Главная страница

Нищева Занимаемся вместе Средняя группа. Занимаемся вместе


Скачать 418.5 Kb.
НазваниеЗанимаемся вместе
АнкорНищева Занимаемся вместе Средняя группа.doc
Дата30.09.2017
Размер418.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНищева Занимаемся вместе Средняя группа.doc
ТипДокументы
#38480
страница1 из 4
Каталогid11877722

С этим файлом связано 65 файл(ов). Среди них: kruzhochki_so_slogami.pdf, kartochki_na_soglasnye.pdf, Нищева Занимаемся вместе Старшая группа 1 часть.doc, O_I_Azova_Chtenie_s_uvlecheniem_4.pdf, sostav_chisla_10.docx, podumay_kakoy_zvuk_i_raskras.pdf, rus_1_kl.pdf, Нищева Занимаемся вместе Средняя группа.doc, O_I_Azova_Chtenie_s_uvlecheniem_3.pdf и ещё 55 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3   4







-

Н. В, Нищева

ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ

Средняя логопедическая группа Домашняя тетрадь

Санкт-Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»

2004

ББК 74.102 Н71

Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Средняя логопедическая группа: До-Н71 машняя тетрадь.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.— 40 с, ил.

18ВЫ 5-89814-236-3

Материалы тетради рассчитаны на дошкольников 4-го года жизни с нормальным речевым развитием и детей 5-го года жизни с речевой патологией и соответствуют планированию работы и рекомендациям, изложенным в методическом пособии авто­ра «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР».

Для родителей дошкольников, посещающих младшую группу детского сада или среднюю логопедическую группу.

Художник М. Г. Пишванова

18ВК 5-89814-236-3

© Нищева Н.В., 2004

© «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004

Предисловие

В дошкольном воспитании все больше внимания уделяется вопросу вза­имосвязи детского сада с семьей. Наша домашняя тетрадь позволяет при­влечь к занятиям с детьми мам, пап, бабушек и дедушек, которые становят­ся активными участниками педагогического процесса.

Материалы тетради рассчитаны на дошкольников четырехлетнего воз­раста с общим недоразвитием речи (ОНР) и соответствуют планированию и рекомендациям, данным в методическом пособии автора «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Но она может быть применима и для домашних занятий с трехлет­ними детьми с нормальным речевым развитием. В комплекте с домашней тетрадью также могут быть использованы рабочие тетради для средней ло­гопедической группы.

Домашняя тетрадь позволяет заниматься с малышом в течение года и дает возможность добиться ощутимых результатов в развитии речи ребенка. Мате­риалы тетради помогут родителям познакомить малыша с лексическими тема­ми, изучаемыми в средней группе детского сада. Каждая лексическая тема предполагает занятия в течение недели. Ежедневно по 15—20 минут родители могут играть с малышом, разучивать подвижные игры и пальчиковую гимнас­тику, стихи и потешки, отгадывать загадки, придумывать рассказы, а значит, развивать память, речь, мышление малыша, стимулировать его развитие.

Хочется напомнить родителям, что ребенка никогда не следует застав­лять заниматься. Необходимо правильно выбрать время для занятий — ма­лыш должен быть спокойным и отдохнувшим. Постарайтесь заинтересо­вать его: «Давай-ка поиграем! Посмотри, что у меня есть. Ах, какие инте­ресные картинки!» Если у малыша проблемы с речью и он с трудом справляется с заданиями, не стоит огорчаться, и ни в коем случае нельзя показывать свое состояние ребенку. Будьте настойчивыми и терпеливыми, и успехи обязательно придут.

Задания под номером 1 каждого занятия помогут родителям выяснить, каков словарный запас ребенка по данной теме, позволят уточнить и расши­рить его. Родителям необходимо помнить, что их речь должна быть образ­цом для малыша. Поэтому говорить следует неторопливо, четко произнося

звуки, неоднократно повторяя слова и словосочетания, которые вводятся в речь ребенка (эти словосочетания выделены в заданиях). Если малышу труд­но их повторить, не нужно его заставлять. Лучше сказать ребенку: «Внима­тельно смотри на меня и слушай, как я говорю. Попробуем сказать вместе, хором. Я помогу тебе. Ты молодец! А завтра у тебя получится еще лучше». И действительно, если повторять новые слова и словосочетания каждый день, результат не заставит себя ждать.

Задания под номером 2 каждого занятия предполагают работу с иллюст­ративным материалом. Работа по картинкам доставляет детям особое удо­вольствие: малыши с интересом рассматривают их, слушают комментарии и объяснения взрослого, пытаются рассказывать сами. А все это позволяет быстрее ввести в активный словарь ребенка новую лексику, стимулирует развитие связной речи. Если вначале ребенок отвечает на вопросы одно­сложно, то к занятию десятому — двенадцатому добивайтесь от него пол­ных ответов. Сначала можете давать образец ответа, а потом предложите внимательно слушать ваши вопросы и объясните, что это поможет правиль­но отвечать. Этот пункт задания содержит элемент обучения глобальному чтению, когда изображение предмета соотносится с его буквенным обозна­чением, что развивает память и зрительное внимание малыша. Позже, ког­да вы начнете обучать ребенка грамоте, сможете использовать надписи под картинками и над картинками для того, чтобы малыш показывал и назы­вал знакомые буквы, а потом и читал слова.

В пособии использованы в основном авторские стихи, игры, загадки, упраж­нения. Стихи и потешки позволят развить память ребенка, закрепят в речи но­вые слова по теме. Заучивая с малышом стихи, не огорчайтесь, если ребенок не запоминает их быстро. Сначала прочитайте ребенку все стихотворение. (Чи­тайте неторопливо, четко, выразительно; ребенок лучше воспринимает рифмо­ванную, хорошо интонированную речь.) Затем прочитайте ребенку две строч­ки, предупредив малыша, что он должен слушать очень внимательно. Предло­жите ребенку повторить эти две строчки сначала вместе с вами, а потом самостоятельно. Если малыш затрудняется, подсказывайте ему отдельные сло­ва. Таким образом разучивайте с ребенком все стихотворение.

Так же разучиваются тексты пальчиковой гимнастики и подвижных игр. Конечно же, не следует заучивать стихотворение и текст игры в один день. Приступайте к заучиванию текста игры только после того, как малыш хорошо запомнит стихотворение. Освоив с ребенком текст игры, покажите ему, как можно сопровождать текст движениями. Движения не только по­казывайте, но и объясняйте ребенку, что и как он должен делать. Предло­жите малышу рассказывать текст игры и выполнять движения вместе с ва­ми. Всем своим видом показывайте, что играете с удовольствием. Во время подвижной игры позвольте малышу немного пошалить. Похвалите его, ес­ли он сам придумает движения, которыми можно сопровождать текст.

Каждое занятие содержит один пункт, предполагающий свободное общение ребенка со взрослым во время прогулки в парк, экскурсии в ателье

3

или на почту, в совместной работе на кухне и т.п. и направленный на развитие диалогической речи, обучение малыша общению. Помните, что обще­ние с малышом должно происходить в спокойной обстановке, быть эмоцио­нальным. В такие минуты для вас не должно быть ничего важнее.

Если вы приобрели рабочие тетради для средней группы, то сможете за­ниматься с малышом развитием тонкой (пальцевой) моторики, научить его обводить и раскрашивать картинки, развить зрительное внимание малыша. Кроме того, ребенок сможет быстрее усвоить изучаемый материал, потому что задания тетрадей подобраны в соответствии с изучаемыми лексически­ми темами.

Занятие 1. «Осень»

1. Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Повторите
несколько раз вместе с ним слово осень и попросите его произнести это слово
самостоятельно. Закрепите в речи ответ на вопрос: какое сейчас время года?
(Сейчас осень.)

Потренируйте ребенка в произнесении этого словосочетания: сначала произнесите его сами, предложите малышу внимательно слушать и смот­реть, как вы говорите; затем предложите повторить словосочетание вместе с вами. И, наконец, пусть малыш попробует ответить на ваш вопрос самос­тоятельно. Расскажите ребенку, что на улице стало холодно, часто идут до­жди, листья на деревьях стали красными или желтыми, они опадают, стало меньше бабочек, жуков, улетают птицы, в садах и огородах убира­ют овощи и фрукты.

Произнесите вместе с ребенком эти словосочетания, попросите его самостоятельно рассказать об осени.

2. Рассмотрите вместе с ребенком картинку «Осень». Объясните
ему, почему на картинке нарисована осень. Обратите его внимание на хму­-
рое небо, темные тучи, мелкий дождик, разноцветные листья
на деревьях,
улетающих птиц, одежду детей. Попросите малыша рассказать об осени
по картинке. Если он затрудняется, помогите ему, задавая вопросы:

  • Какое время года на картинке? (Это осень.)

  • Какое небо? (Небо хмурое.)

  • Какие тучи? (Тучи темные.)

  • Какой дождик идет? (Идет мелкий дождик.)

  • Какие листья на деревьях? (На деревьях разноцветные листья.)

  • Что делают птицы? (Птицы улетают.)

  • Как одеты дети? Почему? (На улице холодно. Дети одеты тепло.) Обратите внимание ребенка на то, что над картинкой написано слово

осень.

3. На прогулке побеседуйте с ребенком об осени, понаблюдайте с ним при-­
меты осени (они перечислены в первом пункте). Найдите опавшие яркие ли­-
стики березы, тополя, дуба, клена, покажите их ребенку. Научите малыша

5

узнавать эти листья: кленовый листок — как раскрытая ладошка с расто­пыренными пальцами, дубовый — похож на отпечаток лапы сказочного зверя и т.д.

4. Прочитайте ребенку стихотворение, предложите повторить его вместе
с вами. Похвалите малыша, если он будет договаривать хотя бы отдельные
слова.

Птицы улетают, Собралися в стаи. Листья улетают, Ветер их уносит. Все это бывает, Если с нами осень.

Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать.

5. Предложите ребенку поиграть с пальчиками и разучите с ним пальчи­-
ковую гимнастику «Осенние листья». Сначала выразительно прочитайте
ребенку текст, затем попробуйте разучить его с малышом. Если пока это
для малыша сложно, покажите и расскажите ему, как выполняется гимна­-
стика. Вот увидите, через два дня ребенок будет не только выполнять дви­-
жения, но и станет договаривать отдельные слова, а к концу недели запо­-
мнит и весь текст, конечно же при условии, если вы будете заниматься с ма­-
лышом ежедневно.

Загибать пальчики, начиная с боль­шого, на обеих руках.

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

Загибать пальчики, начиная с боль­шого, на обеих руках.

«Шагать» по столу средними и ука­зательными пальчиками обеих рук.

Занятие 2. «Огород. Овощи»

  1. Расскажите ребенку, что овощи растут в огороде на грядках или в поле, урожай с поля и огорода убирают осенью.

  2. Потренируйте ребенка в назывании овощей. Назовите овощи сами, за­тем вместе с ребенком, потом попросите его произнести названия самостоя­тельно: огурец, помидор, свекла, морковка, картошка.

  3. Рассмотрите с ребенком картинки с изображениями овощей, названия которых вы выучили . Пусть малыш показывает и называет картинки.

6

Даже если он говорит не очень красиво и четко, хвалите его, подбадривай­те, но тут же давайте образец правильного высказывания: «Молодец! Хоро­шо. Это огурец, а это помидор». Названия овощей выделяйте голосом, это поможет ребенку их запомнить. Обратите внимание ребенка на цвет и фор­му каждого овоща, а также на названия овощей, написанные под картинка­ми: «Огурец овальный, зеленый. Здесь написано огурец. Помидор круглый, красный. Здесь написано помидор». Покажите малышу слово овощи, напи­санное над картинками.

  1. Покажите ребенку все эти овощи, расскажите и покажите, какие блюда из них готовят. Потренируйте малыша еще раз в назывании овощей: «Ты уз­нал, это свекла. Видишь, какая она: круглая, темно-красная. А это что за овощ? Конечно, это морковь. Посмотри и расскажи, какая она: круглая или овальная, красная или оранжевая?» и т.п. Привлеките малыша к приготов­лению блюд из овощей. Покажите, как трут морковь для салата, режут огур­цы и помидоры. Пусть малыш перемешает салат. Похвалите его за помощь.

  2. Помогите ребенку рассказать об овощах, используя материал всего за­нятия. Учите отвечать на вопросы:




  • Огурец, помидор, морковка — что это? (Это овощи.)

  • Где растут овощи? (В огороде. В поле.)

  • Когда убирают овощи? (Осенью.)

6. Расскажите малышу стихотворение и предложите выучить его,
рассказать сначала вместе с вами, а потом самостоятельно. Не огорчайтесь,
если на заучивание стихотворения у вас уйдет два-три дня.

В огороде нашем

Нет редиски краше.

Как сочна, красна, кругла,

Не смотрите, что мала.

Репка тоже удалась,

Желтым солнышком зажглась.

Ну а разве плох лучок,

В ста одежках старичок?

7. Предложите ребенку сделать упражнение «Урожай», которое поможет
расширить его глагольный словарь. Если вы видите, что текст сложен для
заучивания, покажите и расскажите малышу, как сопровождать текст дви­-
жениями. Пусть ребенок делает упражнение, глядя на вас. Похвалите ма­-
лыша, если он будет договаривать за вами отдельные слова.

В огород пойдем, Маршировать на месте.

Урожай соберем.

Мы морковки натаскаем Изображать, как вытаскивают из

земли морковь.

И картошки накопаем, Изображать, как копают.

7

Срежем мы кочан капусты — Изображать, как срезают у земли

кочан.

Круглый, сочный, очень Показывать руками круг.

вкусный.

Щавеля нарвем немножко Изображать, как рвут щавель.

И вернемся по дорожке. Маршировать на месте.

Занятие 3. «Сад. Фрукты»

  1. Расскажите ребенку, что фрукты растут в саду на деревьях, их убира­ют осенью.

  2. Потренируйте ребенка в назывании фруктов. Произнесите названия сами, затем вместе с ребенком, потом попросите его проговорить названия самостоятельно: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин.

  3. Рассмотрите вместе с ребенком картинки с изображениями фруктов . Пусть малыш покажет и назовет фрукты, которые узнал. Если он затрудняется, помогите ему — назовите фрукты и предложите повторить названия за вами. Обратите внимание малыша на цвет и форму каждого фрукта, а также на их названия, написанные под картинками: «Видишь, это слива. Она синяя, овальная. Здесь написано: слива. А это яблоко. Оно красное, круглое. Здесь написано: яблоко. А это что? Ты узнал? Какого цве­та и формы лимон?» и т.п. Покажите слово фрукты, написанное над кар­тинками. Предложите малышу задания по картинкам.

VПокажи яблоко. Покажи грушу. Покажи сливу. Покажи лимон. По­
кажи апельсин. (Пусть малыш покажет и назовет фрукты.)

'Покажи синий фрукт, оранжевый фрукт, зеленый фрукт, желтый фрукт, красный фрукт. (Пусть ребенок опять показывает и называет фрукты.)

VПокажи круглые фрукты, овальные фрукты. (Ребенок опять показы-­
вает и комментирует: «Яблоко круглое. Апельсин круглый. Слива
овальная.» и т.п.)

4. Предложите ребенку выучить стишок. Обычно малыши быстро запо­-
минают двустишия. Это стихотворение содержит новое для ребенка слово
фрукты и позволяет быстрее ввести его в активную речь.

Фрукты растут на деревьях в саду, Яркие фрукты у всех на виду.

5. Выполните с малышом пальчиковую гимнастику «Компот». Показы­-
вайте и рассказывайте ребенку, как сопровождать текст движениями.
Пусть малыш смотрит, как вы выполняете упражнение. Поощряйте жела-­
ние ребенка договаривать за вами отдельные слова, хвалите малыша,
радуйтесь его успехам.

8

Будем мы варить компот, Фруктов нужно много, вот.

Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить, Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.

Левую ладошку сложить «ковши­ком», а указательным пальцем пра­вой руки «размешивать в ней».

Загибать пальчики, начиная с боль­шого, на обеих руках.

Опять «варить» и «размешивать».

Занятие 4. «Лес. Грибы и лесные ягоды»

  1. Побеседуйте с ребенком о том, что в лесу растут ягоды, и грибы. Ягоды растут на кустах или на кустиках, грибы растут под деревьями, во мху, в траве.

  2. Рассмотрите вместе с ребенком картинки с изображениями черники, малины, земляники и научите его четко произносить эти названия, узна­вать ягоды на картинках. Сначала пусть малыш показывает ягоды по ва­шей просьбе, а потом не только показывает, но и называет. Обратите внима­ние ребенка на цвет и форму ягод, а также на их названия, написанные под картинками: «Посмотри, это малина. У нее красные овальные ягоды. Здесь написано малина» и т.п.

  3. Побеседуйте с ребенком о том, что можно приготовить из ягод: «Из ма­лины, черники, земляники варят варенье, компот, джем, делают соки. Все это полезное и вкусное». Если вы имеете возможность, покажите малышу, как готовятся блюда из ягод.

  4. Выучите с ребенком стишок.

На кустах и на кусточках, На сухих болотных кочках Ягоды растут в лесу, Быстро зреют на весу.

5. Рассмотрите вместе с ребенком изображения мухомора, белого гриба, под­
березовика.
Пусть малыш показывает грибы по вашей просьбе, а потом не толь­-
ко показывает, но и называет. Объясните ребенку, что мухомор есть нельзя.
Обратите его внимание на цвет, форму ножек и шляпок грибов, а также на их
названия, написанные под картинками: «Это белый гриб. У него круглая ко­
ричневая шляпка и овальная толстая белая ножка. Здесь написано белый гриб»
и т.п. Покажите ребенку слово грибы, написанное над картинками.

Прочитайте ребенку стишок.

Мухомор красив на вид, Но опасен, ядовит.

Р

  1. Побеседуйте с ребенком о том, какие блюда можно приготовить из грибов: «Из грибов варят суп, делают жаркое».

  2. Помогите ребенку ответить на вопросы:




  • Что растет в лесу? (В лесу растут грибы и ягоды.)

  • Где растут ягоды? (Ягоды растут на кустиках и кустах.)

  • Где растут грибы? (Грибы растут под деревьями.)

  • Какие ягоды ты знаешь? (Черника, малина, земляника.)

  • Какие грибы ты знаешь? (Белый гриб, подберезовик.)

  • Что готовят из грибов? (Суп, жаркое.)

  • Что готовят из ягод? (Варенье, компот, сок.)

8. Предложите ребенку поиграть с пальчиками — разучите пальчиковую
гимнастику «За ягодами». Как всегда, подробно объясните и покажите малы­-
шу, как надо выполнять движения. Делайте упражнение вместе с малышом.

Раз, два, три, четыре, пять, Пальчики обеих рук «здороваются»,

начиная с больших.

В лес идем мы погулять. «Шагать» указательным и сред-

ним пальчиками обеих рук по столу.

За черникой, Загибать пальчики на обеих руках,

За малиной, начиная с больших.

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.
  1   2   3   4

перейти в каталог файлов
связь с админом