Главная страница
qrcode

изо 4 уроки. Выразительные средства графики. Натюрморт из простых геометрических предметов


НазваниеВыразительные средства графики. Натюрморт из простых геометрических предметов
Анкоризо 4 уроки.doc
Дата11.11.2017
Размер156 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаизо 4 уроки.doc
ТипПрактическая работа
#47206
Каталог

Тема: Выразительные средства графики. Натюрморт из простых геометрических предметов.

Цели: расширить представление о выразительных средствах графики; формировать элементарное представление о явлениях света и тени; развивать умение передавать светотень при выполнении рисунка натюрморта из геометрических фигур; воспитывать аккуратность.
ХОД УРОКА


  1. Организационный момент




  1. Сообщение темы и целей урока




  1. Вводная беседа

  • Какие геометрические фигуры вы знаете?

  • Можно ли из фигур составить узор?

  • Где встречались с узором из геометрических фигур?

  • Можно ли создавать картины, используя геометрические фигуры?

Демонстрация рисунков.


  1. Объяснение нового материала

В ходе практической работы ученики делают наброски карандашом. Дети впервые вы­полняют такую работу, поэтому последовательность ее, необходимо сообщить им в готовом виде.


  1. Практическая работа




  1. Итог урока

Выставка работ учащихся

Заключительное слово учителя

Тема: Создание иллюстрации «Дюймовочка и крот»

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями передачи основных форм

образов, их частей, учить передавать в графическом изображении

строение человека и животного в движении, развивать

наблюдательность, творческое воображение, воспитывать любовь к

изобразительному искусству.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

2. Объяснение нового учебного материала.

1) Беседа об искусстве слова, художественной иллюстрации.

– Сегодня мы будем иллюстрировать сказку Х. К. Андерсена «Дюймовочка и крот».

– Что вы почерпнули из этой сказки?

– Кто из героев сказки понравился больше и почему?

2) Рассматривание иллюстрации к сказке.

– Как художник изображает движения главных героев? (Ноги согнуты, туловище наклонено вперед.)

– Какие краски использовал иллюстратор?

– Согласуются ли изображения дальних и ближних объектов?

– Как бы вы нарисовали иллюстрацию?

3) Беседа об особенностях строения человека и животного.

– Из каких частей состоит фигура человека?

– Из каких частей состоит фигура животного?

– Чем отличается фигура животного от фигуры человека?

4) Объяснение и закрепление приемов и последовательности рисования.

– Какое расположение листа вы выберете?

– Горизонтальное положение листа позволит нам не ограничивать себя в пространстве для рисования. Мы сможем разместить наибольшее количество персонажей сказки и других второстепенных объектов – дорога, деревья. Обратите внимание на то, что вам нужно передавать движение героев в рисунке. Для этого на листе бумаги отметим тонкими линиями расположение главных фигур, т.е. действующих персонажей сказки, и второстепенных объектов, которые будут присутствовать в композиции. Подумайте, как направлены основные оси туловища героев. Передаем тонкими линиями основные формы головы, туловища, рук и ног. Затем приступаем к более детальной прорисовке контура тела животного и человека. Осторожно убираем лишние линии, не растирая изображение. Дорисовываем фон рисунка и второстепенные объекты. Пятнами или штрихами намечаем цвет фигур, предметов. Остается выполнить иллюстрацию в цвете.

3. Самостоятельная работа учащихся.

1) Инструктаж по охране труда на рабочем месте, технике работы с карандашами, красками.

2) Творческая деятельность.

4. Подведение итогов урока.

– С каким произведением мы сегодня познакомились?

– Как можно передать движения человека и животных в рисунке?

5. Выставка и анализ творческих работ учащихся.

Тема: «Зимний пейзаж»

Цели: формировать представление о выполнении рельефной композиции из бумаги; актуализировать знания о рельефе, формировать представление о рельефной композиции из бумаги. Умение трансформации бумаги (сминание. Изгибание, скручивание. Сгибание, складывание, гофрирование); формировать умение составлять композиции с применением основных приёмов бумажной пластики; развивать творческие способности, воображение; влспитывать аккуратность

Ход урока

1. Организационный момент

1.1. Проверка готовности учащихся к уроку

Дежурные докладывают о готовности класса выполнять задания, проверяют наличие материалов для работы.

1.2. Связь с предыдущим материалом

У. Ребята, вспомните, как составляется композиция. Назовите последовательность ее выполнения.

2. Объяснение нового учебного материала

- Сегодня будем составлять композицию «Зимний пейзаж».

- Что нам дарит природа?

Д. Она дарит нам красоту, фантазию, цветоощущение.

- Красота людям нужна везде: в природе, обществе, быту. Поэты стараются уловить красивое в природе и передать впоследствии в своих произведениях.

—Как вы представляете себе зимний лес в сравнении с описанием зимы автором стихотворения. Совпадает ли ваше представление с авторским? (Ответы детей.)

—Посмотрите, как чувственно показали зимний лес в своих картинах белорусские и русские художники.

2.1. Зима в произведениях художников

Учитель показывает репродукции картин М. Дубровы «31мовы дзень», И. Шишкина «Иней», Л. Марчаню «Першы снег».

Для более полного представления зимнего пейзажа дети отгадывают загадки (заранее записаны на доске или листе бумаги), после чего определяют, к какой картине они больше подходят:

В белом бархате деревни — Дом со всех сторон открыт.

И заборы, и деревья. Он резною крышей крыт.

Но как ветер нападет, Заходи в зеленый дом,

Этот бархат опадет. (Иней.) Чудеса увидишь в нем. (Лес.)

Снег на полях.

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой.)

-Как изображена зима? Что особенного в ней? Захотелось ли зам, побывать в зимнем лесу, глядя на эти произведения? Ощущаете ли вы холод, легкий и пушистый снег на земле и ветках Деревьев?

Д. Мы ощущаем зимний запах хвои, очарование природы, на душе тепло.

- Какие сочетания красок использовал художник?

Д. Сочетание белой и черной, серой и серо-голубой красок в изображении деревьев в дремучем хвойном лесу у И. Шишкина. В центре картины деревья крупные и загораживают дальние. Хорошо смотрится на ветках иней. Еще больше хочется побывать в таком волшебном лесу. Только бы не заблудиться.

  • Где мастера подсмотрели краски, детали для изображения зимнего леса? Д. У природы.

  • Какой лес зимой на фоне белого снега?

Д. Мы видим темные деревья в центре произведения белорусского художника Н. Дубровы.

- Правильно. Мысленно вы побывали в зимнем лесу, и я надеюсь, вам захотелось его изобразить. Сегодня на уроке мы попытаемся изобразить зимний лес, используя графические материалы

2.2. Обсуждение плана работы. Установка на творческую работу

-Для начала нам нужно определить, какие краски мы будем использовать для изображения, зимы. Вспомните две группы цветов.

Д. Хроматические (цвета радуги), ахроматические — без цвета: черный, белый, серый.

- С помощью каких выразительных средств художник-график передает состояние зимней природы?

Д. При выполнении графического рисунка необходимо использовать разные по характеру (форме и толщине) штрихи, линии и пятна, тень, силуэт.

- Если изображения мы видим в черно-белых цветах (показ иллюстраций, образцов рисунков), к какому виду изобразительного искусства мы их относим?

Д. К графике.

3. Самостоятельная работа учащихся

- Проявляем творчество и фантазию, и в добрый путь! Но помните, наш лес зимний, он необычный, сказочный, волшебный, а в сказках живут чудеса. Творите, выдумывайте и будьте внимательны и аккуратны.

3.1. Выполнение техники безопасности на рабочем месте
Учитель напоминает правила безопасности при работе с карандашом и красками;
включает музыку, чтобы дети лучше представили сюжет композиции, очарование
зимнего леса.

3.2. Творческая деятельность учащихся

Контроль учителя за работой учеников, индивидуальная помощь.

4. Итоги урока

4.2. Рефлексия

-Придумайте экспромтом мини-сказку или рассказ на тему «Зимний лес». Дети представляют свои сочинения, а кто-то - мини-коллективные.

4.3. Выставка работ и их анализ

- Сегодня на уроке все вы попытались изобразить зимний, на удивление волшебный, сказочный лес. Сейчас мы рассмотрим ваши рисунки и определим, что вам удалось, а что еще следует совершенствовать.
Тема: Олени на севере

Цель: научить соотносить цветовую гамму с тематикой изображения; актуализировать знания о холодной цветовой гамме; формировать представления о роли цветовой гаммы при создании образа; формировать умения создавать художественный образ в холодной цветовой гамме; совершенствовать навык работы с гуашью; развивать абстрактное мышление, цветовое восприятие; воспитывать любовь к природе

Ход урока

1. Организационный момент

1.1. Проверка готовности учащихся к уроку

Начинается на перерыве. По звонку дежурный докладывает учителю о готовности класса к уроку.

1.2. Связь с предыдущим материалом (через показ рисунков).

2. Знакомство с темой урока

2.1. Вступительная беседа

  • Если в океане самое большое животное — это кит, то как вы думаете, какое самое большое животное на Земле?

  • А знаете ли вы самое выносливое животное?

  • А какое животное не боится больших морозов и может спать на снегу?

2.2. Объяснение нового материала

Северные олени живут в тундрах, лесотундрах и в полосе хвойной тайги, как на равнинах, так и в горах. В тайге северные олени живут в болотистых местах, в суровых редколесьях, у северной границы леса в горах, то есть тоже практически в условиях лесотундры. На зиму олени северных тундр в значительной своей части мигрируют на юг в лесотундру и тайгу. Многотысячные стада их сливаются из небольших групп и вновь рассеиваются в местах зимовок. Весенняя кочевка менее интенсивна и протекает медленнее, с остановками поскольку дней для кормежки. Проходят по 200 - 750 км за полтора месяца. Пути миграций обычно более или менее постоянны, но многие факторы, даже направление ветра, могут их изменить. В горах олени также перекочевывают, но не далее 100-180 км, зато перемещение по вертикали достигает 1000 м.

Тундровые олени в условиях круглосуточного дня активны все время, но отдыхают и пережевывают жвачку несколько раз в сутки. В горах юга Сибири днем северные олени держатся на гольцах у снежников, где спасаются от гнуса, а к вечеру спускаются к лесу кормиться. Непрерывное перемещение единственный для северных оленей способ избавиться от докучливых насекомых. Ходят по одним и тем же местам, выбивая хорошо заметные тропы.

У северных оленей хорошее обоняние, приличный слух, но слабое зрение. В стадах они руководствуются поведением вожаков - самцов и самок.

Северные олени могут доставать корм из-под снега глубиной до 120 см, но уже при глубине 70 см теряют на это слишком много сил и худеют. В связи с этим звери предпочитают искать малоснежные места.

Дикий северный олень довольно разборчив в пище и поедает в 2 раза меньше видов растений, чем его домашний собрат. Летом он ест многие виды (120 - 130) высших растений, зимой - преимущественно лишайники, особенно ягель. Охотно едят олени грибы, при случае ловят леммингов, собирают яйца птиц, пьют морскую воду, едят водоросли - им не хватает солей.
3. Самостоятельная работа учащихся

3.1 .Инструктаж по технике безопасности

3.2. Творческая деятельность учащихся

Учитель во время самостоятельной работы наблюдает за детьми. Если кто-то затрудняется в работе, осторожно подсказывает правильный вариант; показывает классу наиболее удачные работы, обращает внимание на гармоничность и простоту форм и цвета особенно поощряя самостоятельность и творчество.
4. Анализ детских работ

4.1. Закрепление нового материала
Ребята, что мы сегодня делали?

Назовите клички, которые вы придумали оленям в процесс работы.

4.2. Анализ творческих работ учащихся
Дети просматривают работы, делают выставку.
5. Итог урока. Рефлексия.

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • Не забудьте навести порядок на своих рабочих местах. Урок закончен.


Тема: Поздравительная открытка

Цели: расширять знания о декоративном украшении; формировать умение составлять рельефную многофигурную композицию из бумаги; развивать фантазию и представление; создавать психологическую атмосферу для творческой изобразительной деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент

1.1. Проверка готовности учащихся к уроку

1.2. Связь с предыдущим материалом

2. Объяснение нового учебного материала

2.3. Беседа о декоративной композиции

– Сегодня на уроке мы выполним в технике аппликации многофигурную рельефную композицию. А на какую тему – вы узнаете позже. Сначала вспомните, что же такое композиция.

Д. Слово «композиция» обозначает размещение предметов на плоскости. Это сочинение, составление, построение, согласованность.

– Что такое рельефная декоративная композиция?

Д. Рельеф — выпуклое изображение на плоскости.

— Работа над композицией открытки начинается с замысла и изго­товления персонажей, предметов и формата картины. Выбор форма­та зависит от содержания произведения. Вспомните, в каких форма­тах мы можем выполнять изображение.

Д. Есть разные виды формата: прямоугольник (горизонтальный, вертикальный), квадрат, круг, овал.

2.2. Разгадывание загадок

Учитель задает загадки о животных, а учащиеся представ­ляют то животное, о котором идет речь.

–– А сейчас закроем на минуту глаза и представим, кого мы мо­жем увидеть на новогодней елке в лесу? Представили, не торопитесь отвечать, ответы вам подскажут загадки:

В птичник повадится — Отгадайте, что за шапка?

Жди беды. Меха целая охапка.

Рыжим хвостом Шапка бегает в бору,

Заметет следы. (Лиса.) У стволов грызет кору. (Заяц.)

То рыжая, Зимой и летом

То серая, Одним цветом. (Елка.)

А прозваньем — Белая. (Белка.)

2.3. Игра «Сюжетное рисование»

Учитель показывает палитру (цветовой круг) и предлагает подо­брать соответствующий цвет для наших героев и предметов. (Дети проводят игру-драматизацию.)

Заяц — белый; лиса — оранжевая;

волк — серый; елка — зеленая.

снегирь — красный, черный;

2.4. Последовательность изготовления елки и фигурок животных

Изготовление елки (рис. 28):

  1. Обводим шаблон елки (2 экземпляра).

  2. Сгибаем посередине.

  3. Склеиваем вместе половину первой елки и половину второй елки.



Рис. 28

Изготовление фигурок животных в технике «оригами»: учитель показывает уже заготовленные работы.

«Лиса». Квадрат сложить с угла на угол и установить заготовку сложенным вниз так, чтобы отвернуть верхний угол (голову). По это­му сложению с двух сторон делают надрез, оставляя сгиб посередине приблизительно на одну третью часть длины. Левую часть большого угла закладывают от надреза в середину, чтобы получить переднюю часть туловища с передними ногами, часть противоположного бока закладывают так, чтобы сформировать линию спины. Затем намечают линию передних и задних ног, живота и вырезают по ней эти части насквозь. Уши закладывают складкой частично в середину, отгибают кончик носа. Отрезают и наклеивают глаза. Делают пушистый хвост.

«Волк». Два квадрата одинакового цвета. Голову складывают та­ким образом, что туловище получается путем деления заготовки сна­чала по длине пополам, затем к сгибу складывают углы с двух кон­цов. После этого заготовка переворачивается второй раз пополам так, чтобы загнутые углы остались в середине. С одной стороны угол заворачивается вверх в виде хвоста, а другой конец соединяют с головой. Затем вырезают ноги, живот, глаза, язык.

«Снегирь». Два квадрата (красный и черный) складывают и делят на половину по диагонали к себе. Затем, немного отступив от диаго­нального сгиба, нижний угол верхнего слоя загибают вверх и пригла­живают. После этого заготовку переворачивают согнутым боком вниз и делят фигуру пополам сверху вниз. Потом делают отвороты крыльев вверх с одного и другого бока изделия, выделяют клюв, намечают ли­нию живота, форму хвоста и отрезают детали по обозначенным линиям.

3. Самостоятельная работа учащихся

3.1. Освоение последовательности выполнения композиции Учитель обращает внимание на примерный образец декоративно­го панно «Новый год в лесу» и технологическую карту по изготовле­нию елки, зверей, игрушек (рис. 29).



Рис. 29

Дети представляют мысленно композицию: ночь, в центре елка, а вокруг звери, птицы, между ними дружба, вместе отмечают праздник.

3.2. Инструктаж по технике безопасности

Перед выполнением учитель повторяет правила техники безопас­ности. На доске плакат с основными правилами при работе с ножни­цами. Дети читают хором:

  1. Не держи ножницы острием вверх.

  2. Не оставляй ножницы открытыми.

  3. Передавай ножницы закрытыми пальцами в сторону соседа.

  4. Во время работы с ножницами следи за пальцами левой руки.

3.3. Творческая деятельность учеников по выполнению декора­тивного панно под руководством учителя

Учитель заинтересовывает детей в правильном выполнении фи­гурок животных путем поощрения в конце урока (украшения для елки от гостей «зверей»).

Для создания положительного настроения включается музыкаль­ная запись новогодних песен.

Дети самостоятельно составляют композицию. (Можно ввести соревновательный характер на создание лучшей декоративной компо­зиции.)

Ученики работают по группам, выполняя определенное задание. Для каждой группы заготовлены главные фигуры композиции, кото­рую учащиеся выполняют путем сложения и сгибания бумаги.

Во время самостоятельной работы учитель обращает внимание учеников на правильную организацию рабочего места, на выполне­ние правил техники безопасности, помогает советами, при необходи­мости отдельным ученикам демонстрирует приемы сложения и вы­резания фигур и др. Различные фигурки животных обыгрываются.

Гости урока вместе с учащимися составляют коллективную рельеф­ную композицию на тонированном прикрепленном к доске листе. В центре листа располагается елка, на ней — игрушки, а вокруг — хоровод зверей. Учитываются правила композиции: не выходить за намеченные границы (рамку). Центр композиции — елка (в середи­не листа) — будет яркой, крупной. Звери, которые по композиции находятся ближе, — большего размера, которые дальше, — меньшего. Внизу оставляется места больше, чем вверху. Весь лист гармонично заполняется прикладыванием фигурок, игрушек, звезд на небе и др.

4. Итоги урока

4.1. Закрепление нового материала

– Что такое композиция?

  • Дайте определение рельефа.

  • Назовите произведение изобразительного искусства, которое мы анализировали на уроке.

— Какой главный атрибут Нового года?
(Ответы детей.)

4.2. Анализ композиции, созданной учащимися. Орга­низация выставки. Значение практического применения изделия

4.3 Рефлексия

– Совершите прогулку с родителями в зимний лес, сделайте зари­совки (наброски) деревьев зимой. Прочитайте литературные произве­дения о зиме (по распределению учителя) и подберите репродукции картин художников об этой прекрасной поре года к выставке.
Тема: Выразительные средства скульптуры. «Кролик»

Цель: формировать представление о работе художника-скульптора; расширять представления о скульптуре, о материалах для скульптуры, об отличиях скульптуры от графики и живописи, учить передавать характерные позы и движения животных, совершенствовать навыки лепки способов вытягивания из целого комка; развивать творческое воображение; воспитывать интерес к творческой деятельности

Ход урока

1. Орг. момент

1.1 Проверка готовности класса к уроку

– Проверьте, все ли готовы к уроку, и приведите места в порядок.

1.2. Связь с предыдущим материалом. Проверка заданий, выполненных в период предварительной работы.

– Кто вспомнит, каких зверей мы лепили на прошлом уроке?

2. Объяснение нового учебного материала

2.1 Краткая беседа об истории развития скульптуры. Показ репродукции с изображением скульптур А. Глебова и скульптуры малой пластики.

– Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о скульптуре. Это один из видов изобразительного искусства. Свое название она получила от латинского слова “скульпо”, означающего “вырезаю, высекаю”.

– Скульптура бывает круглой и плоской. Одно и тоже движение, изображенное в круглой скульптуре, увиденное с разных сторон, помогает зрителю более полно представлять характер созданного образа.

– Плоскую скульптуру называют рельефом. Характерной его чертой является непрерыная связь изображения с фоном.

– Когда выпуклость незначительная – её называют барельефом, или низким рельефом, а когда скульптурное изображение выступает от плоскости фона больше чем наполовину своего объма – это горельеф.

– Художники-скульпторы рассказывают об окружающей среде и отображают её в объёме. Главной целью для художников-скульпторов является создание образов людей и животных.

– Назовите материалы, которые использует скульптор в своей работе. (Глина, пластилин, камень, дерево).

– Правильно, скульптор использует в своей работе самый разный материал. Глина и пластилин – это мягкие материалы.

Сегодня мы будем работать с пластилином. Слово “пластилин” произошло от греческого слова “пластос” – “вылепленный”. Изготавливают его из очищенного и раздробленного порошка глины с добавлением воска и других веществ. Которые мешают высыханию. А маленькие скульптуры, которые мы делаем на уроке, правильнее всего называть мелкой пластикой.

2.2 Объяснение последовательности выполнения работы

3. Самостоятельная работа учащихся

Для создания настроения и представления художественного образа звучит музыка “Кузнец”.

4. Итог урока

4.1. Закрепление нового материала

– Чем отличается живопись от скульптуры?

– Что значит слово “скульптура”?

– С творчеством каких скульпторов вы познакомились?

4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся

Тема: Скульптура белорусских и зарубежных мастеров. «Животные в зоопарке»

Цель: учить составлять небольшие скульптурные группы; познакомить со скульптурными произведениями белорусских и зарубежных мастеров; формировать представления о связи материала с содержанием образа, о композиционном размещении вылепленных фигур, развивать мелкую моторику рук, пространственное мышление; воспитывать навыки работы в коллективе
Ход урока
1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.
2. Объяснение нового учебного материала.

1) Беседа по теме урока.

– Чтение стихотворения «Где обедал воробей»

– Сегодня мы будем скульпторами. Вы уже догадались, кого мы будем лепить?

2) Анализ скульптуры малой пластики.

– Обратите внимание на фигурку животного. Какой способ использовали для лепки изделия? (Лепка из целого куска.)

– Какие еще способы лепки вы знаете? (Лепка по частям.)

– Из каких частей состоит фигурка? (Из головы, туловища, ног, хвоста, копыт.)

– Какой формы туловище? (Продолговатой.)

3) Объяснение последовательности этапов лепки животного.

– Разминаем в руках кусок пластилина, делим его на две части.
3. Самостоятельная работа учащихся.
4. Подведение итогов урока.

1) Закрепление нового материала.

– Назовите виды декоративно-прикладного искусства, а также произведения скульптуры малой пластики мастеров, с которыми вы познакомились на уроке.

2) Выставка и анализ творческих работ учащихся.

Ученики сами анализируют свои работы, выделяются лучшие работы. Выставляются оценки.
Тема: Лепка «Маша и медведь»

Цели: учить детей сохранять при лепке соотношения и пропорции частей изображения в движении, преодолевать статичность; развивать наблюдательность, пространственное мышление; воспитывать аккуратность в работе.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.

1.1. Проверка готовности класса к уроку.

1.2. Связь с предыдущим материалом.
2. Объяснение нового учебного материала.

2.1. Беседа об искусстве скульптуры.

  • Ребята, чем вы любите заниматься в свободное время ?

  • Какие игры вы знаете?

  • Какие мультфильмы больше смотрите?

  • Какой мультфильм в последнее время смотрят даже взрослые?

2.2Показ скульптурных изображений фигуры человека.

2.3. Объяснение последовательности лепки человека в движении.

Тема нашей работы — «Маша и медведь».

Ребята, давайте повторим правила лепки. (Таблица «Правила лепки».)

  • Разогреем пальчики. Подготовим руки к работе.

Каковы особенности строения фигур детей?

Учитель обращает внимание учеников на то, что в процессе лепки нельзя забывать: между головой и туловищем находится шея, а руки довольно длинные, почти до середины бедер, как с каждым шагом меняются движения туловища, рук и ног пластилинового человека.



Учитель демонстрирует поэтапную лепку ребенка в движении из целого куска пластилина.

Дети рассматривают рисунки с изображениями движения ре­бенка; ставится обучающая цель.

2.4 Закрепление этапов лепки.
3.Самостоятельная работа учащихся.

3.1. Инструктаж по охране труда и технике безопасности на рабочем месте.

3.2. Творческая деятельность.
4.Итоги урока.

4.1. Закрепление нового материала.

Что такое скульптура? О чем нельзя забывать при работе над скульптурой?

4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся.
У. Понравилось ли вам быть скульпторами?

Кому из скульпторов вы подражали?
Тема: Я пасу козочку

Цели урока: познакомить учащихся с особенностями передачи основных форм

образов, их частей, учить передавать в графическом изображении строение человека и животного в движении, развивать наблюдательность, творческое воображение, воспитывать любовь к изобразительному искусству.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

2. Объяснение нового учебного материала.

1) Беседа об искусстве слова, художественной иллюстрации.

– Сегодня мы будем передавать в графическом изображении строение человека и животного в движении.

Слушание стихотворения «На лугу»

– Что вы почерпнули из этого стихотворения?

2) Рассматривание иллюстрации к стихотворению.

– Как художник изображает движения главных героев? (Ноги согнуты, туловище наклонено вперед.)

– Какие краски использовал иллюстратор?

– Согласуются ли изображения дальних и ближних объектов?

– Как бы вы нарисовали иллюстрацию?

3) Беседа об особенностях строения человека и животного.

– Из каких частей состоит фигура человека?

– Из каких частей состоит фигура животного?

– Чем отличается фигура животного от фигуры человека?

– Как художник передает движения козы?

Объяснение сопровождается показом строения фигур человека и животного на таблице.

4) Объяснение и закрепление приемов и последовательности рисования.

– Какое расположение листа вы выберете?

– Горизонтальное положение листа позволит нам не ограничивать себя в пространстве для рисования. Мы сможем разместить наибольшее количество персонажей стихотворения и других второстепенных объектов – дорога, деревья. Обратите внимание на то, что вам нужно передавать движение героев в рисунке. Для этого на листе бумаги отметим тонкими линиями расположение главных фигур, т.е. действующих персонажей стихотворения, и второстепенных объектов, которые будут присутствовать в композиции. Подумайте, как направлены основные оси туловища героев. Передаем тонкими линиями основные формы головы, туловища, рук и ног. Затем приступаем к более детальной прорисовке контура тела животного и человека. Осторожно убираем лишние линии, не растирая изображение. Дорисовываем фон рисунка и второстепенные объекты. Пятнами или штрихами намечаем цвет фигур, предметов. Остается выполнить иллюстрацию в цвете.

3. Самостоятельная работа учащихся.

1) Инструктаж по охране труда на рабочем месте, технике работы с карандашами, красками.

2) Творческая деятельность.

4. Подведение итогов урока.

– С каким произведением мы сегодня познакомились?

– Как можно передать движения человека и животных в рисунке?

5. Выставка и анализ творческих работ учащихся.

Тема: Спортивные игры

Цель: формировать представление о взаимодействии фигур; совершенствовать навыки передачи движения человека в рисунке, формировать умения композиционно размещать на листе бумаги группу фигур в движении; развивать пространственное мышление, воображение; воспитывать эстетический вкус.
Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.
2. Объяснение нового учебного материала.

1) Беседа по теме урока.

2) Анализ рисунков.

– Обратите внимание на фигурку человека

– Из каких частей состоит фигурка? (Из головы, туловища, рук, ног)

– Какой формы туловище? (Продолговатой.)

3) Объяснение последовательности этапов изображения человека.

– Делаем разметку листа для изображения человека.

- Делаем наброски.

- Прорисовываем основные линии.

- Убираем лишнее ластиком.
3. Самостоятельная работа учащихся.
4. Подведение итогов урока.

1) Закрепление нового материала.

2) Выставка и анализ творческих работ учащихся.
Ученики сами анализируют свои работы, выделяются лучшие работы. Выставляются оценки.

Тема: Мой друг

Цели:сформировать первичное представление о пропорциях лица человека, первичном представлении о портрете; формировать умение выполнять портрет с учетом пропорций лица человека; развивать зрительную память, наблюдательность; воспитывать аккуратность, эстетическое восприятие.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

1.1. Проверка готовности класса к уроку.

1.2. Связь с предыдущим материалом.

У. Вспомните, с какой темой мы знакомились на прошлом у?

2. Объяснение нового учебного материала

2.1. Вступительная беседа.

2.2. Анализ произведений живописи.

2.4. Работа по учебнику [с. 25 – 27, 57 – 59, 91 – 94].

3. Объяснение последовательности выполнения работы

Дети должны посочинять вслух, «нарисовать» словами будущий портрет. Когда сюжеты выбраны, учитель уточняет, какие главные герои будут действовать в детских рисунках.



Учитель демонстрирует примерную последовательность выпол­нения рисунка.

В работе и с карандашом, и с красками необходимо соблюдать правило — от общего к частному. Это показывает учитель в ли­нейном рисунке на классной доске с пояснением:

а) вспомогательными тонкими линиями намечают композициионное расположение главных героев сюжета, определяют их место;

б) выделяют первый план, уточняют смысловую взаимосвязь героев сюжета.

Такая последовательность прослеживается на первых этапах работы с карандашом, затем с гуашью.

Учитель объясняет порядок покрытия рисунка цветом: наме­чают линию горизонта, рисуют небо, затем кистью с белой крас­кой широкими мазками изображают снег на земле, каток. После того как фон высохнет, рисуют солнце, а вдали на горизонте сла­бым серым цветом — силуэты деревьев. Затем цветом покрывают фигуры детей, деревья на первом плане.

4. Самостоятельная работа учащихся

3.1. Творческая деятельность.

Наглядные пособия убираются. Для поддержания необходи­мого настроения в классе тихо звучат детские песни.

5. Итоги урока

5.1 Закрепление нового материала.

5.2 Выставка и анализ детских работ.

Тема: Объемная игрушка «Сказочная птица».

Цели урока: формировать представления о конструировании объемных игрушек

из бумаги, учить обобщать природные формы из бумаги в объеме,

развивать творческие способности, воспитывать аккуратность при

работе с бумагой.
ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Проверка готовности рабочих мест к уроку.

2. Беседа о роли художника в создании сказочного образа.

3. Рассматривание и сравнение произведений искусства и реальных предметов.

Фотографии, иллюстрации с изображением филимоновских, семеновских, дымковских игрушек.

4. Знакомство с приемами конструирования объемной игрушки.

1) Подготовить необходимые материалы и инстру­менты. Игрушки выполняются из плотной белой бумаги и цветной бумаги.

2) Из плотной бумаги склеить конус. Для этого взять 1/3 часть круга.

3) Разметить и вырезать детали головы.

4) Вершину получившегося конуса придавить и наклеить на одну и другую его стороны детали головы.

5) Подготовить дополнительные детали для оформле­ния туловища (клюв, хохолок, гребешок, лапки). Детали выполняются из двухсто­ронней цветной бумаги или бумаги, склеенной из двух лис­тов. Хохолок птички можно выполнить из
лески, на которую приклеиваются бумажные кружочки, леска крепится к основной детали при помощи скотча (лучше двух­стороннего). Хвост птички можно выполнить из бумажных полосок, листа бумаги, сложенного гармошкой.
Следует использовать наиболее тонкую бумагу, т.к. слиш­ком тяжёлый хвост будет перетягивать фигурку назад.

6) Выполнить туловище игрушки.

7) Оформить туловище аппликацией (глаза, перья, крылья).

5. Самостоятельное конструирование детьми объемной игрушки.

6. Выставка работ.

7. Анализ и оценка выполненных работ.


Тема: Салют.

Цели урока: формировать элементарные представления о цветовой гармонии,

учить соотносить цвета в композиции, развивать абстрактное

мышление, воспитывать эстетический вкус.
ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Проверка готовности рабочих мест к уроку.

2. Вступительная беседа.

– Послушайте стихотворение.

Скорей, скорей одеться!

Скорей позвать ребят!

В честь великого праздника

Орудия палят.

Вокруг все было тихо,

И вдруг – салют! Салют!

Ракеты в небе вспыхнули

И там, и тут!

Над площадью,

Над крышами,

Над самой головой

Взвивается все выше

Огней фонтан живой!

На улицу, на улицу

Все радостно бегут,

Кричат «Ура!»,

Любуются

На праздничный салют.


– Видели ли вы салют?

– В честь какого праздника устраивают салют?

3. Выбор сюжета по теме.

4. Демонстрация примерных вариантов композиции.

– Главным в нашей композиции должен быть салют, поэтому для изображения неба нужно отвести много места, а для земли – мало. Если, кроме салюта, рисовать людей, то линию горизонта лучше нарисовать ближе к середине листа, чтобы для изображения людей было достаточно места. Если линию горизонта взять высоко. То для салюта места будет очень мало или совсем не останется. Это неправильно.

5. Соотношение цвета в композиции.

– Вспомним основные правила:

  • Светлое хорошо заметно на темном, а темное – на светлом.

  • Теплый цвет хорошо выделяется на холодном фоне и наоборот.

  • Все цвета в композиции должны хорошо сочетаться между собой. Красиво сочетаются друг с другом: красный – зеленый, желтый – синий. Желтый – красный.

6. Самостоятельная работа учащихся.

7. Выставка работ.

8. Анализ и оценивание выполненных работ.
Тема: Город (село) вчера. «Древний город».

Цели урока: расширять представления о языке архитектуры (композиция

здания, его назначение, конструкция, форма), учить выполнять

пространственную конструкцию из прямоугольных и

цилиндрических форм разной величины и объема, развивать

пространственное мышление, зрительную память, воспитывать

уважение к историческим памятникам родного города.
ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

2. Беседа о художественном конструировании.

– Изображение архитектурных сооружений широко распространено в художественном творчестве. Многие исторические события рисуют на фоне архитектурных сооружений. Часто архитектурные постройки встречаются в пейзажах.

Издавна люди селились на богатых лесом берегах рек и озер. Лесные чащи давали им приют и кров, пищу и материал для построек. Из дерева рубили избы и амбары, возводили церкви и соборы, строили города, крепости.

Героический образ крепости – охраны, ограды – укоренился в зодчестве и стал одной из самых характерных и ярких особенностей древней архитектуры.

3. Рассматривание произведений искусства.

О.Марикс «Несвижский замок»

В.Бялыницкий-Бируля «Минские околицы»

В.Басалыга «Каменецкая вежа»

– Рассмотрите изображение крепости-монастыря. Назовите отличительные особенности этого архитектурного сооружения.

– Сохранившиеся до сих пор крепости-сооружения – это не только свидетели истории родной страны, хранящие память о героическом прошлом наших предков. Древние крепости и монастыри – это выдающиеся произведения архитектуры. Памятники архитектуры – это эстафета культуры, которую поколения передают друг другу.

4. Демонстрация этапов выполнения макета дома.

– Для работы нам понадобятся прямоугольные и цилиндрические формы разной величины и объема.

5. Создание детьми отдельных элементов композиции.

6. Составление композиции «Древний город».

7. Анализ выполненных работ.


Тема: Аппликация «Герб моего города».

Цели урока: формировать представление о геральдике, расширять

представления о символическом значении цвета, совершенствовать

навыки создания декоративного образа, развивать абстрактное

мышление, воспитывать интерес к символике родного города.
ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Проверка готовности рабочих мест к уроку.

2. Вступительная беседа.

– Какие символы независимости имеет каждая страна?

– Могут ли города иметь свой герб?

– Как выглядит герб города Могилева?

3. Рассматривание герба города.

4. Знакомство с историей создания герба.

5. Выполнение эскиза герба.

6. Создание декоративного образа.

7. Повторение правил безопасного обращения с ножницами и клеем.

8. Самостоятельная работа учащихся.

9. Анализ выполненных работ.


Тема: Достопримечательности Беларуси. «В Несвижском парке весной».

Цели урока: закреплять знания о цвете как выразительном средстве живописи,

учить передавать изменение цвета ближних и дальних предметов

при изображении пространства, соотносить цветовую гамму с

порой года, развивать цветовое восприятие, пространственное

мышление, воспитывать интерес к достопримечательностям

Беларуси.
ХОД УРОКА:

1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

2. Беседа о достопримечательностях Беларуси.

– Творцом истории человечества является народ. Руками народа были построены города и села, проложены дороги, посажены сады. Руками народа созданы уникальные произведения искусства – живописи, архитектуры. Искусство народа – основа развития всех видов искусства.

Наши предки построили великолепные замки и дворцы, которые стали украшением нашей страны. Вспомните, с какими замками мы знакомились на уроках.

В 16 столетии был построен замок в Несвиже. Он был самым богатым и красивым. Замок принадлежал древнему роду князей Радивилов. В замке были собраны интересные коллекции рыцарского вооружения и доспехов, драгоценных камней, монет, икон и картин, огромная библиотека и различные исторические документы.

Вокруг замка был разбит большой парк, который сохранился до наших дней. Каждую весну он радует глаза посетителей замка своей красотой.

3. Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением Несвижского парка.

4. Наблюдение за пространственным изменением цвета.

Рассматривание произведений живописи.

И.Столяров. «Старый Полоцк».

Ф.Рушиц. «Весна».

5. Выполнение зарисовок «Изображение цвета в пространстве» по памяти и по представлению.

6. Работа над композицией.

– Изобразите часть парка с включением деревьев, фонтанов, памятников, фонарей.

7. Самостоятельная работа учащихся.

8. Выставка и анализ выполненных работ.


перейти в каталог файлов


связь с админом