Главная страница

Русский рукопашный бой в 10 уроках. Уроках об авторе кадочников Алексей Алексеевич родился в Одессе в 1935 году в семье военнослужащего


Скачать 6.99 Mb.
НазваниеУроках об авторе кадочников Алексей Алексеевич родился в Одессе в 1935 году в семье военнослужащего
Русский рукопашный бой в 10 уроках.pdf
Дата27.03.2017
Размер6.99 Mb.
pdf
Russkiy_rukopashny_boy_v_10_urokakh.pdf
pdf
ТипДокументы
#28739
страница2 7
Каталогid151585240

19 . : Треклист.doc, ПАМЯТКА - ЗОВ_СОЗДАТЕЛЯ.doc, Дейл Карнеги - Шесть способов расположить к себ...doc, Deyl_Karnegi_-_Prikhoti_udachi.pdf, National_Physics1.pdf, Oledenenie_Russkogo_Severa_i_Severo-Vostoka_v_e.pdf, Структура Земель Системы Ярило.docx 9 .

1   2   3   4   5   6   7
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЫВЕДЕНИЯ ПРОТИВНИКА ИЗ
РАВНОВЕСИЯ
Воснове техники русского стиля рукопашного боя лежит знание механики человеческого тела, умение применять законы биомеханики для управления своим телом и телом противника, используя его собственную инерцию и силу, вкладываемую им в удары. Тело человека – это сложнейшая рычажная система, насчитывающая десятки шарнирных соединений. За счет этого обеспечивается высокая подвижность и гибкость нашего тела, что позволяет совершать сложнейшие движения в пространстве. Однако подвижность суставов имеет определенные границы. Выполнение каких-либо движений за рамками этих ограничений невозможно, а принудительное их выполнение под воздействием внешних сил вызывает острую, вплоть до шока, боль. Если движение не остановлено, то травма неизбежна. Например, локтевой сустав позволяет сгибать предплечье относительно оси плеча от небольшого отрицательного угла в 2–5 градусов до угла, превышающего 120 градусов, поворачивать предплечье вдоль продольной оси в обе стороны, что в сочетании с подвижностью лучезапястного сустава позволяет описывать кистью руки сложные круговые и спиральные движения.
Однако попытка сгибания руки в сторону, противоположную локтевому сгибу, вызывает резкую боль, а при достаточном усилии приводит к разрыву связок и увечью.
Знание границ подвижности каждого сустава, особенно конечностей, позволяет использовать их для управления противником с помощью болевых воздействий. Чтобы вызвать максимальную боль и при этом затратить минимум собственных сил, используются рычаги. Основными элементами рычага являются точка опоры и плечи сил.
В зависимости от взаимного расположения точки опоры, силы, совершающей работу, и противодействующей силы в механике рассматриваются три типа рычага.
Для преодоления противодействующей силы необходимо либо увеличить силу, совершающую работу, либо увеличить длину ее плеча. В рукопашном бою силой, совершающей работу, является прикладывание к противнику усилия, а противодействующей силой – усилие противника. Поскольку ваши силовые возможности почти всегда ограничены, а бой может вестись с более сильным противником, основным способом работы с помощью рычагов является перемещение точки опоры. В качестве точки опоры можно использовать вторую руку, плечо, бедро, голень, предметы на местности (столб, угол здания, кромка траншеи, дерево и т. п.). Для приложения усилия к противнику используют в первую очередь руки и ноги. Усилия можно передавать также бедром, плечом, движением таза, головой. Целью воздействия является нанесение поражающих ударов противнику, выведение его из равновесия и бросок с последующим нанесением ударов или связыванием.
Условием равновесия человека является размещение вертикальной проекции вектора силы тяжести в пределах опорной площадки.
Поскольку общий центр тяжести человеческого тела находится в районе таза, управление равновесием осуществляется перемещениями таза и опорной площадки.
Соответственно для того, чтобы вывести противника из равновесия, необходимо:
– не допустить возможные перемещения опорной площадки;
– вывести проекцию вектора веса (Р) за пределы опорной площадки.

Не существует особых законов движения для живого мира. Все они подчиняются законам классической механики. Поэтому рукопашный бой с точки зрения механики представляет собой физическое явление, сущность которого проявляется во взаимном механическом силовом противодействии физических объектов (противников друг с другом)!
Для успешного понимания иллюстрируем упрощенными схемами, уравнениями механики и фотографиями, где теоретические этапы рукопашного боя могут выражаться формой расчетных схем раздела сопротивления материалов, как сложного сопротивления
(сжатия—растяжения, сдвига, кручения и изгиба в виде:
– изгиба со сжатием;
– изгиба с кручением;
– косого изгиба;
– изгиба с растяжением.
Динамическая система, чтобы существовать, должна развиваться, а чтобы развиваться, должна сочетать устойчивость с неустойчивостью. Одна из наиболее распространенных форм нашего мышления – тяготение к привычным, застывшим схемам решения задач, поведение статики.
На рис. 2 схематически изображена фигура человека, которую условно назовем
«противник». Представим себе, что мы нападаем и наша задача – свалить противника.
Далее по фазам:
Фаза 1. Ситуация (рис. 2а, 2б).
В данном случае положение противника устойчивое, статичное. Вся система находится в равновесии. Противник в стойке опирается на обе ноги. Площадь опоры максимальная или близка к таковой. Вектор силы тяжести G направлен по центру опорной площадки.
Вывод: система находится в равновесии – положение устойчивое.
Фаза 2а. Выведение из равновесия (рис. 3а, 3б).
Начинаем выводить систему из равновесия. Сместившись слегка назад, мы нарушаем устойчивость опоры в точке А. Противник вынужден приподняться на носок, площадь опоры сократилась и приобрела треугольную форму, однако вектор силы тяжести G по- прежнему находится в пределах площади опоры. Усилие, выводящее систему из равновесия минимально – система испытывает действие только собственного веса G, помноженного на плечо.
Система не уравновешена, появился опрокидывающий момент.
Вывод: система динамична – положение ее неустойчиво.
Фаза 2б. Потеря устойчивости (рис. 4а, 4б).
Наши дальнейшие действия направлены на усиление нестабильности системы.

При нарушенной опоре системы в точке А действие силой F на плечо h намного облегчает опрокидывание системы.
Вывод: система динамична – положение системы неустойчиво.
Фаза 2 в. Решение (рис. 5а, 5б).
Меняем точку опоры системы с В на А.
Вывод: система динамична, положение системы крайне неустойчиво. Фаза 3. Финиш
(рис. 6).

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6
Осознанное применение законов механики при изучении движений человека, в конечном счете, направлено на изыскание способов совершенствования двигательных действий.
Суммируя сказанное в этом разделе, надо акцентировать внимание на том, что знание анатомо-биомеханических основ необходимо для ясного понимания внутренней структуры и смысла двигательных актов, происходящих в процессе рукопашного боя, а это, в свою очередь, является единственным надежным фундаментом для правильной организации и проведения занятий по подготовке к рукопашному бою.
ГЛАВА 3 БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ РУКОПАШНОГО БОЯ
Изучение базовых элементов рукопашного боя является необходимым условием успешного освоения предлагаемой системы рукопашного боя. Выполнение этого условия позволит в оптимально короткие сроки понять и освоить систему построения движений
(при точном следовании методике обучения.

Базовые элементы в рукопашном бою включают стойку, перемещения в ней, акробатику, а именно: различные падения, перекаты, кувырки, перемещения, скольжения и др.
Упражнений, которые входят в эти элементы, очень много, кроме того, каждый занимающийся может придумать дополнительно какие-то свои движения или упражнения, поэтому нет необходимости описывать как можно большее их количество.
Мы предлагаем лишь некоторые основные элементы.
БАЗОВАЯ СТОЙКА
Базовая стойка – оптимально удобное положение тела, позволяющее выполнить необходимые действия в рукопашном бою. Эта стойка является основной (учебной) (фото
1, 2).
При принятии базовой стойки ноги ставятся на ширине плеч, что обеспечивает оптимальный размер опорной площадки, ступни ног при этом параллельны. Положение легкого приседа (ноги слегка согнуты в коленях) обеспечивает благодаря накоплению энергии упругой деформации в связках и мышцах готовность к движению в любом направлении, в том числе к ударным действиям, с оптимальными энергозатратами.
Прямая спина и угол наклона таза (40–45 градусов) способствуют равномерному распределению силы тяжести, а также выводу линии тяжести по центру опорной площадки.
Плечи свободно опущены, голова слегка наклонена. Подбородок при этом прикрывает горло (кадык), а для глаз обеспечен оптимальный угол.
Руки при верхней рамке (фото 1) согнуты в локтевых суставах и находятся на уровне глаз.
Локти слегка прилегают к телу, защищая печень и селезенку, а пальцы являются продолжением кистей рук и предплечий. При нижней рамке (фото 2) руки свободно располагаются вдоль внутренней или внешней поверхности бедер. Данное расположение рук обеспечивает их наибольшую скорость и точность движений в оптимальном рабочем пространстве с оптимальными усилиями при встрече атак противника или нанесении ему различных ударов.
Это базовая стойка, с которой мы начинаем работать, а изготовки к бою с оружием или без него – производные от базовой стойки.
Рабочая стойка аналогична предыдущей, только снимаем либо левостороннее, либо правостороннее сложение (фото 3), голова слегка опущена, либо смотрит по горизонту
(очень похоже на боксерскую стойку), руки могут быть чуть впереди либо чуть ближе к туловищу, плечи спокойно опущены, спина прямая.
В связи с тем что антропологические данные у каждого человека свои, индивидуальные, мы не требуем жесткого подражания при выполнении того или иного действия, поэтому при отработке различных упражнений, в том числе и стойки, форма ее будет у каждого обучаемого (при соблюдении основных правил) своя, особенная.

Фото 1

Фото 3
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ В СТОЙКЕ
Перемещения в стойке в рукопашном бою применяются для защитно-атакующих действий и маневра. Эти перемещения в зависимости от ситуации могут быть различными. Основные из них – это разворот или принятие положения тела под углом к атаке противника, шаг, подшаг, отшаг, шаг с подшагом, подскок, отскок, прыжок и другие. Рассмотрим один из основных способов перемещений – «шаг с подшагом».
Для совершения «шага с подшагом» необходимо:
– из базовой стойки или изготовки к бою (фото 4) подставить одну из ног пяткой к пятке другой ноги и развернуться бедрами по направлению выбранного движения.

При перемещении влево присаживаемся на левую ногу, за счет таза подтягиваем правую ногу. При постановке пятки правой ноги на плоскость пола поднимается левая нога.
Таким образом, мы становимся под углом к атаке противника и даже в случае пропуска удара обеспечиваем рикошет его ударных частей.
Выполнение «шага с подшагом» позволяет встать под углом к направлению атаки противника и одновременно сократить дистанцию с ним, т. е. войти в контакт.
Перемещение выполняется как в верхней, так и в нижней рамке (фото 5).
При переходе из левосторонней стойки в правостороннюю делается шаг с подшагом; нога, стоящая впереди, уходит за ногу, стоящую сзади (фото 6).
Существует такое упражнение, как движение по квадрату: мысленно рисуем квадрат, становимся в один из его углов, делаем шаг с подшагом, разворот на 90 градусов и перемещаемся по периметру воображаемого квадрата.
Важно отметить, что при обретении определенного навыка (мастерства) в поддержании своего устойчивого положения, в восстановлении равновесия, а также в управлении движением противника, от многих лишних движений можно отказаться и пользоваться лишь разворотом корпуса, скручиванием бедер с легким приседом и без него, движением одних только рук или ног и др.
Все предлагаемые упражнения, действия и движения относятся к базовым, а базовые знания необходимо усваивать досконально.

Фото 4

Фото 5

Фото 6
НИЖНЯЯ АКРОБАТИКА
Нижняя акробатика в рукопашном бою – это комплекс действий, применяемых для ухода с линии атаки противника, сокращения дистанции с ним, совершения маневра, обмана, скрытого подхода к противнику, нанесения ударов, подбора оружия и подручных средств и их метания, а также с целью обезопасить себя от возможных травм при различных падениях.
Нижняя акробатика включает в себя множество различных действий. Основные из них: безопасные падения, перекаты, кувырки (в спорте подобное называется самостраховкой), переползания, скольжения и
другие. Падения
Падения осуществляются: на грудь, на спину, на бок (влево, вправо), на спину с разворотом.
Эти падения тренируются на начальной стадии обучения из базовой стойки, в дальнейшем
– из любого положения.
При падении на грудь (фото 7) необходимо: из базовой стойки, опуская таз вниз, отбросить ноги назад и в стороны и приземлиться на согнутые в локтевых суставах и выставленные перед грудью руки. Локти должны быть разведены в стороны. Контакт рук с поверхностью начинает осуществляться в следующей последовательности: кончики пальцев—пальцы—ладони—внутренние поверхности предплечий. За счет этого осуществляется плавная и бесшумная амортизация падения.
Данное действие необходимо выполнять на выдохе, так как на выдохе мышцы расслабляются и легче воспринимать нагрузку. При падении руки должны переместиться на то место, где находятся ноги. Исходное положение – ноги на ширине плеч, слегка согнуты в коленях. После падения пятки необходимо опустить параллельно полу, руки около лица либо возле груди, голова повернута набок.
При падении набок (влево, вправо) (фото 8) необходимо из базовой стойки скрутиться в бедрах и, выбросив согнутые в коленях ноги в сторону (влево или вправо), приземлиться на руки, как при падении на грудь. При этом согнутые в коленях ноги должны составлять между собой угол 90°, угол между бедром согнутой ноги и ее голенью тоже должен составлять 90°, что необходимо для предотвращения повреждений коленных суставов.
Голова должна быть приподнята. Показатель правильности выполнения упражнения – бесшумность и мягкость. Необходимо также выполнять его многократно как подготовительное упражнение.
При падении на спину (фото 9) – из базовой стойки присесть, вытянуть любую ногу вперед
(в зависимости от того, в какую сторону совершается падение) и «сесть», опустить таз на пятку опорной ноги разноименным этой ноге бедром. В данном случае – правым бедром на левую пятку. Левая рука тянется за пяткой правой ноги, помогая округлять спину.
После этого перекатиться по односторонней широчайшей мышце и перевернуться на всю спину, поджав под себя ступни ног. Этим поджатием гасится энергия, которая забрасывает ноги вверх. Подбородок необходимо прижать к груди. Руками в момент контакта с поверхностью не упираться.

Фото 7

Фото 8


Фото 9
Перекаты (влево, вправо)
Перекаты на начальном (базовом) этапе обучения являются как подготовительными упражнениями к действиям с оружием, так и разминочными. Кроме этого, они формируют у обучаемых такое качество, как ловкость.
Перекат на коленях (фото 10) осуществляется из исходного положения сидя на коленях.
Для совершения движения, например, влево, необходимо выпрямить левую ногу и опуститься на правое бедро. После этого повернуться на левое бедро, согнув левую ногу в колене и выпрямив правую ногу. Далее потянуться за выпрямленной правой ногой и сесть на колени.

Кисти рук во время движения постоянно находятся на коленях, а глаза смотрят за окружающей обстановкой.
Перекат лежа (фото 11) может выполняться как из положения сидя на коленях, так и из базовой стойки.
Из положения сидя на коленях надо опуститься (при движении влево) на правый бок вслед за выпрямленной левой ногой. После этого перевернуться на всю спину, оставив ноги согнутыми в коленях. Для продолжения движения необходимо, поворачиваясь на левый бок, подтянуть согнутую в колене левую ногу к груди, а правой рукой потянуться за выпрямляемой правой ногой. После этого сесть на оба колена.
Необходимо помнить, что локти во время перекатов не должны ударяться о поверхность.
Для этого их надо убирать в сгиб между бедром и корпусом.
При перекате в другую сторону движение начинается с поворота на противоположное описанному бедро.

Фото 10

Фото 11
Кувырки
Кувырки (вперед, назад), продольный кувырок (фото 12) совершаются из основной
(базовой) стойки или с колена. При выполнении кувырка вперед с выносом рук в разные стороны делается шаг вперед любой согнутой в колене ногой. Руки разводятся вперед и в разные стороны, а второй ногой осуществляется толчок.
Если мы хотим осуществить продольный кувырок вправо, опускаем правое плечо, входим в плоскость пола, касаемся его руками и как бы поглаживаем пол. При соприкосновении плеча с полом прокручиваем руку и по диагонали от правого плеча к левому бедру
выполняем кувырок. После того как правая нога коснулась пола, вес тела переносим на правую. За счет разворота тазобедренного сустава встать в исходное положение.
При выполнении кувырков человек, боясь удара о пол «останавливает его руками», что категорически запрещается. Необходимо войти в плоскость пола под острым углом и провернуть ту часть тела, которая касается пола, вокруг собственной оси. Основная ошибка при выполнении кувырка – выполнение его по диагонали, что чревато повреждением позвоночника, поэтому выбирается траектория, чтобы не захватывался позвоночник.
Продольный кувырок для подбора предметов (фото 13) в основном выполняется аналогично предыдущему. Особенность состоит в том, что руки расположены не перпендикулярно относительно оси позвоночника, а практически параллельно. Данный кувырок выполняется с большей скоростью, так как угол входа более острый, чем у продольного кувырка. Аналог этого кувырка можно увидеть в быту – это шнек мясорубки.
Представим, что впереди нас находится предмет и нам необходимо его поднять. Рука тянется по оси движения нашего тела. Необходимо, чтобы ладонь при входе была прижата к полу и скользила по нему.
Падение со скольжением (фото 14) выполняется из исходного положения – стойки нижней рамки. Нога входит с носка под острым углом, т. е. вкручиваем ногу, а руки идут к опорной ноге. После чего скользим на икроножной мышце, переходим на живот и принимаем положение, аналогичное падению лицом вниз.
Данное упражнение помогает на больших скоростях выполнять элементы самостраховки, не повреждая своего тела. В качестве добавления к упражнению может служить выход с помощью поворота тела вокруг собственной оси.
Основное требование при перемещении на нижнем уровне – чтобы нога не перескакивала через ногу. Стопы ног находятся на плоскости пола и не отрываются от него.


Фото 12

Фото 96

Фото 14
Перемещения на нижнем уровне
Существуют различные перемещения на нижнем уровне. Их необходимо знать для того, чтобы быстро встать после падения, переместиться в более удобное положение (например, за укрытие), защититься или нанести удар противнику, метнуть в него нож или любое подручное средство и т. д.
Рассмотрим некоторые из них.
Подготовительное упражнение к упражнению «звезда» (фото 15).

Принимается исходное положение лежа в упоре руками и ногами лицом вниз. Начиная упражнение, необходимо (в данном случае) правую ногу, согнув в коленном суставе, пронести под левой ногой. Опираясь на правую руку, развернуться телом через левое плечо навстречу движению правой ноги и принять положение упора в поверхность руками, ногами, а спиной вниз.
Выполнив данное упражнение, переходим на плоскость пола (фото 16). Руки находятся на груди, либо за головой. При переходе на живот, руки вытягиваются впереди себя. В данном упражнении работают не только ноги, но и таз.
Упражнение «велосипед» (фото 17) выполняется из исходного положения. Делаем падение с вращением и выходом на спину. Руки необходимо держать на коленях и не отпускать, подбородок прижат к груди. Для перемещения в левую (правую) сторону подтягиваем к себе одну из ног, другую вытягиваем. Руки касаются ног, нога тянет руку, рука тянет туловище, за счет этого происходит движение.


Фото 16

Фото 17
Упражнение «переползание на животе» (фото 18) выполняется путем накатывания тела на плоскость пола.
Данное упражнение не требует больших физических нагрузок, здесь используются геометрия и перемещение центра тяжести нашего тела. Упражнение выполняется как на животе, так и на спине (фото 19). Показатель правильности выполнения упражнения – бесшумность.
Существует и второй способ перемещения на нижнем уровне. Руки располагаем на 19–
20 см от подбородка, стопы ног максимально сдвигаем вперед. Поднимаем тело вертикально вверх и перемещаем его вперед (фото 20).
Фото 18


Фото 21
Развивающие упражнения для пальцев – стойка на пальцах (фото 21). Каждую фалангу пальца выставляем перпендикулярно полу и переносим на них вес своего тела. Медленно переходим в положение упор лежа.
Стойка на запястьях (фото 22). Развернуть кисти рук к себе, выпрямить локти рук и пройти на запястьях несколько шагов вперед и назад.
Упражнение «крокодил» (фото 23). Грудь, таз должны находиться на высоте 10 сантиметров от плоскости пола. Руки располагаем шире плеч, ноги – на ширине плеч.
Упражнение «лягушка 1» (фото 24) выполняется аналогично упражнению «крокодил», но все члены тела закрепляются неподвижно.

Упражнение «лягушка 2» (фото 25). Исходное положение – сидя в полном приседе.
Делаем прыжок вперед, пытаясь максимально распрямить тело в полете. Первыми касаются пола руки, затем стопы ног. Аналогично упражнению «лягушка 2» выполняется упражнение «лягушка 3», но в обратной последовательности.


Фото 25
Упражнение «падение с вращением и переворотом на противоположный бок» (фото 26) выполняется из положения базовой стойки. Во избежание травмирования ладонь направляется книзу. Вторая рука находится в среднем положении: между ногами и головой. Ногу вытягиваем вперед и начинаем вращательное движение. Одноименная рука тянется за пяткой. Принимаем положение самостраховки.

Фото 26
Упражнение «тачка» (фото 27) выполняется двумя занимающимися. Один принимает упор лежа, другой садится в полный присед и берет напарника за ноги ладонями вверх.

Руки выпрямлены и находятся на уровне глаз, спина прямая. У второго напарника все тело вытянуто и напряженно, как струна. После этого начинается движение.
Рекомендовано при движении разговаривать или производить счет для работы диафрагмы.
Фото 27
Упражнение «третий лишний» (фото 28) выполняется тремя обучающимися. Каждый из двоих берет третьего за руку и ногу. После этого (вариант 1) один из них отпускает напарника и страхует его при приземлении. Второй из удерживающих все это время контролирует ход проведения упражнения. Второй вариант предусматривает раскачивание третьего напарника и бросок его. Приземляется он на ноги. Главное в упражнении – отработка элементов самостраховки.
Фото 28
Комплексное упражнение из шести элементов (фото 29) включает в себя падение, переворот, кувырок назад через правое плечо, опять падение и кувырок через левое плечо, подъем и прыжок в любую другую сторону.
Основные ошибки: при падении много шума – пальцы должны касаться пола очень мягко.

Фото 29
Рассмотрим правильность выполнения кувырков, данное упражнение может быть и
подготовительным упражнением (фото 30). Выполняем упражнение в плоскости пола, для рук используем полосу, начерченную на полу. Куда будут направлены руки, туда и будет выполняться кувырок. Скручиваемся, руку и таз прокручиваем под себя и производим кувырок. Ось позвоночника находится перпендикулярно нашим рукам. После этого возвращаемся обратно в исходное положение.

Фото 30
1   2   3   4   5   6   7


связь с админом