Главная страница

Валентина Ивановна НазароваПлетение береста, соломка


Скачать 8,08 Mb.
НазваниеВалентина Ивановна НазароваПлетение береста, соломка
АнкорNazarova_V_Pletenie_Beresta_Solomka_a4.pdf
Дата02.12.2017
Размер8,08 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаNazarova_V_Pletenie_Beresta_Solomka_a4.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипРеферат
#51337
страница1 из 19
Каталогtopic52820522_28817414

С этим файлом связано 25 файл(ов). Среди них: Akkumulyatory_i_ukhod_za_nimi_1985.pdf, Krestyanin_plotnik_i_stroitel_A_Zhirnov_1927.pdf, Nazarova_V_Pletenie_Beresta_Solomka_a4.pdf, Пириенко И. В. - Изготовление ножей в домашних...doc и ещё 15 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Подберите оригинальный Новогодний подарок своим близким и друзьям с помощью нашей бесплатной прграммы
Для этого перейдите на сайт по этой ссылке

Валентина Ивановна Назарова
Плетение: береста, соломка,
тростник, лоза и другие материалы
Текст предоставлен правообладателемhttp://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=2346925
Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы / В. И. Назарова.: РИПОЛ
классик; Москва; 2011
ISBN 978-5-386-03601-0
Аннотация
В настоящем издании в доступной форме представлены сведения о материалах,
используемых для плетения, и инструментах; подробно описана технология изготовления изделий; даны пошаговые рекомендации по основным видам и способам плетения.
Также в книге описаны способы изготовления различных художественных изделий из дерева.

В. И. Назарова. «Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы»
3
Содержание
ПЛЕТЕНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
5
Введение
5
Растительное сырье
7
Ивовые прутья (лоза)
7
Заготовка ивовых прутьев
8
Отбелка, окраска, обжиг, лакировка
10
Корни ели, сосны, кедра и пихты
12
Солома хлебных злаков
13
Листья початков кукурузы
15
Береста
16
Рогоз
18
Камыш, тростник, липовая кора, древесная стружка,
пиломатериалы, плиты столярные, плиты ДСП, ДВП
19
Фурнитура, металлы, пластмассы и другие материалы
20
Отделочные материалы
23
Технология изготовления плетеных изделий
24
Рабочее место, инструмент
24
Обработка сырья для плетения
26
Основные виды и способы плетения
31
Плетение из ивовых прутьев
31
Плетение из рогоза
69
Плетение из соломы
71
Спиральное плетение из корней ели, сосны, кедра, соломы
76
Игрушки, фигурки и картинки из соломы
79
Изделия из рогоза и соломы
90
Изделия из рогоза
90
Изделия из соломы
93
Изделия из листьев початков кукурузы и бересты
98
Простые изделия из ивовых прутьев
103
Сложные изделия из ивовых прутьев
114
Изготовление плетеной мебели из ивовых прутьев
Классификация и конструкции. Виды плетения
128
Основы конструирования мебели
130
Соединения плетеной мебели
131
Технология изготовления каркасов и техника выполнения различных видов плетения
133
Особенности изготовления плетеной мебели
141
Изготовление отдельных видов плетеной мебели
142
Словарь терминов, употребляемых при изготовлении плетеных изделий
155
РАЗЛИЧНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ ДЕРЕВА
156
Изделия из щепы
156
Аппликация из щепы
167
Декоративные решетки
170
Древесная филигрань
173
Женские украшения из дерева
176

В. И. Назарова. «Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы»
4
Изготовление браслета
178
ОТДЕЛКА ДРЕВЕСИНЫ
179
Подготовка древесины к отделке
179
Отделка изделий из дерева
182

В. И. Назарова. «Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы»
5
В. И. Назарова
Плетение: береста, соломка,
тростник, лоза и другие материалы
ПЛЕТЕНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
Введение
Плетеные изделия из различных материалов были известны людям древнего мира.
Находки археологов в Египте, на Ближнем Востоке и в Европе показывают, что еще в период неолита изготовляли плетеные предметы из мягких растительных материалов: травы, трост- ника, папируса и других. Составляя из этих материалов жгуты, их последовательно накла- дывали друг на друга кольцами, спиралями или параллельно и скрепляли поперечными мягкими связками. В античную эпоху для плетения стали использовать ветки деревьев и кустарников, особенно ивы, корни деревьев и другие материалы.
Ученые считают, что плетению человек научился гораздо раньше, чем гончарному делу. Из длинных гибких ветвей различной толщины плел он жилища и хозяйственные постройки, изгороди, мебель, кузова саней и повозок, а также корзины, имеющие самое раз- нообразное назначение. Без корзин, этих универсальных плетеных сосудов, трудно предста- вить себе быт русского крестьянина. Незаменимы были они при сборе урожая и хранении продуктов. В корзинах, сплетенных из белого окоренного прута, носили женщины на речку полоскать белье. Были и такие, с которыми отправлялись в дальнюю дорогу.
Почти каждый сельский житель мог при необходимости сплести нужную в хозяйстве корзину, используя простейшие приемы плетения. Отдельные мастера плели корзины на любой вкус и не только для себя, но и на продажу. В зависимости от назначения им прида- вали самые разнообразные формы, украшали плетеными узорами из окрашенных прутьев.
Различные приемы плетения, передаваемые из поколения в поколение, постепенно совер- шенствовались, становясь более рациональными.
В сравнительно недалеком прошлом плетеные изделия являлись предметами первой необходимости. Занимая большое место в быту многих народов, они обладали чертами яркого национального своеобразия. Особенно широкое распространение получили во вто- рой половине XIX и начале ХХ веков, когда большой популярностью пользовались корзины,
плетеная мебель, коляски для кукол и другие изделия, изготовлявшиеся в мастерских Фран- ции. В качестве сырья французские мастера использовали тонкую окоренную лозу, покры- вали ее разными красителями, позолотой, серебром.
Популярность плетеных изделий была настолько велика, что мотивы и отдельные эле- менты техники плетения имитировали в фарфоре, использовали изображение корзин или отдельных плетеных полос в композициях архитектурного декора. Перекрестное плетение,
применяемое при изготовлении изделий из лозы, в принципе послужило основой для воз- никновения техники ткачества.
Плетеные изделия носят универсальный характер. Их широко применяют не только в домашнем обиходе, но и в сельском хозяйстве, промышленности, торговле и других обла- стях человеческой деятельности. В XIX веке, когда началось бурное развитие многих отра- слей промышленности, упаковочные корзины, изготовляемые из лозы, своей дешевизной и удобством форм вытеснили деревянные ящики. Плетение становится модой, распространя-

В. И. Назарова. «Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы»
6
ется во всех странах, с зарождением и развитием капитализма переходит на промышленную основу. Во Франции это ремесло перемещается из Парижа в периферийные департаменты,
охватывая значительную часть населения. В Пруссии и Баварии плетением занимаются десятки тысяч человек. Для обучения плетению организуются школы со сроком обучения
2–3 года. Такие школы были созданы во многих странах.
Мода на плетение охватила и Россию, где исстари у крестьян бытовали сделанные из ивового прута плетеные предметы. Предполагается, что корзиноплетение возникло в райо- нах рек и озер и служило первоначально для нужд рыболовства; рыбаки изготовляли верши,
нереты, мережи и другие орудия лова. Постепенно плетение из лозы охватило почти всю территорию Европейской части России. Наиболее крупные центры плетения были сосре- доточены в Московской, Тверской, Костромской, Ивановской, Владимирской, Ярославской,
Нижегородской, Смоленской, Вятской, Казанской, Оренбургской, Пермской, Уфимской,
Подольской и других губерниях.
Ассортимент товаров в начале ХХ века (до первой мировой войны) был очень велик:
всевозможная мебель (стулья, столы, кресла, диваны, кушетки, качалки, шезлонги, купаль- ные будки, детские коляски и кровати, ширмы, этажерки, газетницы, цветочницы, нотницы),
дорожные принадлежности (сундуки, чемоданы, саквояжи, сумки), так называемый мелкий товар (корзиночки самого различного назначения – для бумаг, ключей, перчаток, рукоделия,
цветов и фруктов, хлебницы, сухарницы, плетеные тарелочки, красивые коробочки для кон- дитерских изделий), а также игрушки (погремушки, разные машины, кукольные мебельные гарнитуры, посуда и пр.).
Коллекция образцов плетения начала ХХ века находится в Звенигородском исто- рико-художественном музее. На художественных достоинствах плетеных изделий этой кол- лекции сказались прежде всего вкусы того времени: большое увлечение традиционными приемами и создание стиля модерн. В лучших предметах коллекции чувствуется продуман- ность в пропорциях линий и формы, ритме плетения, фактуре и цвете материала. Последний имел очень большое значение: часто форму, рисунок и отделку изделий определял именно материал. В плетении мелкого товара в одном предмете нередко употребляли разные мате- риалы, причем не из конструктивной необходимости (каркас почти всегда делали из ивы или камыша). Зачастую это являлось главным художественным достоинством товара.
Кроме традиционного ивового прута (чищеного, колотого или шмыгованного), бере- сты, лыка, сосновой стружки, мочала, соломки, рогоза, использовали много импортных материалов, таких, как педдиг (обработанная сердцевина камыша), листья кокосовой и мавританской пальм, рафия (луб игольчатой пальмы того же названия), луфа (растительная губка, добываемая в Греции), кокос (наружная оболочка плодов кокосовой пальмы).
Все сырье мастера специально обрабатывали, отбеливали, красили в различные цвета.
В изделиях они сочетали окрашенные и неокрашенные материалы, часто употребляли для отделки цветной целлулоид, шелковые и хлопчатобумажные ленты с рисунком, набивные многоцветные ткани для подкладки, точеные деревянные детали. Есть в музее корзиночки,
окрашенные масляной краской и расписанные по фону орнаментом, букетами цветов и над- писями на иностранных языках. Звенигородская коллекция, в которую входят и иностран- ные изделия, представляет большой интерес для изучения мастерства плетения.

В. И. Назарова. «Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы»
7
Растительное сырье
Ивовые прутья (лоза)
Ива – весьма общее название для целого ряда растений. К ивовому семейству отно- сятся ветла, шелюга, тальник, верба, лоза, ракита, осокорь. Ивы встречаются в виде дере- вьев 30–40 метровой высоты и в виде кустарника. В нашей стране встречается более сотни разновидностей ив, но для изготовления плетеных изделий наиболее пригодны только 10–
12 видов. Предпочтение отдается тем ивовым кустарникам, которые растут на песчаных берегах рек, открытых и ветру и солнцу. Прутья таких кустарников не бывают очень длин- ными – за лето они вырастают на 100–120 см, но зато они обладают большой гибкостью,
малой побежалостью, прямолинейны и имеют небольшую сердцевину. Для плетения при- меняют однолетние и многолетние побеги. Из лозы могут быть изготовлены всевозможные хозяйственные корзинки, корзины-сундуки, корзины-чемоданы, колыбели, санки, абажуры,
подсвечники-канделябры, вазы, шкатулки, сумки, кашпо, сухарницы, конфетницы, подносы,
декоративные тарелочки, всевозможные сувениры, рыболовные принадлежности и т. д.
Для плетения пригодны стебли-прутья толщиной у корня до 15 мм, а также ивовые палки диаметром 15–40 мм, прямые, гибкие, с малой побежалостью, со здоровой древеси- ной, маленькой сердцевиной, с однородной окраской и гладкой поверхностью.
Биологические и экологические особенности ив. Ивы размножаются семенным и вегетативным способом (черенками) за исключением ивы козьей. Последним, вегетативным способом, пользуются при создании лозосырьевых участков. Пригодные для плетения виды ивы в естественных условиях растут в холодных и умеренно-холодных областях по речным долинам на свежих почвах. Ива, как правило, не переносит застойных вод и недостатка кислорода в почве.
Выращивание ивы. Оптимальными для выращивания ив являются хорошо увлажнен- ные ровные участки супесчаных почв (в естественных условиях это песчаные берега рек с илистыми наносами). Заболоченные участки и участки с высоким уровнем грунтовых вод при подготовке их под выращивание ивы вначале осушают, при этом канавы делают такой глубины, чтобы подпочвенная вода после осушения находилась на 0,4–0,5 м ниже уровня земли.
Совет
Применять дренажные трубы для осушения участков под посадку ивы нельзя – тонкие корни ивы прорастают через стенки дренажных труб и закупоривают их.
В осенний период почву вспахивают на 3050 см, после паров боронуют вдоль и попе- рек поля, мох собирают и сжигают. При выращивании ивы у реки борозды вспахивают через 0,6–0,8 м и между ними высаживают саженцы. Если необходимо – вносят азотные или калийные удобрения. Для посадки используют здоровые, неповрежденные, невысохшие одно– или двухгодичные прутья ивы. Длина прутьев зависит от почвы.
При плодородных и влажных почвах – это 1520 см, при средней влажности – 25–30 см,
на песчаных почвах – 40–60 см. Срезают прутья после первых осенних заморозков или ран- ней весной и хранят в холодном, защищенном от ветра месте, обкладывают мхом, а зимой слоем снега.
На заметку

В. И. Назарова. «Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы»
8
В зависимости от сорта и толщины из 100 кг прутьев получают до 3–
7 тыс. саженцев. Саженцы связывают в пучки по 250 шт., их верхушечную часть окунают в слабый известковый раствор.
Посадка саженцев. В тяжелую и песчаную почву саженцы высаживаются осенью, в легкую – весной, когда земля немного крошится. Саженцы сажают вначале в местах, защи- щенных от ветра, а затем и на других участках. Густота посадки зависит от возраста прутьев,
сорта ивы и качества ее обработки. Если прутья будут использоваться через год, то саженцы высаживают на расстоянии 60x15 см друг от друга, через два-три года – 60x40 или 80x30 см.
Для выращивания тонких прутьев – через 30–40 см друг от друга. Количество саженцев на
1 га зависит от расстояния между саженцами и между рядами, это можно легко посчитать и получить числа от 333 000 до 41 500. Обычно сажают прутья втроем. Чтобы саженцы были расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, вдоль рядка протягивают веревку с завязанными узелками. Затем первый рабочий намечает ямки, второй втыкает в них прутья,
третий – утрамбовывает землю вокруг саженца. На хорошо обработанных участках прутья можно втыкать в почву вертикально или под углом 45°. Так, чтобы верхушки не высовы- вались из земли. На первом году у таких саженцев вырастает только по одной ветке, кото- рую срезают осенью. Если верхушка саженца находится выше уровня земли после того как саженец приживется, из него вырастает несколько слабых веток. Такие саженцы страдают от заморозков, от насекомых, гниют.
Внимание
После посадки необходим уход за новой плантацией: нужно взрыхлять почву и уничтожать сорняки. Против вредителей посадки обрабатывают химическими препаратами. При хорошем уходе и рациональном использовании ивовые плантации можно эксплуатировать около 30 лет,
а на заливных поймах и возле рек – еще дольше. Старые плантации вырубают. Из оставшихся небольших пней снова вырастают кусты. Длинные неповрежденные прутья рубят у самой земли.
Заготовка ивовых прутьев
Ивовые прутья заготавливать можно в любое время года. Прутья, которые предназна- чены для окорения, обычно заготавливают весной до озеленения и летом в конце июля во время сокодвижения. Неокоренный прут заготавливают поздней осенью или в начале зимы,
когда прутья голы, без листвы, приготовились к зимовке. Сортируют срезанные прутья по длине, толщине (помогает шаблон см. рис. 1), а также по качеству. Прутья принято считать короткими, если их длина не превышает 100 см. По толщине у комля они должны быть 5–7
мм. Средние прутья равны соответственно по длине 100–150 см, по толщине 8-10 мм. Длин- ные прутья имеют длину 150–200 см и более, толщину у комля – 15 мм.
Окоренные прутья подсушивают, как правило, на солнце тут же при заготовке в течение
3–4 часов. Потом связывают в пучки и досушивают 2–3 дня.
Неокоренные либо сразу пускают в дело, либо окоряют после варки в течение 30–60
минут (дольше варить нет смысла, так как древесина темнеет). Соотношение размеров пру- тьев в зависимости от того, на что мы собираемся их использовать в изделии, примерно сле- дующее.
Для стояков (прутья, составляющие каркас корзинок и прочих изделий) подбирают прутья с небольшой сердцевиной, прямые, короткие. Их подбирают такой длины, которая соответствовала бы высоте выбранной корзины, вазы и т. д., плюс припуск, загодя оставля- емый на закрепление стояка в донышке или на обруче при заплетении ободка. И так, диа-

В. И. Назарова. «Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы»
9
метр стояка обычно в 2 раза больше диаметра прутьев, идущих на стенки, или почти равен им. Диаметр обручевой палки в 2–2,5 раза толще диаметра стояка. Диаметр прута, идущего на ручку корзины, больше диаметра стояка в 1,5 2 раза. Число стояков при сплошном пле- тении должно быть нечетным, при ажурном – четным. Расстояние между стояками должно быть равно примерно сумме 5–6 их диаметров. Длина стояка у круглой корзины обычно составляет 1,5 диаметра самой корзины плюс 12 см. Длина стояка у овальной корзины равна
1,5 ширины корзины плюс ее длина. Обруч круглой корзины по длине равен 3.14 ширины корзины плюс удвоенная разница между длиной и шириной изделия, а также еще плюс 12–
15 см. Длина прута, идущего на плетение стенки, обычно составляет 0,7–0,8 длины обруча.
Длина самой ручки корзины обычно равна 3.14 радиуса ее плюс 15 см. Длина оплетки ручки превышает длину самой ручки примерно в 2,5 раза.
На заметку
Размеры эти примерные. На практике они могут быть другими.
Но знание этих соотношений позволит лучше подготовиться к работе.
Необходимый материал заготавливают заранее. Прутья в процессе работы должны быть гибкими (то есть они должны сгибаться на 180° не ломаясь).
Если они сухие, то их замачивают. Обычно корзины и другие крупные изделия делают из целых прутьев. Изделия мелкие плетут, как правило, из расщепленного прута (шин) или выструганной ленты.

В. И. Назарова. «Плетение: береста, соломка, тростник, лоза и другие материалы»
10
Отбелка, окраска, обжиг, лакировка
Для того чтобы добиться окраски в белый однотонный цвет, а также для предохране- ния от преждевременного гниения плетеные изделия отбеливают. Заметим, что естественная отбелка происходит с окоренными прутьями, которые подсушивают на солнце.
Искусственную отбелку осуществляют при помощи серы. Берут 60 г серы на 1 м
3
В специальный ящик или камеру помещают выплетенное изделие и жестяную банку с серой. Последнюю поджигают. Камеру плотно закрывают. Через 3–6 часов изделие отбе- лено. Можно также отбеливать парами серной кислоты. В камеру на двое суток помещают изделие и открытый сосуд с серной кислотой.
Совет
Применяют для отбеливания специальный раствор. Для его приготовления берут 1 часть хлорной извести, 15 частей воды, разбавленной
1–2%-ной серной кислотой. Понятно, что все эти химреактивы небезвредны для здоровья человека. Поэтому при работе с ними нужны известная осторожность, а также резиновые перчатки для предохранения рук.
Для окраски используют анилиновые красители. Предварительно, чтобы окраска была более крепкой, устраняют действие имеющихся в иве дубильных веществ. Для этого изделия погружают на короткое время (10–15 минут) в раствор квасцов или поташа. Краску лучше растворить в горячей воде (на 10 л расходуют 3–4 пакетика необходимой краски). Необхо- димо также добавить на 10 л воды 2–3 столовые ложки уксуса. В окрашивающем растворе прутья или все изделие целиком нужно выдержать 1–3 часа. Для прочности окраски вместо раствора квасцов и поташа приготавливают мыльный раствор (расходуют 100 г мыла на 4
л горячей воды).
С давних времен для окраски плетеных изделий используют естественные раститель- ные красители. Желтый цвет получают, приготавливая отвар вереска, багульника, березовых листьев, шафрана, шелухи лука. Для окраски в зеленый цвет готовят отвар из волчьих ягод и уксуса. Коричневый цвет дает отвар из веток коры черной ольхи или побегов и листьев крушины, а также волчьих ягод. Синий цвет дает отвар плауна. Отдельные детали плетеных изделий (особенно при производстве мебели) для придания последним красивого колорита подвергают крапчатому обжигу. Выжигают также целые узоры. Крапчатый обжиг получают таким образом. Мастера в меру своего художественного вкуса обрызгивают поверхность палок и пластин раствором глины. Затем изделие обжигают на горелке. Потом глину сби- вают. Узоры предварительно рисуют карандашом. Затем выжигают рисунок узора раскален- ным железным прутом.
Внимание
Для предохранения плетеных изделий, а также для того, чтобы придать им характерную блестящую отделку, их лакируют. Для этого используют мебельные нитроцеллюлозные лаки НЦ-218, НЦ-222, НЦ-223, НЦ-224. Эти лаки быстро сохнут (в течение часа), делают поверхность прозрачной и блестящей. Следует заметить, что эти лаки не очень водостойки. Поэтому их целесообразно применять для изделий, преимущественно хранящихся в помещениях. Хорошую водостойкость дают лаки полиэфирные беспарафиновые ПЭ-232, ПЭ-247, ПЭ-250.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

перейти в каталог файлов
связь с админом