Главная страница
qrcode

В третьем классе


НазваниеВ третьем классе
Анкорtext zad 3k.doc
Дата15.05.2019
Размер0,9 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаtext_zad_3k.doc
ТипДокументы
#91067
страница1 из 9
Каталог
  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Чеботаревская Т.М., Николаева В.В., Лещенко Л.В., Бондарева Л.А.

ТЕКСТОВЫЕ

ЗАДАЧИ


В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ


Скорость
Время
Расстояние


1 см/с



?


3 см/с


Могилев 1998
ББК 74.216.2

(УДК 51(075.3))
Чеботаревская Т.М., Николаева В.В., Лещенко Л.В., Бондарева Л.А.

Текстовые задачи в третьем классе: Методическое пособие. - Могилев, 1998.- 64 с.
Пособие содержит текстовые составные задачи для 3 класса с образцами краткой записи условия, рассуждений по схемам, решений и является продолжением пособия “Текстовые задачи во втором классе”.

Возле порядкового номера задачи в пособии указан номер этой задачи и страница учебника по математике для 3 класса под ред. А. А. Столяра (1993 - 1995 годы издания). Это же соответствие приведено в таблице (с. 63) .

Рецензент: канд. ф. -м. наук, доцент ЧЕБОТАРЕВСКИЙ Б.Д.

Редактор: канд. пед. наук, доцент ЛАТОТИН Л.А.

© Чеботаревская Т.М., Николаева В.В., Лещенко Л.В., Бондарева Л.А.



Издательство Могилевского государственного университета

им. А. А. Кулешова, 212022, г. Могилев, Космонавтов, 1.

СОСТАВНЫЕ ЗАДАЧИ В 3 КЛАССЕ
В третьем классе ученики встречаются с новыми видами простых задач — на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, на кратное сравнение, на пропорциональную зависимость между величинами. Составные задачи являются определенными комбинациями простых и направлены на формирование и закрепление понятий, связанных с конкретным смыслом операций умножения и деления, их свойствам.

При интерпретации условия составной задачи используются различные виды моделей: рисунки, чертежи, схемы, таблицы, диаграммы.

В третьем классе появляются в большом количестве составные задачи, связанные с пропорциональными величинами. Они требуют особого внимания, так как в усложненном виде находят свое продолжение в четвертом и старших классах. Следует научить детей выделять, правильно называть величины, определять зависимость между ними.

Задачи, связанные с величинами “скорость”, время”, расстояние”, традиционно носят название “задачи на движение”. В третьем классе представлены (хоть и в небольшом количестве) задачи на разные виды движения: встречное движение, движение из одной точки в разных направлениях, движение в одном направлении. Задачи эти носят “ознакомительный” характер: ученики знакомятся с величинами, характеризующими движение, с моделированием процесса движения с помощью чертежа и отражением связей между величинами в таблицах. Навыки решения задач на движение будут отрабатываться в 4 классе.

В небольшом количестве появляются задачи на нахождение чисел по их сумме и разности, по их сумме и кратному отношению, которые в четвертом классе будут представлены более широко.

Разбивка задач по группам проведена по аналогии со вторым классом, но с учетом появления новых видов задач, новых трактовок содержания уже знакомых задач:

1. Смысл арифметических операций.

2. Правила.

3. Изменение величин.

4. Сравнение величин.

5. Пропорциональные величины.

6. Движение.

7. Нахождение чисел по их сумме и разности.

8. Нахождение чисел по их сумме и кратному отношению.

1. Смысл арифметических операций
В эту группу вошли составные задачи, содержащие различные комбинации простых задач, раскрывающих смысл арифметических операций сложения, вычитания, умножения, деления.

1. (34.10).
такую задачу: В магазине купили 15 кг моркови,

7 кг свеклы и столько же картофеля. Сколько

всего овощей купили в магазине?

Условие моделируется словесно, чертежом или диаграммой:
Морковь — 15 кг

Свекла — 7 кг

Картофель — 7 кг

?
15 кг

7 кг

7 кг
?
?

7

15

7

Задачу можно решить разными способами.

С п о с о б 1. Чтобы найти, сколько всего овощей куплено, надо знать, сколько куплено моркови и сколько куплено свеклы и картофеля вместе. Моркови куплено 15 кг. Чтобы узнать, сколько куплено свеклы и картофеля вместе, надо знать, сколько куплено свеклы и картофеля по отдельности. Это известно — 7 кг и 7 кг.

1) 7 + 7 = 14 (кг) — куплено свеклы и картофеля

вместе,

15 + ? 2) 15 + 14 = 29 (кг) — куплено всего овощей.

15 + (7 + 7) = 29 (кг).

7 + 7

Сумму одинаковых слагаемых в первом действии можно заменить произведением: по 7 кг надо взять 2 раза.

1) 7 · 2 = 14 (кг) — куплено свеклы и картофеля вместе,

2) 15 + 14 = 29 (кг) — куплено всего овощей.

15 + 7 · 2 = 29 (кг).

С п о с о б 2.

1) 15 + 7 = 22 (кг) — куплено моркови и свеклы,

2) 22 + 7 = 29 (кг) — куплено всего овощей.

(15 + 7) + 7 = 29 (кг).

Ответ: 29 килограммов.

Полезно составить и решить обратные задачи.

85.19.
2. (50.13). В домашней библиотеке 87 книг. Из них 27

для взрослых, 20 для школьников, а

остальные для дошкольников. Сколько книг

для дошкольников?

Краткую запись условия можно оформить по-разному:

словесно:
Для взрослых – 27 книг

Для школьников – 20 книг

Для дошкольников – ?

87 книг

круговой диаграммой: чертежом:

87 книг


20 87 книг

?

27 27 кн. 20 кн. ?

По сумме трех слагаемых и известным двум слагаемым требуется найти третье слагаемое. Для этого надо из числа 87 вычесть сумму чисел 27 и 20. Это можно сделать тремя способами.

С
? 1) 27 + 20 = 47 (книг) – для взрослых и для

школьников вместе,

87 - ? 2) 87 - 47 = 40 (книг) – для дошкольников.

27 + 20

Решение можно записать выражением: 87 - (27 + 20) = 40 (книг).

С
87 - 27 1) 87 - 27 = 60 (книг) – без книг для взрослых,

2) 60 - 20 = 40 (книг) – для дошкольников.

? - 20

(87 - 27) - 20 = 40 (книг).

?

С п о с о б 3.

87 - 20 1) 87 - 20 = 67 (книг) – без книг для школьников,

2) 67 - 27 = 40 (книг) – для дошкольников.

? - 27

(87 - 20) - 27 = 40 (книг).

? Ответ: 40 книг.

Удобная форма дополнительной работы над данной задачей – составление и решение обратных задач. Всего обратных задач – 3 (по количеству данных в условии значений величин):
Для взрослых – ?

Для школьников – 20 книг

Для дошкольников – 40 книг

87 книг
87 книг

40

? 20



Для взрослых – 27 книг

Для школьников – ?

Для дошкольников – 40 книг

87 книг
87 книг

40

27 ?



Для взрослых – 27 книг

Для школьников – 20 книг

Для дошкольников – 40 книг

?
?

40

27 20

Каждая из обратных задач также решается несколькими способами.

64.45, 110.54, 118.55, 188.67, 338.96(а)
3. (130.29).В одной вазе 2 яблока, а в другой три пары

яблок. Сколько яблок в двух вазах?

Уточняем значение слова “пара”: 2 яблока.

Краткую запись условия можно представить схематическим рисунком или словесно:
I
II
?
I — 2 яблока
II — 3 раза по 2 яблока
?

Решаем задачу двумя способами.

С п о с о б 1.

1) 2 · 3 = 6 (яблок) — во второй вазе,

2) 2 + 6 = 8 (яблок) — в двух вазах.

2 + ? 2 + 2 · 3 = 8 (яблок)
2 . 3

С п о с о б 2. Зная, что в первой вазе одна пара яблок и во второй вазе 3 пары яблок, можем найти, сколько пар яблок в двух вазах. Зная, сколько всего пар яблок и то, что одна пара содержит 2 яблока, можем найти, сколько всего яблок в двух вазах.

1) Сколько пар яблок в двух вазах?

1 + 3 = 4

2 . 5 2) Сколько яблок в двух вазах?

2 · 4 = 8

?

Ответ: 8 яблок.

17.37
4. (90.21).9 мальчиков собрали по 2 банки земляники. 12

банок ягод пошло на варенье, а остальные

ягоды съели. Сколько банок ягод съели?

Краткую запись условия можно оформить так:

Собрали — 9 мальчиков по 2 банки

На варенье — 12 банок

Съели — ?

Зная, что 9 мальчиков собрали по 2 банки ягод, можем найти, сколько всего банок ягод собрали (действием умножения). Зная, сколько банок ягод собрали и сколько банок израсходовали для варенья, можем найти, сколько банок ягод съели (действием вычитания).

1) 2 9 = 18 (банок) — собрали мальчики ягод,

2) 18 - 12 = 6 (банок) —съели ягод.

? - 12 2 9 - 12 = 6 (банок).
? Ответ: 6 банок ягод съели дети.

5. (308.91).В книге 100 страниц. Вася читал ее 10 дней,

по 7 страниц ежедневно. Сколько страниц

ему осталось прочесть?

Краткая запись условия:

Было — 100 страниц

Прочитал — 10 дней по 7 страниц

Осталось — ?

Поиск решения задачи проведем по схеме анализа:

1) 7 10 = 70 (стр.) — прочитал Вася,

2) 100 - 70 = 30 (стр.) — осталось прочитать.

100 - ? 100 - 7 10 = 30 (стр.)
7 . 10 Ответ: 30 страниц.

6. (153.61).В ларек привезли 8 корзин огурцов, по 7 кг в

каждой. 5 корзин продали. Сколько

килограммов огурцов осталось продать?

Краткая запись условия:

Привезли — 8 корзин по 7 кг

Продали — 5 корзин по 7 кг

Осталось — ? кг

или таблицей:


Масса одной

корзины
Количество

корзин
Общая масса
Привезли

Продали

Осталось
7 кг

7 кг

7 кг
8

5

?
?

?

?
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

перейти в каталог файлов


связь с админом