

Материал для учителя

Красная строка

Книги на Руси начали печатать немногим более четырёх веков назад, а до этого их переписывали от руки.

Сначала текст писался сплошь, не разделялся на слова и предло­жения. Начало повествования летописец обозначал большой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы и сейчас иногда можно увидеть в книгах. Красная буква (а слово красный рань­ше означало «красивый») и дала жизнь выражению писать с красной строки. Обозначать цвет словом красный стали позднее.

— А какой ещё заголовок подойдёт к этому тексту? Приду­майте сами.

— Назовите весенние месяцы.

2. Словарная работа

— Вспомните стихи про весенние месяцы. Угадайте, о ка­ком месяце идёт речь.

Рыхлый снег темнеет в..., Тают льдинки на окне. Зайчик бегает по парте И по карте На стене. (Март.)

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи. (Апрель.) '

Распустился ландыш в...,

В самый праздник — в первый день.

... цветами провожая. Распускается сирень. (Май.)

— Л кто тает, кому принадлежат эти замечательные стихи? (С. Маршаку.)

— Ч; 1 1 1 1 1 1 II ите названия весе нних месяцев. П остарайтесь за-иоммить, как они пишутся.

3. 1'аГюта по учебнику

— 1 1рочит;ште сведения о языке на с. 10,

— И (чего состоит речь?

— Что можно сказать о предложениях в тексте?

— Чем ещё отличается текст от группы предложений?

( Текст можно озаглавить.) Упр. 2 (с. П).

\ 1рочитайте задание. Подумайте, как определить коли­чество предложений в тексте. Выскажите своё мнение.

— К;ж мы отделяем одно предложение от другого при чте­нии?

— Л па письме?

— Рассмотрите рисунок ещё раз, Выберите из текста пред­ложение, которым можно подписать этот рисунок. За-1 1 и шите его в тетрадь.

IV. Физкультминутка

Чтоб все выполнить заданья, Чуть-чуть нам надо отдохнуть. Ну, ребята, дружно встанем — Надо косточки встряхнуть. Руки вверх, назад прогнулись. Сейчас сделаем наклоны. Все к упражнению готовы? Раз, два, три, четыре, пять. Теперь спинки держим ровно — На месте будем мы шагать. Тихо все на место сядем И закроем глазки. Вспомните, что изучали, Без моей подсказки.

V. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику Упр. 3 (с. 11).

— Рассмотрите рисунок. Прочитайте слова.

— Составляют ли эти слова предложение? Почему?
— Составьте из этих слов предложение.

— Какими словами можно дополнить это предложение (Ответы детей.)

— Запишите предложение.

— Прочитайте сведения о языке.

— Что можно сказать о словах в предложении?

— Чем отличается предложение от группы слов? \П. Рефлексия

— Какие задания сегодня вызвали у вас затруднения?

— Оцените свою работу на уроке.

VII, Подведение итогов урока

— Что нового вы узнали на уроке?

— Чем отличается текст от группы предложений?

— Из чего состоит предложение? А текст?

— Чем отличаются отдельные слова от предложения?

Урок 4. Предложение

Цель: дать первичное представление о видах предложенш по цели высказывания.

Планируемые результаты: учащиеся научатся определят] границы предложения; писать слова в предложении раздельно употреблять заглавную букву в начале предложения и точю в конце предложения; выбирать знак препинания в конце предложения.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Игра «Составь слово»

(На доске запись.) : ЛОЕПРЕДНИЖЕ »

— Из данных слогов составьте слово.

- Что такое предложение?

- Из чего состоит предложение?

2. Конструирование предложений

(На доске записи.)

Кот, у, Тишка, жил, Миши. • • у

Душистая, лугу, на, трава. . . . , •

Игры, карандаши, у, новые. .

-Книги, малыши, читали, интересные.

'•)то предложения? Почему?

— Составьте предложения из данных слов.

— Как мы оформляем предложения?

(Учитель стирает слова и записывает предложения.)

— Составьте схемы к данным предложениям. (Схемы иыполняются на доске.)

III» Самоопределение к деятельности

— Л как вы думаете, в конце предложения ставят только точку? А какие знаки вы ещё знаете?

— Отгадайте, о каких знаках идет речь в загадках. Вечно думая Над смыслом, Изогнулся Коромыслом. (?)

Загораживает путь, Предлагает отдохнуть. (.)

Бурным чувствам Нет конца: Пылкий нрав У молодца! (!)

А. Шибаев

— Кто уже догадался, чем сегодня будем заниматься на уро­ке? Назовите тему урока.

IV. Работа по теме урока I. Работа по учебнику Упр. 4 (с. 12).

— Прочитайте. Поднимите руки, кто смог разобраться I! этих записях.

— Почему трудно было читать?

— Что нужно сделать, чтобы всё стало понятно? (Разделить на отдельные слова.)

— Найдите скороговорку. Прочитайте сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп.

— Запишите скороговорку так, как сказано в учебнике. Вы­полните это задание в парах.

— Прочитайте поговорку.

— Запишите поговорку так, как сказано в учебнике.
— Как вы обозначили начало и конец предложения?

2. Словарная работа

(Можно использовать школьный орфографический сло­варик.)

— Отгадайте загадки.

В серой шубке перовой . -

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, а всё же птица. (Воробей.)

— Кто такой воробей? Что вы знаете об этих птицах? (Учитель выставляет картинку с изображением воробья.)

Материал для учителя

Воробьи — это мелкие певчие птицы с преимущественно корич­неватым оперением. Всего на Земле около 30 видов воробьев. Един­ственный распространённый по всему миру вид — это домовый воро­бей. Домовый воробей всегда держится вблизи человеческого жилья и очень неплохо чувствует себя в больших городах.

В народе говорят: стреляный воробей — опытный, бывалый чело­век; с воробьиный нос — маленький, крохотный.

— Как вы понимаете пословицу «Слово — не воробей: вы­летит — не поймаешь»?

— А это что за птица?

Носит серенький жилет, Но у крыльев — чёрный цвет. .. Видишь — кружат двадцать пар И кричат: — Карр! Карр! Карр! (Борона.)

— Объясните, как вы понимаете следующие выражения.

— Белая ворона. (Тот, кто резко отличается от других, не похож на окружающих.)

— Ворон считать. (Ротозейничать.)

— Ворона в павлиньих перьях. (Тот, кто хочет казаться важнее и значительнее, чем есть на самом деле.)

— Запишите слова воробей, ворона в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните буквы, обозначающие безудар­ные гласные. Запомните в этих словах сочетание -ОРО-.

— Придумайте предложения с этими словами.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

перейти в каталог файлов
связь с админом