Главная страница

урок. Язык Интернета за или против


НазваниеЯзык Интернета за или против
Анкорурок.doc
Дата16.01.2018
Размер47 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаурок.doc
ТипУрок
#60372
Каталогid144165130

С этим файлом связано 55 файл(ов). Среди них: Perechen_2017-2018.pdf, Книги дарят. Книги. ВК. 29.08.docx, 07_Znaki_prepinania_v_slozhnykh_predlozheniakh__TEORIYa__PRAKTIK, 06_Znaki_prepinania_pri_vvodnykh_slovakh__TEORIYa__PRAKTIKA__TES, 03_Znaki_prepinania_pri_obosoblennykh_chlenakh_predlozhenia__TEO, 01_Tire_v_prosto_predlozhenii__TEORIYa__PRAKTIKA__TESTY.pdf, Mister_Ix.pdf, Chast_1_-_teoria.pdf, Trudnye_sluchai_sintaxisa_i_punktuatsii.pdf и ещё 45 файл(а).
Показать все связанные файлы


Класс: 11.

Предмет: русский язык.

Тема урока: Язык Интернета – за или против?

Тип урока: урок-проект.

Цели урока:

  • Обучающая: работать над формированием у обучающихся исследовательских умений и навыков, закрепить и углубить знания учащихся о структуре языка, о стилях языка, отработать навыки фонетического, лексического, морфологического, синтаксического анализа, подготовить учащихся к публичным выступлениям.

  • Развивающая: развивать творческие и коммуникативные способности учащихся, содействовать развитию личности ученика.

  • Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к родному языку, интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь, воспитывать толерантность, умение работать в группе.

Структура урока

  1. Организационный момент. Акцентирование внимания на предстоящем исследовании.

  2. Актуализация опорных знаний. Обсуждение вопроса с целью перехода к использованию проектно-исследовательского метода.

  3. Актуализация предстоящего исследования. Формулирование с помощью педагога учебной цели исследования.

  4. Формулирование проблемы. Определение недостаточных знаний для решения задачи.

  5. Выдвижение гипотез, предположений. Групповая проблемная работа по обсуждению проблемы, поиск способов решения учебной исследовательской задачи. Обсуждение способов действий.

  6. Проверка гипотез. Предъявление результатов групповой проблемной работы. Обсуждение результатов групповой проблемной работы.

  7. Формулирование выводов. Обобщение на основе выслушанных гипотез.

  8. Закрепление. Применение нового знания.

  9. Подведение итогов урока. Самооценка и взаимооценка достигнутых результатов, способов их получения и эффективности взаимодействия с одноклассниками. Определение содержания домашней работы. Домашнее задание как продолжение работы над учебным исследовательским проектом.

Методы и приёмы: презентация информационно-исследовательского проекта, работа с языковыми единицами: словом, словосочетанием, предложением, осуществление мини-проектов.

Оборудование урока: презентация учителя, раздаточный материал с заданиями для работы в группах, магнитная доска, на которой будут фиксироваться результаты исследования.

Ход урока

1. Организационный момент. Акцентирование внимания на предстоящем исследовании.

Мы живем в интересный период, в век, когда то, без чего мы вполне могли обходиться еще вчера, сегодня становится необходимым не только для удовлетворения личных потребностей, но и для развития общества в целом.

Интернет сейчас превратился во всемирную сеть обмена информацией. Это всемирная паутина, объединяющая более 1.5 миллиардов человек: именно столько людей постоянно используют Интернет. Для России эта цифра составляет 8,8 миллионов человек. И с каждым днем количество пользователей увеличивается. Вся наша культура становится более зависимой от этой технологии, и неудивительно, что у некоторых людей возникают проблемы в связи с тем, что они слишком много времени проводят в Интернете.

2. Актуализация опорных знаний. Обсуждение вопроса с целью перехода к использованию проектно-исследовательского метода.

Секреты общения в социальных сетях.

  • Почему общение между людьми из реального постепенно превращается в виртуальное?

  • Чем общение online отличается от настоящего?

  • Как объяснить популярность социальных сетей: «Одноклассники», «В Контакте» и подобных?

3. Актуализация предстоящего исследования. Формулирование с помощью педагога учебной цели исследования.

Интернет как особая коммуникативная среда и как ранее не существовавшая сфера реализации языка принесла с собой новые способы общения, стереотипы речевого поведения, новые формы существования языка. В последнее время функционирование русского языка в глобальной сети исследуется многими лингвистами. Ученые отмечают, что в Интернете практикуется некий "ломаный" язык, на котором общаются молодые люди, так называемый "олбанский" язык. Мнения ученых-лингвистов разделились. "Это ужас, это - гибельно!" – говорят одни. Другие же, например, президент Института русского языка и литературы им. А.С.Пушкина Виталий Костомаров, не видят ничего плохого в "олбанском" языке.

«Под "олбанским" мы имеем в виду не язык албанцев, а наш родной, русский, но - своеобразный", - говорит академик Костомаров о новом веянии в молодежной речи. Костомаров связывает это явление с поиском новых возможностей русского языка. Он полагает, что действующий свод правил орфографии и пунктуации, утвержденный в 1956 году, уже не удовлетворяет сегодняшнюю молодежь.

Тема нашего урока-исследования «Язык Интернета – за или против?»

4. Формулирование проблемы. Определение недостаточных знаний для решения задачи.

Как вы думаете, можем ли мы сразу ответить на этот вопрос? Буду ли убедительно звучать Ваши аргументы «за» или «против»?

Поэтому я и предлагаю Вам провести исследования в группах, определив особенности функционирования Интернет-языка на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях.

Работая в группах, Вам предстоит ответить на вопросы: Как Интернет влияет на язык? В чем особенность «олбанского языка»? Как эти особенности проявляются на разных уровнях лингвистики и как они соотносятся с языковой нормой?

5. Выдвижение гипотез, предположений. Групповая проблемная работа по обсуждению проблемы, поиск способов решения учебной исследовательской задачи. Обсуждение способов действий.

Задания для работы в группах.

  1. Фонетический уровень.
     Проанализируйте примеры из языка Интернет-сообщений. Можно ли сделать вывод, что фонетические процессы, идущие в устной литературной речи, в Интернет-языке закреплены в письменности? Свой ответ подтвердите примерами.
    Можно ли утверждать, что наблюдается тенденция к сокращению слов? Как вы можете это объяснить? (Материал для языкового анализа см. в 
    Приложении к уроку.)

  2. Уровень лексики.
    Проанализируйте примеры из словаря сокращений, используемых в языке Интернет-сообщений. 
    Можно ли утверждать, что наблюдается тенденция к сокращению слов? Как вы можете это объяснить? Свой ответ подтвердите примерами. (Материал для языкового анализа см. в 
    Приложении к уроку.)
    Что вы знаете о смайликах? Для чего они используются?


  3. Морфологический уровень.
    Проанализируйте примеры из языка Интернет-сообщений. Сохраняются ли традиционное деление на самостоятельные, служебные части речи и междометия? Свой ответ подтвердите примерами.
    Можно ли утверждать, что наблюдается тенденция к сокращению слов? Как вы можете это объяснить? (Материал для языкового анализа см. в 
    Приложении к уроку.)

  4. Синтаксический уровень.
    Проанализируйте примеры из языка Интернет-сообщений. Можно ли утверждать, что в большинстве случаев предложения и даже целые фразы сводятся до границ одного слова? Свой ответ подтвердите примерами.
    Можно ли утверждать, что наблюдается тенденция к сокращению объема высказываний? Как вы можете это объяснить?
    Как вы думаете, не приводит ли это к обеднению речи? (Материал для языкового анализа см. в 
    Приложении к уроку.)

  5. Работа с текстом.
    Задание по тексту А. Ивановой. 
    Полезен или вреден Интернет?
    Какова позиция автора предложенного Вам текста? 
    Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с его точкой зрения. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт. (Материал для языкового анализа см. в Приложении к уроку.)

6. Проверка гипотез. Предъявление результатов групповой проблемной работы. Обсуждение результатов групповой проблемной работы.

1 группа.

Можно сделать вывод, что фонетические процессы, идущие в устной литературной речи, в Интернет-языке закреплены в письменности. Наблюдается тенденция к сокращению слов.

2 группа.

Темп современной жизни настолько высок, что люди передают друг другу большое количество информации и, чтобы делать это быстрее, используют сокращения, но при этом стараются не утратить смысл своего высказывания. Такие сокращения сможет понять не каждый: они понятны только пользователям социальных сетей.

Пользователи Интернета лишены возможности выражать свои эмоции и чувства с помощью тембра голоса, интонации, жестов и мимики. Это они компенсируют, вводя в текст своих сообщений смайлики (от английского "smile" - "улыбка" :-). Значок похож на изображение улыбки или грусти на лице человека, и передает настроение пишущего. Например: радость - :-) ;-) :) :)), грусть - :-( ;-( :( :((. Наиболее распространенными вариантами смайликов являются сочетания двоеточия, точки с запятой со скобками, открывающимися или закрывающимися.

3 группа.

В «олбанском» языке сохраняется единство морфологических признаков и выделяются те же части речи, что и в литературном языке: знаменательные, служебные и междометия. Но в отличие от кодифицированного языка, увеличивается количество междометий, которые выражают недостающие на письме эмоции. Видно, что у знаменательных частей речи те же морфологические признаки (существительные: род, число, падеж; прилагательные: род, число, падеж; глагол: вид, переходность, число). Предлоги и частицы по-прежнему существуют, но нарушая орфографические законы: предлоги сливаются на письме с существительными и местоимениями, частицы – с наречиями и глаголами. Наблюдается тенденция к сокращению слов.

4 группа.

Если литературные предложения осложнены, развернуты, эмоционально окрашены, в них используются инверсии, то предложения из языка Интернета часто сводятся до границ одного слова, звучат примитивно и грубо, хотя и очень эмоционально. Таким образом, обеднение синтаксиса приводит к обеднению речи, а речь связана с мышлением, значит, и мышление человека становится неразвитым.

5 группа.

Позиция автора текста: Интернет предоставляет людям большие возможности, и умение их использовать сегодня является условием достижения успеха.

7. Формулирование выводов. Обобщение на основе выслушанных гипотез.

Вы все отмечали тенденцию к сокращению слов, которая проявляется в языке Интернет-сообщений абсолютно на всех языковых уровнях.

Как вы можете это объяснить?

Темп современной жизни настолько высок, что люди, пытаясь как можно быстрее передать друг другу большее количество информации, изобретают все новые и новые способы ее сжатия и сокращения. В этом можно убедиться, исследуя язык социальных сетей, например, сайта «В Контакте», предназначенного для неофициального общения людей.

Пользователи сайта для передачи информации используют не традиционные единицы языка: слово – словосочетание – предложение – текст, а очень короткие предложения, отдельные слова, сокращения слова, смайлики.

Русский язык существует в социальных сетях только в письменном варианте. Это письменная разговорная речь, в которой много сокращений, неправильных написаний, передающих особенности произношения слов, при этом она еще и очень эмоциональная.

Язык Интернета – самое эффективное и удобное современное средство общения.

8. Закрепление. Применение нового знания.

Итак, мы с вами пришли к выводу: язык Интернета - это сути новая форма языкового взаимодействия, а именно, - письменная разговорная речь.

Главная причина его возникновения – это требования к ускорению коммуникации.

Язык Интернета – самое эффективное и удобное средство общения, поэтому в нем преобладают междометия, способные передать всю гамму чувств человека, отправляющего сообщение. Кроме того, это очень быстрый и экономный способ передачи информации, поэтому в нем много слов для обозначения новых форм, средств общения. Стремление к сжатому, точному обмену информацией становится причиной слияния, сокращения слов. Предложения языка Интернета часто сводятся до границ одного слова, фразы. Таким образом, язык Интернета позволяет людям экономить время, что очень важно: одной из главных проблем современного человека является проблема нехватки времени.

Но давайте задумается над вопросом: язык Интернета обогащает или обедняет нашу жизнь и нашу речь?

9. Подведение итогов урока. Самооценка и взаимооценка достигнутых результатов, способов их получения и эффективности взаимодействия с одноклассниками. Определение содержания домашней работы. Домашнее задание как продолжение работы над учебным исследовательским проектом.

Подводя итоги нашего урока-исследования, я предлагаю вам, используя всего один аргумент, выразить свое отношение к проблеме: «Язык Интернета – за или против?»

Домашнее задание.

Сочинение-рассуждение на тему «Как можно усовершенствовать язык Интернета?»



перейти в каталог файлов
связь с админом