Главная страница

Жихарева-Норкина Ю.Б. - Дом. тетрадь для логоп. занятий с детьми. Звуки С-СЬ. Жихарева-Норкина Ю.Б. - Дом. тетрадь для логоп. занятий с детьми. В девяти выпусках


Скачать 2.42 Mb.
НазваниеВ девяти выпусках
АнкорЖихарева-Норкина Ю.Б. - Дом. тетрадь для логоп. занятий с детьми. Звуки С-СЬ.doc
Дата14.10.2017
Размер2.42 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЖихарева-Норкина Ю.Б. - Дом. тетрадь для логоп. занятий с детьми
ТипДокументы
#41388
страница1 из 4
Каталогid5326514

С этим файлом связано 74 файл(ов). Среди них: Bezrukikh_M_M__Loginova_E_S__Flusova_N_F_Ot_bukvy_k_slovu_ot_slo, Методический материал практикующих логопедов по постановке звуко, Kosenko_Yu_A_Uchus_gramote.pdf, Dorofeeva_Korrektsia_rechi_u_mladshikh_shkolnikov.pdf, Kozyreva_My_chitaem_po_slogam.pdf, Tablitsy_po_korrektsii_disgrafii_i_dislexii.doc, Безруких М.М. Возрастная физиология.doc, Фонетические рассказы.pptx.pptx, развитие связной речи у дошк.pptx.pptx, Vizel_kak_vosstanovit_rech.pdf и ещё 64 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4









Ю.Б. Жихарева-Норкина

Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми

ПОСОБИЕ ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ И РОДИТЕЛЕЙ

В ДЕВЯТИ ВЫПУСКАХ

ВЫПУСК 5 ЗВУКИ С-СЬ



УДК 376.1-058.264

ББК 74.37 Ж75

Жихарева-Норкина Ю.Б.

Ж75 Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми : пособие для логопедов и ро-

дителей : в 9 вып. : вып. 5. Звуки С—СЬ /Ю.Б. Жихарева-Норкина. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 128 с. : ил. — (Коррекционная педагогика).

ISBN 5-691-00880-3.

ISBN 5-691-01363-7(Вып. 5).

Агентство С1РРГБ.

Пособие содержит занимательные игровые задания для детей дошкольного и младшего школь­ного возраста, способствующие формированию правильного звукопроизношения, обогащению сло­варного запаса, развитию графических навыков. Издание состоит из 9 выпусков, каждый из которых предназначен для работы над определенным звуком (группой звуков) русского языка.

Данный выпуск посвящен звукам ССЬ.

Пособие адресовано логопедам и родителям.

УДК 376.1-058.264

ББК 74.37

© Жихарева-НоркинаЮ.Б., 2004

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

© Серия «Коррекционная педагогика» и серийное оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2004

© Художественное оформление. ООО «Гуманитарный издатель-
ISBN 5-691-00880-3 ский центр ВЛАДОС», 2004

© Макет. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС»,
ISBN 5-691-01363-7(Вып.5) 2004

Учебное издание Жихарева-Норкина Юлия Борисовна

ДОМАШНЯЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ

Пособие для логопедов и родителей В 9 выпусках

Выпуск 5 Звуки С—СЬ

Зав. редакцией В.Н. Павлова; редактор О.Л. Заржецкал;

зав. художественной редакцией ИЛ. Пшеничников; художник обложки M.JI. Уранова; художник Е.В. Галъдяева; компьютерная верстка Е.В. Голоскова; корректор Л.И. Трифонова

Отпечатано с диапозитивов, изготовленных ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС».

Лицензия ИД № 03185 от 10.11.2000.

Санитарно-эпидемиологическое заключение

№ 77.99.02.953.Д.005490.08.04 от 26.08.2004.

Сдано в набор 17.09.03. Подписано в печать 20.08.04.

Формат 60*90/8. Печать офсетная. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 16,0.

Тираж 10 000 экз. (1-й завод 1-5 000 экз.).

Заказ № 3846.

Гуманитарный издательский центр БЛАДОС.

119571, Москва, просп. Вернадского, 88,

Московский педагогический государственный университет.

Тел. 437-11-11, 437-25-52, 437-99-98: тел./факс 735-66-25.

E-mail: vlados@dol.ru

http://www.vlados.ru

ГУП РК "Республиканская типография им. П. Ф. Анохина", 185005, г. Петрозаводск, ул. Правды, 4

Предисловие

УВАЖАЕМЫЕ ВЗРОСЛЫЕ!

В ваших руках одна из тетрадей ком­плекта пособий по закреплению произно­шения звуков, поставленных логопедом. Комплект состоит из 9 тетрадей:

  1. Домашняя тетрадь для закрепления
    звука л.

  2. Домашняя тетрадь для закрепления
    звука ль.

  3. Домашняя тетрадь для закрепления
    звука р.

  4. Домашняя тетрадь для закрепления
    звука рь.

  5. Домашняя тетрадь для закрепления
    звуков с съ.

  6. Домашняя тетрадь для закрепления
    звуков ззь, ц.

  7. Домашняя тетрадь для закрепления
    звуков ш, ж.

  8. Домашняя тетрадь для закрепления
    звуков ч, щ.

  9. Домашняя тетрадь для закрепления
    звуков тть, ддъ.

В этих тетрадях представлен большой речевой материал для занятий по авто­матизации звуков, который подобран на основе дидактических принципов доступности, последовательности и на-

глядности. Он может быть использован в работе с детьми в возрасте от 4,5 до 8 лет, как обученными грамоте, так и не умею­щими читать, с различными речевыми нарушениями и задержкой психическо­го развития. Сюда же вошли упражнения для развития органов артикуляционного аппарата (губы, язык, нижняя челюсть) и мелкой моторики (кисти и пальцы рук).

Большое внимание уделяется разви­тию связной речи: умению составлять предложения, пересказывать, составлять рассказы, закреплению представлений об окружающем мире и развитию граммати­чески правильной речи.

Тетрадь снабжена иллюстративным материалом, который способствует реше­нию коррекционных задач:

  • совершенствование мелких движе­
    ний пальцев рук;

  • подготовка руки к письму;

  • улучшение зрительного внимания
    и памяти;

  • развитие пространственной ориен­
    тировки;

  • закрепление знаний об окружаю­
    щем;

  • совершенствование грамматической
    стороны речи.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОСОБИЕМ

Книга предназначена для логопедов, а также родителей, чьи дети занимаются с логопедом. В ней редставлен обширный речевой материал по автоматизации зву­ков с, сь, и дифференциации звуков с—ш, сьщ: это специально подобранные сло­говые упражнения, слова, предложения, чистоговорки, потешки, стихи, рассказы. Кроме того, в пособие включены задания, побуждающие ребенка к самостоятельному говорению (а не повторению за взрослым). Большое количество картинок не только заинтересует ребенка, поможет ему в ов­ладении устным материалом, но и подгото­вит его руку к письму, разовьет внимание, навыки пространственной ориентировки.

В эту тетрадь вошли занятия по ав­томатизации звуков с, сь и занятия, посвященные дифференциации звуков с — ш, сь щ, а также стихотворения для заучивания наизусть, тексты, за­дания на самостоятельное составление рассказов по опорным словам и комп-

лексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики.

Сначала рекомендуется просмотреть и затем проработать с ребенком комп­лексы упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Упражнения пальчиковой гимнастики полезны всем детям, особенно тем, укого нарушена мелкая моторика. Эти упражнения лучше включать в середину занятий.

После того как звук будет поставлен, работу по его автоматизации можно начи­нать с первого занятия или с третьего (в зависимости от методики).

Дети, не умеющие читать, выполняют задания устно.

Не надо стремиться выполнить все упражнения данного занятия за один раз. Разумнее распределить материал на несколько частей и работать над ним постепенно. После 10-11 занятий можно читать и пересказывать тексты, учить стихотворения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

Для большей эффективности занятий необходимо создать для их участников благоприятные условия. Во-первых, под­готовьте ребенка психологически к бу­дущей деятельности. Он должен понять, что надо говорить правильно и этому надо учиться. Настройте его на долгую, труд­ную, но интересную работу. Во-первых, приготовьте место для занятий: небольшой стол, два стула одинаковой высоты. Для выполнения упражнений для языка и пос­ледующей отработки звуков понадобится зеркало. Оно должно быть такого размера, чтобы ребенок мог видеть в нем свое лицо. Будет еще лучше, если вы сядете вдвоем перед большим зеркалом.

Желательно проводить занятия систе­матически, не менее трех раз в неделю. Длительность одного занятия не долж­на превышать 30 мин. Вот возможный план такого занятия: артикуляционная гимнастика — 5-7 мин, отработка звука (постановка, работа над речевым мате­риалом) — 10 мин, пальчиковая гим­настика — 5-7 мин, отдых — 2-3 мин, продолжение отработки звука (раскра­шивание) — 7-15 мин. Эта схема лучше всего подходит для 5-6-летних детей. Если же занимается 4-летний малыш: или ребенок с ослабленной нервной системой, занятие можно сократить до 15-20 мин.

Есть несколько правил поведения взрослых и детей на занятии:

  • не приступать к занятию в дурном
    настроении: нельзя показывать ребенку
    свое нежелание заниматься;

  • если у ребенка что-то не получается,
    не кричите на него, не настаивайте на вы­
    полнении, а договоритесь о том, когда он
    попытается выполнить задание еще раз;

  • не бросайте начатое; если не получа­
    ется какое-то задание, возьмитесь за другое,
    а к первому обязательно вернитесь позже:
    нельзя оставлять ребенка с чувством, что
    можно что-то не доделать.

Кроме того, необходимо учитывать некоторые особенности проведения отде­льных видов работы. На начальном этапе

важно подготовить язык для постановки звуков. Поэтому основное внимание уде­ляется артикуляционной гимнастике. Выполнение ее может занять 10-15 мин. Ребенок должен хорошо освоить основной комплекс упражнений. Если при этом воз­никают большие трудности, то использу­ются дополнительные артикуляционные упражнения, способствующие повыше­нию активности органов артикуляцион­ного аппарата. Гимнастику следует про­водить каждый день, добиваясь четкого, правильного выполнения заданий.

Каждое упражнение отрабатывается в определенной последовательности: назы­вание и показ упражнения взрослым, вы­полнение его ребенком, разбор взрослым ошибок, повторное выполнение. Сначала движения могут быть скованными, неко­ординированными, но потом приходят свобода и точность выполнения. Как правило, такой тренировке органов речи отводят 1-2 недели, затем приступают к постановке звука.

На этапе постановки звука, соче­тающейся с дальнейшим развитием артикуляционной моторики, нагрузка ребенка возрастает. Малыш быстрее ус­тает, поэтому через каждые 7-10 мин необходимо давать ему время для отды­ха, переключая на другие виды работы (игра с пальчиками, физкультминутка продолжительностью 2-3 мин).

Далее следует этап автоматизации зву­ка в слогах, словах, предложениях, стихах и связной речи. Данная работа осуществля­ется постепенно, от простого к сложному. Именно так должна строиться отработка звука. Не забывая тренировать язык с по­мощью артикуляционных упражнений, проходят весь речевой материал.

Завершающим этапом работы над звуком является дифференциация его с другими звуками, с которыми ребенок его смешивает. Артикуляционные упраж­нения прекращаются и начинаются уп­ражнения на развитие фонематического слуха и дикции.

Артикуляционная гимнастика

ОСНОВНОЙ КОМПЛЕКС

  1. «Заборчик» — широко улыбнуться,
    показать сжатые зубы (верхние зубы сто­
    ят ровно на нижних). Удерживать такое
    положение 5-7 с.

  2. «Слоник» — вытянуть губы вперед
    трубочкой (зубы сжаты). Удерживать
    5-7 с.

  3. Чередовать «заборчик» и «слоник».
    Нижняя часть не двигается, двигаются
    только губы. Повторить 5-6 раз.

4. «Непослушный язычок» — широ­
кий плоский кончик языка пошлепать
губами, произнося «пя-пя-пя». Повторить
3 раза.

  1. «Блинчик на тарелочке» — широкий
    плоский кончик языка положить на ниж­
    нюю губу, сказав один раз «пя» («испекли
    блинчик и положили его остывать на таре­
    лочку»). Язык не должен двигаться. Рот
    чуть-чуть приоткрыт. Удерживать такое
    положение 3-10 с. Повторить 2-3 раза.

  2. «Чистим зубы» — открыть широко
    рот, улыбнуться, показав зубы. Затем
    кончиком языка «чистить зубы» изнутри,
    двигая им влево-вправо (сначала нижние,
    потом верхние). Кончик языка должен на­
    ходиться за зубами. Губы улыбаются все
    время, нижняя челюсть неподвижна. Пов­
    торить 5-6 движений в каждую сторону.

7. «Больной пальчик» — положить
широкий плоский кончик языка между
губами (т. е. губы слегка придерживают
кончик языка) и подуть на палец. Воздух
должен идти по языку через маленькую
щель между языком и верхней губой.
Сделать глубокий вдох и долгий плавный
выдох. Щеки не надуваются. Повторить
2-3 раза.

8. «Задуй свечку!» — положение язы­
ка и губ, как в предыдущем упражнении.
Резко подуть на два пальчика («свечку»).
Делать один глубокий вдох и 2-3 резких
сильных выдоха. Щеки не надуваются.
Повторить 3-4 раза.

9. «Горка» — широко открыть рот,
улыбнуться, показать зубы. Кончиком
языка упереться в нижние зубы. Спинка
языка поднимается вверх. Язык твердый,
не «вываливается» за зубы. Удерживать
так 5-10 с. Повторить 2-3 раза.

10. «Ледяная горка» — сделать «гор­
ку» и указательным пальчиком ребенка
надавить на «горку». Язык должен быть
твердым и сопротивляться давлению
пальца, не отодвигаться от нижних зубов.
Удерживать 3-7 с. Повторить 3-4 раза.

11. «Горка закрывается-открыва­
ется» — сделать «горку», а потом, не
убирая язык от нижних зубов, сжать
зубы (губы — в улыбке, зубы видны),
затем открыть рот снова (язык все время
упирается в нижние зубы). Повторить
движение 5-6 раз.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

  1. «Часики» — приоткрыть рот, вы­
    сунуть язык и двигать им влево-вправо,
    от одного угла рта до другого. Повторить
    движения 5-6 раз в каждую сторону.

  2. «Качели» — широко открыть рот,
    высунуть язык и двигать им вверх-вниз.
    Нижняя челюсть не двигается, зубы не
    прикусывают язык. Повторить движения
    5-6 раз в каждую сторону.

  3. «Шоколадка» — приоткрыть рот
    и облизать губы по часовой и против
    часовой стрелки. Повторить 2-3 раза в
    каждую сторону.

15. «Конфетка» — упереться кон­
чиком языка в щеку (губы сомкнуты, а
зубы раздвинуты) — «спрятали конфетку
за щеку», нажать несильно пальцем на
щеку и язык (язык сопротивляется нажа­
тию) — «конфетка твердая!» Повторить
2-4 раза с каждой щекой.

Пальчиковая гимнастика

1. «Пальчики здороваются» — кон­
чиком большого пальца правой руки ка­
саться кончиков всех остальных пальцев
поочередно. То же делать пальцами левой
руки и обеих рук сразу.

  1. «Руки здороваются» —пальцы пра­
    вой руки здороваются с пальцами левой.

  2. «В кулачок — 1» — поочередно со­
    бирать в кулак пальцы руки, начиная с
    большого. Делать правой, левой рукой и
    обеими руками.

4. «В кулачок — 2» — поочередно
собирать в кулак пальцы, начиная с
мизинца. Делать правой, левой рукой и
обеими руками.

  1. «Из кулачка — 1» — собрать в кулак
    пальцы (большой палец наверху), а затем
    поочередно выпрямлять их, начиная с
    большого пальца. Делать правой, левой
    рукой и обеими руками.

  2. «Из кулачка — 2» — собрать в ку­
    лак пальцы (большой палец — внутри
    кулака), а затем поочередно выпрямлять
    их, начиная с мизинца. Делать правой,
    левой рукой и обеими руками.

  3. «Коза» — выпрямить указательный
    палец и мизинец, большой палец придер­
    живает согнутые средний и безымянный
    пальцы. Делать правой, левой рукой и
    обеими руками.

  4. «Зайчик» — выпрямить вверх ука­
    зательный и средний пальцы, а кончики
    выпрямленных безымянного пальца и
    мизинца соединить с кончиком большого
    пальца.

9. «Зайчик играет на барабане» —
сделать «зайчика», а потом постукивать
попеременно безымянным пальцем и ми­
зинцем по большому пальцу, произнося:
«бум-бум». Делать правой, левой рукой и
обеими руками.

  1. «Кошка» — выпрямить вверх ука­
    зательный палец и мизинец, а кончики
    выпрямленных среднего и безымянного
    пальцев соединить с кончиком большого
    пальца. Делать правой, левой рукой и
    обеими руками.

  2. «Кошка мяукает» — сделать «кош­
    ку», а потом разводить-сводить средний

и безымянный с большим пальцем, про­износя: «мяу-мяу». Делать правой, левой рукой и обеими руками.

12. «Мышка» — сделать «кошку»,
указательный палец и мизинец сильно
согнуть, подведя их к среднему и безы­
мянному пальцам. Делать правой, левой
рукой и обеими руками.

  1. «Мышкапищит» — сделать «мыш­
    ку», а потом разводить-сводить средний и
    безымянный пальцы с большим пальцем,
    произнося: «пи-пи». Делать правой, левой
    рукой и обеими руками.

  2. «Лошадь скачет» — вытянуть сред­
    ний палец, остальные пальцы «скачут» по
    столу, цокать при этом языком.

  3. «Собака бежит» — вытянуть сред­
    ний палец, остальные «бегут» по столу.

  4. «Улитка» — положить ладонь на
    стол, поднять указательный и средний
    пальцы («усики улитки»). Делать правой,
    левой рукой и обеими руками.

  5. «Улитка ползет» — сделать «улит­
    ку» и медленно передвигать руку по столу,
    не приподнимая большой и безымянный
    пальцы, мизинец. Делать правой, левой
    рукой и обеими руками.

  6. «Собака» — соединить указатель­
    ный, средний и безымянный пальцы,
    большой палец поднять вверх, мизинец
    опустить вниз (ладонь лежит на столе
    ребром). Делать правой, левой рукой и
    обеими руками.

  7. «Собака лает» — сделать «собаку»
    и двигать мизинцем вверх (до безымянного
    пальца) — вниз, произнося: «гав-гав».
    Делать это правой, левой рукой и обеими
    руками.




  1. «Оса» — выпрямить указатель­
    ный палец (остальные пальцы придер­
    живает большой палец) и вращать им по
    часовой и против часовой стрелки, произ­
    нося: «з-з-з». Делать правой, левой рукой
    и обеими руками.

  2. «Человечек» — указательный и
    средний пальцы «ходят-бегают» по столу
    (остальные пальцы придерживает боль­
    шой палец). Выполнить правой, левой,
    обеими руками.










Занятие

  1. Артикуляционная гимнастика.

  2. «Насос» — произноси длительно звук с.

  3. Повтори, прочитай слоги и цепочки слогов.

са са — со са — су — сы

со су — сы со — сы — са

су со — сы су — са — со

сы сы — су сы — со — су

4. Повтори, прочитай слова. Игра «Исправь взрослого».
Взрослый говорит, заменяя звук с на звуки га, с-межзубный,
а ребенок исправляет.

а) са со су сы

: сад сок суп сын

^ санки сом сук сыпь

сало соль суд ^ сытый

сабля сода сумка -/сыпать

салкисокол сумма сыр

сахар соболь суткисырник

сайра ссора сумрак сыворотка

Слова под чертой содержат труднопроизносимые звуки лир.





б) сапог совет судак сынок

салют собака суббота суметь

самолёт совок сундук сопеть

салфетка солома судья соединить

сандалии соловей суматоха соблюдать

самокатсолдатсугроб согреть

сарафан соперник сухарь сыграть

5. Поиграй в игру «Один — много».

судья — судьи сапог — сапоги сырник — сырники

сабля — ... самолёт — ... сарай — ...

сокол — ... собака — ... сорока — ...

сок — ... сова — ... сувенир — ...

сумка — ... сундук — ... сырок — ...

6. «Назови ласково». Измени слова по образцу.

сом — сомик сыр — сырок

салат— ... сын — ...

солдат — ... сахар — ...

самокат— ... сугроб — ... сухарь — ...

У W

7. Посчитай слова от 1 до 5.

Пример: одна сабля, две сабли, три сабли, четыре сабли, пять сабель.

а) сабля б) самолёт

сумка сова

соболь сундук

У ЫУ





8. Прочитай, повтори предложения.

а) Соня пьёт сок. б) Саня поймал сома.

Соня видела сокола. У сына новые сандалии.

Соня сыпет соль. Мама советует купить санки.

Соня сытая. Сане надо соединить линии.

У Сони маленькая сумка У Сони новый самокат.

У тёти Сони сын Саня. Собака лает на соловья.

Соня варит сардельки. Садовник отрубил сухой сук.

Соня не сорит на пол. Сор собирают совком.

Соня купила сахар и сыр. Судак и сом — это рыбы.

9. Замени первый звук в слове на звук с.
Какое новое слово получилось? Напиши его.

дам — сам мода — палки —

бок — бор — Тоня —

дом — ноль — мытый —

кон — _____ мало — сало торт —

лук — ранки — ... халат — _______

морока —

10. Измени предложения по образцу.

Образец: Я пью сок. Он пьет сок. Она пьёт сок. Мы пьём сок. Вы пьёте сок. Они пьют сок.

Я еду на санках. Он... Она.., Мы... Вы... Они...

Я сам надену сапоги.

Я сыплю соль.

Я кладу салфетку на сундук.

Я соберу сор на совок.

Я надену свитер.





11. Прочитай слова по слогам.

са-лат, поги, лют, мокат со-да, кол, ва, вет, бака су-харь, хой, гроб, венир

12. Прочитай, повтори слова-родственники.
Придумай предложение с каждым словом.
Пример: соль — Мама купила соль.

СОЛЬ СУХой

СОЛить СУХо

СОЛёный СУХонький

СОЛёненький СУХовато

СОЛоноватый СУХарь

СОЛонка СУХарик

13. Закончи предложение.
Покажи линией правильные варианты.

Мы ссыпаем.. сахар Он согреет.... сугроб

\ сало \ собаку

^ соду совок

суп сарделька

соль сухарь

салат самовар

сок сырник

14. Выучи стихотворение.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом