Главная страница
qrcode

Гомзяк О.С. Конспекты фронтальных фонетико-фонематических занятий 1-го периода обучения в старшей. Занятие Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках Цели занятия


НазваниеЗанятие Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках Цели занятия
АнкорГомзяк О.С. Конспекты фронтальных фонетико-фонематических занятий 1-го периода обучения в старшей.doc
Дата07.02.2018
Размер290 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГомзяк О.С. Конспекты фронтальных фонетико-фонематических заняти
ТипДокументы
#63338
страница4 из 6
Каталог
1   2   3   4   5   6

Дети произносят звуки, а затем сравнивают, чем они похожи, а чем отличаются. (При произнесении звука А рот широко открыт, а при произнесении звука У — губы вытянуты трубочкой. Но оба эти звуки гласные, и обозначаются фишками красного цвета.)

10. Связь звуков и букв.

Дети выкладывают буквы А и У из счетных па­лочек (с опорой на буквы, выставленные на доске).

11. Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопай, топай, не зевай». Логопед про­износит ряд звуков, в котором кроме звуков А и У присутствуют и другие. Услышав звук У, дети хло­пают в ладоши, а услышав звук А, топают ногами.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Весело шагать,

Весело шагать,

Прыгать и скакать,

Прыгать и скакать.

  1. Закрепление звуков в слогах.

Выделение начальных звуков в слогах: АП, УП, АН, УН, УМ, AM.

Логопед: Сколько звуков вы слышите? (Два.) Назовите первый звук.

14. Закрепление звуков в словах.

Дети называют картинки на звуки А и У, выстав­ленные на доске. После этого поочередно выходят к доске, называют любую картинку и определяют первый звук в ее названии. Если ребенок ответил правильно, то он забирает картинку и возвращает­ся на свое место.

15. Закрепление звуков в предложениях.

Составление предложений со словами — назва­ниями картинок, которые находятся на столах у детей: «У меня красивая астра», «У меня улей» (без понятия «предложение»).

15. Закрепление звуков в тексте.
Повторение вслед за логопедом.

Ан-ан-ан-ан — в кухне течет кран.

Ух-ух-ух-ух — ходит по двору петух.

Ка-ка-ка-ка — дам котятам молока.

Ку-ку-ку-ку — сидит сорока на суку.

16. Итог занятия.

Логопед: Какие звуки учились различать? Чем эти звуки похожи?

  1. Оценка работы детей.

  2. Домашнее: задание. К занятию 5 (альбом 1, с. 8-9).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 12-13)

  • Игра «Выдели звук». Учить детей выделять на­чальные звуки в словах: утка, астра, аист, утро, улей, Аня и т.д.; давать звукам характери­стику. (Звуки гласные, потому что воздух вы­ходит свободно и не встречает преграду.)

  • Учить детей обозначать звуки У и А фишками красного цвета в схемах слов.

Занятие 6.

Звук и буква П

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей со звуком П и способом его характеристики с опорой на артикуляци­онные и акустические признаки;

  • познакомить с понятием «согласный глухой звук» и местонахождением звука в конце слов;

  • учить выделять звук в слогах и словах (конец слова).

Коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, мелкую и артикуляцион­ную моторику детей;

  • развивать голос и дыхание;

  • развивать фонематические процессы;

закреплять понятия: «звук», «слово».

Коррекционно-воспитательная:

воспитывать у детей умение доводить до конца начатое дело.

Оборудование: сюжетная картинка для звукопо­дражания («Самовар пыхтит»), односюжетные картинки («Мальчик ест суп», «Ученый смотрит в микроскоп»), предметные картин­ки со звуком П в конце слова-названия (суп, микроскоп, шип, серп), зеркала и губные гар­мошки для каждого ребенка, схемы для ха­рактеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, ди­дактическое пособие «Домик», буква П.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Игра «Слушай, повторяй!» Логопед просит детей послушать и повторить за ним ряды слогов:
ап-ап-уп уп-уп-ип


ип-ип-ап.

2. Развитие общей моторики.

Обыгрывание стихотворения Е. Стюарт «Огород» (см. занятие 4).

3.Развитие мелкой моторики. Обыгрывание стихотворения И. Демьянова«Апельсин» (см. занятие 5).

4.Массаж лица

Знакомство с основными массажными движе­ниями. Дети выполняют массаж лица перед зерка­лом совместно с логопедом. Сначала логопед проводит поглаживание, а затем знакомит детей с волнообразными движениями

По морям и океанам

От середины лба к вискам.

Буду плавать капитаном.

Вокруг круговых мышц глаз от переносицы к вискам.

Буду волны покорять,

По мышцам щек от крыльев носа к вискам.

Чудный остров открывать.

От середины подбородка к ушам.

5.Развитие мимических мышц.

Логопед: Давайте разложим овощи и фрукты по корзинкам. В левую — горький лук, в правую — сладкую грушу, в левую — терпкий чеснок, в пра­вую — кислое яблоко и т.д. (Дети передают эмоцио­нальное состояние.)

6.Развитие артикуляционной моторики.

  • «Окошко закрывается и открывается» — спо­койное открывание и закрывание рта.

  • «Почесывание» нижней и верхней губ зубами.

  • Многократное произнесение звука П.

  • «Маляр». «Красить» нёбо языком, производя движения вперед-назад.

7.Работа над развитием дыхания и голоса.

Игра на губной гармошке: поиграли — протяжно произнесли звук А , снова поиграли — протяжно произнесли звук У .

8.Объявление темы занятия.

Ребята, посмотрите на картинку! Послушайте, как пыхтит самовар: П-п-п... Повторите этот звук. (Дети хором повторяют.) Сегодня познакомимся со звуком П.

9.Акустико-артикуляционный образ звука.

Произнесение звука П с наблюдением за артику­ляцией перед зеркалом: воздух не выходит свободно, встречает преграду, и эта преграда — губы. Значит, звук П — это согласный звук.

Логопед: А теперь положите руку на горлышко и произнесите звук П. Горлышко «молчит». Звук П — глухой. (Повторение характеристики звука несколькими детьми: звук П — согласный глухой.) Обозначать звук П мы будем фишкой синего цвета.

10.Связь звука и буквы.

Знакомство с буквой П. Выкладывание буквы из палочек.

Буква П — дверной проем.

Мы три палочки возьмем.

Две дорожкой ровной сложим.

Третью наверху положим.

Т. Куликовская

11. Развитие фонематического слуха.

Игра «Хлопай, не зевай». Логопед произносит ряд слогов, дети хлопают в ладоши на слоги со зву­ком П.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Мы сначала будем хлопать,

А затем мы будем топать.

А сейчас мы повернемся

И все вместе улыбнемся.

Е. Колесникова

12.Закрепление звука в слогах.

Логопед произносит утрировано слоги АП, УП. Дети называют звуки в слогах, характеризуют их и выкладывают схемы. Логопед принимает непо­средственное участие в этой работе, так как на пер­воначальном этапе знакомства со звуками детям сложно справиться с такими заданиями.

13.Закрепление звука в словах.

Определение места звука П в словах укроп, ми­кроскоп, суп и т.д.

Дидактическая игра «Домик» (обозначение ме­ста звука в словах). Логопед выставляет макет до­мика с тремя окошками-карманами, обозначающи­ми место звука в словах — звук в начале, середине, конце слова. Дети определяют место звука в словах, логопед вставляет синюю фишку в последнее окош­ко. Затем логопед и ребенок меняются ролями.

14.Закрепление звука в предложениях.
Составление предложений по односюжетным картинкам со словами: суп, микроскоп.

Работа проводится без употребления слова «предложение». Логопед может дать детям вопрос-инструкцию: «Что вы видите на картинке?»

15.Закрепление звука в тексте. Повторение вслед за логопедом.

Уп-уп-уп — у Вани вкусный суп.

Ип-ип-ип — к нам пришел Филипп. И т.д.

16.Итог занятия.

Логопед: С каким звуком мы сегодня познако­мились? Какой это звук? (Согласный, обозначаем фишкой синего цвета, глухой.) Почему звук П согласный? (Воздух не выходит свободно, встречает преграду — губы.)

  1. Оценка работы детей.

  2. Домашнее задание. К занятию 6 (альбом 1, с. 10).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 14-15)

  • Игра «Выдели звук». Учить детей выделять по­следний звук в словах: микроскоп, потоп, суп, зуб, тулуп...

  • Учить детей давать характеристику звуку: звук П — согласный (воздух встречает преграду — губы), обозначаем его фишкой синего цвета.

  • Обозначение места звука в схеме: закрасим по­следний квадратик синим цветом, потому что звук П находится в конце слова.

  • Звуковой анализ слогов АП, УП с выкладыва­нием схемы слогов.

Занятие 7.

Звук и буква О

Цели занятия:

Коррекционно-образователъная:

познакомить детей со звуком О и способом его характеристики с опорой на артикуляцион­ные признаки.

Коррекционно развивающие:

  • развивать общую, мелкую и артикуляцион­ную моторику детей;

  • развивать голос и дыхание;

  • развивать фонематические процессы;

  • закреплять понятия: «звук», «слово»;

  • развивать умение выделять гласный звук в начале слов.

Коррекционно-воспитательная:

воспитывать речевое внимание детей.

Оборудование: сюжетная картинка «Девочка оха­ет» для звукоподражания, схема для харак­теристики звуков, цветные фишки для обо­значения звуков и составления схем, зеркала по количеству детей, предметные картинки со звуком О в начале слова в ударной позиции, дидактическое пособие «Домик».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Послушайте ряды слов. Выделите в каждом ряду лишнее слово.

Канава — канава — какао — канава.

Ком — ком — ком — кот.

Утенок — утенок — котенок — утенок.

Минута — монета — минута — минута.

2. Развитие общей моторики. «Грибок».

Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем.

Маршируют.

В шапочке нарядной,

Светло-шоколадной.

Изображают шапочку.

Ты не прячь, грибок,

Закрывают лицо руками.

Под листок свой бок!

О. Высотская

Руки на поясе.

3. Развитие мелкой моторики. «По ягоды».

Мы шли-шли-шли,

Шагают пальчиками по столу.

Землянику нашли

Изображают землянику.

Раз, два, три, четыре, пять,

«Пальчики здороваются».

Мы идем искать опять.

Шагают пальчиками по столу.

4. Массаж лица.

Совместное с логопедом выполнение массажа.

Солнышко проснулось,

Лобика коснулось,

Лучиками провело,

И погладило, и погладило.

Поглаживающие движе­ния.

Ходит пальчик по дорожке:

Вверх — вниз, вверх — вниз,

Будут розовыми щечки:

Вверх — вниз, вверх — вниз.

Зигзагообразные движе­ния.

— Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи!

Постукивающие движе­ния.

Солнышко проснулось, Лобика коснулось, Лучиками провело, И погладило, и погладило.

Т. Куликовская

Поглаживающие движе­ния.

5. Развитие мимических мышц. «Дуб».




Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Смелое выражение лица.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Страх.

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Радость.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закаленный.

И. Токмакова

Гордость.

6. Развитие артикуляционной моторики.

  • «Окошко закрывается и открывается» — спо­койное открывание и закрывание рта.

  • «Почесывание» нижней и верхней губ зубами.

  • Высунуть язык, «покусать» его зубами, произ­нося: дя-дя-дя-дя...

  • «Болтушка». Широким языком проводить по верхней губе вперед-назад, произнося: бл-бл-бл...

7. Работа над развитием дыхания и голоса.
Вдохнуть и на выдохе произносить: О .

8. Объявление темы занятия.

Логопед выставляет сюжетную картинку, на кото­рой больная девочка лежит на кровати.

Логопед: Посмотрите, Оля заболела и охает: «О-о-о». Какой звук она произносит? (О.) Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком О.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.
Хоровое и индивидуальное произнесение звука

О, с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы вытянуты вперед, воздух выходит свободно, не встречает преграду. Звук О — гласный, обозна­чать мы его будем фишкой красного цвета.

10. Связь звука и буквы.

Дети рассказывают, на что похожа буква О.

11. Развитие фонематического слуха.

Дети называют картинки, которые выставлены на доске. После этого часть детей поочередно выхо­дят к доске и выбирают только картинки, в назва­нии которых звук О находится в начале слова. Если ответ правильный — ребенок забирает картинку и возвращается на свое место.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом