Главная страница
qrcode

Статья_Родник. Запуск речи у детей с расстройством аутистического спектра


Скачать 27,83 Kb.
НазваниеЗапуск речи у детей с расстройством аутистического спектра
Дата17.07.2020
Размер27,83 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСтатья_Родник.docx
ТипДокументы
#112080
Каталог

Логопед: Ефимова Э.В.

Запуск речи у детей с расстройством аутистического спектра.

Специалисты областного реабилитационного центра «Родник» отмечают ежегодное увеличение числа детей со сложной речевой патологией, в частности неговорящих детей с расстройством аутистического спектра. Как правило, они имеют комплексное органическое нарушение, что значительно затрудняет логопедическую работу с ними. Для того чтобы правильнее и эффективнее организовать свою работу логопеды постоянно усовершенствуют свои знания и навыки, осваивают и применяют целый ряд методик. В данной статье рассмотрим наиболее перспективные методики запуска речи у неговорящих детей с РАС.

Метод формирования языковой системы (МФЯС), разработанный Т.Н. Новиковой-Иванцовой успешно применяется нашими специалистами не только при РАС, но и всех видах алалий, при ДЦП и иных речевых трудностях, связанных с темпом и ритмом речи. Методика построена по онтогенетическому принципу развития речи: от крика к гулению, от гуления к лепету, от лепета к слову, далее фразе и речи. Если какой-то этап «выпадает», то его необходимо восстановить, как заложено природой, иначе ребенок так и не заговорит. Данная методика помогает заново пройти все эти этапы, освоить и усовершенствовать слоговую структуру слова, научиться произносить двусложные слова и простые фразы. Занятия направлены на развитие речевого аппарата и речеслухового восприятия. Ключевым инструментом, запускающим речевой механизм, является музыка.


При работе по данной методике специалист может столкнуться с проблемой неприятия музыки ребенком с РАС, вплоть до болезненных ощущений, закрывания ушей ладонями. При такой реакции рекомендуется вводить музыку дозировано и постепенно, а за основу взять игровую логопедию.

Игровая логопедия, разработанная Т. В. Грузиновой, основана на системном подходе к речи как к сложному механизму. По ее мнению для того чтобы речь «запустилась» необходимо развить у ребенка символическую функцию. Она предлагает использовать игровую логопедию, ведь все необходимые функции и процессы приходят в норму именно тогда, когда ребенок позитивно настроен на игру и эмоционально в нее вовлечен. При работе с не говорящими детьми с РАС по методике Т.В. Грузиновой для развития внимания и речевой активности ребенка, на первом этапе подбирается коррекционно-развивающий материал на вызывание и закрепление произношения непроизвольных согласных звуков в игровой ситуации, используя ассоциацию на движение предмета с жестом для возможности их произвольного воспроизведения ребенком. При этом, полученный в процессе игры звук сопровождается жестом, связанным с движением предмета, до формирования устойчивой взаимосвязи между конкретным звуком и конкретным жестом с предметом, причем жест и движение предмета должны обозначать один звук. Жест может быть похож: на произнесение звука, на способ образования, на игру. Например: игра «Забьём гвозди» на вызов звука «Т». Предмет: доска, пластилин, можно использовать «гвозди перевёртыши». Жест: удары ребром ладони или кулаком по поверхности (как будто забиваем гвозди). Ход игры: на доске слепите из пластилина гвозди (можно разного цвета), забиваем «гвозди» ребром ладони, проговаривая: ТУ-ТУ-ТУ, кулаком ТА-ТА-ТА.

Игра «Манка сыпется» на вызов звука «С». Предмет: манка в латке. Жест: рука согнута в локте и сжата в кулак, движение вниз, как будто «накачаем колесо». Ход игры: набираем манку в кулак и сыпем в тарелку, можно сыпать на руку ребенка. Манка сыпется, звук произносится С-С-С. Манка перестала сыпаться, звук перестали произносить.

Таким образом, ребёнок работает, то есть учит новый звук ради игры. Игра должна быть интересна ребёнку. Основная цель логопедического воздействия на первоначальном этапе работы с не говорящими детьми с РАС активизация звукоподражания у неговорящих детей. Посредством игры специалист стимулирует речевую активности, развивает способность к подражанию действиям (эхопраксии) и речевому подражанию (эхолалии), формирует мотивационно - побудительный уровень речевой деятельности, создает условия для появления активной речи. Речь взрослого должна постоянно варьироваться по громкости, тембру, высоте, что способствует активизации ориентировочной реакции ребёнка. У детей может быть нарушен слух, зрение, но тактильное ощущение сохранно, поэтому звук сопровождаем жестом, это подсказка. Работа начинается с сопряжённого проговаривания с постепенным переходом к отражённому, а затем самостоятельному произнесению ребёнком звуков. Первоначально логопед формирует согласные звуки раннего онтогенеза. Обязательно поощрение ребёнка за выполненное задание, то есть произнесение звука. Суть второго этапа в направлении логопедом ребенка к окончанию слова по принципу дополнения безударного слога ударным. Таким образом, формируем структуру слова в заданном ритме. Затем ребенок осваивает слова из нескольких слогов.

На завершающем этапе малыш учится произносить фразы, подкрепляя их жестами, картинками, предметами и прорабатывая их ритмику и мелодику.

Одно из преимуществ данного метода в том, что занятия происходят большей частью не за столом или кушетке, что изначально ставит ребенка в непривычную, а потому некомфортную для него ситуацию, а на полу, на игровом коврике. Таким образом, ребенок даже не замечает, что выполняет серьезные упражнения. Логопед из незнакомого взрослого превращается в товарища по игре, который говорит с малышом на одном «языке».

Применение любой методики возможно при учете индивидуальных особенностей и возможностей конкретного ребенка. Специалисты областного реабилитационного центра «Родник» считают наиболее эффективным применение обеих вышеописанных методик, как взаимодополняющих. Как показывает практика, целесообразнее начать работу в комфортной для ребенка атмосфере игровой логопедии с формированием согласных звуков раннего онтогенеза, далее включить в структуру занятия вызывание гласных звуков по МФЯС. При таком подходе качественнее формируется минимальная произносительная единица речи-слог, который дает возможность получить первые долгожданные слова у не говорящих детей с РАС.
.
перейти в каталог файлов


связь с админом