Главная страница

Роль языка и речи. Язык нужен людям для передачи исторического опыта. Взаимопонимание есть ни что иное как переход мыслей от общества к личности и от личности к обществу, от человека к человеку. Язык выступает как средство общения


Скачать 32.5 Kb.
НазваниеЯзык нужен людям для передачи исторического опыта. Взаимопонимание есть ни что иное как переход мыслей от общества к личности и от личности к обществу, от человека к человеку. Язык выступает как средство общения
АнкорРоль языка и речи.doc
Дата24.10.2017
Размер32.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаРоль языка и речи.doc
ТипДокументы
#43439
Каталогid42274420

С этим файлом связано 35 файл(ов). Среди них: Il_figlio_del_Corsaro_Rosso_-_Emilio_Salgari_-_PDF.pdf, z_o_TVL_kontr_r.doc, Pract.doc, Подкидыш.doc, 30__-______-______.doc, КОНТРОЛЬНЫЕ.doc и ещё 25 файл(а).
Показать все связанные файлы

Язык нужен людям для передачи исторического опыта. Взаимопонимание есть ни что иное как «переход» мыслей от общества к личности и от личности к обществу, от человека к человеку. Язык выступает как средство общения. Эффективный обмен мыслями возможен лишь между людьми, владеющими общим для них языком, точнее, идентичными структурами материального механизма речи. В самих звуках, произносимых человеком, нет мыслей, «но звуки, произносимые партнерами по диалогу, производят действие раздражителей нейрофизиологических структур их внутренней речи. И через них, надо полагать, происходит обмен мыслями» Язык принимает участи как система специальных знаков в осуществлении мыслительной деятельности. Человек, овладев языком, приобретает способность к логическому мышлению.
Мысль внешне проявляется в звуках речи, в жестах, в знаках письменности. Благодаря этому мысль одного человека становится доступной другому.
Функции речи. Обычно выделяют три основные функции речи, которые теснейшим образом связаны между собой. Первая функция - осуществление процесса общения между людьми, ее еще называют коммуникативной функцией. Подвидами ее служат: информационная функция, с помощью которой происходит передача информации, сообщения. При общении человек может указывать другому на какое-либо предмет, явление, или высказывать свои суждения по какому-либо вопросу. Помимо сообщения о каких-либо событиях, явлениях речь часто направлена на то, чтобы побудить собеседника к определенным действиям, поступкам, а также вызвать у него определенные мысли, чувства, желания. Такая функция речи носит название побудительной, или волеизъявительной. Речь одного человека побуждает другого человека о чем-то задуматься, определенным образом отнестись к тому или иному событию, пережить чувства радости, сожаления и т.п. Побудительная сила речи определяется ее выразительностью, поэтому третьей разновидностью коммуникативной функции называют эмоцинально-выразительной. Успешность осуществления выразительной функции, в свою очередь, зависит от структуры построения предложений, от отбора слов (живости, образности языка, доступности для понимания), а также от невербальных средств (интонации, жестов, мимики, изменения позы и пр.).
Вторая функция речи заключается в том, что речь выступает как средство выражения мыслей, их образования и развития. Речь становится таким средством благодаря тому, что она обозначает те или иные предметы, явления действия, качества и пр. В связи с чем, эту функцию называют сигнификативной, или семантической. Однако, роль речи в процессе мышления не ограничивается этой функцией. Человек, усваивая язык как общественно-фиксированную систему знаков, одновременно овладевает неразрывно связанными с ним логическими формами и операциями мышления. Тогда речь начинает выполнять функцию обобщения, так как с ее помощью у человека происходит создание собственных мыслей. Речь становится средством анализа, синтеза, сравнения и обобщения предметов и явлений действительности
Культура речи начинается там, где язык предоставляет возмож­ность выбора и разной организации своих средств для наилучшего достижения поставленных целей общения. Выбор и организация языковых средств осуществляются на разных уровнях языковой сис­темы для всех компонентов культуры речи. Вопрос о норме возникает тогда, когда есть два и более претендента на нее: нормативное кило­метр или ненормативное килóметр, нормативное договор или менее нормативное дóговор и т.п.
В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека -- низший и высший. Для низшего уровня, для первой ступени овладения литературным языком, достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного языка. Существуют нормы лексические, орфоэпические (фонетические), грамматические -- словообразовательные, морфологические, синтаксические. Лексические нормы фиксируются в толковых словарях в виде толкования значении слов и их сочетаемости с другими словами, остальные нормы раскрываются в пособиях по грамматике литературного языка, в специальных словарях-справочниках.

Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, а построении предложении, речь его мы называем правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но плохой, то есть не соответствовать целям и условиям общения. В понятие хорошей речи включаются как минимум три признака богатство, точность и выразительность. Показателями богатой речи являются большой объем активного словаря, разнообразие используемых морфологических форм и синтаксических конструкции. Точность речи -- это выбор таких языковых средств, которые наилучшим образом выражают содержание высказывания, раскрывают его тему и основную мысль. Выразительность создается с помощью отбора языковых средств, в наибольшей мере соответствующих условиям и задачам общения.

Если человек обладает правильной и хорошей речью, он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.

Высокий уровень речевой культуры -- неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь -- задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свои словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.
Эффективноe общениe - это тот "конечный продукт", создание которого должна облегчить теория культуры речи при ее практическом применении. Под эффективностью общения мы понимаем оптимальный способ достижения поставленных коммуникативных целей. Коммуника­тивные цели общения теснейшим образом связаны с основными функ­циями языка. Хорошо известна система функций языка, разработанная P.O. Якобсоном. Выделяются референтная, эмотивная, магическая, фактическая, металингвистическая (оценка языковых средств), поэтическая функции. Уже этот простой перечень функций показывает, что цель общения - явление сложное и многоаспектное.
перейти в каталог файлов
связь с админом