Главная страница

Правовая культура ко второй теме. Вопрос Функции правовой культуры


Скачать 51.5 Kb.
НазваниеВопрос Функции правовой культуры
АнкорПравовая культура ко второй теме.doc
Дата13.01.2017
Размер51.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаPravovaya_kultura_ko_vtoroy_teme.doc
ТипДокументы
#8412

С этим файлом связано 38 файл(ов). Среди них: 4.4.docx, 4.3.docx и ещё 28 файл(а).
Показать все связанные файлы

Структуру правовой культуры составляют: 1) правосознание; 2) право; 3) правовые отношения; 4) законность и правопорядок; 5) правомерная деятельность субъектов; 6) государственно-правовые институты; 7) юридическая наука; 8) юридические акты.

  1. Вопрос Функции правовой культуры.

Вопрос о функция правовой культуры - это прежде всего вопрос о роли правовой культуры как элемента правовой системы общества. Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

Правовая система образуется в связи с правом и базируется на нем, Однако она не сводится только к праву, а значительно шире его. Она включает все, что имеет правовую (юридическую) окраску.

В структуру правовой системы входят следующие главные элементы:

1) право (законодательство);

2) юридическая практика;

3) господствующая правовая идеология.

Правовая культура выполняет в обществе ряд функций:

  1. Познавательная - заключается в освоении правового наследия прошлых эпох и достижений отечественного и зарубежного права. Она тесно связана с формированием правового государства и развитием гражданского общества. Призвана помочь согласованию личных, групповых и общественных интересов; призвана поставить человека в центр общественного развития. Эта функции связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию гражданского общества и правового государства;




  1. Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования общества путем предписания индивидам и социальным группам стандартов общественно полезного поведения. Реализация этой функции осуществляется через социальные нормы (в том числе конечно и через правовые);




  1. Нормативно-ценностная функция состоит в «изменении» индивидуального поведения, законности, правопорядка . Эта функция проявляется в различных фактах, приобретающих ценностное значение, отражаясь в сознании, поступках, социальных институтах;




  1. Коммуникативная функция способствует согласованию общественных, групповых и личных интересов, обеспечивает социальное сплочение людей. влияет на формирование правовых качеств личности; Эта функция реализуется в правовом общении, в процессе получения образования, опосредуется средствами массовой информации, литературы и других видов искусства.

5) Прогностическая функция выражается в способности предвидеть возможные направления развития правовой системы, правотворчества и реализации права, юридической практики, правовой активности населения и другие изменения правовой систем

6) Интегративная функция правовой культуры заключается в объединении всех слоев, классов и наций общества на основе общегражданских норм, принципов, идей и традиций.


  1. Вопрос Правовые ценности

Термин «аксиология» (от греч. аxia - ценность и logos - слово, понятие, учение) — учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах. Содержание правовой аксиологии составляют субъективные ценностные отношения к праву, складывающиеся в том или ином обществе.

Ценности упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале, желаемом, нормативном.

Ценности придают смысл человеческой жизни. «Ценность - это реальный ориентир человеческого поведения, формирующий жизненные и практические установки людей»,

Ценности, в отличие от знания, не подлежат рациональной, доказательной проверке и обоснованию. Они представляют собой некие (первоначальные интеллектуально - эмоционально воспринимаемые данности, которые побуждают субъектов к деятельности на их основе,

Понимание ценностей

Первым вариантом является понимание ценности как значимости предметов и явлений действительности для человека, их способности удовлетворять его материальные и духовные потребности.

второй вариант относит к ценностям лишь высшие общественные идеалы.

Третий вариант определяет ценность как значимость и идеал одновременно.

Право как ценность

Исходным для понимания права в этом качестве являются его особенности как институционного образования. Благодаря своей институционности право обладает рядом высокозначимых свойств — общеобязательной нормативностью, формальной определенностью, высокой обеспеченностью и другими, раскрывающими его миссию существенной социальной силы общества,

1. В данной плоскости право и выступает как высокоэффективный социальный регулятор

2. Право обладает такими свойствами, благодаря которым возможно ввести в социальную жизнь всеобщую, стабильную, гарантированную государством систему типовых масштабов поведения,

Ценность права можно определить как выражение и олицетворение правом социальной свободы и активности людей на основе упорядоченных отношений и в соответствии со справедливостью, необходимостью согласования воли и интересов различных слоев населения, социальных групп. Ценности права — это конкретные социально-правовые явления, правовые средства и механизмы.

- конкретное выражение собственной ценности права в практической жизни людей

- безопасность человека в конфликтных ситуациях,

- определенность и гарантированность прав,

- фундаментальные прирожденные права человека,

- основополагающие демократические правовые принципы;

- особые правовые средства и юридические механизмы обеспечивающие ценность права

Система ценностей права

Свобода как ценность права свобода – это познанная необходимость, способ существования людей в обществе, а не одностороннее утверждение собственной воли. Классическое определение индивидуальной свободы дал крупнейший представитель английского либерализма в 19 в. Дж. Ст. Милль: это право гражданина на автономию во всем, что не причиняет обществу вреда, требующего защитных мер.

Равенство как ценность права

Широкий общественный резонанс требование равенства получает в эпоху буржуазных революций. Оно послужило основой для широкого круга реформ, преобразивших социальный и политический строй, правовую систему.

Понятие равенства включает две стороны или два компонента: юридическое равенство, заключающееся в гарантируемой законом возможности действовать в известных пределах (т.е. не нарушая закон) по собственному усмотрению, и создание для каждого человека условий, позволяющих действовать в соответствии со своей свободной волей, т.е. известное равенство условий.

Юридическое равенство (равенство перед законом) предполагает формальное предоставление всем одинаковых прав и равную юридическую ответственность. Однако провозглашение юридического равенства отнюдь не ведет к установлению действительного равенства между людьми. Чтобы превратить равенство из формального в фактическое, нужно допустить определенное юридическое неравенство. Оно вполне морально и справедливо, когда устанавливается в пользу людей, находящихся в неблагоприятных условиях, бедных, больных.

Справедливость как ценность права

Справедливость - совокупность ценностей, благ и интересов, охране и развитию которых служит право. Справедливость – сугубо общественное явление. Хотя она выступает и в качестве личной добродетели, проявляется справедливость только в отношении к другим лицам.

Ролс формулирует два принципа справедливости. Первый состоит в том, что все люди обладают равными основными свободами, совместимыми с такой же свободой других людей. Это юридическое и политическое равенство.

Второй принцип подразделяется на два положения:

  1. Социальное и экономическое неравенство допустимо только в пользу наиболее обездоленных. Именно в этом случае оно будет служить благу общества в целом.

  2. Должности и общественный статус должны быть доступны всем.

Справедливость обеспечивается сочетанием двух названных принципов. Любые принципы справедливости имеют смысл только в структурированной социальной реальности и формируют следующие концепции справедливости :

  • каждому – одно и тоже

  • каждому – по заслугам

  • каждому - по труду

  • каждому - по потребностям

  • каждому - по рангу

  • каждому то , что положено по закону

Права и свободы человека в системе ценностей права

В правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо. Более того, оно обязано последовательно и неукоснительно обеспечивать реализацию этих прав и защищать их. Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный правовому государству, содержится в международных актах.

Это, прежде всего, Всеобщая декларация прав человека и гражданина 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах, закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств.