Главная страница

Нищева Занимаемся вместе Старшая группа 1 часть. Занимаемся вместе


Скачать 247,5 Kb.
НазваниеЗанимаемся вместе
АнкорНищева Занимаемся вместе Старшая группа 1 часть.doc
Дата30.09.2017
Размер247,5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаНищева Занимаемся вместе Старшая группа 1 часть.doc
ТипДокументы
#38486
страница1 из 3
Каталогid11877722

С этим файлом связано 65 файл(ов). Среди них: kruzhochki_so_slogami.pdf, kartochki_na_soglasnye.pdf, Нищева Занимаемся вместе Старшая группа 1 часть.doc, O_I_Azova_Chtenie_s_uvlecheniem_4.pdf, sostav_chisla_10.docx, podumay_kakoy_zvuk_i_raskras.pdf, rus_1_kl.pdf, Нищева Занимаемся вместе Средняя группа.doc, O_I_Azova_Chtenie_s_uvlecheniem_3.pdf и ещё 55 файл(а).
Показать все связанные файлы
  1   2   3



Н.В. Нищева

ЗАНИМАЕМСЯ ВМЕСТЕ
Старшая логопедическая группа

Домашняя тетрадь

Часть I

Санкт-Петербург

«ДЕТСТВО-ПРЕСС»

2006

ББК 74.102 Н71

Нищева Н. В.

Н71 Занимаемся вместе. Старшая логопедическая группа: Домашняя тетрадь. Часть I+2.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.— 24 с, ил. 18ВЫ 5-89814-236-3

Материалы тетради рассчитаны на дошкольников 4-го года жизни с нормальным речевым развитием и детей 5-го года жизни с речевой патологией и соответствуют пла­нированию работы и рекомендациям, изложенным в методическом пособии автора «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР».

Для родителей дошкольников, посещающих младшую группу детского сада или среднюю логопедическую группу.

© Нищева Н. В., 2006
18ВМ 5-89814-236-3 © «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006

Предисловие

Вашему ребенку пять лет. В этом возрасте у детей хорошо развита фразовая речь: они умеют строить не только простые распространенные предложения, но и сложносочиненные и даже сложноподчиненные. Они умеют составлять небольшие рассказы по картинке и по серии картинок, могут рассказать о прочитанной книг или об увиденном мультфильме. Они правильно произносят почти все звуки родного языка, знают много букв и пытаются читать слоги и слова.

Если вы видите, что речевое развитие вашего ребенка не соответствует возрастной норме, не следует отчаиваться, но и успокаиваться тоже не стоит. Малышу нужно помочь. Для этого конечно же следует обязательно проконсультироваться со специалистом-логопедом. Хорошо, если ваш ребенок будет посещать логопедическую группу и заниматься под руководством специалиста. Однако если такой возможности нет. вам придет на помощь эта тетрадь. Она рассчитана прежде всего на пятилетних детей с речевой патологией, посещающих логопедическую группу второй год, но может стать хорошим помощником и родителям, занимающимся со своими детьми самостоятельно. Если речевое развитие четырехлетнего ребенка соответствует возрастной норме, вы тоже можете использовать материалы тетради для занятий и с ним.

Занятия нашей тетради построены на основе лексических тем, изучаемых в стар­шей логопедической группе детского сада, и соответствуют календарному планированию, приведенному в методическом пособии автора «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Каждое занятие рассчитано примерно на неделю и содержит от четырех до семи заданий. Первое и второе задания позволяют определить уровень развития словаря ребенка по данной лексической теме и уровень развития фразовой речи. Они предполагают проведение бесе­ды с ребенком, в ходе которой ему задаются вопросы и требуются полные ответы на них. Если малыш отвечает односложно, похвалите его, но тут же покажите, как следует ответить более полно. Объясните, что сам вопрос подсказывает, как нужно полно от­вечать. Например, выспрашиваете: «Какие на деревьях листья?» Ответ рекомендует­ся начинать с последних слов вопроса: «Листья на деревьях красные и желтые».

Одно из заданий предполагает работу по картинкам. Обращая внимание ребенка на различные детали изображения, цвет, форму, размеры объекта, называйте их вслух, чтобы ребенок услышал и запомнил. Учите ребенка внимательно рассматри­вать рисунки и составлять по ним предложения. С десятого занятия мы перейдем к составлению рассказов по серии картинок, а с двадцатого (см. «Занимаемся вмес­те». Часть вторая.) — к составлению рассказа по картинке. Методика работы по картинкам подробно изложена в заданиях. Показывайте и объясняйте ребенку, что написано на картинке. Пусть он ищет знакомые буквы в словах, пробует читать слова и слоги. Обучение чтению идет быстрее, если написанное соотносится с кар­тинкой.

В каждом занятии есть задания на развитие памяти: это стихи, пальчик: гимнастики, подвижные игры, считалки. В пособии используются, в основном, авторские тексты и произведения фольклора разных народов. Эти задания способст­вуют развитию моторики ребенка, координации движения, творческого воображе­ния и позволяют активизировать словарь ребенка, быстрее ввести в его активную речь новые слова по каждой лексической теме.

Тексты стихотворений, упражнений и игр необходимо разучивать с ребенком. Для этого сначала четко и выразительно прочитайте малышу текст. Спросите, о чем в нем говорится. Предложите ребенку послушать текст еще раз и попытаться его запомнить. Теперь читайте по две или четыре строки и повторяйте их хором. Под­сказывайте ребенку отдельные слова, подбадривайте и хвалите его, так запомина­ние пойдет быстрее. Затем пусть ребенок попробует рассказать заученные строки сам.

Таким образом заучивается весь текст. Повторяйте его в течение двух-трех дней. Если это текст пальчиковой гимнастики или подвижной игры, вы должны подробно, в соответствии с описанием рассказать и показать ребенку, как выполня­ются движения. А вот делать ли упражнение вместе с ребенком или предоставить ему полную самостоятельность, это вы должны решить сами. Но даже если вы иг­раете вместе, помните, что не должны быть руководителем. Попытайтесь активи­зировать самостоятельность ребенка, будьте его равноправным партнером.

В предложенных занятиях есть задания для развития грамматического строя речи. Они проводятся в форме игры, что позволяет быстрее и легче добиться жела­емого результата.

Выполняя упражнения на развитие слухового внимания и речевого слуха ребен­ка, придерживайтесь следующих правил. Сначала выразительно и четко читайте текст. Потом предупредите ребенка, что будете читать еще раз, и поясните, на что нужно обратить внимание.

Начиная с занятия 15, вы можете упражнять ребенка в делении слов на слоги, слоговом анализе, что полезно при обучении грамоте и важно для подготовки к изучению русского языка в школе.

Родителям, которые хотят подготовить руку ребенка к письму, заняться с ним профилактикой нарушений письменной речи, закрепить знания ребенка по всем лексическим темам, рекомендуется приобрести «Тетрадь №1 для старшей логопе­дической группы детского сада»1. Если вы обучаете своего ребенка грамоте, хотите сформировать у него навыки фонематического анализа и синтеза, развить его фо­нематический слух и фонематические представления, что будет способствовать ус­пешному изучению русского языка в школе, приобретите «Тетрадь №2 для старшей логопедической группы детского сада»2. Сделать занятия с ребенком более красоч­ными и занимательными помогут комплекты настольно-печатных дидактических игр для развития речи «Играйка 1» и «Играйка 2»3.

1 Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недора: речи.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003

1 НищеваН.В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. №1.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2003.

2 НищеваН.В. Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада. №2.— СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,
2003.

3 Нищева Н. В. Играйка. Восемь игр для развития речи дошкольников. — СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

Занятие 1. «Осень»

1. Выясните, знает ли ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы:

  • Какое время года наступило? (Наступила осень.)

  • Почему ты так думаешь? (Стало холодно. На деревьях красные и желтые листья)


2. Помогите ребенку запомнить приметы осени. Хорошо, если это будет происходить на прогулке. Показывайте ребенку то, что происходит в природе, и рассказывайте об осени. Предложите повторять предложения за вами: «Ты запомнил, о чем я рассказал тебе сейчас? Что делают птицы осенью? Повтори, пожалуйста и т.д.

Приметы осени

  • Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди.

  • Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают, начался листопад. Исчезли насекомые.

Собираются в стаи и улетают на юг птицы.

  • Дни стали короче, а ночи длиннее. С полей и из садов убирают урожай. Люди стали теплее одеваться.

  • Дети пошли в школу.


3. Рассмотрите вместе с ребенком несколько сюжетных картинок об осени {рис, 1—4) и помогите ему придумать предложения по каждой картинке: «Дети собирают разноцветные листья. Люди убирают урожай. Птицы улетают на юг. Идут холодные дожди». Если ребенок испытывает затруднение, помогите ему вопросами: «Что делают дети? Что убирают люди? Куда улетают птицы? Какие дожди идут осенью?

Если вы видите, что предложение, которое построил малыш, недостаточно распространено, помогите ему: «Ты сказал, что дети собирают листья. Правильно. А какие это листья? Конечно, желтые и красные, разных цветов, разноцветные. Значит как ты теперь ответишь на вопрос? Используй это слово. Правильно. Дети собирают разноцветные листья» и т.п. Обратите внимание ребенка на слово осень, написанное над картинкой.


  1. На прогулке помогите ребенку найти листики клена, дуба, березы, топа: осины, рябины. Покажите, с каких деревьев они опали. Учите ребенка узнавать «Этот листок упал с дуба. Видишь, какой он овальный, резной. А этот листок ветер сорвал с березы. Он заостренный, с мелкими зубцами по краю. А вот лист тополя. Он тоже заостренный, но крупнее листка березы. Этот — листок осины похож на монетку, он почти круглый. А что напоминает лист рябины? Правда, похож на перышко?» Обратите внимание ребенка на разный цвет листьев: «Видишь, какой лист клена? Правильно. Он оранжевый. А какого цвета лист осины? Он красный» и т.п.




  1. Выучите с ребенком стихотворение, которое позволит ему легко запомнить, как выглядят листья разных деревьев.

На что похожи листья?

На мою ладошку лист похож у клена.

Осенью оранжевый, летом он зеленый.

Словно перышки листочки у рябинки,

Что склонилась тихо над тропинкой.

У осины листья, как монеты,

У каштана — словно опахала.




Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?

— Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали...

Загибать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших, на каждую строчку.

Снова попеременно стучать кулачками и хлопать в ладоши.

Загибать пальчики на обеих руках, начи­ная с мизинчиков.

Хлопнуть в ладоши 1 раз.

Занятие 2. «Овощи»

  1. Выучите с ребенком названия овощей: морковь, картофель, свекла, капуста, репа, лук, чеснок, баклажан, кабачок, огурец, помидор. Лучше, если вы это сделаете во время посещения рынка или овощного магазина. Сначала выясните, названия каких овощей уже знает ребенок. Пусть он покажет и назовет их. Предложите тут же рассказать о каждом знакомом овоще по плану:

  • Что это?

  • Какого он цвета?

  • Какой он формы?

  • Каков он на ощупь?

  • Каков он на вкус?

Пример: Это помидор. Он красный, круглый, гладкий, кисло-сладкий. Познакомьте ребенка с теми овощами, названия которых он не знает. Покажите и назовите их. Затем пусть ребенок сам покажет и назовет их. Обратите внимание ребенка на слово «ОВОЩИ» над картинкой (рис. 5).

  1. Предложите ребенку рассмотреть еще раз рисунок 2. Попросите рассказать, какие овощи растут в огороде, что делают мама и дочка. Можно предложить ребенку составить предложения:

В огороде растут капуста, свекла, репа, морковь. Мама срезает капусту. Дочка таскает морковь.

  1. Теперь снова рассмотрите рисунок 5. Он поможет проверить, названия каких овощей запомнил ребенок, что он сможет рассказать о них. Предложите провести соревнование, кто из вас назовет и опишет больше овощей. Конечно же, победителем станет ребенок.

  2. Поиграйте с ребенком в игру с мячом «Один — много». Вы называете овощ в единственном числе и бросаете ребенку мяч, он ловит мяч и, возвращая мяч обратно, называет этот же овощ во множественном числе:

огурец — огурцы баклажан — баклажаны

кабачок — кабачки помидор — помидоры

  1. Поиграйте с мячом в игру «Назови ласково». Вы называете овощ и бросаете ребенку мяч, ребенок бросает мяч обратно и называет овощ «ласково»:

помидор — помидорчик чеснок — чесночок

морковь — морковочка огурец — огурчик

лук — лучок баклажан — баклажанчик

  1. Расскажите ребенку, из каких овощей готовят салаты, борщ, щи. Задайте вопросы, ответы на которые помогут развитию грамматической стороны его речи.

  • Какие овощи ты положишь в салат? (Я положу в салат помидоры и огурцы.)

  • Что кладут в борщ? (В борщ кладут картофель, свеклу, морковь, лук, капусту.)

  • Из чего варят щи? (Щи варят из капусты, картофеля, моркови, лука, помидоров.)

  1. Выучите с ребенком «огородную считалку», в которой есть несколько названий овощей:

Чики-чики-чики-чок,

Помидоры, кабачок,

Лук, картофель, патиссон,

Выходи скорее вон.

Считалку можно использовать и как задание для развития речевого слуха. Прочитав считалку один раз, предупредите ребенка, что при повторном чтении он должен будет сосчитать овощи, о которых говорится в считалке.

Занятие 3. «Фрукты»

    1. Выучите с ребенком названия фруктов: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, виноград, абрикос, персик, банан, ананас. Проведите еще раз экскурсию на рынок. Вам опять нужно выяснить, каков объем словаря вашего сына (вашей доче­ри) по изучаемой теме. Пусть ребенок покажет и назовет все фрукты, с которыми он знаком, и расскажет о них по плану из занятия 2. Например: Это яблоко. Оно красное, круглое, гладкое, крепкое, сладкое.

Покажите и назовите те фрукты, с названиями которых он еще не знаком.

    1. Проверьте, как ребенок запомнил названия фруктов, используя рисунок 6. Опять проведите соревнование, чтобы потренировать его в описании фруктов. Чтобы определить, кто из вас начинает соревнование, предложите использовать разучен­ную ранее «огородную считалку». Привлеките внимание ребенка к слову «ФРУК­ТЫ», написанному над картинкой.

    2. Поиграйте в уже знакомые игры «Один — много» и «Назови ласково» с мячом, используя названия фруктов.

яблоко — яблоки апельсин — апельсинчик

лимон — лимоны лимон — лимончик

груша — груши груша — грушка

абрикос — абрикосы банан — бананчик

слива — сливы

    1. Попробуйте придумать с ребенком загадки-описания о фруктах. В этом вам помогут вопросы, которые использовались при описании овощей и фруктов, и рисунок 6. К их помощи вы можете прибегнуть, если ребенок не придумает загадку, прослушав ваш образец.

Например. Желтый, овальный, кислый (лимон). Оранжевый, круглый, ароматный, кисло-сладкий (апельсин). Синяя, овальная, мягкая, сладкая (слива). Зеленое, круглое, гладкое, твердое, сладкое (яблоко).

    1. Учите ребенка образовывать прилагательные от существительных и отвечать на вопросы:

  • Какой сок делают из яблок? (Яблочный.)

  • Какое варенье варят из слив? (Сливовое.)

  • Какой джем готовят из апельсинов? (Апельсиновый.)

  • Какой компот можно приготовить из груш? (Грушевый.)

  • Какое повидло можно приготовить из абрикосов? (Абрикосовое.)

6. Разучите с ребенком сербскую народную песенку и проведите пальчиковую гимнастику, что будет способствовать развитию и памяти, и речи ребенка.

Яблоня

— Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

Попеременно хлопать в ладоши и стучать кулачками друг о друга.

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Загибать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с больших, на каждую строчку.

Куда они пропали?

Снова попеременно стучать кулачками и хлопать в ладоши.

— Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали…

Загибать пальчики на обеих руках, начиная с мизинчиков.

Дети оборвали…

Хлопнуть в ладоши 1 раз.

Занятие 4. «Грибы и лесные ягоды»

1. Рассмотрите с ребенком рисунок 7 и предложите ответить на вопросы:

  • Что делают девочки? (Девочки собирают малину.)

  • Где девочки собирают малину? (Девочки собирают малину в лесу.)

  • Какие ягоды еще растут в лесу? (В лесу растут черника, малина, земляника, клюква, брусника, ежевика.) Если ребенок не знает названий других лесных ягод, рассмотрите их на рисунке 8. Покажите и назовите их. Потом пусть ребе­нок показывает и называет ягоды. Обратите его внимание на слово «ЯГОДЫ», написанное над картинкой.

  1   2   3

перейти в каталог файлов
связь с админом