Главная страница
qrcode

Гомзяк О.С. Конспекты фронтальных фонетико-фонематических занятий 1-го периода обучения в старшей. Занятие Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках Цели занятия


НазваниеЗанятие Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых звуках Цели занятия
АнкорГомзяк О.С. Конспекты фронтальных фонетико-фонематических занятий 1-го периода обучения в старшей.doc
Дата07.02.2018
Размер290 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГомзяк О.С. Конспекты фронтальных фонетико-фонематических заняти
ТипДокументы
#63338
страница5 из 6
Каталог
1   2   3   4   5   6

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Е.Алябьева

12. Закрепление звука в слогах.

Логопед утрированно произносит слог ОП и вме­сте с детьми проводит его анализ.

Логопед: Сколько звуков я произнесла? Назови­те первый звук. (О.) Назовите второй звук. (П.) О — это какой звук? (Гласный, обозначаем фишкой красного цвета.) А звук П? (Согласный, обознача­ем фишкой синего цвета.)

Выложите из фишек слог ОП. (Дети выклады­вают схему слога ОП.) Покажите звук О на схеме. (Дети указывают на красную фишку.) Покажите звук П на схеме. (Дети указывают на синюю фиш­ку.) Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один.) Сколько согласных звуков? (Один.)

Таким же образом проводится анализ звукосоче­таний ОУ, OA.

13. Закрепление звука в словах.

Дети, у которых на столах есть картинки со зву­ком О в начале слова, меняются ими с товарищами. Со второй частью детей проводится игра «Домик» (см. предыдущее занятие). Ребята подходят к ма­кету домика, вставляют картинку в первое окошко (так как звук в названии этих картинок находится в начале слова) и объясняют свои действия. (Звук О находится в начале слова «окунь» и т.д.)

14. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений по предметным кар­тинкам. Дети отвечают на вопросы логопеда: «Где живет окунь?» (Окунь живет в воде.); «Какого цве­та облако?» (Облако белого цвета.) и т.д.

15. Закрепление звука в тексте.
Повторение вслед за логопедом.

Ом-ом-ом — плывет по реке сом.

Ок-ок-ок — выпил Ваня вкусный сок.

От-от-от — в зоопарке бегемот.

Ох-ох-ох — вырос на грядке горох.

16. Итог занятия.

Логопед: Как охала Оля? (Оо-о.) Какой это звук? Назовите слова, которые начинаются со звука О.

  1. Оценка работы детей.

  2. Домашнее задание. К занятию 7 (альбом 1, с. 11-12).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 16-17)

  • Игра «Выдели звук». Учить детей выделять на­чальный звук в словах: окунь, окна, обруч, осень с дальнейшей характеристикой звука.

  • Звуковой анализ слога ОП с выкладыванием схемы и показом звуков О и П на схеме.

  • Игра «Слушай, повторяй». Взрослый произно­сит ряды слогов, дети повторяют: ап-оп-уп; уп-ап-оп и т.д.


Занятие 8. Звук и буква И

Цели занятия:

Коррекционно-образовательная:

познакомить детей со звуком И и его акустико-артикуляционной характеристикой.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать общую, мелкую, артикуляцион­ную моторику детей;

  • закреплять понятия: гласный звук, слог, слово;

  • автоматизировать звук И в слогах, словах и предложениях.

Коррекционно-воспитателъная:

воспитывать у детей навык обращения с раз­даточным материалом.

Оборудование: схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и со­ставления схем, зеркала по количеству детей, картинка для звукоподражания, счетные па­лочки, набор для составления слоговой схемы, предметные картинки со звуком И в названии.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра «Слушай, повторяй!». Логопед просит де­тей повторить ряды слов.

Мак — бак — так. Ток — тук — так.

Бык — бак — бок. Дам — дом — дым.

2. Развитие общей моторики

Опустел скворечник, Улетели птицы,

Машут руками, как крылья­ми.

Листьям на деревьях Тоже не сидится.

Приседают.

Целый день сегодня Все летят, летят...

Встают, идут по кругу и машут руками.

Видно, тоже в Африку Улететь хотят.

И. Токмакова

Бегут по кругу.

3. Развитие мелкой моторики. «Журавли».

Летят лениво журавли. Летят они прощаются:

Взмахи перекрещенными кистями рук.

С елками зелеными,

С березами и кленами,

С долинами, с озерами, С родимыми просторами.

Загибают по одному паль­чику, начиная с большого.

4. Массаж лица. Поглаживание, пощипывание, постукивание, волнообразные движения, поглаживание (по общим правилам).

5. Развитие мимических мышц.

Выразить состояние грусти и печали («Вы про­щаетесь с улетающими птицами»); изобразить ра­дость («Птицы вернулись в родные края»).

6. Развитие артикуляционной моторики.

  • «Окошко закрывается и открывается» — спо­койное открывание и закрывание рта.

  • «Дожевывание». Жевательные движения в мед­ленном темпе.

  • «Отставление» нижней губы от десен.

  • «Втягивание» нижней губы внутрь рта.

  • «Болтушка». Широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки: бл-бл-бл...

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Вдохнуть и на выдохе произносить: И .

Вдохнуть и на выдохе произносить: ОИ .

8. Объявление темы занятия.

Логопед называет картинки, выставленные на доске, в которых звук И находится в начале слова (звук И произносится при этом утрировано), а за­тем просит отгадать, с каким звуком дети сегодня будут знакомиться.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.

Хоровое и индивидуальное произнесение звука И с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, язык спокойно лежит на дне ротовой полости («домика»), воздух выходит свобод­но, не встречает преграду.

Логопед: Звук И — гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета. Этот звук очень лю­бит произносить маленький ослик. (Картинка для звукоподражания.) Повторите вслед за осликом: «И-и-и».

10. Связь звука и буквы.Выкладывание буквы И из палочек.

Для И три палочки возьми.

Две прямо. Третью наклони.

Т. Куликовская

11. Развитие фонематического слуха.Повторение вслед за логопедом Слоговых рядов.

Физкультминутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Мы пойдем на носках,

Мы пойдем на пятках.

Мы идем, как все ребятки.

Раз-два, раз-два!

И как мишка косолапый.

12. Закрепление звука в слогах.

Логопед утрированно произносит слог ИП и вме­сте с детьми проводит его подробный анализ. По сле­дам анализа дети выкладывают схему.

Логопед: Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один.) Сколько согласных? (Один.) Что подсказа­ло вам правильный ответ? (На схеме одна красная и одна синяя фишки.)

13. Закрепление звука в словах.

Деление слов на части (слоги), с определением количества слогов и выкладыванием слоговой схе­мы. (Выложить столько же полосочек, сколько раз хлопнули.) Определение места звука в словах: ин­дюк, иголка, Ира, игрушки и т.д.

14. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложения по демонстрируемому действию. Выходит девочка (по предварительной до­говоренности) и начинает собирать игрушки, разбро­санные на столе.

Логопед:Скажите, что делает девочка? (Девочка собирает игрушки.) «Девочка» — это слово. А «со­бирает»? (Слово.) А «игрушки»? (Слово.)

Теперь я попрошу выйти Колю и Дашу. (Дети выходят) Сейчас вы будете «живыми словами». Ира — слово «девочка», Коля — слово «собирает», Даша — слово «игрушки». А теперь возьмитесь за руки. Вот посмотрите: если слова дружат и хотят нам что-то рассказать, то это предложение. А те­перь составьте предложение со словами «индюк» и «иголка», то есть подружите эти слова. (Дети со­ставляют предложения.)

15. Закрепление звука в тексте.

Логопед: Слушай, не зевай,

Все загадки отгадай!

Звук И в словах выделяется голосом. Бежит свинка,

Железная спинка. (Иголка с ниткой.) Висит сито —

Не руками свито. (Паутина.)

16. Итог занятия.

Логопед: С каким звуком познакомились? Ка­кой это звук?

Когда слова дружат и хотят что-то рассказать, это что? (Предложение.)

  1. Оценка работы детей.

  2. Домашнее задание. К занятию 8 (альбом 1, с. 13-14).

Задания для закрепления вне занятий (тетрадь 1, с. 18-19)

  • Деление слов на слоги: машина, Миша, игруш­ки... Определение количества слогов (сколько раз хлопнули?).

  • Звуковой анализ слогов АП, ОП, ИП с выклады­ванием схемы и указанием заданных звуков.

  • Игра «Хлопай, не зевай». Произносится ряд зву­ков, а затем слогов, ребенок должен хлопнуть на звук И.

  • Закрепление понятий: гласный, согласный зву­ки, слоги, слово.

Занятие 9. Звук и буква М

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

  • познакомить детей со звуком М;

  • научить характеризовать звук М по акусти­ческим и артикуляционным признакам («со­гласный звонкий звук»);

  • познакомить с буквой М.

  • Коррекционно-развивающие:

  • закреплять понятие о месте звука в слове;

  • упражнять детей в делении слов на слоги;

  • развивать фонематические процессы.

  • Коррекционно-воспитателъная:

воспитывать умение вслушиваться в речь взрослого.

Оборудование: губные гармошки и зеркала для каждого ребенка, схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения зву­ков; картинки, в названии которых есть звук М; картинка для звукоподражания, наборы для составления слоговых схем, буква М.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Назовите слова, которые начинаются со звуков: О, И, А.

2. Развитие общей моторики «Шапка»

Шапка шерстяная,

Изображают шапку и помпон.

Наверху помпон,

Круглый, словно мячик, И пушистый он.

«Круглый мячик».

Есть еще у шапки Отворот цветной,

Показывают отворот «ушей» у шапки.

В этой шапке можно Бегать зимой.

Бегут.

Бабушка вязала Шапку не спеша,

«Вяжут спицами».

Шапка шерстяная Вышла хороша.

В. Мирясова

Руки на поясе, а затем по­казывают на воображаемую шапку.

3. Развитие мелкой моторики. «Варежка».

Маша варежку надела,

«Надевают».

Ой, куда я пальчик дела?

Все пальцы кроме большого сжаты в кулак.

Нету пальчика — пропал,

Загибают и большой пальчик.

В свой домишко не попал!

Показывают «домик».

Маша варежку сняла,

«Снимают».

Поглядите-ка, нашла!

f. Благинина

Пальцы сжаты в кулак, кроме большого.

4. Массаж лица.

Поглаживание, постукивание, спиралевидные движения, поглаживание (по общим правилам).

5. Развитие мимических мышц.
Логопед: Послушайте и покажите.

Вы радуетесь покупке новой одежды, удивляе­тесь необычному наряду, восхищаетесь новым костюмом мамы, печалитесь, нечаянно порвав новые брюки.

6. Развитие артикуляционной моторики.

  • «Окошко». Рот открыть и удержать под счет до пяти.

  • «Обезьянки». Движение нижней челюстью вправо — влево.

  • «Почесывание» верхней и нижней губы зубами.

  • «Болтушка». Широким языком производить по верхней губе движения вперед-назад, произнося звуки: бл-бл-бл...

  • «Хомяк». Надувание обеих щек.

7. Работа над развитием дыхания и голоса.

Игра на губной гармошке: вдохнули и протяжно выдохнули в гармошку — чей звук длиннее?

Затем дети кладут гармошки на стол, вдыхают и
на выдохе произносят: А О У .


8. Объявление темы занятия.

Логопед (выставляет картинку с изображени­ем коровы): Вышла Буренушка гулять и замычала: «М-м-м»... С песенкой Буренушки мы сегодня и по­знакомимся.

9. Акустико-артикуляционный образ звука.

Проводится подробный анализ звука (по анало­гии с предыдущими занятиями). Звук М — соглас­ный, звонкий, обозначаем фишкой синего цвета.

10. Связь звука и буквы.
Логопед демонстрирует букву М.
Взялись за руки друзья

И сказали: «Ты да я — Это мы».

А между тем

Получилась буква М.

А. Шибаев

11. Развитие фонематического слуха.
Повторение вслед за логопедом слоговых рядов.

Физкультминутка. Выполнение действий по тексту.

Как у наших у ребят

Ножки весело стучат:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

А устали ножки,

Хлопают ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп,

Хлоп-хлоп-хлоп.

12. Закрепление звука в слогах.

Логопед произносит слоги ИМ, УМ и совместно с детьми производит подробный анализ данных слогов. По следам анализа дети выкладывают схему.

Логопед: Сколько в этой схеме гласных звуков? (Один.) Сколько согласных? (Один.) Что подсказа­ло вам правильный ответ?

13. Закрепление звука в словах.

Деление слов на слоги с выкладыванием графи­ческой схемы. Определение места звука М в словах: гном, альбом, сом и т.д.

Игра «Домик».

14. Закрепление звука в предложениях.

Составление предложений со словами, обознача­ющими названия картинок (без анализа и схемы).

15. Закрепление звука М в тексте.
Выделение слов со звуком М из текста.

Мы топаем ногами,

Мы руки поднимаем,

Мы руки разведем,

И побежим кругом.

16. Итог занятия.

Логопед: С каким звуком познакомились? Какой это звук? Назовите слова со звуком М в конце (с опо­рой на выставленные на доске картинки).

  1. Оценка работы детей.

  2. Домашнее задание. К занятию 9 (альбом 1, с. 15-16).
1   2   3   4   5   6

перейти в каталог файлов


связь с админом