Главная страница

Тех.карта литер.чтение 1 класс. Уроки просвещения поурочные разработки Технологические


Скачать 0,95 Mb.
НазваниеУроки просвещения поурочные разработки Технологические
АнкорТех.карта литер.чтение 1 класс.docx
Дата03.02.2018
Размер0,95 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаТех.карта литер.чтение 1 класс.docx
ТипУрок
#62895
страница1 из 11
Каталогid213991544

С этим файлом связано 44 файл(ов). Среди них: Bukvar_1_klass_Voskresenskaya_A_I__1959.pdf, Chto_delat_chtoby_vash_rebenok_zapomnil_slovarnye_slova_-_Pligin, Vse_vidy_zadach_po_matematike_1-4_klass.pdf, UDARENIYa.docx, udarenia_1.docx, Vse_komplexnye_testy_1_-_4_klass.pdf, vneklassnoe_cht_2_klass.doc, fgos_tehnologiya_origami_1-4_kl_vygonov_v_v.pdf, Do_pervogo_dozhdya_64_slova.pptx.pptx, Kak_medved_sam_sebya_napugal_71_slovo.pptx.pptx и ещё 34 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



®

УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Поурочные

разработки

Технологические

c:\users\4738</h2>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image2.jpeg

c:\users\4738</h2>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image1.jpeg



УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯc:\users\4738</h2>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image3.png


Школа

России

ЛИТЕРАТУРНОЕ c:\users\4738</h2>1\appdata\local\temp\finereader12.00\media\image4.png

ЧТЕНИЕ

Поурочные

разработки

Технологические карты уроков

I класс

Пособие для учителей общеобразовательных учреждений

Москва

Санкт-Петербург

«ПРОСВЕЩЕНИЕ»


УДК 372.8:82 ББК 74.268.3 Л 64




Справочное издание

Бойкина Марина Викторовна
Илюшин Леонид Сергеевич
Галактионова Татьяна Гелиевна
Роговцева Наталья Ивановна


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Поурочные разработки


ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ

1 класс

Редактор Л. И. Кружкова
Художественный редактор Л. Г. Епифанов
Техническое редактирование и компьютерная вёрстка М. Г. Столяровой
Корректор Е. Н. Александрова
Налоговая льгота —

Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93-953000.
Подписано в печать с оригинал-макета 18.07.2012. Формат 84 х 108 '/|6.
Бумага газетная. Гарнитура Ньютон. Офсетная печать.

Уел. печ. л. 9,24. Уч.-изд. л. 6,44. Тираж 7000 экз. Заказ 360.

Санкт-Петербургский филиал Открытого акционерного общества «Издательство
«Просвещение». 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., 37-39.

Первая Академическая типография «Наука».

199034, Санкт-Петербург, В. О., 9-я линия, 12/28.

Литературное чтение: Поурочные разработки: Технологические карты Л 64 уроков: 1 класс: Пособие для учителей общеобр. учрежд./ М. В. Бойкина, Л. С. Илюшин, Т. Г. Галактионова, Н. И. Роговцева.— М.; СПб.: Просвещение, 2012.— 88 с.

ISBN 978-5-09-028846-0.

Пособие входит в новую серию поурочных разработок — «УРОКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ», адресованную учителям общеобразовательных учреждений и методистам. Пособие обеспечивает методику преподавания литературного чтения в 1 классе с использованием УМК системы «Школа России» согласно положениям ФГОС. Материал организован в виде технологических карт уроков, что позволяет показать деятельность учителя по достижению планируемых результатов — личностных, предметных, метапред- метных — и формированию универсальных учебных действий.

Особенность данных пособий в том, что:

  • материал структурирован по этапам и видам учебной деятельности обучающихся и учителя;

  • межпредметные связи раскрыты на конкретном материале;

  • разработан инструментарий оценки достижений каждого ученика.

УДК 372.8:82 ББК 74.268.3

© Издательство «Просвещение», 2012 © Художественное оформление


ISBN 978-5-09-028846-0
Издательство «Просвещение», 2012 Все права защищены

ВВЕДЕНИЕ


Красота, богатство, национальное и международное значение русского языка в середине 21 века во многом будут определяться тем, как сегодня учатся говорить и писать на нём, понимать его школьники начальных классов российской школы, живущей и работающей по новым образовательным стандартам.

Одна из ключевых идей ФГОС состоит в том, чтобы средствами «нового школьного образования» обеспечить развитие человеческого капитала, соответствующего задачам инновационной экономики как экономики, основанной не на добыче и продаже сырьевых ресурсов, а на «производстве и применении новых знаний». Отличительными качествами нового человеческого капитала, основа которого создаётся в школе, являются: преодоление патерналистского сознания, т. е. активная общественная и гражданская позиции, компетентное финансовое поведение, инновационное поведение и креативность, осознание необходимости инвестиций в собственное здоровье, мотивация к непрерывному образованию.

С точки зрения содержания школьного образования основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:

  • информационность (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

  • коммуникативность (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

  • самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Начальная школа — самая ответственная ступень общеобразовательной лестницы. Начальное образование, как никакое другое, определяет весь комплекс базовых навыков, умений, установок, наконец, ту необходимую сумму исходных знаний, без которых успешная учёба в дальнейшем невозможна в принципе. В начальной школе происходит осознание ребёнком самого смысла обучения в школе. Здесь с первого урока появляется опыт получения удовольствия от узнавания нового, интереса к тому, как устроен мир людей, вещей, событий уже не на уровне природного детского любопытства, а на уровне потребности разрешить противоречие, совершить своё собственное открытие. Разумеется, говоря так, мы имеем в виду хорошую, успешную, современную начальную школу. Школу, где учитель заинтересован не только в результатах учебной деятельности, но и в развитии личностных качеств своих учеников, формирование которых происходит постоянно, в любой момент школьного дня и выполнения ими домашней работы.

Основная задача обучения в первом классе — создать такие условия, которые помогут начинающему свой образовательный путь ребёнку поверить, что учёба в школе может и должна быть для него успешной, интересной и привлекательной. Выполнение этой задачи станет возможным лишь в том случае, если получится сформировать положительное, радостное, восторженное отношение ребёнка к учёбе.

Успешность образовательного процесса определяется степенью заинтересованности всех его участников (учеников, педагогов, родителей) в положительных, личностно-значимых результатах этого процесса. Одним из главных условий качественного школьного образования является эмоционально-привлекательная среда, в которой находятся ученики и учителя. Результатом создания такой среды должен стать привлекательный для всех участников образовательного процесса имидж школы, в основе которого такие понятия как: личностный смысл, развитие, компетентность, творчество, красота и гармония, игра, открытость, престиж. При этом целью всего уклада школьной жизни является создание условий, обеспечивающих, с одной стороны, развитие личности каждого ученика, умеющего и желающего учиться, а с другой стороны, самореализацию каждого педагога, ориентированного как на развитие собственной творческой индивидуальности, так и на успешность общего, «командного» дела. Эти условия по сути представляют собой «правила» школьной жизни, касающиеся всех её сторон:

  • рост самостоятельности образовательной деятельности учащихся и их ответственности за получаемые промежуточные и итоговые результаты от начальной к завершающей ступени обучения;

  • расширение образовательного пространства учеников на основе учёта их способностей, интересов и склонностей;

  • расширение поля выбора учениками собственного образовательного маршрута при переходе с одной ступени обучения на следующую;

  • комплексное психологическое, методическое, информационное и другое сопровождение ученика и педагога;

  • равная значимость для процесса самоопределения и самореализации каждого школьника как содержания учебных дисциплин, так и системы развивающей (внеурочной) деятельности;

  • сочетание индивидуального и коллективного подходов в развивающей, досуговой деятельности учеников и педагогов;

  • преемственность целей, ценностей и технологий на всём протяжении образовательного маршрута;

  • максимальная доступность образовательных ресурсов любому ученику и педагогу;

  • минимизация объёма репродуктивных заданий в учебном процессе;

  • максимальная эффективность взаимодействия ученика и педагога на уроке;

  • обеспечение объективности аттестационной практики учащихся на любом из этапов учебной деятельности.

Чтение, являясь одним из самых загадочных процессов, происходящих в мозгу человека, обеспечивает в среднем до 80% усвоения школьного материала. Иными словами, ребёнок, не умеющий полноценно читать, фактически лишён возможности учиться.

Специалисты в области развития ребёнка относят умение читать (грамотность) к важнейшим, наряду с умением ходить и разговаривать, стадиям формирования человеческой личности. От того, насколько равномерно выражен уровень так называемого «подготовительного чтения» у первоклассников, зависит качество обучения в начальной школе, в условиях классно-урочной системы.

К сожалению, сегодня в одном первом классе могут оказаться дети, умеющие практически свободно, бегло читать, и те, кто едва освоил слоговое чтение. Если добавить к этому увеличение, особенно в школах крупных и средних городов, числа детей, для которых русский язык не является родным, то значение первого года обучения «Литературному чтению» в школе становится особенно очевидным.

Если рассматривать чтение как интеллектуальноэмоциональную работу, выполняемую человеком практически в течение всей жизни, то школьный период образования — это время, когда складывается основная картина читательских предпочтений, возникает и укрепляется направление «вектора читательского интереса», закладываются читательские привычки. Грань между восприятием чтения как трудного, рутинного, монотонного упражнения и фантастического, почти волшебного творчества собственного воображения, как это не покажется парадоксальным, очень тонка. Именно от построения уроков по предмету «Литературное чтение» в начальной школе зависит то, насколько вторая сторона этой грани будет развиваться в самостоятельную, по сути, жизненную потребность. Интерес к содержанию читаемых текстов, при всей его «внутренней» природе, вполне управляем. Задача создания и развития этого интереса сегодня распределяется между школой и семьёй. К сожалению, зачастую к окончанию даже не четвёртого, а уже первого класса ребёнок может вполне осознанно относиться к чтению исключительно как к трудному, необходимому упражнению, в котором главное — укладываться в параметры объёма и скорости. Практика показывает, что преодолеть эту личностную установку в дальнейшем будет крайне трудно. Вот почему образовательную миссию предмета «Литературное чтение» в начальной школе в целом и в первый год обучения в особенности можно сформулировать так: «Максимально помочь ребёнку осознать то, что, открывая книгу, он открывает себя». Как и в остальных предметах начальной ступени образования, категория личностного смысла учебной деятельности (в данном случае — «Литературного чтения») является здесь основной и требует даже не периодического, а именно постоянного внимания педагога. «Как изменится моя жизнь, если я прочитаю именно этот текст?», «Как научиться писать о том, что с тобой, что ты чувствуешь, понимаешь, во что веришь и в чём сомневаешься так, чтобы тебя понимали другие?», «Что происходит со мной, когда я читаю?» — вот лишь несколько ключевых вопросов, поиск ответов на которые целесообразен на каждом уроке. Подчеркнём, что прилагательное «литературное», присутствующее в названии предмета, характеризует тот особый подход к чтению как к интеллектуальноэмоциональной деятельности, при котором первоклассники знакомятся с особым видом чтения — осознаваемого, переживаемого, привлекательного своей новизной и интересом.

Для того чтобы приобщение к чтению происходило активно и постоянно, учителю следует рассказывать первоклассникам, как,-собственно, «устроен» любой текст и, что ещё важнее, как происходит само «чтение» внутри нас. В этом случае первоклассник узнаёт по- настоящему захватывающие факты о роли чтения в человеческой истории, получает возможность «почувствовать» себя доисторическим человеком, не знавшим грамотности, испытать собственную интуицию в поиске значения слова, осознать барьер, который возникает в общении с другими людьми, если из этого общения уходит (или не появляется в нём) письменная речь и чтение. «Что ты чувствовал, когда читал этот текст?», «В каком месте тебе стало интересно / неинтересно?», «Почему именно это слово, предложение показалось тебе смешным, грустным, особенно важным» — всё это вопросы для построения диалога с учениками на уроках по «Литературному чтению». Их может и должно быть значительно больше, и задачей учителя является создание ситуаций, в которых эти вопросы не только уместны, но и ожидаемы учениками.

Сформулированная выше образовательная миссия предмета «Литературное чтение» в начальной школе имеет три главные цели при изучении предмета:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре, к культуре как народов многонациональной России, так и других стран.

Эти цели, будучи сформулированы для всех четырёх лет начальной школы, имеют свои специфические особенности в первом классе.

Во-первых, достижение в некотором смысле «технического» показателя школьного чтения — его «беглости» — должно быть неразрывно связано с опытом эмоционального восприятия прочитанного. Дать возможность первокласснику почувствовать свою способность управлять темпом собственного чтения в зависимости от трудности текста, интереса, читательского азарта и практической целесообразности — важнейший аспект любого упражнения, связанного с чтением на уроке или дома, причём с обязательным учётом специфики чтения вслух и про себя.

Во-вторых, в самом начале обучения «Литературному чтению» происходит важнейшее соединение двух форм любого текста: текста написанного и прочитанного. Всё, что человек пишет, предназначено для чтения — собственного или другими людьми; здесь и сейчас или через какое-то время; единожды или многократно. Набор отдельных слов ещё не представляет собой текст, в то время как и одно слово, словосочетание в определённой ситуации являются полноценным текстом. В этом смысле, «литературное чтение» обязательно должно быть дополняемо «литературным письмом», т. е. практическим опытом первоклассника написать что-либо не только «читаемое», но и понимаемое другими людьми. Знакомство с глубоким, красивым и точным значением слова «автор» начинается именно в первом классе и вовсе не только через чужие — полностью «правильные» тексты из учебника или книг для чтения. «Автор — это я, и мой труд ничем не отличается от труда писателя, поэта в плане усилий и стремления быть понятым» — практическое восприятие первоклассником этой идеи может служить важным индикатором качества освоения предмета «Литературное чтение».

Наконец, в-третьих, именно в первый год школьного обучения происходит создание своего рода эскиза читательской «картины мира». «Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу тебе какие читать дальше» — эта формула приглашения ребёнка к сотрудничеству обладает универсальными педагогическими возможностями, в том числе в плане взаимодействия педагога с родителями. «Семейное чтение» как форма домашнего досуга ребёнка, разумеется, относится к важнейшим ресурсам предмета «Литературное чтение», который имеет смысл обсуждать на родительских собраниях, совместных уроках — «читательских конференциях», на страницах «электронного дневника», школьного сайта и т. п.

Программа предмета «Литературное чтение» строится на трёх принципах — художественно-эстетическом, литературоведческом и коммуникативно-речевом. Ни один из них не может и не должен ни восприниматься, ни реализовываться отдельно. Главной дидактической (т. е. задающей основной способ взаимодействия ученика и учителя) идеей предмета является сочетание этих принципов в любом упражнении, задании, на уроке или внеурочном событии, связанном с чтением. В ежедневной практической работе учителя использование этих принципов означает, что любой текст, с которым знакомятся первоклассники, заключает в себе потенциал следующих размышлений, переживаний и действий:

  • эмоциональный отклик на содержание текста, сюжет;

  • интерес к стилистическим, жанровым особенностям текста, определение узнаваемых элементов авторского языка;

  • устная речь как отражение каждого из прочитанных текстов.

Таким образом, изучение курса «Литературного чтения» в начальной школе предполагает решение ряда основных задач. Ниже представлен перечень этих задач, специфика которых в отношении первого года обучения отражена в форме ключевых вопросов, адресуемых Первоклассникам:

  1. Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное:

  • О чём этот текст ? Как ты думаешь, почему автор решил его написать? Как ты относишься к герою произведения? Был ли ты когда-нибудь в подобной ситуации?

  1. Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся:

  • Какой это рассказ / стихотворение: грустное, весёлое? Что делает его смешным, красивым, грустным? Что ты представляешь себе, когда читаешь текст ?

  1. Формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое воображение учащихся и особенно ассоциативное мышление:

  • Какие события происходят в рассказе ? Почему за одним событием следует другое? Как бы ты иначе завершил рассказ?

  1. Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус:

  • Что делает это стихотворение красивым? Что бы ты посоветовал художнику, который решил бы нарисовать для него иллюстрацию?

  1. Формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей — создателей произведений словесного искусства:

  • Знаешь ли ты другие произведения этого автора? Чем его книги, по-твоему, отличаются от книг других писателей / поэтов?

  1. Обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе:

  • Почему, по-твоему, автор выбрал именно это место (событие) для описания? Что бы предложил ему ты ? Встречался ли ты с такими же явлениями, людьми, событиями в своей жизни?

  1. Формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы:

  • Похоже ли то, о чём рассказано в тексте, на сегодняшнюю жизнь и чем? Как ты думаешь, почему это произведение оказалось в учебнике, который ты читаешь ?

  1. Учить школьников достаточно глубокому пониманию содержания произведений различного уровня сложности:

  • Есть ли в тексте что-то непонятное для тебя ? Как бы ты сам рассказал о таком же событии, человеке, явлении?

  1. Расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка:

  • Как ты думаешь, события, о которых идёт речь в рассказе, стихотворении, реальные или их сочинил автор ? Можно ли рассказать о том же, о чём рассказано в стихотворении, не стихами? Почему, по-твоему, автор решил сочинить стихотворение, а не рассказ?

  1. Работать над развитием речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения:

  • Есть ли в произведении, которое ты прочитал, слова, которых ты не знал раньше? Что они означают? Какие слова в этом фрагменте, описании, диалоге и т.п. главные?

  1. Работать с различными типами текстов:

  • Как ты думаешь, этот текст написан специально для учебника ? Он простой или сложный ?

  1. Создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность»:

О чём ты хотел бы почитать самостоятельно? Как ты думаешь, почему именно по этой книге снят фильм?

Поскольку Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает формирование универсальных учебных действий в обучении по каждому предмету школьной программы, кратко обозначим три группы результатов, которые сформулированы в глаголах-действиях и отражают УУД.

Личностные результаты:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие на основе собственного опыта и представлений общего характера;

  • эмоционально «проживать» текст во время чтения вслух, выражать свои эмоции при чтении и обсуждении текста;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать героям произведения;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность своих действий на уроке в зависимости от цели работы;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • работать по предложенному учителем плану, инструкции.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в условных обозначениях учебника, рабочей тетради;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы по результатам своей работы, совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, приводить примеры, аргументы в виде слов и словосочетаний из текста.

Коммуникативные УУД:

  • представлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других в диалоге и монологических высказываниях;

  • выразительно читать и пересказывать текст, читать текст по ролям;

  • договариваться с одноклассниками и учителем о правилах выполнения учебных действий, общения и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе', выполнять различные роли (руководителя, наблюдателя, исполнителя).

Предметные результаты:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

  • осмысленно, правильно читать целыми словами;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

  • подробно пересказывать текст;

  • составлять устный рассказ по иллюстрации;

  • заучивать наизусть небольшие стихотворения;

  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

  • различать рассказ и стихотворение, фрагмент или цельный текст.

Как работать с технологической картой урока
(ТКУ)

Инструкция к применению

Если вы собрались работать с технологической картой, то сначала надо решить, зачем она вам нужна. В чём её преимущество перед традиционной формой описания организации урока.

Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, обязательных для работы с ней. « Технологическая карта»новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. В технологической карте урока даётся фиксированный формат описания технологического процесса обучения на конкретном уроке, в определённой структуре, в заданной последовательности.

Обозначены:

и.

  • тип урока;

  • тема изучаемого урока.

Введены условные обозначения:

  • П — предметные результаты;

  • М — метапредметные результаты:

  • Л — личностные результаты.

Определены:

  • задачи урока по изучаемому предмету в полном соответствии ФГОС конкретной ступени обучения;

  • планируемые результаты (личностные (Л), метапредметные (М), предметные (П);

  • межпредметные связи с конкретным описанием указанных учебных предметов и используемого материала;

  • основные ресурсы урока (УМК, интернет-ресурсы «ИП»), относящиеся к конкретной ступени обучения, наглядный, дидактический и другие материалы;

  • содержание изучаемой темы (ведущие идеи, основные понятия);

  • организация пространства (назначение, формы работы).

Представлены:

Технология проведения:

  • Ход урока (этапа: актуализация знаний, мотивация деятельности, организация, рефлексия, подведение итогов).

  • Содержание деятельности учителя (ведущие идеи урока, термины и понятия, обучающие и развивающие задания и упражнения каждого этапа, диагностирующие задания каждого этапа, работа со шмуцтитулом).

  • Виды деятельности обучающихся (формы работы в классе — групповая, парная, самостоятельная, формы работы на выезде при проведении экскурсии, в специально отведённом помещении и т. д. в соответствии с типом урока).

Дополнительный материал урока (интернет-ресурсы, материалы экскурсий, художественная литература, репродукции картин).

Диагностика достижения планируемых результатов (все виды диагностических заданий, тестовые, самостоятельные, контрольные, наблюдения, опыты).

Самоанализ урока (достижения, проблемы, пути решения).

Отсюда следует, что учителю необходимо только воспользоваться технологической картой

  • чтобы осознать алгоритм работы урока от введения материала до конечного результата;

  • увидеть уровень раскрытия понятий на уроке и соотнести его с изучаемым материалом;

  • увидеть воспитательные возможности урока;

  • определить возможность реализации межпредметных связей;

  • определить виды УУД, которые формируются на изучаемом материале;

  • соотнести результат с целью обучения.

Как организована технологическая карта

Технологическая карта построена по классическому образцу описания алгоритма организации урока, взаимодействия ученика и учителя.

Каждый этап работы даёт практическое задание на отработку материала и на проверку его понимания и усвоения.

В отличие от других методических пособий, учитель может на каждом шаге обучения уверенно сказать, достиг он результата или нет. При этом изучение темы разбивается на небольшие шаги.

Главное решение: Если проверочная работа по конкретному этапу выполнена 90% учащихся класса с прогнозируемым учителем результатом, то можно с уверенностью сказать, что материал понят, освоен и можно переходить дальше. Если задание правильно выполнено менее чем 60% учащихся, то учителю необходимо ещё раз вернуться к пройденному материалу и завершить его полноценное освоение. Только после этого можно выполнять следующий шаг.

Несколько простых правил работы
с технологической картой


Общие сведения

  • Используйте технологические карты для работы по теме или разделу курса на каждом уроке.

  • Внимательно ознакомьтесь с темой, по которой будете работать.

  • Найдите её в учебнике того предмета, который изучаете, и подготовьте те учебники, что зафиксированы в разделе «Межпредметные связи».

  • Познакомьтесь с целями изучения темы, соотнесите планируемыми результатами, определите задачи, которые помогут добиться поставленной цели, сравните их с теми, что даны в описании каждого этапа, шага работы. (Соотнесите цели с пройденным ранее материалом.)

  • Прочитайте выделенные основные понятия изучаемой на уроке темы, посмотрите, в каких предметах они ещё изучаются (межпредметные связи). Постарайтесь осмыслить всё комплексно в формате своей собственной педагогической цели.

  • Проанализируйте смысл планируемых результатов, особенно в части универсальных учебных действий. Это, с одной стороны, новое понятие, с другой стороны, на уроках всегда формировалось и умение работать с информацией, и логические операции, и многое другое. Учитель всегда воспитывал и развивал ребёнка. Только в карте всё приведено в систему и в чётком порядке показано что, когда и как делать.

  • В графе «Содержание деятельности учителя» можно описать её назначение: для подвижной работы или спокойных занятий, для поиска информации или демонстрации достижений и так далее. Это поможет расширить границы использования ресурсов, к которым относятся и УМ К «Школа России», и наглядные пособия, имеющиеся в школе, и интерактивные или просто дополнительные рабочие доски, выставки, стенды и так далее.

  • Придерживайтесь алгоритма, предложенного в карте.

  • На первом этапе, мотивируя учащихся на изучение темы, можете использовать задание, данное в карте, взять из учебника или предложить своё.

  • На каждом следующем этапе придерживайтесь алгоритма работы, предложенного в карте. Это поможет не пропустить ни один элемент в достижении поставленной на этапе цели, а главное, добиться эффективного и качественного освоения темы.

  • Фиксируйте в карте изменения, которые вы вносите, и соотносите их с дальнейшим алгоритмом прохождения темы.

  • Убедитесь, что именно ученик знает, понимает, умеет в изучаемом материале, каким способом выполняет, т. е. выполните задание, предложенное в одноимённой графе, и только после этого переходите к следующему этапу.

  • На завершающем этапе изучения темы постарайтесь выполнить все предложенные задания. Тогда с уверенностью можете сказать: «Эта тема пройдена, планируемые результаты достигнуты. Двигаемся дальше».

При использовании технологической карты поурочное планирование вряд ли понадобится.

Технологическая карта позволит вам:

  • реализовать стандарт образования;

  • понять и в системе применить введённые термины по формированию у учащихся универсальных учебных действий;

  • сформировать целостную картину мира за счёт реального использования межпредметных связей;

  • полностью использовать воспитательный потенциал УМК «Школа России»;

  • определить уровень раскрытия материала и соотнести его с изучаемым материалом в последующих классах;

  • реализовать региональный и школьный материал, основываясь на материале УМК «Перспектива»;

  • реализовать свой творческий потенциал, так как в технологической карте даются готовые разработки всех тем предметов учебного плана, который реализуется в школе. Педагог освобождается от рутинной непродуктивной работы по подготовке к урокам;

  • индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс.

Подведём итоги

При правильном использовании технологической карты в вашей работе

  • должна произойти переориентация от планирования одного урока к проектированию темы (от целого к частному и опять к целому);

  • должны быть эффективно реализованы предметные и метапредметные цели;

  • должна появиться возможность видеть логику реализации поставленных целей через алгоритм освоения материала;

  • у ребёнка должно появиться стремление к активной и самостоятельной деятельности;

  • должны обозначиться очевидные межпредметные связи по содержанию, способам деятельности и формированию личности ребёнка;

  • должно произойти расширение выбора предлагаемых форм работы;

  • должна появиться возможность проведения диагностики и контроля на каждом этапе усвоения темы;

  • должна появиться возможность целостного и системного освоения учебного материала;

  • должна появиться возможность реализовать региональный и школьный материал, основываясь на УМК «Школа России»;

  • должна появиться возможность прогнозировать и рефлексировать путь прохождения материала по всему курсу начальной школы;

  • должна быть полезной учителю в прохождении аттестации.

Всё изложенное выше по работе с технологической картой относится к работе учителя. Однако замечательно то, что технологическая карта по своей сути является и документом, напрямую работающим как административный инструмент:

— выстроенное в принципах стандартов нового поколения целеполагание даёт возможность ориентироваться не только в предметных целях, но и понимать, какие цели ставит учитель, занимаясь воспитанием ребёнка, в каких направлениях идёт работа по формированию и развитию универсальных учебных умений;

  • тематический принцип построения технологической карты позволяет администрации школы чётко отслеживать прохождение программы, осуществлять методическую помощь;

  • выстроенная система диагностики и контроля за результатами обучения как предметными, так и ме- тапредметными и личностными, поможет администрации обеспечить системную проверку результатов деятельности учителя и обученности учащихся.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ





Вводный урок (1 час)







Урок 1




Тема: Знакомство с учебником.

Тйп: Знакомство с новым материалом.

Задачи:

  • Учить ориентироваться в учебнике;

  • На основе условных обозначений планировать содержание урока.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Ориентироваться в содержании учебника;

  • Находить нужную главу в содержании;

  • Использовать систему условных обозначений для планирования урока, определения этапа урока.

  • Представлять книгу на основе информации на обложке (автор, название);

  • Оценивать свою деятельность на уроке на основе образца и совместно составленных критериев.

Проявлять интерес к учебнику литературного чтения (какие произведения и кто их автор).

Межпредметные связи

Ресурсы урока; Л. Ф. Климанова и др. Литературное чтение. 1 класс.

М. В. Бойкина и др. Рабочая тетрадь. 1 класс. (Если есть Рабочая тетрадь: на вводном уроке знакомимся с Рабочей тетрадью.)

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • М Предлагает рассмотреть обложку учебника по литературному чтению.

Докажите, что данная книга является учебником.

(Если в классе много детей, испытывающих трудности в обучении, учитель предлагает варианты аргументов: «Самая толстая книга», «На ней написано «Литературное чтение», «На ней написано «1 класс»),

  • М Оценим правильность ваших ответов. На «волшебной лесенке» поставьте крестик на самом верху, если

дали правильный ответ. Если не дали ни одного правильного ответа, то поставьте крестик в самом низу. Если один правильный ответ, то крестик должен стоять посередине.

  • М Рассматривают обложку; определяют по обложке,

кто автор, как называется.

  • Высказывают аргументы в пользу того, что книга является учебником.

  • М Оценивают результат своей деятельности.

Актуализация необходимых знаний

Предлагает учащимся высказать предположение, чему они будут учиться по этому учебнику (постановка учебной задачи), и записывает все высказывания на доске.

Высказывают свои предположения по поводу того, чему будем учиться на уроке литературного чтения.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

перейти в каталог файлов

связь с админом