Главная страница

Карпов Н._Уроки сценического движения. Уроки сценического движения Н. Карпов Уроки сценического движения


Скачать 399.5 Kb.
НазваниеУроки сценического движения Н. Карпов Уроки сценического движения
АнкорКарпов Н._Уроки сценического движения.doc
Дата21.09.2017
Размер399.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаКарпов Н._Уроки сценического движения.doc
ТипУрок
#30751
страница4 из 8
Каталогid27765520
1   2   3   4   5   6   7   8

перейти в каталог файлов

С этим файлом связано 78 файл(ов). Среди них: Khrestomatia_dlya_urokov_istoriko-bytovogo_tantsa_pod_red_Zorino, Zikhlinskaya_Mei_774_Pervye_shagi_Primery_urokov_dlya_molodykh_p, A_Messerer_Uroki_klassicheskogo_tantsa.pdf, Khrestomatia_dlya_urokov_istoriko-bytovogo_tantsa_pod_red_Zorino, L_Safronova_Uroki_klassicheskogo_tantsa.pdf, RDDC_-_Touring_TearSheet.pdf, Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов.doc, Goncharov_A_Moi_teatralnye_pristrastia_Poiski.pdf и ещё 68 файл(а).
Показать все связанные файлы
1   2   3   4   5   6   7   8

Локальное потягивание.

2.     Правым плечом вверх.

3.     Левым плечом вперед, вниз.

4.     Центром груди вперед.

5.     Центром спины назад.

6.     От центра правого бока вправо.

7.     От центра левого бока влево.

8.     От правого плеча вперед.

9.     От левого плеча назад.

10.Носом вперед.

11.Ухом влево.

12.Ухом вправо.

13.Коленом поднятой правой ноги вверх.

14.Носком правой ноги вперед.

15.Пяткой левой ноги назад вверх.

16.Носком правой ноги вправо.

17.Тазом вправо.

18.Тазом назад.

19.Вверх от копчика, опустив корпус вниз.

20.От центра груди вверх вперед; шея не напряжена, руки свободны.

21.От правой руки вперед; за рукой тянется плечо, за плечом корпус; движение доходит до положения наклона вперед.

22.Правой рукой вправо; за рукой тянется плечо, за плечом корпус.

23.Руками вверх; за руками вытягивается все тело, до положения на полупальцах.

24.Руками вниз назад и носом к полу.

25.Стоя на правой ноге, левой рукой потянуться вверх, до выхода на полу пальцы. Повторить упражнение с другой ноги и другой руки.

26.Руки за спиной в "замке"; потягивание-наклон корпусом вперед вниз, отводя сцепленные руки назад вверх.

27.Руки за спиной в захвате - одна сверху, другая снизу. Потягивание-наклон с прогнутой спиной вперед, смена пук повторение движения.

28.Стоя на двух ногах, выполнить первую часть упражнения "веревка". "Веревка" выглядит как диагональ от кончиков пальцев левой руки до кончиков пальцев правой ноги. Повторить упражнение, сменив опорную ногу.

Потягивание на трех точках опоры.

29.Упор на двух руках и одной ноге, лицом вниз, ногой вверх; сменить опорную ногу и повторить упражнение.

30.Упор на одной руке и двух ногах в прогибе, лицом вверх; другой рукой потянуться вверх.

31.Упор на двух руках и одной ноге; потянуться в разных направлениях (вперед, в сторону, назад, в другую сторону, со скручиванием).

32.Упор на двух ногах и одной руке; другой рукой, меняя положение всего тела, потянуть тело в разных позициях и разных направлениях.

Задачи: удерживать баланс, сохранять ровное дыхание, контролировать оптимальное напряжение. Потягивание развивается поэтапно: сначала это крупное потягивание в определенном направлении, потом "потягивание" до определенной точки еще на сантиметр, а потом внутреннее ощущение еще более активного потягивания, когда остается достичь максимальной амплитуды до последнего миллиметра и оставить только сотую долю миллиметра, как запас, для того чтобы не "оторвать" одну часть тела от другой.

Следующая ступень - переход от потягивания к активной растяжке в положении сидя и лежа на полу.

ПРЫЖКИ

Эту серию упражнений давать на уроке в полном объеме недопустимо. Целесообразно распределять упражнения по всему подготовительному тренингу, чтобы не переутомить без надобности учеников. Важна правильная дозировка упражнений.

1.     Упражнение "Прыгающая тряпочка". Задача: прыгая с одной ноги на другую, встряхнуть тело и ощутить постепенно напряжение в мышцах шеи, плеч, спины. Меняя положение корпуса немного вперед, назад, вправо, влево, продолжать прыжки с одной ноги на другую.

2.     Упражнение "Прыгающий столбик" Строго фиксировать позицию: корпус прямой, руки вдоль тела взгляд перед собой, ноги прямые; прыжки мелкие, работает только стопа.

3.     Прыжки на двух ногах: вперед, назад, вправо, влево. Не менять позицию ног при приземлении.

4.     Прыжки с поворотом на 180° и обратно.

5.     Прыжки в группировке с подъемом коленей к груди.

6.     Высокий прыжок без предварительной группировки и мягкое приземление.

7.     Прыжки через воображаемое препятствие вперед, в сторону, с поворотом на 180°.

8.     Прыжки по сигналу "хлопок" с одной ноги на другую, на полу пальцах, с мягким приземлением в заранее определенные точки - вершины воображаемого равностороннего треугольника.

9.     Движение прыжками с одной ноги на другую вправо и влево.

10.Движение прыжками со сменой ноги вперед и назад.

11.Прыжки на месте, а затем с разворотом на 180°, на двух ногах, когда ноги находятся на одной линии - одна впереди, другая сзади на расстоянии большого шага.

12.Прыжки на одной ноге с разворотом на 180°.

13.Прыжки на предмет, с предмета и через него (стул, скамейка, стол, ступеньки и т.д.; из разных положений разными способами).

14.Прыжки через препятствие с опорой на одну руку, на две руки, на одну руку и одну ногу.

15.Прыжки через препятствие, не касаясь препятствия.

16.Прыжки через воображаемые препятствия.

ВРАЩЕНИЯ

Вращательные движения.

1.     Кисть

2.     Рука от локтя.

3.     Плечи.

4.     Голова.

5.     Грудная клетка.

6.     Таз.

7.     Голень.

8.     Стопа.

Проделать движения в различных направлениях и проконтролировать работу каждой части тела, меняя амплитуду и скорость вращения.

Упражнения на координацию вращательных движений разными частями тела в разных направлениях.

9.     Кисть одной руки, другая рука от локтя, стопа.

10.Таз, голова в противоположных направлениях (противоход).

11.Плечи- противоход.

12.Грудная клетка и кисти рук - противоход.

13.Прямая рука от плеча назад, указательный палец другой руки, таз.

14.В позиции баланса на одной ноге корпус и руки-противоход.

15.В позиции баланса на одной ноге корпус по большому кругу в одну сторону, кисть одной руки и стопа свободное ноги в другую.

16.Вращения в разных скоростях, где через ощущение скорости ученик контролирует меру мышечного напряжения. Цепочки вращений - спирали. Эти вращательные движения представляют единое, цельное движение, которое перетекает от одной части тела к другой.

17.Кисть одной руки, локоть, плечо, таз, колено противоположной ноги, стопа; обратно.

18.Голова, грудная клетка, таз, колени, ступни; обратно.

19.Смена плоскостей вращательных движений. Движения плечом могут быть не только назад и вперед, но и когда мы точкой плеча рисуем круг перед собой, или грудной клеткой впереди себя рисуем круг на предполагаемой плоскости, стоящей перед нами; головой рисуем круг на потолке, когда точка находится над центром головы, и т. д.

20.Вращения, объединенные "волной": четыре вращательных движения плечом назад, затем через "волну" по диагонали к тазу; вращение тазом. Далее, дав импульс на переход движения по другой диагонали по корпусу в другое плечо, мы продолжаем движение этим плечом, затем проходим через всю руку до запястья и заканчиваем движение вращением одним пальцем. Потом из точки, в которую превратилось круговое движение пальцем, мы можем вернуться через "волну" к шее и начать вращательные движения головой. Затем через грудную клетку, таз, бедра, колени мы можем спуститься к ступне левой ноги; через "волну" по диагонали к кисти правой руки. Упражнение заканчивается импровизацией-игрой. Оно обостряет ощущение непрерывного движения, в едином режиме напряжения. Это путь в мягкий пластический тренинг.

БАЛАНС

1.     Ступни на одной линии, правая нога впереди, левая сзади, носок левой ноги касается пятки правой. Пальцы рук сцеплены в "замок", руки вытянуты над головой. Наклоны корпусом вправо и влево. Движения мягкие, с максимальной амплитудой.

2.     Сохраняя позицию упражнения 1: движения корпусом по кругу-мягкие, непрерывные, с максимальной амплитудой.

3.     Сохраняя позицию ног, как в предыдущих упражнениях: руки перед собой, пальцы сцеплены в "замок": повороты корпусом вправо и влево (скручивание), голова поворачивается вместе с корпусом Движения мягкие, с максимальной амплитудой.

4.     Баланс на одной ноге, руки в "замке". Те же движения корпусом, что в предыдущих упражнениях, со сменой опорной ноги.

5.     Ступни на одной линии, правая нога впереди, левая сзади на расстоянии большого шага. Положение рук свободное. Те же движения корпусом, что в предыдущих упражнениях.

6.     Исходная позиция упражнения 5. Разворот всем телом на 180°, затем возвращение в исходную позицию.

7.     Исходная позиция упражнения 5. Прыжок на 180°, с сохранением позиции ног на одной линии.

8.     Баланс на одной ноге. Руки в стороны. Круговые движения стопой свободной ноги, кистью правой руки вперед, левой рукой назад.

9.     Баланс на одной ноге, руки в стороны. Круговые движения свободной ногой от колена вправо, руками от локтя в любом направлении.

10.Баланс на правой ноге, руки опущены. Коленом свободной ноги нарисовать круг перед собой, плечами выполнить круговые движения назад.

11.Баланс на одной ноге, правая рука вверху, левая опущена. Вращения правой рукой вперед, левой назад, корпусом по кругу с максимальной амплитудой.

12.Баланс на правой ноге, левая нога поднята вверх назад. Мах левой ногой вперед и разворот на правой ноге на 180°. Движение повторить несколько раз, затем сменить опорную ногу.

13."Прыжок на столбике". Баланс на полу пальцах одной ноги. По сигналу - прыжок вверх и приземление в ту же точку на другую ногу.

14.Баланс на полу пальцах одной ноги на воображаемом камне, который является вершиной равностороннего треугольника. По сигналу - прыжок на другую ногу на другой камень (другую вершину треугольника).

15."Звать-прогонять". Баланс на одной ноге. Одновременно одной рукой сделать движение от себя, другой - к себе. Поднятой ногой сделать движение к себе, обеими руками от себя - последовательно или одновременно.

Упражнения с партнером.

16."На бревне над пропастью". Вариант первый. Партнеры стоят лицом друг к другу на расстоянии большого шага. Ноги каждого находятся на одной линии, как будто на бревне, которое перекинуто через пропасть. Задача партнеров- поменяться местами, чтобы продолжить свой путь через "пропасть" и не упасть с "бревна". Найти 2 - 3 варианта выполнения задачи.

17."На бревне над пропастью". Вариант второй. Стоя на одной ноге, вывести партнера из равновесия, чтобы освободить себе путь и продолжить движение по "бревну" вперед. В этом упражнении важно действовать не грубо, а деликатно "обыграть" партнера и сделать это не за счет силы, а за счет ловкости.

18."Горная река". Два партнера, держась за руки, должны перебраться через горную реку, прыгая с камня на камень. Двигаться можно одновременно или последовательно.

Упражнения с гимнастической палочкой.

19.Стоя на двух ногах, удерживать палочку в балансе: а) на ладони, б) на локте, в) на плече.

20.Стоя на одной ноге, удерживать палочку в балансе: а) на колене, б) на стопе, в) на пальце одной руки.

21.Сесть, встать, в разных скоростях, удерживая палочку в балансе на пальце одной руки.

УПРАЖНЕНИЯ С ТВОРЧЕСКИМ МАНКОМ

1.     В яме.

2.     Перед забором.

3.     На столбике.

4.     На дне моря.

5.     На горячем песке.

6.     По камням через горную речку (парное упражнение).

7.     Над пропастью на бревне (парное, в двух вариантах).

8.     Прыгающая тряпка.

9.     Прыгающий столбик.

10.Спираль.- Вертушка.

11.Мяч.

12.Плетка.

13.Веревка.

14.Бокс.

15.Пружина.

16.Барабанщик.

17.Канатоходец.

18.Тень (парное).

19.Зову-прогоняю.

20.Бросаю камень.

21.Пенальти.

22.Держим потолок.

23.Скала.

24.Скачки.

25.Стена (парное).

26.Борьба.

27.Иголка-нитка (парное).

28.Резиновый мешок.

29.Лентяй.

30.Вертолет.

31.Марионетка.

32.Влипли в смолу.

33.Летающие ядра.

34.Океан.

35.Воображаемые препятствия. - и т.д.

ПРИМЕРЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ ПЕРВЫХ УРОКОВ СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

История театра не только дает множество примеров гениального творчества, но и способствует созданию стереотипа представления актера о себе как в творчестве, так и в жизни. Психологические барьеры, связанные с работой над воспитанием тела и оценкой своих возможностей, определяются и степенью доверия актера к своей природе, и его профессиональным отношением к правилам театральной игры, в которой человеческая природа ведет себя своеобразно, потому что знает, что человек пытается ее обмануть. Перед актером, даже очень опытным и техничным, всегда существует опасность "потеряться" в водовороте игры. Процесс профессиональной подготовки актера- это поиск нового способа освоения актерской техники. Очень важно найти новую систему координат для своего времени творчества. Движение вперед возможно лишь при условии, что не только опыт других, но и свой собственный, ставится под сомнение.

Всякое механическое повторение программы обучения, которая успешно применялась вчера, сегодня может завести в тупик, и использование уже проверенных упражнений может оказаться неэффективным и неинтересным процессом. Творчество в педагогическом процессе невозможно, если пользоваться только найденными методами и способами воспитания и подготовки актера, не подвергая их творческой переработке.

 

Семинар для молодых актеров по проблемам сценического движения, голоса и речи.

Афины, 1994 Продолжительность 1 час 20 мин.

1.     Потянуться в разных направлениях от плеча; от бока; от поясницы; от колена; от центра груди и т.д.

2.     Упражнения на координацию во вращении. Кисти в одном направлении, стопа в другом. В позиции баланса на одной ноге, голень поднятой ноги от колена, плечи-противоход. Прямые руки от плеч и таз. Таз, кисть вытянутой вперед руки, плечо другой руки, опущенной вдоль тела. Голень поднятой левой ноги и правое плечо.

3.     Упражнения в потягивании. Баланс на одной ноге, руки над головой, пальцы в "замке". Наклон корпусом в сторону с одновременным потягиванием. Сменить опорную ногу. Наклон в другую сторону. Задачи: сохранять равновесие и мягкость наклонов. Баланс на одной ноге, руки сзади в "замке". Наклон вперед. Сменить опорную ногу, повторить упражнение. Одна рука сверху, другая снизу, пальцы в "замке" за спиной, ступни параллельно, ноги прямые. Наклоны вперед, спина параллельна полу, взгляд вперед. Поменять позицию рук, повторить наклоны. Соединить ладони за спиной, развернув руки так, чтобы мизинцы касались позвоночника. Баланс на одной ноге. Наклонить корпус вперед, поднятой ногой потянуться назад вверх, мягко вернуться в исходную позицию. Сменить опорную ногу и повторить упражнение. Задачи: контролировать свободное дыхание, чтобы зазвучать в этой позиции (имеется ввиду позиция наклона и потягивания поднятой ногой вверх).

4.     Упражнение "Прыгающая тряпочка". Легкими прыжками с од, ной ноги на другую встряхнуть тело; не терять пружинистого прыжка.

5.     Продвигаться прыжками по залу в разных направлениях. Добиваться легкости в прыжке, внимательно следить за продвижением партнеров, стараться не сталкиваться с ними, не делать много прыжков, работать разнообразно и аккуратно.

6.     Перейти на ходьбу в разных направлениях. Чаще менять направление движения. Использовать 9 скоростей движения. Пробовать контрастные изменения скорости - от 9-й к 1-й, от 1-й к 9-й. Переход от 9-й к 1-й должен происходить за счет быстрого, но плавного торможения без рывка и остановки, от 1-й к 9-й - за счет плавного, быстрого ускорения. Соотносить свою скорость со скоростью партнеров, таким образом, находя единую скорость для всей группы. Переход от одной скорости к другой должен быть процессом видимым, который можно наблюдать со стороны.

7.     Продолжать ходьбу в разных скоростях. По сигналу зафиксировать позицию. Дыхание свободное. Снова ходьба. По сигналу остановиться. Тело принимает позицию, которую зафиксировали до этого. Задача: выполнять остановку по сигналу, давая себе секунду, чтобы войти в процесс торможения. Сигнал не должен быть раздражителем, парализующим актерскую природу. Это лишь импульс к изменению действия (от ходьбы к остановке с фиксацией определенной формы). Мы будем осваивать индивидуальный и парный тренинг параллельно, для того чтобы острее ощутить свои собственные проблемы в работе с партнером/Возможно, это будет стимулом к более внимательному отношению к упражнениям индивидуального тренинга.

8.     Партнеры стоят друг против друга на расстоянии шага, балансируя на одной ноге, и пытаются легкими движениями в разные точки тела вывести друг друга из равновесия. Это игра с партнером, а не борьба. Не нужно делать сразу много движений. Если опорная нога устает, ее можно сменить. Игра продолжается. Задача: дать партнеру время развивать ваш импульс до тех пор, пока он не погасит инерцию движения и не зафиксирует тело в той или иной позиции. Партнеры должны дать друг другу по 3-5 сигналов.

9.     Отойти от партнера на максимальное расстояние, которое позволяет площадка. Поймите, когда вы готовы одновременно начать активное движение друг к другу, сделайте это и остановитесь на расстоянии шага друг от друга. Выдержать паузу, затем сделать мягкий разворот на 180° во 2-й скорости и отойти на свои исходные позиции.

10.Повторить упражнение, но начать всем одновременно по сигналу "хлопок". Возвращайтесь на исходные позиции тогда, когда считаете нужным. Обратите внимание на то, что изменение скорости движения вызывает у вас контрастные внутренние ощущения: есть взрыв активного движения по сигналу, есть тормоз, есть момент остановки. В паузе мы этот взрыв удерживаем внутри себя и, внешне двигаясь спокойно во 2-й скорости, можем или сохранить внутреннее напряжение или смягчить это напряжение, избавившись от первого эмоционального взрыва. Активное движение к партнеру - это момент, когда вы посылаете свое тело в определенном направлении с определенной целью. Чтобы не столкнуться с партнером и не сбить его с ног, вы вынуждены тормозить, то есть сдержать свой посыл. Далее наступает пауза, в которой вы меняете свое намерение, т. е. отказываетесь от взаимодействия с партнером и уходите от него, вернувшись в исходную позицию. Таким образом вы ставите точку в маленькой истории ваших взаимоотношений на данном этапе. Не перекладывайте ответственность за упражнение друг на друга. Некоторые из вас плохо тормозили и становились неудобными партнерами.

11.Подбегаете друг к другу. И вдруг- между вами образуется провал. Вы вынуждены остановиться. Необходимо справиться с инерцией движения, ощутить, как меняется напряжение внутри вас в паузе между движениями. И только если вы будете внимательно следить за этими процессами, упражнение приобретет смысл. Сейчас перед вами следующая техническая задача: остановиться перед пропастью и зафиксировать позицию на одной ноге. Надо собрать свои внутренние ресурсы, чтобы включиться в движение мгновенно. Нет пространства для разгона движения, поэтому начало - это взрыв: взрыв энергий, стремящихся друг к другу.

12.Партнерам надо броситься навстречу друг другу, обняться и замереть. Не упрощайте момент объятий и остановки, но старайтесь и не ударить друг друга. Думайте о партнере. Соедините активность взрыва и аккуратность контакта.

13.Сесть на пол напротив своего партнера на расстоянии 4-5 шагов. Найти способ передвижения к партнеру, но, не касаясь пола ни кистью, ни стопой. Тот, кто сблизился с партнером, может взять его за руку и продолжить упражнение вдвоем. Задача: двигаться аккуратно, не помогая себе руками и ногами, стараться не мешать партнеру. Повторить упражнение с закрытыми глазами.

14.Распределиться равномерно по всей площадке, заняв любую удобную позицию. Закрыть глаза. Попытаться понять, кто из партнеров находится рядом. Задача- всем объединиться. А это значит, нужно найти контакт с партнером, через него с другим партнером и т. д. Вы должны четко понимать, вместе ли вы, объединились ли вы в одно целое, или кто-то остался в одиночестве, а может быть, образовались группы и т. д.

15.Стоим по колено "в воде", пытаемся разбрызгивать "воду" в разные стороны. Вода поднимается по пояс. Вода поднимается до плеч. Пробуем руками поднять массу "воды" вверх, вычерпать ее из-под себя. Учитывайте плотность воды, а также возможность работать всем телом. Задача: вырваться на поверхность воды. Необходимо оттолкнуться от пола и подняться как можно выше. Потому что вода уже покрывает вас с головой. Наконец, вы на поверхности и быстро "плывете к берегу", балансируя на одной ноге. "Плывете" на спине, на боку, брассом, чувствуете себя прекрасно, как настоящие рыбы в настоящей воде. "Плывете" спокойно. Можете "плыть" как угодно, даже вниз головой, можете нырять, переворачиваться, прыгать. Подплываете к берегу, выходите, встряхиваетесь и ложитесь на теплый мягкий песок. Тело свежее, не усталое. У вас хорошее настроение.

А теперь вы продолжите занятие с педагогом по голосу.

 
связь с админом