Главная страница

THE SILENT SERVICE / Безмолвная служба (Паркер Дж.) - 2004. Военно-историческая 1 библиотека


Скачать 6.24 Mb.
НазваниеВоенно-историческая 1 библиотека
АнкорTHE SILENT SERVICE / Безмолвная служба (Паркер Дж.) - 2004.pdf
Дата30.11.2017
Размер6.24 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаTHE_SILENT_SERVICE__Bezmolvnaya_sluzhba_Parker_Dzh__-_2004.pdf
оригинальный pdf просмотр
ТипКнига
#50858
страница1 из 35
Каталогhistvoendok/Magno_omnium_ursorum

С этим файлом связано 81 файл(ов). Среди них: Serbskie_soyuzniki_Gitlera-Veche_A_Yu_Timofeev.pdf, Action_report_of_the_Battleship_Night_Action_between_the_U_S_and, Rossia_dlya_russkikh_Zadachi_russkoy_armii__Kuropatkin_A__-_2003, Admiral_Nimits_Potter_E__-_2003.pdf, Внимание парашютисты (Гове А)- 2003.doc, Skazkin_S_D__otv_red__Istoria_Vizantii_Tom_3.pdf, Feofan_Ispovednik_Neizvestny_khronist_Georgiy_Amartol_Lev_Prestu, Skazkin_S_D__otv_red__Istoria_Vizantii_Tom_2.pdf и ещё 71 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ
____ 1 БИБЛИОТЕКА
СЛУЖБА
ДЖОИ ПАРКИ о
*

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
Сканировал и создал книгу - vmakhankov

ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА
ДЖОН ПАРКЕР
БЕЗМОЛВНАЯ СЛУЖБА срлчлк
Москва
TERM FANTASTICA САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2004

УДК 3 5 5 /3 5 9 (4 10)(091)
ББК В ел)
П18
Серия основана в 1998 году Parker
THE SILENT SERVICE Перевод с английского Е. Тепляшиной
Серийное оформление А. Кудрявцева
Компьютерный дизайн Ю. Хаджи
Печатается с разрешения Headline Book Publishing Подписано в печать 23.04.2004. Формат 84х1087э2 Уел. печ. л. 23,52. Тираж 4000 экз. Заказ № П аркер Дж П 18 Безмолвная служба / Дж. Паркер; Перс англ. Е. Тепляшиной. — М ООО Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»; СПб.: Teira Fantas­
tica, 2004. — 444, [4] слил (Военно-историческая библиотека 5-17-023785-5 (ООО Издательство АСТ»)
ISBN 5-9577-1324-4 (ЗАО НПП «Ермак»)
ISBN 5-7921-0658-4 (Terra Настоящее издание посвящено истории британского подводного флота от момента его создания до наших дней.
Особое внимание в книге уделено роли английских субмарин в осуществлении противолодочной обороны и обеспечении морской блокады вовремя Первой и Второй мировых войн.
Автор — известный военный историк — приводит множество малоизвестных отечественному читателю фактов. Описываемые события иллюстрируются фрагментами интервью н мемуаров подводников, моряков и кораблестроителей.
Книга предназначается для специалистов и любителей военной истории.
УДК 355/359(410)(091)
ББК Вел John Parker, 2001
© Перевод. Е. Тспляшииа, 2004
© ООО Издательство АСТ». 2004
©TERRA FANTA5.TICA
ОТ ИЗДАТЕЛЯ
Предлагаемая вниманию читателей книга известного английского военного историка Джона Паркера посвящена жизни британских подводников и представляет собой новый шаг в развитии «Военно-исторической библиотеки. До началах годов в военно-исторической литературе наблюдалась характерная черта большая часть выходивших текстов о истории иностранных вооруженных сил была посвящена боевой технике или общей истории За сухими строчками описаний и цифрами тактико-техни-
ческих характеристик не было видно самих англичан американцев и немцев, воевавших на этой технике. Рассказывать о героических делах иностранцев в отечественной литературе было непринято.
Одной из таких закрытых областей до последнего времени была история британского подводного флота Когда речь заходит о применении подводных лодок, тов первую очередь вспоминают немецкую неограниченную подводную войну в Атлантике вовремя обеих мировых войн, действия американских подводников в Тихом океане и противостояние подводных флотов в годы холодной войны. Британский подводный флот при этом остается в тени. Причина подобного положения в том, что английские подводные лодки никогда небыли призваны сыграть роль сверхоружия и принести своей стране победу в войне. Флот владычицы морей впервой половине
От издателя bbдвадцатого века прочно господствовал в океане. Сражаться с вражескими кораблями и охранять торговый флот должны были надводные корабли, а подводным лодкам англичане ставили задачи осуществления противолодочной обороны и морской блокады.
Статус подводных силу англичан изменился с появлением атомных подводных лодок-ракетоносцев, являвшихся стратегическим оружием. Однако к этому времени Великобритания уже оказалась младшим партнером США, а некогда крупнейший в мире флот превратился фактически в один из многочисленных американских флотов. Символичной в этих условиях стала история создания британских атомных лодок, силовые установки и ракетное вооружение для которых пришлось буквально вымаливать у американцев.
На страницах этой книги перед читателем пройдет вся столетняя история подводного флота Великобритании от его создания до наших дней. Автор приводит массу малоизвестных отечественному читателю фактов и технических подробностей, а в Приложении перечислены все типы подводных лодок, состоявших на вооружении Королевского флота. Книга Джона Паркера особенно интересна тем, что в центре ее внимания подводники, офицеры и матросы, а техника является только фоном, на котором протекает жизнь людей. Известный военный историк в популярной форме описывает славную историю безмолвной службы. Благодаря тому что автор широко цитирует мемуары и интервью участников событий, у читателя появляется уникальная возможность увидеть изнутри жизнь на подводной лодке и представить условия, в которых несли и несут свою службу подводники Ее Величества
Джон паркер
БЕЗМОЛВНАЯ
СЛУЖБА

ПРЕДИСЛОВИЕ
В
2001 году подводному флоту Британии исполнилось сто лет. Сначала века и до наших дней разворачивается удивительная, полная опасностей и героизма, временами трагическая история безмолвной службы. Жизнь подводников, которых нельзя сравнить ни с какими другими представителями британских военных или военно-морских сил, полна трудностей, препятствий, все новых и новых испытаний, нов преодолении их проявляется поразительное, достойное восхищения всего мира упорство. Летопись подводного флота складывается из судеб многих людей, моряков и кораблестроителей, первопроходцев, начинавших вырабатывать навыки, заложивших традиции, которые потом, десятилетие за десятилетием, передавались следующим поколениям. Особенно тесные связи установились между матросами и офицерами Королевского флота, которые приходили на подводные лодки
Джон Парке р
хоть и не всегда по призванию, но зато служили в глубинах Мирового океана с подлинным бесстрашием, и армией работников верфей инженерами конструкторами, военными кораблестроителями математиками и, наконец, учеными-ядерщиками, участвовавшими в создании кораблей для изучения подводного мира. Ничего удивительного Один незакрепленный болт или плохо проваренный шов могли стать причиной катастрофы.

Мы совершим захватывающее путешествие — от самой первой британской субмарины, крохотной
«Голланд-1» с экипажем из семи человек, которая была спущена на воду в октябре 1901 года и стоила ООО фунтов стерлингов, до современных атомных подлодок, экипаж которых насчитывает до 140 человека стоимость составляет много миллионов фунтов стерлингов. Эти новые корабли способны
40 раз обойти вокруг Земли в автономном плавании а вооружение одной такой лодки обладает большей разрушительной силой, чем все бомбы сброшенные в течение всей Второй Мировой войны, включая две ядерные бомбы.
Рассказов в книге множество. Можно без преувеличения сказать, что обычным читателям они могут показаться невероятными, а иногда — ужасными. Впрочем, как мы увидим, по своей натуре подводники — это хладнокровные, уравновешенные люди, которые способны тихо лежать с книжкой в руках на своих койках, в то время каких корабль забрасывают глубинными бомбами и вокруг царит воистину кромешный ад. А в совсем недалекое от нас время холодной войны подводники несли охрану границ, зная, что в любой момент может быть отдан приказ на применение ракет
Безмолвная служба bb11bbспособных уничтожить целый городи убить миллионы подобных им человеческих существ.
Вполне естественно, что я обратился к личным воспоминаниям участников наиболее интересных событий в истории подводного флота. Как ив предыдущих книгах серии, написанных мною для
«Хедлайн», в этой работе, помимо сухих исторических фактов и официальных документов, я нередко опирался на свидетельства очевидцев. Так что автор снова в долгу перед теми, кто не пожалел своего времени и труда для того, чтобы эта повесть увидела свет. Я привожу цитаты из интервью, которые проводил я сама также из воспоминаний, записанных для звукового архива Имперского военного музея (ИВМ ). Я особенно благодарен сотруднице
ИВМ Розмари Тадж, ныне находящейся на пенсии, и многим ее коллегам за помощь вовремя проведения исследований. Особенно ценным было их содействие при поиске магнитофонных записей и документальных свидетельство драматических эпизодах в истории флота. Благодаря этому читатели теперь смогут узнать, например, правду об
«Энигме», встретиться с необыкновенными личностями, такими как Человек-которого-не-было, а также познакомиться с воспоминаниями командира атомной подводной лодки, слово в слово воспроизведенными на страницах этой книги. Следует также упомянуть и о другом великолепном источнике, Королевском музее подводного флота который предоставил для иллюстраций этой книги фотографии из своего архива, и о личной помощи директора Музея, коммандера Джеффа Толла, кавалера ордена Британской империи й степени Остальной материал был собран в архиве в Кью,
Джон Парке р
Музее королевской морской пехоты в Саутси, архиве документов Имперского военного музея, использована также ранее полученная информация связанная со Специальной Лодочной Службой
(SBS)', которая была и остается товарищем поору bbжию подводного флота' SB S — разведывательно-диверсионное подразделение входящее в состав Королевской морской пехоты. — Примеч. ред
Глава первая ПЕРВАЯ БРИТАНСКАЯ СУБМАРИНА, СОЗДАННАЯ С ПОМОЩЬЮ ИРА
Д
ля большинства офицеров и матросов славного флота девятнадцатого столетия сама идея подводного корабля была воистину дьявольским изобретением, от которого по словам одного французского моряка нас не могла спасти никакая человеческая предусмотрительность. Образ темного, скрытого от солнца судна, безмолвно крадущегося в глубине и готового взорвать их корабли, наполняла сердца моряков ужасом и ненавистью. Их чувства очень точно выразил на рубеже девятнадцатого столетия третий морской лорд британского Адмиралтейства адмирал сэр Артур Уилсон. К этому моменту стало очевидно, что фантастические проекты подводных судов, еще вчера казавшиеся неосуществимыми, вот-вот станут реальностью французы уже объявили конкурс на
Джон Парке р
разработку подводной лодки водоизмещением в двести тонн и дальностью хода на поверхности в сто миль. Узнав об этом, сэр Артур заявил прямо, что такие лодки, подлые, бесчестные и, черт возьми, не английские служить на них недостойно джентльмена. Если члены команды такой лодки будут взяты в плен, их следует повесить как пиратов».
На протяжении многих десятилетий сменявшие друг друга руководители Адмиралтейства упорно придерживались мнения, что создание подводных лодок представляет колоссальную угрозу для господства Британии на море. В этом они были правы однако со временем игнорировать проблему строительства нового типа военных кораблей стало невозможно. Год за годом проекты подлодок становились все более совершенными, и следует заметить что лучшие из них были разработаны изобретателями и поддержаны финансистами, страстно ненавидевшими Британию например, членами Братства фениев. Это сообщество, прямой предшественник нынешней ИРА, имело свои фонды в Америке и первоначально финансировало человека, создавшего первую британскую подводную лодку.
Государства-колонизаторы, распространяющие свое влияние поземному шару, всегда испытывали нужду в новых наступательных видах вооружения в боевых машинах. Это, очевидно, и привело к рождению еще в глубокой древности мысли о лодках, которые могли бы перемещаться под водой Подошедшим до нас свидетельствам античных историков, в 337 году до н.э. Александр Македонский спускался на дно моря в стеклянной бочке Ирландское тайное общество в Америке, боровшееся за освобождение Ирландии от английского владычества. — Примеч. пер
Безмолвная служба bb15bbОригинальные наброски, напоминающие настоящее подводное судно и, кстати, замечательно похожие на первые субмарины, были сделаны в 1578 году в работах англичанина Уильяма Бурна. Однако остается неясным, удалось ли построить такой корабль в
XVI веке.
Первым реально осуществленным проектом подводной лодки стала покрытая просаленной кожей деревянная гребная шлюпка (галера, созданная по проекту голландского инженера Корнелиуса ван Дреббеля и продемонстрированная в Англии в
1624 году. Ван Дреббель построил по меньшей мере три такие лодки при поддержке короля Иакова I, который, согласно свидетельству, предпринял подводное путешествие по Темзе от Вестминстера до Гринвича. Лодка Дреббеля имела длину около четырех с половиной метров, приводилась в движение двенадцатью гребцами — по шесть с обоих бортов судна. К сожалению, описания конструкции
обрывочны, чертежи не сохранились, однако известно, что для погружения Дреббель использовал мешки из козлиной кожи, наполненные водой для возвращения на поверхность мешки следовало опорожнить сжиманием.
Многие инженеры создавали в последующие годы более прочные и жизнеспособные модели кораблей для плавания под водой, но флотские командиры не выказывали ни малейшего энтузиазма в отношении этих проектов. Интересно заметить что уже первая попытка использования подводного аппарата в военных действиях нанесла чувствительный урон британскому флоту. Вовремя войны за независимость Америки (1775—1783) молодой выпускник Йельского университета, Дэвид Бушнелл, воодушевленный стремлением посвятить себя борьбе за свободу молодого государства, сконструировал
Джон Парке р
подводную лодку на одного человека, которую назвал «Тертл» (Черепаха. Построенный из дерева аппарат в форме яйца приводился в движение вращаемым вручную винтом. Лодка Бушнелла была также оснащена устройством, которое можно назвать первой торпедой — килограммовым бочонком с порохом. «Тертл» предназначалась для нападения на английские корабли, участвовавшие в блокаде Нью-Йоркской бухты в 1776 году. Главной целью атаки был выбран величественный и мощный флагман британского флота — пушечный фрегат Игл. Субмарина, учитывая скорость, с которой она была построена, оказалась неожиданно эффективной.
Атаку должен был произвести доброволец — сержант Эзра Ли, который с наступлением темноты отправился к своей цели, качаясь на волнах. При этом
из-за перемены погоды он на какое-то время сбился с курса, но ему удалось достичь британского фрегата. Черепаха нырнула, чтобы зайти подсудно Однако выполнение этой части операции заняло больше времени, чем предполагалось. Исчерпав запас воздуха, Ли вынужден был подняться на поверхность, где его судно заметили с британской патрульной шлюпки. Тогда Ли отвязал бочонок с порохом, который взорвался при помощи мощной реторты и под прикрытием взрыва скрылся. Хотя выполнение задания «Тертл» не было доведено до конца, Джордж Вашингтон записал, что это было гениальным предприятием. Вообще, на страницах этой книги будет описано немало подобных случаев из истории подводного флота (некоторые — поразительно похожие участие в этих событиях принесло вожделенный Крест Виктории многим морякам.
Более серьезная попытка была предпринята в
1800 году, когда блестящий американский изобре­
Безмолвная служба bb17bbтатель ирландского происхождения Роберт Фултон построил подводную лодку Наутилус, корпус которой был обшит медью. Фултон родился в Америке, в Пенсильвании, а в 1780 году отправился в Англию, чтобы изучать там живопись. Однако вскоре в нем проснулась глубокая антипатия к стране, с которой испокон веков враждовали его предки. Мало-помалу интересы Фултона обратились от искусства к наукам, в частности, он разработал новую систему каналов, прежде чем сосредоточился на идее подводной лодки.
Фултон понимал, что такую лодку можно использовать против британского флота он был уверен, что близок к созданию абсолютного оружия. В 1796 году Роберт Фултон отправился во Францию, где распространил заявление, что у него есть средство при помощи которого можно уничтожать корабли заклятого врага французов — англичан. Сначала проект Фултона был отвергнут, однако изобретатель проявил настойчивость, иона была вознаграждена, когда в 1799 году началось возвышение Наполеона. После того как Нельсон разбил французов в битве в заливе Абукир, Наполеон поручил Фулто­
ну строительство разработанной им субмарины имеющей длину 64 метра и форму пули. Под водой лодка Фултона, также как и судно Бушнелла, приводилась в движение вращаемым вручную винтом.
Во время первых испытаний Фултон и трое механиков опустились на глубину в 7,5 метра. Впоследствии изобретатель добавил съемную мину, чтобы продемонстрировать свою теорию тайного нападения на корабль. Нов этой части эксперимент не удался. К тому же Наполеон был разочарован тем, как медленно продвигается дело, ив итоге пришел к мнению, что Фултон — заурядный мошенники шарлатан
Джон Парке р
Неудача не смутила Фултона и не заставила потерять присутствие духа. Вернувшись под вымышленным именем в Англию, он сумел представить свое изобретение вниманию самого Уильяма Питта,
премьер-министра Великобритании. Адмиралтейство получило приказ немедленно рассмотреть предложения Фултона и заняться проведением опытов. Перспектива строительства подводной лодки не вызвала воодушевления у руководителей морского ведомства, а вот идея о применении морских мин их заинтересовала. В 1805 году Фултон устроил демонстрацию разработанного им оружия, укрепив мину под корпусом тонного датского брига «Доротея». От взрыва корабль разлетелся на куски Питт, узнав о результате, захотел немедленно купить чертежи фултоновской субмарины и распорядился предложить изобретателю
100 ООО фунтов стерлингов. Однако Адмиралтейство категорически воспротивилось этому намерению. Первый лорд Адмиралтейства, граф Сент Винсент, подверг решительному осуждению подводные лодки. Граф заявлял «Питт был величайшим дураком, какой когда-либо существовал. Он поощрял способ ведения войны, который не принимали моряки и который, при условии его успешности, мог бы лишить этих людей их занятия. Это мнение фактически предопределило судьбу подводного флота Британии на протяжении всего девятнадцатого века.
Справедливости ради нужно сказать, что предложение о строительства субмарин не нашло поддержки и у командования германского флота. Бывший артиллерийский унтер-офицер Вильгельм
Бауэр построил в 1850 году подводную лодку, названную им «Брандтаухер» (Огненный ныряльщик. Ее первый поход был успешным, однако
Безмолвная служба bb19bbмесяц спустя она затонула в бухте Киля, причем
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

перейти в каталог файлов
связь с админом