Главная страница

Дэниел Сигел Растущий мозг. Как нейронаука и навыки майндсайт помогают преодолеть проблемы подросткового возраста. Вне зоны доступа. Как непотерять контакт с ребенкомв переходном возрасте


Скачать 459,79 Kb.
НазваниеВне зоны доступа. Как непотерять контакт с ребенкомв переходном возрасте
АнкорДэниел Сигел Растущий мозг. Как нейронаука и навыки майндсайт помогают преодолеть проблемы подросткового возраста.fb2
Дата08.10.2018
Размер459,79 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файла?art=14322272&format=a4.pdf&lfrom=241867179
оригинальный pdf просмотр
ТипДокументы
#67337
страница1 из 4
Каталогolesya_lait

С этим файлом связано 80 файл(ов). Среди них: Образец претензии по качеству товара.doc, Образец соглашения о расторжении договора.doc, Акт передачи материалов подрядчику.doc, Исковое заявление об уменьшении размера алиментов.docx, Иск о протечке крыши.doc, Бланк Договора купли продажи автомобиля.doc, Иск о признании недействительным брака, заключенного без доброво, Договор подряда на строительство фундамента.docx, Образец соглашения о продлении сроков по договору.doc, Иск о взыскании долга по договору займа.doc и ещё 70 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4

Психология. PROродительство
Дэниэл Сигел
Вне зоны доступа. Как не
потерять контакт с ребенком
в переходном возрасте
«Эксмо»
2013

УДК 159.922.7
ББК 88.8
Сигел Д. Д.
Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребенком в переходном возрасте / Д. Д. Сигел — «Эксмо»,
2013 — (Психология. PROродительство)
Поведение подростков нередко ставит родителей в тупик. Объяснить его сложно, а иногда невозможно. Выдающийся психиатр и нейробиолог Дэниел
Сигел рассматривает подростковые проблемы как результат изменений в развитии мозга. Причем считает эти трансформации чрезвычайно плодотворными, а опыт, накопленный в переходном возрасте, – влияющим на всю дальнейшую жизнь. Соединяя свои знания из области нейронауки и теорию майндсайт, Дэниел Сигел помогает понять взрослеющих детей и остаться в тесной связи с теми, кто дорог. Также книга выходила под названием «Растущий мозг. Как нейронаука и навыки майндсайт помогают преодолеть проблемы подросткового возраста».
УДК 159.922.7
ББК 88.8
© Сигел Д. Д., 2013
© Эксмо, 2013

Д. Д. Сигел. «Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребенком в переходном возрасте»
4
Содержание
Из этой книги вы узнаете
6
Часть I
7
Выгоды и вызовы переходного возраста
10
От ранней юности – к зрелости: сохранение целостности
12
Переходный возраст наизнанку
14
Риски и награды
16
Отстраненность
18
Половая зрелость и сексуальность
19
Стрессы и расстройства переходного возраста
21
Переходные этапы и центральное место наших отношений
22
Инструменты майндсайт[1] № 1 25
Три основных вида майндсайт-карт
26
Проникновение во внутреннее море
27
Практика майндсайт 1 28
Физическое созерцание материального мира против взгляда майндсайт на мир внутренний
29
Практика майндсайт 2 30
Сопереживание
30
Практика майндсайт 3 31
Интеграция
31
Практика майндсайт 4 33
Когда нет интеграции: хаос или жесткость
33
Практика майндсайт 5 34
Практика майндсайт 6 34
Майндсайт укрепляет разум, мозг и наши отношения
35
Часть II
36
Дофамин, решения и потребность в одобрении
37
Конец ознакомительного фрагмента.
39

Д. Д. Сигел. «Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребенком в переходном возрасте»
5
Дэниел Сигел
Вне зоны доступа: как не потерять
контакт с ребенком в переходном возрасте
Мадлен и Александру – за понимание сути переходного возраста.
Кэролайн – верной спутнице в этом бурном и полном чудес
путешествии.
Моей маме – за то, что сохранила подростка во мне и послужила
вдохновением для всех нас.
Daniel J. Siegel Brainstorm
The Power and Purpose of the Teenage Brain
Copyright © 2013 by Mind Your Brain, Inc. Illustrations copyright © 2013 by Leah Pearlman
Healthy Mind Platter © 2011 by David Rock and Daniel J. Siegel, M.D. All rights reserved including the right of reproduction in whole or in part or in any form. This edition published by arrangement with Jeremy P. Tarcher, a member of Penguin Group (USA) LLC, a Penguine Random House
Company
Перевод на русский язык К. Савельева

Д. Д. Сигел. «Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребенком в переходном возрасте»
6
Из этой книги вы узнаете
• Что такое переходный возраст с точки зрения психологии и нейробиологии? – часть I
• Какие мифы о подростках мешают взрослым нормально с ними контактировать? – часть
I
• Как развивается мозг человека в переходном возрасте и как это влияет на личность? –
часть II
• Что нужно делать, чтобы помочь гармоничному развитию мозга и личности под- ростка? – часть II
• Как знания о влиянии мозга на поведение и личность подростка помогут защитить его от бед и неприятностей? – части II–IV
• Почему порой вызывающее поведение подростков не всегда от них зависит? – части
III, IV
• Чем объясняется стремление подростков к независимости от родителей? – часть IV
• Почему авторитет сверстников для подростка намного важнее авторитета взрослых? –
части III, IV
• В чем причина, что принцип «не делай так» с подростками практически не работает? –
часть II
• Почему подростки отчаянно нуждаются в одобрении своих действий? – части III, IV
• Как существующие в семье модели общения и привязанности влияют на подростка? –
часть III
• Что поможет исправить ошибки воспитания, допущенные в детстве подростка? – часть
III
• Как справляться с типичными и неизбежными проблемами переходного возраста? –
части III, IV
• Что делать, чтобы отношения родителей с подростком были и оставались доверитель- ными и теплыми? – часть III

Д. Д. Сигел. «Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребенком в переходном возрасте»
7
Часть I
Суть переходного возраста
Переходный возраст – не только трудный, но и уникальный этап нашей жизни. Период примерно с 12 до 24 лет (да-да, до поздней юности!) – время значительных перемен и испы- таний как для подростков и молодых людей, так и для тех, кто их окружает. Надеюсь, что эта книга будет полезна как старшему, так и младшему поколению. Если вы подросток, она помо- жет вам совершить местами болезненное, а местами захватывающее путешествие по переход- ному возрасту, понять и принять себя. Если вы родитель, учитель или воспитатель, книга пока- жет, как помочь вашим подопечным с большой пользой для себя пройти через чрезвычайно важные годы становления личности и характера.
Переходный период окружен массой вымыслов, убедительно опровергаемых современ- ной наукой. Эти предубеждения значительно усложняют жизнь как взрослым, так и подрост- кам. Один из самых стойких мифов гласит, что бушующие гормоны заставляют подростков
«слетать с катушек». Ложь. Выработка гормонов в этом возрасте действительно увеличивается,
но не гормоны определяют поведение молодых людей. Теперь мы знаем, что подростковое вос- приятие в первую очередь является результатом изменений в развитии мозга. Понимание этих перемен делает течение жизни более ровным как для подростков, так и для взрослых, которые имеют с ними дело.
Другой миф: переходный возраст – это просто время незрелости и подросткам нужно лишь «вырасти». Неудивительно, что с такой ограниченной точки зрения переходный возраст остается так или иначе перетерпеть и оставить позади с минимальным количеством боевых шрамов. Да, как уже говорилось, переходный возраст может быть трудным и противоречи- вым периодом, так как происходит много новых и зачастую глубоко переживаемых событий.
Поступки, совершаемые подростками, могут казаться непоследовательными и даже бессердеч- ными. Поверьте, будучи отцом двух подростков, я знаю, о чем говорю.
Так вот, подросткам нужно не пережить переходный возраст, а прожить его с пользой,
потому что это очень важный этап. Что я имею в виду? Главная идея, которую мы будем обсуж- дать, состоит в том, что «работа» подростка – тестирование границ, поиск неизведанного и увлекательного – закладывает основу для формирования тех качеств характера, которые впо- следствии позволяют ему жить полноценной, интересной и целенаправленной жизнью.
Третий миф гласит, что подростковый возраст знаменует переход к независимости от взрослых. Подростки действительно испытывают естественное стремление к независимости,
однако отношения со взрослыми все равно имеют для них существенное значение. Здоровый переход к зрелости подразумевает взаимозависимость, а не полную изоляцию по принципу
«сделай сам». Природа отношений с родителями меняется, и в этот период друзья становятся важнее. В конечном счете мы движемся от потребности в заботе взрослых к потребности в более интенсивном общении со сверстниками, а потом к заботе о других людях и получению помощи от них в зрелом возрасте. Это и есть взаимозависимость. Мы изучим характер этих связей и убедимся, что наша потребность в близких отношениях сохраняется на протяжении всей жизни.

Д. Д. Сигел. «Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребенком в переходном возрасте»
8
К сожалению, мнение других людей о нас может повлиять на наше мнение о себе и наше поведение. Это особенно верно, когда речь идет о подростках и о том, как они интерпрети- руют распространенные негативные убеждения, прямо или косвенно исходящие от взрослых, –
например, о «необузданности», «лени» или «невнимательности». Известно, что дети, которым учителя говорят об их «ограниченных способностях», показывают худшие результаты, чем те,
которые не слышат о себе ничего подобного. Но когда учителя говорят, что те же ученики обладают выдающимися способностями, ученики показывают более высокие результаты. Под- росткам, которые постоянно сталкиваются с негативным мнением о себе, зачастую труднее раскрыть свой потенциал. Как писал Йоганн Вольфганг фон Гете, «обращаясь с ближними так,
будто они лучше того, что представляют собой на самом деле, мы заставляем их становиться лучше». Переходный возраст – это не период «взбалмошности» или «незрелости». Это период напряженной эмоциональной жизни, поисков своего места в обществе и творческой работы над личностью. Это постоянное стремление узнать, что лучше для нас, на что мы способны как личности и члены человеческой семьи.
Подросткам, которые постоянно сталкиваются с негативным мнением о себе, зачастую труднее раскрыть свой потенциал.
Эта книга построена следующим образом. В части I рассматривается суть переходного возраста и предполагается, что понимание ее важных аспектов обеспечивает заряд жизненной энергии в этом возрасте и в последующие годы. В части II я рассказываю о том, как развивается мозг в переходном возрасте, чтобы мы могли по максимуму использовать возможности, предо- ставляемые этим периодом жизни. В части III мы обсудим, как взаимоотношения формируют наше чувство идентичности и что можно сделать для создания более прочных связей с людьми и понимания самого себя. В части IV мы изучаем, как восприимчивость к происходящему помогает справляться с изменениями и вызовами переходного возраста, чтобы полностью осо- знавать внутренние и межличностные аспекты нашего жизненного опыта. Я также предлагаю практические шаги в разделах «Инструменты майндсайт», где показаны научно доказанные способы, укрепляющие наш мозг и наши отношения.
Поскольку для каждого существует свой оптимальный способ обучения, вы можете решить, какой подход лучше всего работает для вас. Если вам нравится сочетать концепции и научные факты с историями и примерами, наверное, будет лучше всего прочитать книгу от

Д. Д. Сигел. «Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребенком в переходном возрасте»
9
начала до конца. Если вы лучше всего усваиваете практические знания, стоит начать с разде- лов «Инструменты майндсайт», а потом перейти к научным фактам и историям.
Я написал книгу так, что если вы хотите углубиться в конкретную тему, то можете сделать это, в первую очередь прочитав соответствующий раздел: в части III это взаимоотношения, а в части II – работа мозга. Если вам больше подходят дискуссии на основе реальных историй,
сначала прочитайте часть IV, а потом перейдите к предыдущим частям и практическим раз- делам. Части книги и разделы «Практические советы» образуют единое целое, но вы можете выбрать наиболее удобный способ их освоения.
Это книга о понимании и воспитании основных черт характера в переходном возрасте,
но ее цель – сделать мир более здоровым и счастливым местом независимо от нашего возраста.

Д. Д. Сигел. «Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребенком в переходном возрасте»
10
Выгоды и вызовы переходного возраста
Основные черты переходного возраста обусловлены естественными изменениями, про- исходящими в мозге. Поскольку мозг определяет наше сознание и взаимоотношения, знания о нем помогают разобраться с личным опытом и отношениями в обществе. Я покажу, как это понимание и практические способы укрепления мозга помогают сделать разум более устойчи- вым и наладить плодотворные отношения с людьми.
В переходном возрасте изменяются такие важные функции, как запоминание, логическое мышление, фокусировка внимания, принятие решений и контакты с людьми. С 12 до 24 лет происходит стремительный процесс роста и взросления, не имеющий аналогов в нашей жизни.
Понимание природы этих перемен помогает сделать жизненное странствие более позитивным и плодотворным.
Переходный возраст – лучшее время для воспитания мужества и направления творче- ской энергии. Жизнь подростков изменяется со скоростью лесного пожара. И этих перемен не только не нужно избегать или «переживать» – их нужно поощрять! Эта книга появилась на свет из-за потребности сосредоточиться на позитивном значении переходного возраста.
Изменения, происходящие в мозге подростков, плодотворны. Опыт, накопленный в пере- ходном возрасте, непосредственно влияет на дальнейшую жизнь. Творческие качества также помогают нам ориентироваться в большом мире и открывают новые возможности, которые естественным образом возникают из-за стремления выйти за рамки существующего положе- ния вещей и подростковой энергии.
Наряду с позитивным потенциалом новые способы мышления, восприятия и поведения могут иметь и оборотную сторону. И все же можно научиться использовать преимущества мышления в переходном возрасте и сохранить эти качества в зрелые годы.
Изменения мозга в начале переходного возраста устанавливают четыре характерных качества подросткового сознания: поиск новизны, социальную активность, обостренную чув- ствительность и тягу к творчеству. Эти изменения фундаментальных нейронных связей отли- чают переходный возраст от детства: подростки стремятся к одобрению в поиске новых вещей,
контактируют со сверстниками, испытывают более сильные эмоции и отталкиваются от суще- ствующего порядка вещей для создания новых способов мироощущения. Каждая из этих пере- мен необходима для создания важных сдвигов, происходящих в мышлении, чувственном вос- приятии, взаимодействии и поиске решений. Да, эти перемены могут иметь и негативную сторону. Какие же плюсы и минусы имеет каждое из этих четырех качеств подросткового сознания, с какими выгодами и рисками они связаны?
1. Поиск новизны появляется в результате усиленной потребности в одобрении сверст- ников, которая внутренне мотивирует к испытанию новых вещей, более полному ощущению жизни и активной жизненной позиции. Минусы: поиск новых ощущений и тяга к риску, при- давая чрезмерное значение чувству восторга и нервного возбуждения, может привести к опас- ному поведению и травмам, как физическим, так и психическим. Плюсы: восприимчивость к переменам и тяга к полноценной жизни появляются, когда поиск новизны приводит к новым увлечениям, новым занятиям и отношению к жизни как к увлекательному приключению.
2. Социальная активность укрепляет связи между сверстниками и приводит к появле- нию новых друзей. Минусы: подростки, изолированные от взрослых и окруженные лишь дру- гими подростками, склонны к рискованному поведению, а полное пренебрежение к взрослым и их знаниям и мнениям увеличивает эти риски. Плюсы: тяга к контактам приводит к созда- нию отношений, основанных на взаимной поддержке и способствующих благополучию, дол- голетию и ощущению счастья на всем протяжении жизни.

Д. Д. Сигел. «Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребенком в переходном возрасте»
11 3. Обостренная чувствительность придает жизни большую полноту ощущений.
Минусы: интенсивные эмоции могут привести к импульсивности, резким переменам настро- ения, а иногда к неадекватным реакциям и вспышкам. Плюсы: эмоциональность насыщает энергией и ощущением здоровой целеустремленности, что придает жизни глубокий смысл и полноту.
4. Тяга к творчеству подразумевает расширение границ осознания. Новое концептуаль- ное и абстрактное мышление, которое развивается у подростка, позволяет ему сомневаться в существующем порядке вещей, заставляет искать оригинальные подходы к решению про- блем, создавать новые идеи и изобретения. Минусы: поиски смысла жизни в переходном воз- расте могут привести к кризису личности, уязвимости, отсутствию цели. Плюсы: если разум сохраняет способность творческого исследования новых способов мышления и восприятия,
то ощущение повседневной рутины можно свести к минимуму и завести привычку находить
«необычное в обычном». Неплохая стратегия для полноценной жизни!
Хотя поиск новизны в переходном возрасте подталкивает нас к творческим исследо- ваниям и совместному «мозговому штурму», мы можем попасть и в «идеальный шторм»,
когда эмоции захлестывают нас, словно цунами. Переходному возрасту свойственны оба вида умственных и эмоциональных состояний.

Д. Д. Сигел. «Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребенком в переходном возрасте»
12
От ранней юности – к зрелости: сохранение целостности
Я часто слышу от взрослых людей, что их жизнь превратилась в обычную рутину. Они чувствуют себя «пустыми» или «увязшими в болоте», утратившими стремление к новизне,
страдают от скуки. Они также чувствуют себя брошенными и одинокими из-за отсутствия нор- мального общения. Для многих жизнь утратила свою эмоциональную остроту, все кажется блеклым и утомительным. Скука приводит к апатии и даже к депрессии и отчаянию. Кажется,
больше ничего не имеет значения, все выглядит мертвым или искусственным. Когда взрослые перестают пользоваться своими возможностями для творческого поиска, их способ мышле- ния и подход к жизненным проблемам превращаются в монотонную рутину и воображение не находит выхода. Утрачивая силу подросткового разума, взрослые теряют энергию, и их жизнь становится «безжизненной».
Игривость и юмор, возникающие в результате создания новых сочетаний знакомых вещей, необходимы для поддержания жизненной энергии. Общаясь с подростками, вы часто слышите смех, граничащий с истерикой. Иногда вы также можете видеть много слез. Разуме- ется, острые эмоциональные переживания могут приводить и к веселью, и к слезам. Общаясь со взрослыми, вы большей частью слышите серьезные разговоры. Да, жизнь серьезна, но мы можем привносить в нее юмор и веселье. Нам нужно шутить и ощущать радость бытия не для того, чтобы уходить от мировых проблем, а для того, чтобы жить с ними.
Утрачивая силу подросткового разума, взрослые теряют энергию, и их жизнь становится «безжизненной
Но когда взрослые утрачивают четыре отличительных качества подросткового сознания,
когда отказываются от поисков новизны, активного общения с единомышленниками и твор- ческих исследований, жизнь становится одинокой, утомительной и однообразной. Кто добро- вольно выберет такую жизнь? Скорее всего никто, но это происходит постоянно. Мы, взрослые,
склонны двигаться по жизни на автопилоте. Почему? Потому что бывает трудно справляться с жизненными обстоятельствами. Иногда проще отгородиться от качеств, которые придают вкус жизни в переходном возрасте, и перейти в «режим выживания» с набором функций, на которые можно полагаться в повседневном существовании. Но, позволяя себе утратить вкус к жизни, мы лишь осложняем ее; кроме того, это может привести к неспособности поддерживать работу мозга на должном уровне по мере старения.
Поэтому я полагаю, что качества переходного возраста, которые для подростков явля- ются одновременно благословением и проклятием, необходимы взрослым для того, чтобы под- держивать в себе жизненную энергию. Вот еще один миф: люди склонны считать, что после детства мозг перестает расти. Неправда: мозг растет и изменяется всю жизнь. Я утверждаю,
что четыре качества подросткового сознания необходимы не только для полноценной жизни в переходном возрасте, но и для развития мозга после этого.
Вот как кратко можно описать «сущность» изменений мозга в переходном возрасте:
Эмоциональная искра
– внутренние ощущения, наиболее сильные в переходном воз- расте, придают глубину и осмысленность нашей жизни в последующие годы.
Социальная активность
– важные связи с другими людьми, которые поддерживают нас в жизненном странствии; осмысленные и взаимовыгодные взаимоотношения.
Новизна
– поиск нового жизненного опыта и впечатлений, которые стимулируют наши мысли, чувства и ощущения.
Творческие исследования
– концептуальное и абстрактное мышление и расширение гра- ниц сознания позволяют видеть мир в новой перспективе.

Д. Д. Сигел. «Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребенком в переходном возрасте»
13
Иногда мне кажется, что внутренняя напряженность, с которой родители реагируют на поведение подростков, отчасти представляет собой неосознанную тоску по тем самым каче- ствам, которые они могли утратить с возрастом. Взрослому, который не имеет эмоциональной искры, может показаться угрожающим поведение подростка, который не справляется с избыт- ком чувств. Взрослому, лишенному активного общения, может показаться чуждой активность подростка, который постоянно встречается с друзьями. Сколько друзей мы заводим в 30, 40
или 50 лет? По сравнению с тягой подростка к новому «взрослая повседневность» кажется скучной. А творческие поиски, заставляющие подростка пробовать всевозможные новые спо- собы мышления и поведения, делают предсказуемость и распорядок взрослой жизни слишком монотонными и ограниченными.
Если б взрослые могли вернуть частицу этой «жизненной сущности», разрыв между поколениями стал бы не так заметен. Иногда то, что мы видим в других людях, напоминает нам о том, чего нам самим не хватает, и это напоминание расстраивает, сердит или печалит нас.
Мне часто приходилось видеть родителей, которые не выносили какой-нибудь аспект личности своего ребенка, так как он напоминал им о каком-то недостатке в их собственной жизни. Если мы сделаем глубокий вдох и поймем, что мы все учимся на протяжении всей жизни, тогда,
к примеру, острая эмоциональная реакция взрослого на поведение подростка может послу- жить напоминанием о необходимости рассмотреть собственную внутреннюю жизнь, а не про- сто внешние реакции.
Взрослые многое могут узнать о переходном возрасте как о периоде, через который про- ходит каждый, и многому научиться у подростков. Подростки напоминают нам о чувствах,
которые мы имеем право испытывать в собственной жизни. Сходным образом подростками мы могли учиться у старших, которые делились с нами жизненным опытом, поддерживая наше движение к независимости.
Умение пользоваться силой подросткового сознания помогает позитивно воспринимать этот период интенсивных внутренних перемен. При правильном отношении эти перемены при- водят к позитивным результатам в более зрелом возрасте.

Д. Д. Сигел. «Вне зоны доступа. Как не потерять контакт с ребенком в переходном возрасте»
14
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом