Главная страница
qrcode

Гомзяк О.С. Конспекты фронтальных фонетико-фонематических занятий 1-го периода обучения в старшей. Занятие Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках Цели занятия


НазваниеЗанятие Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках Цели занятия
АнкорГомзяк О.С. Конспекты фронтальных фонетико-фонематических занятий 1-го периода обучения в старшей.doc
Дата07.02.2018
Размер290 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГомзяк О.С. Конспекты фронтальных фонетико-фонематических заняти
ТипДокументы
#63338
страница3 из 6
Каталог
1   2   3   4   5   6

Буква У кричит: «Ура!»

Руки тянет вверх она.

Знакомство с буквами дает возможность детям использовать сохранный зрительный анализатор. При этом логопед проводит только знакомство с буквами и не дает установку на запоминание.

11. Развитие фонематического слуха.

Узнавание звука У из ряда изолированных зву­ков (различных по артикуляционному и акустиче­скому качествам), ряда слогов, ряда слов. Логопед произносит ряд звуков: А, У, И, А, О, И, У, О, И, У... Дети хлопают, когда слышат звук У. И т.п.

12. Закрепление звука в слогах.

Игра «Запомни — повтори». Дети вслед за ло­гопедом повторяют слоговые ряды:

ум-ум-ам ам-ам-ум ну-ну-на

оп-уп-уп ут-от-ут ку-ка-ку.

Выделение звука У из состава слогов УА, УМ, УН. Логопед произносит слоги, выделяя голосом звук У, и просит детей назвать первый звук. Если дети затрудняются, то возможно повторное произ­несение и называние звука самим логопедом.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Весело шагать,

Руки поднимать,

Руки опускать.

Весело шагать,

Весело шагать,

Руки поднимать,

Руки опускать.

13. Закрепление звука в словах.

На доске выставляются картинки со звуком У в начале слова (в ударной позиции). Логопед назы­вает картинки, выделяя звук У, и напоминает, что название картинок — это слова, а дети называют первый звук в этих словах.

После этого можно попросить детей назвать свое слово, которое начинается со звука У.

14. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений со словами утка и узор по односюжетным картинкам. Например: «Утка ловит рыбу», «Мальчик рисует узор».

15. Закрепление звука в тексте.
Повторение вслед за логопедом:

Ку-ку-ку — сидит дятел на суку.

Ут-ут-ут — две улитки ползут.

Ух-ух-ух — Вася ловит мух.

16. Итог занятия.

Логопед: Какой звук у паровозика самый люби­мый? (Звук У.) Какой это звук? (Гласный.) Фишкой какого цвета будем его обозначать? (Красного.)

  1. Оценка работы детей.

  2. Домашнее задание. К занятию 3 (альбом 1, с. 5-6).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 8-9)

  • Игра «Поймай звук». Дети хлопают на звук У.

  • Выделить начальный звук в словах: утка, уши, Уля, улей и т.д.

  • Учить давать характеристику звуку У: звук У — гласный (воздух выходит свободно, не встречая преграды, получается песенка), обозначаем его

- красным квадратиком.

Занятие 4.

Звук и буква А

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей со звуком А и его характе­ристикой (с опорой на артикуляцию);

  • дать понятие о месте нахождения звука в сло­ве (начало слова);

  • познакомить с буквой А (без установки на за­поминание буквы).

Коррекционно-развивающие:

  • развивать у детей фонематические процессы;

  • закреплять понятия «слово», «гласный звук»;

Коррекционно-воспитательная:

воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: дудочки для каждого ребенка; кар­тинки со звуком А в начале слова (ударная позиция): астра, Аня, аист; односюжетные картинки для составления предложений, зер­кала для каждого ребенка, схема для харак­теристики звуков, картинка для звукоподра­жания (звук А), счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква А, корзина с муляжами овощей.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Подбери слово». Логопед просит детей назвать слова, которые начинаются со звука У.

2. Развитие общей моторики. «Огород»

Огород у нас в порядке — Мы весной вскопали грядки. Мы пололи огород, Поливали огород.

Действия по тексту.

В лунках маленьких не густо Рассадили мы капусту.

«Сажают».

Лето все она толстела,

Показывают руками круг перед собой.

Разрасталась вширь и ввысь.

Руки в стороны, а затем вверх.

А теперь ей тесно белой,

Руки разведены в стороны.

Говорит — посторонись!

£ Стюарт

Отталкивающие движения руками.

3. Развитие мелкой моторики. «Купите лук...»

Купите лук, зеленый лук, Петрушку и морковку! Купите нашу девочку, Шалунью и плутовку!

Загибают по одному пальчику на обеих ру­ках, начиная с мизин­ца.

Не нужен нам зеленый лук, Петрушка и морковка, Нужна нам только девочка, Шалунья и плутовка.

Шотландская песенка, пер. И. Токмаковой

Разгибают по одному пальчику на обеих ру­ках, начиная с мизин­ца.

4. Массаж лица.

Знакомство с основными массажными движени­ями. Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагоо­бразными движениями:



Ходит пальчик по дорожке:

От середины лба к вискам.

Вверх — вниз, вверх — вниз,

Вокруг круговых мыши, глаз (от переносицы к вискам).

Будут розовыми щечки:

По мышцам щек (от кры­льев носа к вискам).

Вверх — вниз, вверх — вниз.

Т. Куликовская

От середины подбородка к ушам.

Массаж заканчивается поглаживанием.

5. Развитие мимических мышц.

Логопед (показывает детям корзинку с муля­жами): Вот в корзинке урожай овощей. Давайте «попробуем» овощи на вкус: горький лук; сладкий помидор; вкусную морковку; горький чеснок.

Логопед демонстрирует овощи, дети изобража­ют мимикой их вкус.

6. Развитие артикуляционной моторики.

  • «Улыбка» — «Трубочка».

  • «Лопаточка».

  • «Иголочка».

  • «Лопаточка» — «Иголочка».

  • Удержать «Лопаточку» под счет до пяти.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Игра «Дудочка». Дети поочередно дуют каждый

в свою дудочку, меняя тональность: тихо — громко — тихо. Затем дети кладут дудочки на стол, де­лают глубокий вдох и на выдохе протяжно произносят: «Ма-а-а-а...».

8. Объявление темы занятия.

Логопед: Ребята, посмотрите на картинку. Кого на ней видите? Да, правильно, это плачет маленькая девочка Аня. А какой звук она произносит? (А-а-а...) С этим звуком мы сегодня и познакомимся.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Логопед: Давайте произнесем звук А.

Сначала звук произносит логопед, затем дети хо­ром, а после этого логопед просит произнести звук А отдельных детей. Анализ артикуляции звука А произ­водится перед зеркалом.

Логопед: Рот широко открыт, язык спокойно ле­жит на дне ротовой полости («домика»), теплая воз­душная струя выходит свободно, не встречая пре­грады. Звук А — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета.

10. Связь звуков и буквы.

Логопед: Давайте познакомимся с буквой А. (Показывает букву детям.)

Возьми три палочки для А.

Наклонились две сперва.

Ну а третья, посмотри,

Третья спряталась внутри.

Рассмотрите букву А и выложите ее из счетных палочек.

П. Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопай, не зевай». Логопед произносит ряд звуков: У, И, О, А, И, М, К, А, П, О, А. Дети хлопают в ладоши, когда услышат звук А.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать, весело шагать,

Приседать и вставать,

Приседать и вставать.

12. Закрепление звука в слогах.

Повторение слоговых рядов вслед за логопедом.

13. Закрепление звука в словах.

На доске находятся картинки со звуком А в на­чале слова (в ударной позиции). Логопед называет картинки, выделяя звук А, просит детей назвать выделяемый звук, а затем предлагает дать ему характеристику. (Звук А гласный, обозначаем его фишкой красного цвета.)

14. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений из 3-4 слов по односюжетным картинкам: «Аист сел на крышу», «Аня пьет сок» и т.д.

15.Закрепление звука в тексте. |

Ан-ан-ан — папа чинит кран.

Та-та-та — усы большие у кота.

Ак-ак-ак — вырос в поле красный мак.

Ха-ха-ха — не поймать нам петуха.

16. Итог занятия.

Логопед: Как плакала девочка Аня? (А-а-а.) Ка­кой это звук? (Гласный, обозначаем его фишкой красного цвета.)

Почему звук А гласный? (Воздух выходит сво­бодно, не встречает преграды.)

  1. Оценка работы детей.

  2. Домашнее задание. К занятию 4 (альбом 1, с. 7).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 10-11)

  • Игра «Выдели звук». Дети должны выделить первый звук в словах: Аня, акула, арбуз, акро­бат и т.д. Дать ему характеристику. (Звук А — гласный, обозначаем фишкой красного цвета.) Объяснить, почему этот звук гласный. (Воздух выходит из ротика свободно, не встречает пре­грады, получается песенка.)

  • Игра «Поймай звук». Взрослый произносит ряд звуков, дети, услышав звук А, должны хлоп­нуть в ладоши.




Занятие 5.

Звуки У—А

Коррекционно-образователъная:

учить детей давать сравнительную характе­ристику звукам А и У, подбирать слова (кар­тинки) на заданный звук.

Коррекционно-развивающие:

  • закреплять понятия «слово», «гласный звук»;

  • развивать фонематические процессы;

  • закреплять понятие о месте нахождения зву­ка в слове: звук в начале слова;

  • развивать моторный праксис, просодические компоненты речи;

  • выделять звуки из состава слогов, слов (удар­ный звук в начале слогов, слов).

Коррекционно-воспитателъная:

воспитывать у детей усидчивость и умение обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование: зеркала для каждого ребенка, пред­метные картинки со звуками А и У в начале слов, схема для характеристики звуков, счет­ные палочки, цветные фишки для обозначе­ния звуков и составления схем, буквы А и У.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети делятся на две команды. Логопед устраи­вает соревнование: первая команда называет слова

со звуком У в начале слова, а вторая — со звуком Соревнование длится до тех пор, пока у одной из команд не закончатся слова.

2. Развитие общей моторики. «Яблоня».

В саду фруктовом яблоня

Машут руками над головой.

Посажена была.

«Сажают» яблоню.

Она цветами белыми

Руки подняты вверх, ла­дони изображают нерас­пустившийся цветок.

Весною расцвела.

«Цветок» распускает ле­пестки.

Следил наш старый дедушка, Известный садовод,

Изображают старого де­душку с палочкой.

Чтоб наливала яблоня

Машут руками над головой.

Румяный сладкий плод.

Пощипывают щеки.


Он сердит на нас — Веда!




Сжимают и разжимают пальцы на обеих руках.

Разбегайтесь кто куда...

И. Демьянов




Пальцы разжаты, напряжены и расставлены в стороны.
4. Массаж лица.

Знакомство с основными массажными движе­ниями. Дети выполняют массаж лица перед зерка­лом совместно с логопедом.

Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с пощипывающими движениями:

Вышли пальчики гулять,

От середины лба к вискам.

Стали яблоки срывать.

Вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам.

Что за чудная картинка:

По мышцам щек от крыльев носа к вискам.

Стала полною корзинка.

От середины подбородка к ушам.

Массаж заканчивается поглаживанием.

5. Развитие мимических мышц.

Логопед: На прошлом занятии мы «пробова­ли» овощи на вкус, а сегодня давайте «попробуем» фрукты: сладкий виноград, кислый лимон, аромат­ную грушу. Вдруг вам попалось червивое яблоко. (Дети передают эмоциональное состояние.)

6*. Развитие артикуляционной моторики.

«Окошко закрывается и открывается» — спо­койное открывание и закрывание рта.

  • «Поцелуй». Губы вытянуты вперед трубочкой

  • «Лопаточка».

  • Удержать «Лопаточку» под счет до семи.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Плавно развести руки в стороны и произнести протяжно: «А ». Затем прямые руки соединить перед грудью и произнести: «У ». Резко развести руки и коротко произнести: «А», соединить — «У».

8. Объявление темы занятия.

Логопед: Мы уже познакомились со звуками А и У, а сегодня мы будем учиться их различать.

9. Акустико-артикуляционный образ звуков.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом