Главная страница

Урока литературное чтение. Прибаутки, небылицы и дразнилки


Скачать 23,27 Kb.
НазваниеУрока литературное чтение. Прибаутки, небылицы и дразнилки
Анкорliter.chtenie_otkr.urok_.docx
Дата06.12.2017
Размер23,27 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаliter.chtenie_otkr.urok_.docx
ТипУрок
#52184
Каталогid99728119

С этим файлом связано 13 файл(ов). Среди них: The_Day_It_Rained_Hearts.pdf, LLAMA_LLAMA_I_LOVE_YOU.pdf, Pete_The_Cat_Scuba-Cat.pdf, Happy_Valentine_s_Day_Mouse_englishare.pdf, Ocean-and-Sea-Animals-Coloring-Pages-for-Kids.pdf, Guess_how_much_I_love_you.pdf, Froggy_39_s_First_Kiss.pdf, SillyShapesChartPack.pdf, 2_what_do_you_like_to_eat.pdf, teksty_po_chteniyu.doc и ещё 3 файл(а).
Показать все связанные файлы

Тюлячинская общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

Технологическая карта урока литературное чтение.

«Прибаутки, небылицы и дразнилки». 1 класс.

Учитель: Фархуллина Гульнара Залиловна

17 мая 2011 года.

«Дразнилка, прибаутка или небылица?»

Цели:

  1. Учить детей распознавать жанровую принадлежность текста (дразнилка, прибаутка, небылица) и обнаруживать в одном тексте приметы разных фольклорных жанров, делая восприятие более богатым и осмысленным. Учить школьников находить в тексте парную рифму (не называя термина) как самую распространённую в малых жанрах фольклора, в детском фольклоре.

  2. Развивать у детей не абстрактное теоретическое, а действенно-практическое представление о различиях фольклорной и авторской литературы; подвести их к выводу, что фольклорные тексты живут не только в виде текста, напечатанного в книжке, но сопровождают человека всю жизнь. Развивать коммуникативные навыки, умение рассуждать, высказывать свои мысли.

  3. Воспитывать культуру учебного труда, любовь к чтению.




Планируемый результат:

Уметь распознавать жанровую принадлежность текста и обнаруживать в одном тексте приметы разных фольклорных жанров.

Основные понятия:

Прибаутка, небылица, дразнилка, устное народное творчество.

Межпредметные связи:

Окружающий мир.

Ресурсы:

учебник Н.А.Чураковой «Литературное чтение» 1 класс.

Организация пространства:

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах.






Обучающие и развивающие задания каждого этапа.

Универсальные учебные действия.

  1. этап.

Организационный момент.

Цель: активация учащихся.

ПР: психологический настрой на работу на уроке.

  1. Этап.

Актуализация знаний.

  1. Этап.

Работа по теме урока.

Цель: познакомить с жанром УНТ – прибауткой, небылицей, дразнилкой. Учить детей распознавать жанровую принадлежность текста


- Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться!

- Сегодня у нас необычный урок: у нас гости. Нам нужно показать, что мы умеем работать, отвечать на вопросы, выполнять задания.

- Какие жанры УНТ вы уже знаете? (сказка, докучная сказка, загадки, скороговорки, заклички).

- Сегодня мы с вами познакомимся с ещё несколькими жанрами УНТ.

- Открыли учебники на с.65. Прочитаем текст.

- По какому порядку мы будем работать? (сначала читаем стихотворение, а потом – рассматриваем иллюстрацию, которую нарисовал к нему художник).

- Что же такое прибаутка? Небылица? (прибаутка – это маленькая история, шуточный рассказик, сказочка – шутка, а небылица – это то, чего не бывает на самом деле, фантастическое, выдумка, нелепица).

2. Чтение небылицы «По поднебесью, братцы, медведь летит…»

(работа с вопросами к ней)

(прояснение разницы между шуткой-прибауткой и небылицей: в прибаутке все происходящее в целом возможно, но лишь какая-то подробность указывает на то, что это шутка; в небылице всё, о чём рассказывается, невозможно, невероятно, фантастично. Интонационный строй требует особой напевности, вызывает определённые жесты, мимику (рассказчик как будто сам ещё раз удивляется своему видению и самозабвенно повторяет самые важные его моменты)).

- Это маленькая шуточная история, то есть шутка-прибаутка? Или это настоящая небылица?

- С каким выражением лица надо говорить этот текст? Надо ли делать большие глаза и прикладывать правую руку к сердцу? (рассказчик как будто сам ещё раз удивляется своему видению и самозабвенно повторяет самые важные его моменты).

- Надо ли немножко тянуть некоторые слова? Какие?

- Какое слово указывает на то, что у этой истории есть слушатели? (слово «братцы»)

- Что делает стихотворение похожим на цепочку? (повторы).

- Обратите внимание на повторы, они обозначены цветным фоном. Где вы уже встречались с повторами? (в докучной и кумулятивной сказках).

  1. Работа по иллюстрации Юрия Васнецова к небылице «По поднебесью…»:

- Что тебе кажется чудесным, небывалым? А ещё что?

(солнце и луна сияют одновременно, по дорожке среди людей идёт на задних ножках свинья, везде всё заснежено, а дорожка, по которой идут люди, песчаная, летняя. Из всех домов дым идёт прямо вверх (нет ветра), а из одного домика – уходит в сторону.)

(умный и тонкий художник Васнецов выбирает зимнее время года ( в тексте время года не указано) и создаёт эффект новогоднего рождественского чуда: это новогодняя ёлка, украшенная поросятами, а чудеса возможны именно потому, что это – Рождество).

Физминутка + сбор внимания.

  1. Работа в рабочих тетрадях с. 37-38 №2. – обнаружить в тексте черты небылицы и сказки-цепочки.

  2. Учебник с.67 – текст «Иванушка»

- Прочитаем следующий текст.

- Это дразнилка, - сказал Миша. Можете подтвердить слова Миши?

- А Маша считает, что это и прибаутка, и небылица. А вы как думаете? Можете объяснить ответ Маши?

- Далее нас Кот спросил: « Что делает этот шуточный текст складным?». Как вы ответите? (созвучные концы слов)

6. Работа по иллюстрации к этому стишку. С.74.

- Для художника это прибаутка (шутка) или небылица (что-то необычное, фантастическое)?

(на картине деревенский пейзаж с домиками, дорогой, огородом, частоколом, на котором сидит ворона. Смешно и нелепо выглядит только Иванушка, который сидит на лошади задом наперёд на празднично украшенной лошади и погоняет её хворостиной. Вывод: для художника этот стишок – прибаутка, т.е. смешной, шуточный рассказик.)

Физминутка.

  1. С.68 – чтение текста.

- В каком случае исполняют такие песни? Как их называют? Можно ли подставить в них другие имена? В какую песенку подойдёт твоё имя? Почему ты так думаешь?

- Легко ли было читать эти стихи? Почему? (рифма помогает читать, повторы облегчают процесс чтения).

- Давайте сходим на «Выставку» и найдём нужную иллюстрацию.

- Что вы видите? (какая погода стоит на улице? Какое время суток? Что делает баба на улице? Ясно, безветренно, морозно. Снег уже не падает, но лежит толстыми шапками. Дым идёт прямо вверх: ветра нет. Вечереет – уже в окошках горит свет, зажжён уличный фонарь, на улицах пустынно. Баба кричит Котику, чтобы он заворачивал именно к её дому.)

- Вызывает ли у вас Котик доверие? (Кот большой чёрный и красивый, выглядит очень чистым и опрятным, чрезвычайно нарядным (розовый бант – под цвет сапожек). Кот не молодой (с палочкой), очень солидный и хозяйственный (несёт под мышкой большую булку) – такому Коту, конечно, можно доверить маленького ребёнка).

Доп-но: р/т №2,3 на с.40.

  1. Итог:

- Итак, ребята, что же такое УНТ? Оно только в книжках? Или и в жизни встречается?

- Что вы узнали на уроке? Что запомнили? Что смогли?

- Кто всё на уроке понял и смог много поработать, закрасьте солнышко, кто не совсем хорошо понял, закрасьте луну, а кто совсем ничего не понял, закрасьте тучу.


- Кто готов справиться с трудностями?

Коммуник.УУД – планирование, умение.

- Для чего мы должны знать УНТ?

- Где это нам пригодится?

Личностные УУД.

Познавательные УУД (общеучебные , знаковые-символические).

Регулятивные УУД (оценка, выделение и осознание того, что усвоено и, что ещё подлежит усвоению).

Познавательные УУД (общеучебные , знаковые-символические).

Познавательные УУД (общеучебные , знаковые-символические).

Коммуникативные УУД (планирование, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)

Личностные УУД – смыслообразование.

Регулятивные УУД.

Регулятивные УУД.

Познавательные УУД (общеучебные , знаковые-символические).

Регулятивные УУД.

Познавательные УУД (общеучебные , знаковые-символические).

Коммуникативные УУД (планирование, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные УУД.

Познавательные УУД (общеучебные , знаковые-символические).

Коммуникативные УУД (планирование, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные УУД.

Познавательные УУД (общеучебные , знаковые-символические).

Коммуникативные УУД (планирование, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные УУД.

Познавательные УУД (общеучебные , знаковые-символические).

Коммуникативные УУД (планирование, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные УУД.

Познавательные УУД (общеучебные , знаковые-символические).

Коммуникативные УУД (планирование, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).

Регулятивные УУД.

Познавательные УУД (общеучебные , знаковые-символические).

Коммуникативные УУД (планирование, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).


перейти в каталог файлов
связь с админом