Главная страница

Возрастная психология. Краткий курс Серия Краткий курс


Скачать 1.14 Mb.
НазваниеВозрастная психология. Краткий курс Серия Краткий курс
АнкорSorokoumova_-_Vozrastnaya_psikhologia_-_Kratkiy.doc
Дата22.10.2017
Размер1.14 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаSorokoumova_-_Vozrastnaya_psikhologia_-_Kratkiy.doc
ТипУчебное пособие
#43082
страница1 из 18
Каталогid41015828

С этим файлом связано 44 файл(ов). Среди них: Starshenbaum_G_V_-_Psikhosomatika_i_psikhoterapia.doc, Rubinshteyn_S_L_Osnovy_obschey_psikhologii.doc, Yung_K_G_-_Kritika_psikhoanaliza.doc, Zmanovskaya_E_V_-_Sovremenny_psikhoanaliz_Teoria_i_praktika_pdf., blyum_d_psihoanaliticheskie_teorii_lichnosti.doc, 65095.pdf и ещё 34 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Елена Александровна Сорокоумова Возрастная психология. Краткий курс

Серия «Краткий курс»

Содержание


Главный редактор Е. Строганова

Заведующая редакцией (Москва) Т. Калинина

Руководитель проекта И. Кулагина

Художник Е. Дьяченко

Корректоры В. Макосий, Н. Шелкокникова

Верстка Б. Файзулин

ББК 88.374я7 УДК 159.922.6(075)

Сорокоумова Е. А.

С65 Возрастная психология. Краткий курс. — СПб.: Питер, 2007. — 208 с: ил. — (Серия «Краткий курс»).

ISBN 978-5-469-00943-6

Учебное пособие состоит из трех частей, раскрывающих теоретические и практиче ские проблемы возрастной психологии и особенности психического развития лично на разных возрастных этапах. К каждой теме прилагается список используемой литературь и словарь основных понятий. Кроме того, представленное пособие содержит приложение в которое входят тестовые задания для проверки и самопроверки знаний, полученных в про цессе изучения курса.

Учебное пособие предназначено для студентов-психологов очных и заочных отде лений высших учебных заведений.

© ООО «Питер Пресс», 2007

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни i форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 978-5-469-00943-6

ООО «Питер Пресс», Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, 73, лит. А29. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,

том 2; 95 3005 — литература учебная.

Подписано к печати 15.02.07. Формат 60x90'/,,,. Усл. п. л. 13. Доп. тираж 4000. Заказ 925

Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Техническая книга».

190005, СанК1-Петербург, Измайловский пр., 29.

Предисловие 5

ЧАСТЬ I. Теоретические проблемы возрастной психологии 7

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии 8

Основные понятия 15

Список литературы 15

Тема 2. Проблема возрастной периодизации психического

развития 17

Основные понятия 32

Список литературы 32

Тема 3. Теории детского развития

в зарубежной психологии 33

Основные понятия 53

Список литературы 54

Тема 4. Движущие силы и условия психического развития

ребенка 55

Основные понятия 63

Список литературы 64

ЧАСТЬ П. Особенности психического развития личности

в детском, подростковом и юношеском возрасте 65

Тема 1. Развитие ребенка в младенческом возрасте 66

Основные понятия 81

Список литературы 81

Тема 2. Развитие ребенка в раннем возрасте 83

Основные понятия 95

Список литературы 96

4 Содержание

Тема 3. Развитие ребенка в дошкольном возрасте 97

Основные понятия 118

Список литературы 118

Тема 4. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте 120

Основные понятия 133

Список литературы 133

Тема 5. Психологическая характеристика развития

в подростковом возрасте 135

Основные понятия 158

Список литературы 159

Тема 6. Психологическая характеристика развития

в юношеском возрасте 161

Основные понятия 168

Список литературы 169

ЧАСТЬ III. Особенности психического развития личности

в зрелом и старческом возрасте 171

Тема 1. Психология зрелого возраста 172

Основные понятия 183

Список литературы 184

Тема 2. Психология старения 185

Основные понятия 199

Список литературы 199

Приложение. Практические и тестовые задания по курсу

«Возрастная психология» 201

ПРЕДИСЛОВИЕ

Перед вами, уважаемые читатели, учебное пособие по возрастной психологии, входящей в обязательный блок дисциплин факультетов психологии всех высших учебных заведений, готовящих специалис­тов-психологов. К его созданию в виде краткого курса нас подтолк­нула необходимость обобщить уже имеющиеся исследования, начи­ная с момента возникновения возрастной психологии до настоящего времени. Мы сочли необходимым дополнить этот ряд своим видени­ем проблем, существующих в этом разделе психологических знаний на современном этапе. Кроме того, в пособии освещаются некоторые проблемы акмеологии и геронтопсихологии.

Каждый возраст прекрасен по-своему. Надо только постараться уви­деть эту красоту, надо понять значение каждого возрастного периода для своей собственной жизни.

Социально-культурные и экономические изменения, происходящие в нашей стране и в обществе в целом, обогащают знания о развитии че­ловека новыми сведениями, позволяющими понять его и по-иному строить межличностные отношения на основе взаимодействия в раз­личных видах деятельности.

Целью данного пособия является формирование способности сту­дентов ориентироваться в методологических проблемах возрастной психологии, а также в проблемах психического развития современно­го человека на различных этапах онтогенеза.

Основные задачи, пособия:

  • анализ общетеоретических проблем психологии развития и воз­растной психологии;

  • формирование знаний об отечественных и зарубежных концепциях, движущих силах и источниках психического развития че­ловека на различных возрастных этапах;

  • конкретизация знаний о современных условиях развития личности ребенка и взрослого человека.

Учебное пособие предназначено, в первую очередь, для студентов психологических факультетов. Оно также будет полезно и всем тем,

Предисловие

кто работает как с детьми (дошкольниками, подростками), так и со взрослыми людьми и людьми преклонного возраста, — школьным пси­хологам, учителям и родителям.

Пособие состоит из трех частей, каждая из которых включает ряд тем, рассматривающих теоретические проблемы возрастной психоло­гии и особенности психического развития личности на разных возраст­ных этапах. Каждая тема снабжена списком используемой литерату­ры и словарем основных понятий темы. Кроме того, пособие содержит приложение, в которое входят практические и тестовые задания для проверки и самопроверки знаний студентов, полученных в процессе изучения курса. Часть заданий носит рефлексивный характер, что по­зволяет студентам направить свои знания на самих себя и еще лучше и глубже понять собственную личность.

В первой части пособия «Теоретические проблемы возрастной психо­логии» изучаются предмет и задачи возрастной психологии, рассматри­вается ее значение и место в системе психологических знаний о законо­мерностях развития личности. Дается общая характеристика разделов возрастной психологии, методов возрастной психологии, рассматривает­ся понятие возраста в психологических исследованиях.

Проблема периодизации психического развития в детском возрасте излагается на основе взглядов Л. С. Выготского. Также рассматрива­ются современные периодизации развития личности, достаточно пол­но представлены подходы к периодизации детского развития, суще­ствующие в зарубежной психологии. Значительное внимание уделено проблеме неравномерности развития различных психических процес­сов. Таким образом, автор обозначает всю многогранность и важность курса возрастной психологии в системе психологических знаний.

Во второй части учебного пособия «Особенности психического раз­вития личности в детском, подростковом и юношеском возрасте» на­ряду с концептуальными исследованиями представлены современные данные о развитии человека на различных этапах его жизнедеятель­ности: новорожденности и младенчестве, раннем и дошкольном воз­расте, младшем школьном и подростковом возрасте, ранней юности. В этой части пособия использованы результаты исследований автора, а также некоторые результаты дипломных исследований студентов.

В третьей части пособия «Особенности психического развития лич­ности в зрелом и старческом возрасте» представлены современные ис­следования как отечественных, так и зарубежных авторов, посвящен­ные проблемам психологии зрелого возраста и психологии старения.

Часть I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии

Предмет и задачи возрастной психологии, место возрастной психо­логии в системе психологических знаний о закономерностях разви­тия личности. Общая характеристика разделов возрастной психоло­гии (детская психология, психология младшего школьного возраста, психология подростка, психология ранней юности, психология зрело­го возраста). Исторический анализ понятия детства. Характеристика методов возрастной психологии. Понятие возраста в психологичес­ких исследованиях.

Возрастная психология это отрасль психологической науки, изуча­ющая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старо­сти.

К этим этапам относятся: новорожденность, младенчество, раннее детство, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подрост­ковый возраст, ранняя юность, взрослость и зрелость. Соответственно этим периодам выделяются и разделы курса возрастной психологии. Новорожденность. В течение первых четырех недель после рожде­ния ребенка называют новорожденным. Этот период — время трудно­го перехода от комфортного существования в материнской утробе к жизни в новой, полной «подводных рифов» и «течений» среде, период адаптации к необычным условиям существования. Опыт первых мгно­вений, дней и недель закладывает фундамент для всей последующей жизни ребенка. Знание особенностей этого периода важно для лучше­го понимания потребностей ребенка и установления гармоничных от­ношений между ним и взрослыми.

Младенчество — следующий период развития человека, который на­ступает вслед за новорожденностью. Однако он наступает не сам по себе. Первый объект, который ребенок выделяет из окружающего мира. — это лицо человека, постоянно находящегося рядом с ним. Как правило, это

Тема 1. Предмет задачи и методы возрастной психологии 9

лицо матери, которая удовлетворяет органические потребности ребен­ка. Из реакции сосредоточенности ребенка на лице матери возникает важное психологическое новообразование периода новорожденное™ — комплекс оживления. Это эмоционально-положительная реакция, ко­торая сопровождается движениями и звуками. Это первый акт пове­дения, акт выделения взрослого, акт общения. Комплекс оживления знаменует переход от новорожденности к периоду младенчества.

Раннее детство — возрастной этап, который начинается после пер­вого года жизни ребенка и продолжается до 3 лет. Ребенок в этом возрасте находится в мире вещей и предметов, в их своеобразном «силовом поле». Все, что видит ребенок, он хочет потрогать руками. Восприятие и чувствование в этом возрасте представляют собой не­разрывное единство. Изучая развитие ребенка в раннем детском воз­расте, Л. С. Выготский отметил, что память у ребенка в раннем детстве проявляется всегда в активном восприятии — узнавании. Аффекты ре­бенка этого возраста тоже проявляются в момент наглядного восприя­тия того объекта, на который аффект направлен. Это возрастной пе­риод, наиболее благоприятный для усвоения речи.

Дошкольный возраст сменяет раннее детство и продолжается до б лет. Именно в этот период начинается формирование многих лично­стных и интеллектуальных качеств ребенка. В процессе общения со взрослыми происходит знакомство с миром социальных отношений, приобретается первый нравственный опыт, опыт взаимодействия с окружающей средой. Это взаимодействие осуществляется в различ­ных видах деятельности ребенка: в игре, рисовании, конструировании, музыке, физкультуре, элементах труда и учения. Но единственной де­ятельностью, которая позволяет ребенку включиться в уже существу­ющие социальные отношения и смоделировать их самостоятельно, является сюжетно-ролевая игра.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. С одной стороны, ребенок сохраняет много детских качеств, а с другой сторо­ны, у него формируется иная мыслительная логика и социально важ­ная деятельность — учение. Появление понятия «младший школь­ный возраст» связано с введением системы общего и обязательного среднего образования. Этот период занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (в зависимости от того, с какого времени ребенок начинает посещать школу). По мнению В. В. Давыдова, можно гово­рить лишь о наиболее характерных чертах этого возраста, поскольку содержание среднего образования и его задачи окончательно не опре­делены и постоянно изменяются. Поэтому психологические особен-

10

Часть I. Теоретические проблемь

i возрастной пек

Тема 1. Предмет задачи и методы возрастной психологии

11


ности младшего школьного возраста также нельзя считать окончатель­ными и неизменными.

Подростковый возраст занимает особое место среди других воз­растных этапов становления личности. Это критический, переломный, переходный возраст — возраст полового созревания. Он охватывает период от 11 до 16 лет. Именно в это время происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненной пози­ции.

Ранняя юность знаменует собой переход к взрослости, к социальной зрелости. Особенности протекания этого периода развития и станов­ления личности накладывают отпечаток на всю последующую жизнь. Главным содержанием ранней юности является вхождение во взрослую жизнь, усвоение норм и правил, существующих во «взрослом» обще­стве.

Возраст зрелости занимает самый большой временной отрезок жиз­ни человека и охватывает несколько неоднородных, не похожих один на другой периодов: стадия ранней взрослости, стадия зрелости, ста­дия поздней взрослости.

Основной задачей возрастной психологии является изучение дина­мики развития человека в каждом возрастном периоде. Среди наибо­лее существенных проблем возрастной психологии на современном этапе выделяют:

а) научное обоснование возрастных норм, различных психофизио­
логических функций как в молодом, так и в пожилом возрасте;

б) определение эталонов зрелости индивида, личности;

в) выявление актуальных и потенциальных возможностей челове­
ка в разные периоды его жизни;

г) научное прогнозирование развития ранних периодов жизни и по­
нимание их роли для последующего развертывания психических
ресурсов человека.

Считается, что решение этих задач возможно лишь при значитель­ных изменениях в понимании самого объекта возрастной психологии, в изучении всего жизненного цикла человека, включающего детские и юношеские годы, взрослость и период старения. Специфику объекта возрастной психологии видят, прежде всего, в том, что на протяжении жизни в психологии человека происходит не только рост, но и разно­образные качественные преобразования.

Предметом изучения возрастной психологии является человек — в процессе его перехода из одного возраста в другой.

По определению Л. С. Выготского, возраст — это относительно зам­кнутый цикл развития, имеющий свою структуру и динамику. Продол­жительность возраста определяется его внутренним содержанием, то есть существуют периоды, равные одному году, трем, пяти и т. д. В та­ком случае говорят о хронологическом (или паспортном) возрасте, кото­рый исчисляется днями, неделями, месяцами и годами развития чело­века. Кроме хронологического возраста существует и психологический возраст, который указывает на достигнутый к определенному году жиз­ни уровень психического развития.

Таким образом, в развитии каждого человека выделяют хронологи­ческие возрастные границы и уровни психического развития, которые могут не совпадать из-за целого ряда причин — как неблагоприятных социально-педагогических условий, так и дефектов биологического

развития.

У. В. Ульенковой выявлены основные группы причин, которые мо­гут обусловить неполноценное психическое развитие ребенка.

  1. Органические причины, задерживающие нормальное функционирование мозга, а следовательно, препятствующие его своевре­менному развитию.

  2. Дефицит общения с окружающими, вызывающий общую задержку в усвоении ребенком общественного опыта.

  3. Дефицит полноценной, соответствующей возрасту деятельности,
    не дающий ребенку возможности посильного «присвоения» обще­ственного опыта, а следовательно, затрудняющий своевременную
    реализацию возрастных возможностей его психического развития,
    в частности умственного плана.

  4. Общая бедность микросреды, препятствующая своевременному
    функционированию развития мозга.

  5. Травмирующее воздействие микросреды на формирующийся мозг
    ребенка, нарушающее его функции, следовательно, и на созревание.

Однако те же социокультурные факторы могут способствовать и более раннему психическому развитию ребенка.

Б. Г. Ананьев выделил два главных свойства возраста: метрическое и топологическое.

Метрическое свойство возраста выражено в сумме прожитых лет, в общем времени жизни индивида к определенному моменту его сущест­вования. Метрическая характеристика возраста показывает не только длительность протекания или формирования того или иного психи­ческого процесса и свойства, но и то, каким образом развертывается




12

возрастной по

Часть I. Теоретические проблемы

этот процесс или свойство во времени, ускоренно или замедленно, рав­номерно или неравномерно и т. п.

Топологическое свойство заключается в фазах, стадиях становления различных психологических функций, в периодизации развития.

Б. Г. Ананьев рассматривал возраст человека как функцию биоло­гического и исторического времени. Как человек в целом, так и его временные характеристики, в том числе и возраст, есть взаимопроник­новение природы и истории, биологического и социального. Поэтому возрастные изменения тех или иных свойств человека являются одно­временно онтогенетическими и биографическими. По Б. Г. Ананьеву, возраст — есть сумма разнородных явлений роста, общесоматиче­ского, полового и нервно-психического созревания, зрелости и ста­рения, тесно взаимодействующих со многими сложными явлениями общественно-экономического, культурного, идеологического и социаль­но-психологического развития человека в конкретно-исторических ус­ловиях.

Возраст является одной из наиболее интегральных характеристик человека и относится не только к индивидуальным свойствам и фун­кциям, но и к личности как субъекту разных видов деятельности. В то же время онтогенез и жизненный путь человека определяются принципиально разными условиями и факторами, и самовосприятие возраста имеет разный смысл в процессе развития индивидуальных и личностных свойств человека.

Возрастная психология — относительно молодая отрасль психологи­ческих знаний. Она зародилась в конце XIX в. как ветвь сравнительной психологии. Основателем ее считается немецкий ученый Вильгельм Прейер, который в книге «Душа ребенка» (1882) описывает результаты наблюдений за развитием органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка собственного сына.

Заслугой В. Прейера является то, что он впервые провел объек­тивное исследование психики ребенка. Он сделал вывод о том, что в области психического развития проявляется биологическая наслед­ственность, которая и служит, в частности, основой индивидуальных различий. В. Прейер стремился не только раскрыть содержание детской души, описать развитие познавательных процессов и речи, эмоций ре­бенка, но и научить взрослых понимать детей с помощью объективных методов. С этой целью в приложении к своей книге он поместил обра­зец дневника, который намечал канву исследований для каждого возра­ста. Влияние работы В. Прейера сказалось и в том, что после него в дет­ской психологии появился круг проблем, который до этого времени не

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

перейти в каталог файлов
связь с админом