Главная страница
qrcode

Чванова Т. П. Диагностика и диагностические материалы (вестник 3. В современном детском музыкальном образовании 160


Скачать 156,7 Kb.
НазваниеВ современном детском музыкальном образовании 160
Дата06.08.2019
Размер156,7 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЧванова Т. П. Диагностика и диагностические материалы (вестник 3
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#107765
Каталог
74
Вестник МаГК    3/2017
Педагогика и методика
УДК 780.7
ДИАГНОСТИКА И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
?. ?. ???????
Магнитогорская государственная консерватория им. М. И. Глинки
Диагностика как способ определения индивидуальных способностей учащихся, средство контроля знаний и умений, прогнозирования результатов обучения приходит на смену традиционным формам контроля в образовательном процессе. В статье,
носящей обзорный характер, рассматриваются различные направления диагностики в детской музыкальной школе, виды диагностических материалов, которые могут быть использованы в учебном процессе.
Ключевые слова:
 
анкетирование, балльно-рейтинговая система, диагностические материалы, здоровьесберегающие технологии, инновации, коллоквиум, портфолио, прогнозирование, проектная деятельность, тест, эрудиция.
DIAGNOSIS AND DIAGNOSTIC MATERIALS
IN MODERN CHILDREN’S MUSIC EDUCATION
Diagnosis as a way to determine the individual abilities of students, a means of monitoring knowledge and skills, predicting the results of training is replacing traditional forms of control in the educational process. In the article, which is of an overview nature, various directions of diagnostics are considered in the children’s music school, the types of diagnostic materials that can be used in the educational process.
Keywords

questionnaire, score-rating system, diagnostic materials, health-saving technologies, innovations, colloquium, portfolio, forecasting, project activity, test,
erudition.
В настоящее время в практику детского музыкального образования активно внедряются новые методы диагностики, которая приходит на смену традиционным формам контроля. Связано это с изменением образовательной модели —
учащиеся из объектов педагогического воздействия превращаются в полноправных участников образовательного процесса. Личностные качества, уровень способностей учащихся все больше определяют образовательные цели и профиль обучения, выбор применяемых к ним педагогических методов.
Понятие диагностики имеет более широкий смысл, чем традиционная проверка приобретенных знаний, умений,
навыков учащихся в виде контрольных уроков, академических концертов и экзаменов. Различные формы и методы диагностики используются как средство определения индивидуальных способностей детей, как способ прогнозирования результатов учебного процесса в целях
75
Вестник МаГК    3/2017
Педагогика и методика определения наиболее эффективных методов обучения.
Целью традиционного контроля знаний и умений является констатация результатов обучения. Диагностика же выявляет происхождение этих результатов,
представляя их как
– результат реализации программ соответствующих дисциплин;
– результат взаимодействия учителя и ученика.
Кроме того, в задачи диагностики входит прогнозирование результатов учебного процесса, что позволяет своевременно их корректировать, меняя учебные планы в сторону упрощения или усложнения, в зависимости от уровня способностей как отдельных учащихся, так и контингента учащихся музыкальной школы в целом.
В педагогической практике накоплено множество методов диагностики, общепринятыми из которых являются наблюдение, беседа, анализ документов,
метод независимых характеристик, ранжирование, шкалирование, тестирование,
анкетирование.
Диагностика в образовательном процессе обычно имеет определенную последовательность — от контроля, проверки, оценивания достигнутых результатов, через накопление и анализ статистических данных — к выявлению динамики в обучении и прогнозированию результатов обучения.
Целью диагностики на её различных этапах (первичном, промежуточном, итоговом) могут стать:
– определение уровня развития общих и специальных (музыкальных) способностей учащихся,
– определение уровня творческих и интеллектуальных способностей учащихся, выявление одаренных детей;
– определение степени усвоения учебного материала, владения игровыми навыками, обнаружение пробелов в обучении, подтверждение достигнутых результатов;
– оценка динамики развития учащегося на данном этапе, определение зоны и путей ближайшего развития ученика;
– определение уровня учебной мотивации учащихся, их интереса к изучаемому предмету;
– оценка компетенций учащихся;
– определение психологических особенностей личности учащихся, оценка уровня психологического комфорта учащихся в музыкальной школе, улучшение условий обучения;
– определение уровня эрудиции учащихся в сфере искусства и культуры;
– оценка эффективности реализации программ по дисциплинам и последующее планирование этапов и уровня сложности учебного процесса.
Для проведения диагностики используются как традиционные, так и инновационные контрольно-измерительные и оценочные материалы. Использование инновационных диагностических материалов в виде тестов, портфолио, балльнорейтинговых систем, материалов для диагностики уровня интеллекта и эрудиции учащихся позволяют более эффективно организовать учебный процесс.
?????????????
??????????????????????? ?????????
?????, ????????????
Стандартизированные задания
 
в виде тестов (в переводе с англ. проба, испытание) достаточно популярны в образовательной практике, они вызывают интерес у учащихся и, следовательно, повышают их мотивацию к обучению. В то же время бездумное использование примитивных тестов скомпрометировало этот метод диагностики, не показав ожидаемых результатов. Действительно, тестирование имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам относятся высокая объективность тестов, процедурная динамичность (они не требуют больших затрат времени для проведения).
Тесты незаменимы в ситуациях, когда требуется быстрая проверка наличия знаний учащихся. К недостаткам тестов относятся опасность потери индивидуального подхода в обучении, стрессогенность, нередко излишняя сложность,
опасность профанации.
Нужно отметить, что современные тесты далеки от примитивных заданий, составленных по принципу «выбери правильный ответ». Тесты могут включать задания:
76
Вестник МаГК    3/2017
– на установление соответствия;
– на добавление пропущенной смысловой единицы;
– на восстановление последовательности;
– на классификацию;
– тесты в виде кратких эссе;
– тесты в виде алгоритмизированных практических действий.
Тесты могут иметь разные уровни сложности:
– репродуктивный — тесты на воспроизведение информации;
– алгоритмический 

 построенные по принципу «вспомни правило и примени его»;
– эвристический — задания, построенные по принципу «объясни закономерность…», «заполни ряд…», когда ученик действует в рамках знакомых алгоритмов;
– творческий — самостоятельное конструирование способа действий («исследуй…», «объедини по …признаку», «сравни по признаку…» при этом признак не указан).
Использование подобных тестовых заданий, помимо функции контроля знаний,
помогает закрепить и систематизировать знания, практические умения и навыки у учащихся, формирует положительную мотивацию к обучению, развивает навыки самостоятельной работы, укрепляет веру в свои силы и познавательный интерес к изучаемому предмету. При этом следует помнить, что тесты не должны подменять собой задания и формы контроля, требующие умения рассуждать и последовательно излагать свои мысли.
Представляется целесообразным использование тестов не только на предметах теоретического цикла, но и в практике преподавания исполнительских дисциплин —
для проверки приобретенных практических навыков в ходе проведения технических зачетов и практикумов (алгоритмизированные практические действия), проверки имеющихся знаний в области музыкальной терминологии, определения уровня эрудиции учащихся в сфере искусства.
?????????
Портфолио представляет собой собрание реальных или электронных документов, которые отражают индивидуальные достижения учащихся в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой,
социальной, коммуникативной, как за учебный год, так и за весь период обучения в музыкальной школе. Портфолио является важным инструментом диагностирования и прогнозирования динамики развития учащегося, инструментом поощрения и поддержания учебной мотивации, а также средством привлечения внимания родителей к успехам детей.
Ценность портфолио повышается в условиях индивидуального обучения.
Форма и структура портфолио разрабатываются школами самостоятельно. В
портфолио обычно включаются сведения об учащихся, сертифицированные документы, отражающие их достижения (дипломы конкурсов, фестивалей, олимпиад,
результаты тестирования), афиши концертов и других школьных мероприятий с участием учащегося (конференций,
мастер-классов, практикумов), комплекты творческих и проектных работ. Как правило, портфолио составляются самими учащимися с помощью родителей,
педагог лишь помогает и консультирует.
На разных этапах обучения портфолио решает различные задачи: в младших классах прививает первичные навыки самооценки, в средних — помогает повысить активность, целеустремленность учащихся, в старших — окончательно определить профиль обучения (базовый или профессионально ориентированный — исполнительский, теоретический).
????????????? ??????? ??????????
?????????????????? ???????
На основании портфолио составляются балльно-рейтинговые системы, которые также имеют ряд преимуществ в условиях индивидуального обучения. Традиционная пятибалльная система, при всех своих положительных качествах —
интуитивном понимании, удобстве при оценивании экзаменов, ведении отчетности, имеет и отрицательные стороны —
она не отражает разнообразие учебной и творческой деятельности учащегося в музыкальной школе, не предоставляет достаточно возможностей для индивидуПедагогика и методика
77
Вестник МаГК    3/2017
ализации обучения, слабо помогает формированию самостоятельных оценочных суждений у учащихся.
Внедрение балльно-рейтинговых систем в организацию учебного процесса дает возможность учитывать и более адекватно оценивать результаты разнообразных видов деятельности учащихся в рамках одной дисциплины — качественное и количественное выполнение учебного плана, достижения на исполнительских конкурсах разных уровней,
интенсивную концертную деятельность,
активное участие в творческой жизни школы, интеллектуальные успехи учащихся (участие в олимпиадах, результаты тестирования, коллоквиумов, подготовку докладов, сообщений, презентаций), а также прилежание и дисциплину.
Использование балльно-рейтинговых систем позволяет более рационально и гибко планировать индивидуальную работу учащихся в специальном классе,
предоставляя им
– возможность изменения порядка прохождения учебного материала (исполнительского учебного репертуара) в рамках годового учебного плана,
– возможность изменения сроков промежуточных аттестаций в течение учебного года (в связи с участием в значимых конкурсах, фестивалях, концертах и иных творческих мероприятиях),
– возможность постоянной самодиагностики и самоконтроля учебных достижений,
– наличие прав, освобождающих от зачётов или экзаменов в связи с участием в значимых конкурсах, фестивалях и пр. (условия освобождения от контрольных мероприятий четко прописываются в балльно-рейтинговой системе).
Учитель, в свою очередь, приобретает возможность более точной оценки всех направлений работы учащегося, объективного определения итоговых оценок.
????? ????????????, ????? ??????????
Современные компьютерные технологии позволяют представить результат диагностики в виде шкалы успеваемости, исполнительских и творческих достижений учащихся. Компьютерная программа EXCEL автоматически переводит рейтинги в таблицы и диаграммы, в которых учитываются результаты всех видов деятельности учащихся в рамках обучения в музыкальной школе, а также отображаются итоги работы исполнительских отделений (показатели абсолютной и качественной успеваемости, результативность участия в исполнительских конкурсах и т. п.), наглядно прослеживая динамику изменений.
??????????? ?????? ????????
? ????? ????????? ? ????????
Одной из важнейших задач начального музыкального образования является формирование у учащихся эстетического, художественного восприятия мира.
Учащиеся получают систему знаний и ценностных ориентиров не только в результате собственной творческой, исполнительской деятельности, но и на основе опыта приобщения к выдающимся явлениям художественной культуры. В
практике музыкального образования на разных ступенях обучения сложилось множество форм и методов работы, помогающих расширить эстетический кругозор учащихся, диагностировать, а затем систематизировать и обобщить знания в области искусства и культуры.
??????? ?????????. ????
1
В младших классах распространены разнообразные формы «Дневников музыкантов» в виде альбомов, куда заносятся сведения об исполняемых произведениях (автор, жанр, форма), используемая музыкальная терминология, а также детские рисунки — иллюстрации к музыке, нотные записи подборов и сочинений, сведения и впечатления от посещенных концертов, оперных и балетных постановок. Данная форма помогает ввести детей в мир музыки, расширить их кругозор, причем вне зависимости от начальных способностей учащихся.
В старших классах более эффективна форма эссе — небольших сочинений,
которые учащиеся готовят к академическим концертам и экзаменам. В эссе учаПедагогика и методика
1
 Данные формы диагностики относятся к методу анализа документов и работ учащихся.
78
Вестник МаГК    3/2017
щиеся излагают известные им теоретические и исторические сведения о произведениях, сыгранных в специальном классе.
 
Использование средств интернета при подготовке эссе повышает компьютерную грамотность учащихся, они получают представление о компьютере как об инструменте интеллектуального совершенствования
???????????
Наиболее полно диагностика эрудиции учащихся осуществляется в ходе проведения коллоквиумов (colloquium — от лат. разговор, беседа) — групповых или индивидуальных собеседований с учащимися на темы искусства и культуры. Так как коллоквиумы являются одним из обязательных испытаний при поступлении в колледжи и вузы искусств, детские музыкальные школы, планомерно готовящие выпускников к следующим ступеням музыкального образования,
включают подобные собеседования в свои учебные планы.
Для проведения коллоквиумов составляются списки тем для самостоятельной подготовки, включающие вопросы
– по теории и истории музыки и музыкального исполнительства,
– о стилевых направлениях в искусстве,
– о выдающихся явлениях мировой художественной культуры,
– об основных событиях современной культурной жизни.
Содержание коллоквиума обычно соотносится с материалом, изучаемым на предметах теоретического цикла в музыкальной школе, на уроках истории в общеобразовательной школе в данном классе, учитывает возрастные особенности учащихся и уровень их знаний на данном этапе.
Коллоквиум может проводиться как в виде индивидуальных бесед, так и в форме интерактивных мероприятий среди учащихся класса или параллели (различных видов «мозговых штурмов», деловых игр, проектной деятельности учащихся), включать элементы тестирования. Проведение коллоквиумов способствует интеграции теоретических и исполнительских дисциплин, формированию профессионального словаря музыканта, воспитывает умение ясно, грамотно, последовательно излагать свои мысли.
????????? ???????????? ????????
В последнее время широко распространилась еще одна форма диагностики уровня эрудиции учащихся в виде подготовки индивидуальных и совместных проектов по предложенным темам. Проектная деятельность, как и коллоквиум,
сочетает интеграционные, информационные и интерактивные технологии. В ходе подготовки проектов, учащиеся самостоятельно или под руководством педагога собирают необходимую информацию,
используя средства интернета. Итогом проектов становятся электронные презентации, формат которых позволяет представлять собранные теоретические,
исторические сведения не только в виде текста, но и в виде иллюстраций, таблиц,
схем, добавлять аудио- и видеофрагменты музыкальных произведений. Подготовка проектов является эффективным средством активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся в сфере искусства и культуры, служит целям усиления теоретической компоненты в обучении музыкантов-исполнителей.
????? ????????? ??????? (???)
Диагностические материалы, разработанные музыкальной школой и используемые в образовательном процессе, аккумулируются в Фондах оценочных средств (ФОС), которые являются одной из инноваций современных образовательных стандартов. Фонды оценочных средств представляют собой комплексы контрольно-измерительных, организационнометодических и оценочных материалов.
Фонды оценочных средств обычно содержат как обязательные (традиционные), так и дополнительные (инновационные) компоненты. К обязательным компонентам ФОС относятся:
контрольно-измерительные материалы
 в виде
– требований к зачетам, академическим концертам и экзаменам (по исполнительским дисциплинам),
– комплекты заданий к контрольным работам и контрольным урокам,
Педагогика и методика
79
Вестник МаГК    3/2017
– экзаменационные билеты и задания
(по предметам теоретического цикла);
организационно-методические материалы
, содержащие календарный планграфик проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь период изучения дисциплины;
оценочные материалы
 
в виде критериев оценок для разных форм контроля.
В качестве дополнительных компонентов, помогающих эффективному решению поставленных образовательных целей, в ФОС включаются:

 дополнительные формы контроля
 —
тесты, анкеты, комплекты домашних заданий, индивидуальные и коллективные творческие и исследовательские задания
(портфолио,
 
кейс-задачи, темы для эссе,
докладов, сообщений, проектов, интерактивные формы контроля
2
);

 организационно-методические материалы
 для самоконтроля — списки изучаемых тем, перечни форм работы,
которые должен освоить учащийся в течение учебного периода, таблицы терминов и другие вспомогательные материалы, формально не являющиеся диагностическими материалами, но помогающие учащимся структурировать знания, облегчающие самостоятельную подготовку к контрольным мероприятиям;

 инновационные оценочные материалы
 
в виде балльно-рейтинговых систем,
шкал успеваемости и уровня освоения компетенций.
Материалы, включенные в ФОС, направляются на обеспечение адекватной оценки знаний, умений, уровня компетентности учащихся, их отличительной особенностью должна являться ориентация на усиление мотивации к обучению,
формирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
???????????
??? ??????????????????? ??????????
Важным направлением педагогической диагностики является определение психологических и интеллектуальных особенностей учащихся, оценка уровня психологического комфорта учащихся в музыкальной школе, улучшение условий обучения.
Выявление эмоционального настроя учащегося, наличие интереса к изучаемым предметам, определения уровня мотивации к обучению происходит как при помощи непосредственного наблюдения отношения ребенка к обучению,
оценки его поступков, анализа взаимоотношений детей внутри группы или класса, так и посредством проведения опросов, бесед, анкетирования и других методов косвенного наблюдения.
Наиболее распространенными методами диагностики здесь являются:
– индивидуальная или групповая беседа с учащимися или родителями. Беседы, как правило, ситуативные, носят гибкий и оперативный характер,
– тестирование, направленное на выявление интеллектуального уровня учащихся, готовности к обучению, степени одаренности,
– анкетирование — целенаправленная подборка вопросов в письменном виде, может проводиться среди учащихся и родителей. Вопросы о мотивах, оценках, мнениях, фактах, действиях в прошлом и настоящем должны учитывать возрастные особенности учащихся,
– метод
 
характеристик

обобщающих сведения об учащихся,
 
включает как самохарактеристики учащихся, так и независимые характеристики от товарищей по классу или группе, педагогов, родителей,
сторонних организаций. Использование метода предполагает доброжелательность,
соблюдение педагогического такта.
Обобщение сведений позволяет наиболее полно выявить особенности тех или иных учащихся, определить уровень психологического комфорта учащихся в учебном заведении. Подобный мониторинг, так же, как установка на успешность и интеллектуальную состоятельность учащихся, направлен на сбережение здоровья детей в условиях двойной нагрузки в общеобразовательной и музыкальной школе.
В заключение нужно отметить, что комплекс диагностических мероприятий,
системное использование современных
Педагогика и методика
2
 Кейс-задачи и другие интерактивные формы контроля должны являться темой отдельного исследования.
80
Вестник МаГК    3/2017
методов диагностики в конечном итоге способствует более рациональной организации учебного процесса и формированию образовательной среды, дружественной к ребенку.
Приложение 1. Этапы диагностики
Приложение 2. Примерная структура портфолио
1. Титульный лист
Педагогика и методика
2. Сведения об учащемся — содержит сведения об учащемся, его автобиографию, личные фотографии.
3. Портфолио документов
 

 
содержит сертифицированные документы, отражающие его достижения — дипломы конкурсов, фестивалей, олимпиад, результаты тестирования.
4. Портфолио творческих работ
 
— содержит афиши творческих мероприятий с участием учащегося (концертов, классных часов, конференций, мастер-классов,
практикумов), комплекты творческих и проектных работ.
5. Портфолио отзывов
 

 
включает в себя отзывы, рецензии, в том числе отзывы и публикации в масс-медиа, характеристики учащегося на различные виды деятельности.
Приложение 3. Примерный план эссе:
1. Краткие сведения об авторе произведения;
2. Краткие сведения об эпохе, стиле;
3. Сведения об истории создания произведения (где, когда, по какому случаю — если известны);
4. Жанр произведения;
5. Форма произведения;
6. Используемые выразительные средства музыки, выразительные средства исполнения;
7. Известные интерпретации (в чьём исполнении прослушал).
?????? ??????????
1.
 Звонников В., Челышкова М
. Контроль качества обучения при аттестации:
компетентностный подход. [Электронный ресурс]. URL: http://www.plam.ru/
u c e b n i k / k o n t r o l _ k a c h e s t v a _
obuchenija_pri_attestacii_kompetent nostnyi_podhod/index.php
2.
 Земцова О
. Диагностическое сопровождение обучения в начальной школе.
[Электронный ресурс]. URL: http://
pedsovet.su/load/145-1-0-5332 3. Использование информационных технологий в оценочной деятельности.
[Электронный ресурс]. URL: http://
sosuo1.ucoz.ru/publ/ispolzovanie_
informacionnykh_tekhnologij_v_o cenochnoj_dejatelnosti_uchitelja/1-1-0-5
REFERENCES
1.
 Zvonnikov V., Chelyshkova M
. Quality control of training in attestation:
competence approach. [Electronic resource]. URL: http://www.plam.ru/
u c e b n i k / k o n t r o l _ k a c h e s t v a _
obuchenija_pri_attestacii_kompetent nostnyi_podhod/index.php
2.
 Zemtsova O
. Diagnostic support of education in primary school. [Electronic resource]. URL: http://pedsovet.su/load/
145-1-0-5332 3. Use of information technology in valuation activities. [Electronic resource]. URL: http:// sosuo1.ucoz.ru/
p u b l / i s p o l z o v a n i e _
informacionnykh_tekhnologij_v_o cenochnoj_dejatelnosti_uchitelja/1-1-0-5
81
Вестник МаГК    3/2017
Педагогика и методика
Чванова Татьяна Петровна
 — преподаватель лицея при Магнитогорской государственной консерватории им.
М. И. Глинки.
Chvanova Tatiana Petrovna
 — teacher of the Lyceum at the Magnitogorsk State
Conservatory named after M. I. Glinka.
4.
 Краснова Н.
 Коллоквиум как форма оценки качества знаний в высшей школе.
5. Положение о портфолио учащегося
«Мой портфолио» в 1–4 классах.
[Электронный ресурс]. URL: http://
filling-form.ru/blank/72370/index.html
6. Тесты как эффективная форма контроля качества знаний. [Электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/77/
373/34921.php
7. Формирование фондов оценочных средств: Методические рекомендации. — Москва, 2012. [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/
mietodichieskiie-riekomiendatsii-poformirovaniiu-fonda-otsienochnykhsriedstv.html
4.
 Krasnova N.
 Colloquium as a form of assessing the quality of knowledge in higher education.
5. Regulations on the portfolio of the student
«My Portfolio» in grades 1–4. [Electronic resource]. URL: http://filling-form.ru/
blank/72370/index.html
6. Tests as an effective form of quality control of knowledge. [Electronic resource]. URL: http://pandia.ru/text/77/
373/34921.php
7. Formation of the funds of valuation means:
Methodological recommendations. —
Moscow, 2012. [Electronic resource].
URL: https://multiurok.ru/files/mietodi chieskiie-riekomiendatsii-po-formirova niiu-fonda-otsienochnykh-sriedstv.html

перейти в каталог файлов


связь с админом